Памятки для родителей по коррекции разных видов речевых нарушений у детей
консультация

Сафронова Татьяна Петровна

Совместная работа родителей и специалиста помогает преодолеть любые сложности и добиться положительных изменений в речевом развитии ребёнка. 

Если родители проявляют интерес к успехам ребёнка, гордятся достижениями и показывают свою поддержку, это мотивирует ребёнка продолжать работу над собой.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПАМЯТКА

Что рассказать родителям

ребенка с речевыми нарушениями

Развивайте речь ребенка всегда. Какое бы ни было нарушение, стимулируйте речь. Речь – инструмент мышления. Развитие речи, познавательных способностей и адаптации к миру неразрывно связаны. Помните, что чем лучше развита речь, тем больше возможностей для дружбы, создания семьи, трудоустройства, развития интересов, независимости.

Анализируйте уровень развития. Сравнивайте речевое развитие ребенка с возрастными нормативами. Не ждите, что речевые нарушения пройдут сами. Чем раньше выявляются отклонения речевого развития от нормы и начинается коррекционное воздействие, тем лучше.

Начинайте рано. Начинайте коррекцию как можно раньше. Фразовая речь существенно лучше корректируется до 5 лет, звукопроизношение – до 7 лет, в крайнем случае до 10, дальше чрезвычайно сложно поставить звуки и еще более сложно их автоматизировать.

Занимайтесь регулярно. Все можно скорректировать, если долго и регулярно заниматься с учетом логопедического диагноза. Помните и про случаи, когда в результате правильных занятий с логопедом и дома ребенок с алалией с ОНР 1-го уровня начинает говорить так, что родители начинают думать, может ли он молчать.

Не осуждайте себя. Люди, которые считают вашего ребенка просто невоспитанным, а вас плохим родителем, не понимают ничего о речевых нарушениях, но считают себя вправе выплескивать на вас негатив. Не ориентируйтесь на их мнение и не судите по ним себя и своего ребенка.

Учитесь понимать диагнозы. Если вам сказали, что у ребенка ОНР, уточняйте, что именно с ребенком: алалия, ФФНР и т. д. ОНР – дополнительный признак, которого недостаточно для того, чтобы специалисты и вы понимали, как помочь ребенку.

Не отчаивайтесь. На форумах родителей детей с речевыми нарушениями часто говорят, что лечение бесполезно, не доверяют специалистам или начинают искать волшебные методы, которые помогут ребенку заговорить за неделю или месяц. Помните, что если вы этому поверите, вы потеряете время и эмоциональную стабильность.

Действуйте рационально. Всегда направляйте свои усилия на конструктивные дела: ищите помощь, обучайте новому, ведите диалог. Не позволяйте себе отчаяние, настраивайтесь на прогресс. Что ищите, то и найдете. Хотите знать больше про расстройство – почитайте о его сути, а потом читайте о техниках и приемах его коррекции, не ищите ужасы.

Не делайте перерывы. Не бросайте ребенка и занятия с ним. Помните: на каком уровне ОНР остановятся занятия логопеда с ребенком, на таком уровне и будет в течение жизни его речь.

Развивайте мелкую моторику. Давайте ребенку упражнения на развитие мелкой моторики, которая способствует и развитию речи. Используйте любые действия и игры, в которых ребенок совершает мелкие движения пальцами, они очень полезны.

Развивайте общую моторику. Если у ребенка алалия, ему нужно и развитие общей моторики. Ищите тренеров для занятий естественными движениями: плаванием, танцами.

Корректируйте афазию. При алалии ищите также упражнения от неврологов и логопедов, чтобы преодолеть афазию – состояние, при котором из-за поражения мозга происходит регресс в развитии речи.

Контролируйте речевой негативизм. Следите, не появляется ли у ребенка речевой негативизм. При первых же признаках меняйте тональность занятий, их сложность, чтобы ребенок получал опыт успеха, больше занимался в игре и чувствовал себя в безопасности.

Занимайтесь с логопедом. Ищите логопедов, которые работают с ТНР, учитесь у логопедов, просите присутствовать на занятиях, чтобы дома заниматься с ребенком самостоятельно. Если у ребенка алалия, ищите логопеда, который владеет методикой В.А. Ковшикова.



Предварительный просмотр:

ПАМЯТКА для родителей

Как скорректировать ФФНР

Занимайтесь каждый день. Организуйте постоянную работу с логопедом и проводите занятия дома, чтобы автоматизировать навыки. Беседуйте с ребенком.

Проведите диагностику. Понаблюдайте за ребенком, чтобы определить, как ребенок воспринимает и произносит звуки, какие звуки различает, но не говорит, какие не различает и не произносит.

Развивайте артикуляцию. В начале занятий предложите ребенку артикуляционные упражнения, логопедический массаж после консультации с логопедом.

Учите различать звуки. Включите в занятия упражнения на развитие фонематического слуха, чтобы развивать умение различать звуки. Используйте слоговые таблицы, логопедические упражнения и нейропсихологические комплексы. Начинайте с простого, например, с тренировки навыка находить гласный звук в начале слова: арбуз, автобус.

Учите понимать. Используйте наглядные средства, например, вагончики-буквы, из которых строится поезд, – слово и скороговорки, чтобы научить ребенка понимать слова, слоги, буквы и звуки. Запишите ребенка в логопедическую группу в детском саду.



Предварительный просмотр:

ПАМЯТКА для родителей

Как скорректировать сенсорную алалию

Занимайтесь каждый день. Организуйте занятия с логопедом и работайте с ребенком дома. Помните, что занятий в саду недостаточно – занимайтесь с ребенком ежедневно в любую свободную минуту.

