Консультация для родителей: «РОЛЬ ЛЕЧЕНИЯ И ОБУЧЕНИЯ В ПРЕОДОЛЕНИИ ОТСТАВАНИЯ В РАЗВИТИИ ДОШКОЛЬНИКА»
консультация (средняя группа)
Родители часто заблуждаются, полагая, что только медикаментозное лечение может ликвидировать отставание в развитии у ребенка. Безусловно, в настоящее время существует достаточно много специальных лекарств, стимулирующих психомоторное развитие. Но родителям необходимо знать, что ни одно даже "самое лучшее" лекарство не окажет максимального положительного воздействия без специальной системы занятий с малышом. Отставание в развитии не лечится, а преодолевается совместными усилиями врача, педагога, логопеда с обязательным и ведущим участием родителей.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 19.49 КБ |
Предварительный просмотр:
РОЛЬ ЛЕЧЕНИЯ И ОБУЧЕНИЯ В ПРЕОДОЛЕНИИ ОТСТАВАНИЯ В РАЗВИТИИ ДОШКОЛЬНИКА
Каждый ребенок с ограниченными возможностями здоровья нуждается в специальных приемах воспитания и обучения. Вопрос о необходимости лечения в каждом случае решается индивидуально детским психиатром или невропатологом.
Родители часто заблуждаются, полагая, что только медикаментозное лечение может ликвидировать отставание в развитии у ребенка. Безусловно, в настоящее время существует достаточно много специальных лекарств, стимулирующих психомоторное развитие. Но родителям необходимо знать, что ни одно даже "самое лучшее" лекарство не окажет максимального положительного воздействия без специальной системы занятий с малышом. Отставание в развитии не лечится, а преодолевается совместными усилиями врача, педагога, логопеда с обязательным и ведущим участием родителей.
Принципы медико-педагогического комплекса
Назначение медикаментозного лечения, направленного на стимуляцию психического развития, осуществляется только врачом-специалистом, наблюдающим ребенка, и его применение всегда должно сочетаться с педагогическими и логопедическими занятиями. В противном случае препараты могут оказать неблагоприятное воздействие, прежде всего усилить возбуждение ребенка, нарушить его сон, аппетит, а в некоторых случаях способствовать появлению и более серьезных осложнений, например, судорожного синдрома.
Не вызывает сомнения, что практически все дети с ограниченными возможностями здоровья в связи с органическим поражением мозга уже с первых месяцев жизни нуждаются в специальном комплексном медикаментозном лечении. Принцип комплексности предусматривает участие в лечении ребенка специалистов различного профиля: невропатолога, психиатра, ортопеда, окулиста, врача и методиста лечебной гимнастики, логопеда и педагога (дефектолога).
Взаимосвязь лечения и обучения в каждом конкретном случае имеет свои характерные особенности. Например, ребенку 2 года, он не начинает говорить. До этого возраста его развитие было нормальным, невропатолог не отмечал у него отклонений со стороны центральной нервной системы. Родители обращаются с таким малышом к детскому психиатру или невропатологу с просьбой назначить ребенку специальное лечение. Какова тактика врача? Нуждается ли ребенок в специальном лечении? Ответы на эти вопросы неоднозначны. Требуется тщательный анализ каждого отдельного случая. Вместе с тем, опыт показывает, что дальнейший ход речевого развития этих детей может быть предсказуем и среди них можно выделить группу наиболее высокого риска. Таким детям необходимо раннее медикаментозное лечение. Для выделения детей этой группы важное значение имеют оценка поведения ребенка, наблюдение за его игрой, уровень его понимания обращенной речи, характер его общения с матерью и многие другие факторы. Среди детей, не говорящих в 2 года, встречаются дети с ослабленным здоровьем, повышенной возбудимостью, чрезмерно опекаемые родителями. Когда родители предупреждают каждое желание ребенка, у него не формируется потребность, стремление (мотивация) к речевому общению, так как он знает, что, стоит ему каким-либо способом выразить свое желание - криком, отдельным звукосочетанием, указанием пальцем и т.п., как оно будет моментально выполнено. Эти дети не нуждаются в стимулирующем
медикаментозном лечении, для них необходима прежде всего правильная система воспитания.
Режим дня
Каждый ребенок с ограниченными возможностями здоровья нуждается в общеоздоровительных мероприятиях, прежде всего в соблюдении режима сна, бодрствования и кормления. У таких детей обычно наблюдается более низкая работоспособность центральной нервной системы, поэтому они прежде всего нуждаются в достаточной продолжительности сна. Надо помнить о больших индивидуальных различиях в работоспособности центральной нервной системы этих детей. Поэтому при отклонениях в развитии, сочетающихся с общей физической ослабленностью, гидроцефалией, эпилептическими приступами, вопрос о продолжительности сна следует решать вместе с врачом. Для детей с особенностями в развитии крайне важно, чтобы все промежутки между кормлениями, сном, гигиеническими и лечебными процедурами, а также специальными занятиями были заняты доступной и интересной для них деятельностью.
