Как работать с разными видами речевых нарушений у детей
консультация по развитию речи
О нарушениях речи говорят, если речевые навыки ребенка не соответствуют его возрасту. Многие недостатки сложно преодолеть самостоятельно. Справиться с ними помогает педагогическая наука – логопедия.
Стоит запомнить: какими бы ни были детские нарушения речи, ими обязательно нужно заниматься, а не пускать на самотек. Легкие речевые проблемы могут исчезнуть полностью. При разумных усилиях и занятиях это произойдет быстрее. Средние и тяжелые нарушения подлежат частичной коррекции.
Работа с разными видами речевых нраушений у детей требует дифференцировнаного подхода.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 23.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Как работать
с разными видами речевых нарушений у детей
Чтобы определить уровень ОНР, организуйте наблюдение за ребенком, проведите беседы с родителями и воспитателями и воспользуйтесь таблицей симптомов. После того как вы определите уровень развития речи, установите с помощью учителя-логопеда причину трудностей ребенка, например, алалия, ФФНР, ЗРР. Планируйте коррекционную работу на основе полного логопедического диагноза, например, моторная алалия, ОНР 2-го уровня.
Уровни общего недоразвития речи
1 уровень ОНР | Слов и речи нет. Звукоподражание: пи-пи. Нечеткое произнесение звуков. Речь непонятна. |
2 уровень ОНР | Первые слова и короткие фразы с ошибками в грамматике, фонетике. Речь понятна с трудом. |
3 уровень ОНР | Фразовая речь с очевидными ошибками звукопроизношения и грамматики. Речевые ошибки очевидны, но ребенка понимают и члены семьи, и посторонние. |
4 уровень ОНР | Фразовая речь с отдельными нарушениями звукопроизношения и аграмматизмами, понятна легко. Остаточные трудности часто не выделяются как отдельный уровень ОНР. |
Как начать коррекцию речевых нарушений
Во время работы с детьми с речевыми нарушениями помните, что речь – это психологический процесс, который проходит несколько стадий развития. Чтобы у ребенка возникла фразовая речь, он сначала выделяет звуки из общего потока звуков, затем учится понимать обращенную речь, тренирует органы артикуляции, осваивает звукоподражание и звуковые комплексы, а потом произносит первые слова и начинает расширять активный и пассивный словарный запас. При нормальном развитии речь формируется «самостоятельно», то есть симулируется общением и совместной деятельностью ребенка со взрослыми. Чтобы скорректировать развитие речи на занятиях, создайте условия, которые помогут воссоздать естественный процесс формирования речи в онтогенезе и проводите коррекционную работу в несколько этапов.
Важно! ОНР или общее недоразвитие речи – это уровень проявления речевых трудностей. ОНР не указывает на причину трудностей
Диагностический этап. Проанализируйте речевые навыки ребенка, чтобы понять общий уровень развития дошкольника и определить стадию речевых функций. Установите в ходе диагностики, идет ли развитие речи замедленно, но в нужном порядке, как, например, при ЗРР, или в анамнезе воспитанника отсутствуют какие-то ступени развития и нарушен не только их темп, но и порядок, например, при сенсорной алалии ребенок не дифференцирует и не понимает звуки.
Коррекционный этап. Детям с речевыми нарушениями нужна систематическая, ежедневная, длительная, часто – минимум 2-3 года, специализированная помощь логопедов и всех взрослых, которые воспитывают ребенка, направленная на развитие речевых навыков. Направьте администрации детского сада рекомендации, чтобы организовать коррекционную работу. Проведите консультацию с родителями, чтобы помочь создать речевую среду для коррекционной работы дома: ясно и дружелюбно общаться, избегать насмешек, не наказывать за речевые дефекты, заниматься с ребенком дома так, как нужно при его речевом нарушении. Сочетайте занятия речью с играми по возрасту и интересам, с развитием мелкой моторики. После каждого занятия давайте ребенку положительную обратную связь и расскажите родителям, как оказать ребенку психологическую поддержку.
Важно! Уровень ОНР по признакам может определить любой взрослый. Логопедический диагноз устанавливает только логопед самостоятельно или вместе с консилиумом специалистов
Как работать с детьми с сенсорной алалией
Дети с сенсорной алалией не воспринимают речь и с трудом понимают ее. В самых тяжелых случаях сенсорной алалии ребенок как будто не слышит обращенную речь, не реагирует на нее. У детей с сенсорной алалией часто бывают эхолалии: они бессмысленно повторяют то, что услышали. Помните, что с возрастом состояние ребенка ухудшается без логопедической коррекции:
- в 2–3 года воспитанники отличаются от сверстников только отсутствием речи,
- в 4–5 показывают агрессивность и отгороженность,
- к 6 годам ребенок становится неуправляем, проявляет речевой негативизм.
На самом легком уровне сенсорной алалии дети плохо различает близкие звуки и понимают изменения в грамматических формах слов. Дети не управляют поведением на основе речевых команд взрослого, так как не воспринимают речь, часто проявляют заторможенность и задержку моторного развития. Ребенок с тяжелой сенсорной алалией воспринимает речь как шум. Иногда дети различают одно-два самых важных слова, например, мама, мультик.
Коррекция сенсорной алалии чрезвычайно сложна. Специалистов по коррекции сенсорной алалии мало, работа очень кропотливая и долго кажется безрезультатной. Помните: для детей с сенсорной алалией без своевременной помощи высока вероятность инвалидности. Чтобы скорректировать речь ребенка, начните занятия с 3 лет и продолжайте работу ежедневно в течение 2–4 лет. Скачайте рекомендации для родителей.
Справка! Алалия возникает как результат поражения речевых отделов мозга
Как работать с детьми с моторной алалией
У детей с моторной алалией не сформировалась способность порождать речевое высказывание и усваивать языковые единицы, выбирать фонемы и слова. Моторная алалия – это языковое нарушение, при котором ребенок не овладевает речью естественным путем, а как будто учит иностранный язык. Из-за поражений речевой коры мозга, у воспитанника возникают нарушения в работе артикуляционного аппарата, речедвигательной системы.
В младшем дошкольном возрасте дети производят впечатление умных, контактных, но молчаливых. Дети с моторной алалией не владеют фразовой речью, хотя понимают чужие слова и не имеют умственной отсталости. Коррекция моторной алалии чрезвычайно сложна и невозможна без логопеда. Занимайтесь с ребенком ежедневно минимум 3–4 года и помните, что раннее начало улучшает прогноз.
Важно! Порядок коррекционной работы при любом речевом нарушении определяет логопед, поэтому организуйте подробную консультацию со специалистом перед началом работы
Как работать с детьми с ФФНР
Дети с ФФНР, фонетико-фонематическим недоразвитием речи, неверно воспроизводят и воспринимают звуки на слух. Воспитанникам трудно, а в тяжелых случаях невозможно анализировать звуки. Дети обладают диффузным звукопроизношением: согласные звуки в речи нечеткие и похожи друг на друга, дислалиями: не произносят и заменяют отдельные согласные. Дошкольники с ФФНР могут произносить и воспринимать звуки по-разному, например, ребенок различает некоторые звуки, но не умеет их произнести. Речь детей с ФФНР, как правило, бедная, невыразительная.
Коррекция ФФНР очень сложна и невозможна без систематической работы с логопедом и домашних занятий. Помните: без коррекции ФФНР усугубляется в школьном возрасте дисграфиями, дислексиями и нарушениями обучения.
Важно! Дети с сенсорной алалией часто получают ошибочный диагноз РАС, если проходят комиссию без логопеда
Как работать с детьми с ЗРР
Речевое развитие детей с ЗРР соответствует нормам для более раннего возраста. Малыш позже гулит, произносит лепетные и первые слова, фразы. Ребенок не переходит с одной степени речевого развития на другую вместе с ровесниками.
Коррекция ЗРР без других нарушений речи и развития происходит в правильной речевой среде. Ребенок с ЗРР может заговорить на уровне сверстников, если постоянно строить с ним диалог и стимулировать речевую активность, вовлекать в игры с общительными ровесниками в комфортной психологической среде.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы учителя-логопеда МБДОУ "Лямбирский детский сад №3 комбинированного вида" Сусликовой Ларисы Станиславовны по теме: "Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе с детьми, имеющими речевые нарушения"
«Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя»...