Повторяйте одно слово. Чтобы научить ребенка понимать и дифференцировать речь, повторяйте медленно в чистом, неярком пространстве тысячи раз одно и то же слово. Не используйте во время занятий нянюшкин словарь, говорите ребенку только одно слово, не заполняйте все фоновой речью или звуками музыки, телевизора.

Соблюдайте тишину. Проводите занятия в режиме тишины: не говорите ничего, кроме слова, которое объясняете ребенку. Используйте сенсорный голод, то есть не давайте ребенку игрушки, не суетитесь, не проводите занятия в новых местах. Помните: когда ребенок заскучает, он начнет искать и находить стимулы в речи взрослого.

Ведите дневник. Чтобы не пропускать занятия, начните вести речевой дневник. Записывайте в дневник, как говорит ребенок, или создайте папку с видео уроков.

Давайте инструкции. Описывайте для ребенка задания одним словом, повторяйте слова часто и четко, избегайте долгих речей. Помните, на речь ребенка не влияет то, что он посещает шумные детские группы. Дети с сенсорной алалией не учатся от других самостоятельно словам и речевым формулам.



Предварительный просмотр:

ПАМЯТКА для родителей

Как скорректировать моторную алалию

Занимайтесь каждый день. Организуйте занятия с логопедом – специалистом по моторной алалии. Сочетайте встречи со специалистами с регулярными домашними занятиями. Разговаривайте с ребенком, задавайте вопросы, формируйте речевую среду. Создавайте как можно больше нейронных связей между словом и другими словами, объектами, образами, чтобы восстанавливать связи между разными речевыми отделами мозга.

Создавайте словарь. Развивайте словарь, учите грамматическим конструктам. Стройте с ребенком первые фразы с глаголами, если в словаре ребенка есть от 10 слов.

Используйте «мамин метод». Стремитесь к тому, чтобы развитие речи у детей происходило естественно. Не просите ребенка повторять сложные слова в кабинете логопеда. Формируйте речь в свободной беседе. Задавайте как можно больше вопросов ребенку, чтобы он отвечал, подыскивал слово, пробовал строить фразу. Используйте для занятий игры, карточки с рисунками.

Ведите диалог. Помните, что моторная алалия требует постоянного диалога. Оказывайте детям постоянную логопедическую помощь. Проводите диалогическую работу. Если вы планируете поместить ребенка с моторной алалией в группу детей с другими ТНР, спросите совета у логопеда, чтобы узнать, будет ли эта среда полезна для ребенка.



Предварительный просмотр:

ПАМЯТКА для родителей

Как скорректировать ЗРР

Создайте речевую среду. Поместите ребенка в среду, где другие люди – ровесники и взрослые хорошо и активно говорят.

Общайтесь с ребенком. Отталкивайтесь от актуального уровня речи ребенка: реагируйте на его речь и давайте более совершенный образец, например, если ребенок только лепечет, повторяйте его лепет, отзывайтесь на него словами. Используйте для занятий технику «Направляемая ребенком интеракция».

Используйте игры. В зависимости от уровня ребенка используйте игры для развития речи, памяти, внимания, моторики и т. д. Вначале обучите взаимодействовать со взрослыми и детьми: действовать по очереди, поздороваться, что-то попросить. Играйте с куклами на руку, одна из кукол у вас, другая у ребенка, чтобы куклы вели диалог. Используйте пальчиковую гимнастику, чтобы развивать мелкую моторику, головоломки, сортеры, чтобы развивать познавательную сферу ребенка.

Пополняйте словарный запас. На рисунках, игрушках, самом ребенке учите названия частей тела, цветов, форм, размеров, предметов обихода и т. д. Не направляйте ребенка с ЗРР в логоподгруппы: дети активно усваивают речь и запомнят речевые и фонетические ошибки сверстников.

Уточняйте диагноз. Пройдите обследование у логопеда, дефектолога, чтобы вовремя определить осложнения при ЗРР. Помните, что ЗРР – иногда промежуточный диагноз.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультационно – просветительский блок для родителей. «Ознакомление с основными видами речевых нарушений для раннего выявления неблагополучного речевого развития у детей»

Ознакомление с основными видами речевых нарушений для раннего выявления неблагополучного речевого развития у детей...

консультация для родителей «Ознакомление с основными видами речевых нарушений для раннего выявления неблагополучного речевого развития у детей»

В последнее время резко возросло количество детей с речевыми проблемами. Поэтому важно выявить и преодолеть его как можно раньше. Каждый ребенок индивидуален. Один уже в год с небольшим тараторит...

Памятка для родителей "Роль детской книги в речевом развитии детей"

Значение детской книги: Книга воспитывает в ребёнке любовь к Родине, к родной природе и родному языку. Книга учит ребёнка сострадать, быть милосердным, чувствовать чужую боль и радоваться чужому успех...

Памятка для родителей. «Игры, направленные на развитие речевой активности детей младшего дошкольного возраста»

Памятка для родителей. «Игры, направленные на развитие речевой активности детей младшего дошкольного возраста»...

Рекомендации родителям по организации разных видов деятельности детей в домашних условиях.

Рекомендации родителям по организации разных видов деятельности детей в домашних условиях....

Как работать с разными видами речевых нарушений у детей

О нарушениях речи говорят, если речевые навыки ребенка не соответствуют его возрасту. Многие недостатки сложно преодолеть самостоятельно. Справиться с ними помогает педагогическая наука – логопе...