Специальные занятия
Для всех детей значение имеют специальные занятия по развитию координации движений, функции равновесия, коррекции прямостояния, ходьбы, ритма и пространственной организации движений. Важно научит ребенка согласовывать свои движения с заданным ритмом. Для этого с малышом полезно проводить специальные занятия под счет, хлопки, музыку. Выполнение движений в заданном ритме не только улучшает моторику, но и активизирует внимание ребенка, повышает его эмоциональный тонус, способствует речевому развитию. У таких детей обычно недостаточно развиты физические качества (ловкость, скорость, сила, выносливость). Поэтому важно выполнять с ними специальные упражнения, формирующие основные двигательные навыки и умения. К таким упражнениям относятся ходьба, бег, прыжки, лазание и перелезание, а также различные действия с предметами и игрушками. Малыша важно как можно раньше научить правильно захватывать различные по объему, форме и массе предметы, манипулировать ими, а также узнавать их на ощупь с закрытыми глазами.
Если ребенок вялый, малоподвижный, не стремится к самостоятельной деятельности, его надо постоянно заинтересовывать, стимулировать к игре и двигательной активности, предлагая доступные для него задания. Невнимательным, рассеянным детям полезно предлагать задания, требующие организованности и выдержки. Двигательные нарушения в той или иной степени выраженности наблюдаются у всех детей с ограниченными возможностями здоровья, особенно в первые годы их жизни.
Для развития зрительно-двигательной координации, моторики рук важное значение имеют специальные игры, при которых ребенок должен прокатить мяч и попасть в "ворота", ящик или корзину.
Тренировать навыки попадания в цель можно и на прогулке. Например, бросать мячи, мелкие камешки и другие предметы в песочницу, ямки и пр.
Научите ребенка бросать и ловить мяч, попадать в цель, перебрасывать его через сетку, закидывать в сетку, сбивать мячом кегли, ударять мячом о землю правой и левой рукой.
Родители должны помнить, что, развивая двигательную активность ребенка, они в значительной степени стимулируют и его психическое развитие.
Однако следует проводить и специальные занятия по стимуляции психического развития ребенка. Прежде всего ребенка надо научить наблюдать деятельность окружающих его людей. Необходимо планомерно руководить процессом восприятия окружающих явлений. Сведения об окружающем ребенка мире следует преподносить в определенной последовательности, постепенно расширяя и углубляя их. Первое знакомство с предметами и явлениями должно происходить в естественной обстановке, а не по картинкам или игрушкам. При этом важно, чтобы ребенок сам взаимодействовал с теми предметами, с которыми его знакомят взрослые.
Родителям следует научить ребенка наблюдать конкретные явления окружающего мира и устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать качества и признаки окружающих предметов.
Важнейшей задачей родителей является умственное воспитание малыша. Постоянная познавательная активность ребенка, поддерживаемая родителями и направляемая ими, является основным стимулирующим фактором развития его мозга. И этот фактор действует также значимо, как специально подобранное лечение.
Консультация для родителей
«Роль лечения и обучения в преодолении отставания в развитии ребенка»
Подготовила
учитель – дефектолог
Нищенкова О.В.
Энгельс 2024г
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей :"Роль семьи в обучении дошкольника правилам безопасного поведения на улице".
Материал для родителей детей дошкольного возраста о правилах безопасного поведения на дороге. Соблюдение правл безопасности должно стать постоянной привычкой родителей как главного примера для д...

РОЛЬ ЛЕЧЕНИЯ И ОБУЧЕНИЯ В ПРЕОДОЛЕНИИ ОТСТАВАНИЯ В РАЗВИТИИ
Каждый ребенок с отклонениями в развитии нуждается в специальных приемах воспитания и обучения....
Роль лечения и обучения в преодолении отставания в развитии
Каждый ребенок с отклонениями в развитии нуждается в специальных приемах воспитания и обучения. Вопрос о необходимости лечения в каждом случае решается индивидуально детским психиатром или невропатоло...

Роль лечения и обучения в преодолении отставания в развитии
Данный материал раскрывает роль медико-педагогического подхода и специальных занятий в коррекции отставания в развитии ребенка....

Консультация "Роль лечения и обучения в преодолении отставания в развитии"
Консультация "Роль лечения и обучения в преодолении отставания в развитии"...

Роль лечения и обучения в преодолении и отставании в развитии.
Каждый ребенок с отклонениями в развитии нуждается в специальных приемах воспитания и обучения. Вопрос о необходимости лечения в каждом случае решается индивидуально детским психиатром или невропатоло...