Виды речевых нарушений у детей, причины их появления
Нарушения речи — собирательный термин для обозначения отклонений от речевой нормы, принятой в данной языковой среде, полностью или частично препятствующих речевому общению и ограничивающих возмо...

Консультация для родителей "Причины и виды речевых нарушений у детей".
Опираясь на свой почти двадцатилетний опыт работы с детьми, имеющими речевые нарушения, я хочу поговорить об актуальности проблемы развития речи ребёнка Д...
Семина-практикум для воспитателей: «Использование артикуляционной, дыхательной, пальчиковой гимнастики в работе педагога для преодоления речевых нарушений у детей дошкольного возраста».
Материал предназначен для педагогов-дошкольников. Как правильно и поэтапно использовать в работе с детьми артикуляционную, дыхательную и пальчиковую гимнастику для преодоления речевого нарушения у де...

План работы по самообразованию «Коррекция речевых нарушений у детей с ТНР 6-7 лет (подготовительная группа), с применением нейрогимнастики»
План работы по самообразованию «Коррекция речевых нарушений у детей с ТНР 6-7 лет (подготовительная группа), с применением нейрогимнастики»...

Памятки для родителей по коррекции разных видов речевых нарушений у детей
Совместная работа родителей и специалиста помогает преодолеть любые сложности и добиться положительных изменений в речевом развитии ребёнка. Если родители проявляют интерес к успехам ребёнка, гор...

