Семинар-практикум для родителей «Методы, повышающие познавательную активность дошкольников, или как вырастить любознательных, инициативных и самостоятельных»
методическая разработка

Королихина Наталья Аркадьевна

Просвещение родителей в вопросах развития познавательной активности у детей.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Семинар-практикум для родителей

«Методы, повышающие познавательную активность дошкольников, или как вырастить любознательных, инициативных и самостоятельных»

        Цель – просвещение родителей в вопросах развития познавательной активности у

детей.


Задачи:

  1. Рассказать родителям о важности и необходимости развития познавательной
  2. активности, инициативы, познавательного интереса.
  3. Познакомить        с        основными        методами,        приемами        для        развития исследовательской активности и самостоятельности дошкольников.
  4. Побудить родителей к применению полученных знаний и практических навыков совместной деятельности с детьми в домашних условиях.

        Ход семинара

        Приветствие родителей, введение в тему семинара.

        Ребенок по своей натуре любознателен. Его интересует все новое, неизведанное.         Открытия у него каждый день: то он впервые узнает, что сосулька превращается в руке в воду; что бумага рвется, мнется, шелестит; что камень, брошенный в воду, тонет, а дерево плавает на поверхности.

В настоящее время в развитии детей доминирует позиция, что дети должны учиться добывать знания самостоятельно, а взрослый лишь помогает и направляет ребенка. Но, с другой стороны наблюдается следующая проблема современности: у дошкольников отмечается снижение познавательно-исследовательской активности (это активность, проявляемая в процессе деятельности детей. Она выражается в заинтересованном принятии детьми информации, в желании уточнить, углубить свои знания, в самостоятельном поиске ответов на интересующие вопросы, в проявлении элементов творчества), возрастает стремление без дополнительных усилий получить от взрослого готовые ответы на появившиеся вопросы. Причина – запреты на «неподобающие» активности ребенка. И сегодня, мы с вами поговорим именно о том, какими же методами развивать познавательную активность ребенка, как не отбить у него желание узнавать что-то новое, изучать неизведанное, проявляя при этом инициативу и самостоятельность.

        Диалог с ребенком (именно диалог, а не монолог родителя, рассказывающего «об устройстве мира»).

        Приучение к самостоятельному поиску ответов на свои вопросы совершенно необходимо, особенно будущим школьникам, но здесь от взрослого требуется такт и чувство меры, чтобы не погасить желание детей задавать вопросы взрослому.

        Решение ситуаций: Представьте такую ситуацию. Мать с сыном идут по улице. Неожиданно пошел дождь. Сын спрашивает: «Мама, почему пошел дождь?» - и слышит ответ: «Ты плачешь и небо плачет». Согласны ли вы с ответом матери? Постарайтесь себя поставить на место ребенка.

        По дороге в детский сад вы наблюдаете за погодными явлениями. Обращаете внимание на красивые облака. Во время наблюдения или после ребенок спрашивает: «Почему облака не падают?». Предлагаемые варианты: облака легче воздуха, поэтому и не падают; я не знаю, спроси у папы; тебе еще рано об этом знать, вот вырастешь и узнаешь.

        Как, по-вашему, отвечать на детские «почему», чтобы интерес, заключенный в вопросе, не угасал, а развивался? (все предлагаемые выше варианты только пресекают познавательную активность ребёнка. Самый лучший вариант – искать ответ на вопрос вместе с ребенком, а не давать уже готовый ответ. Нужно организовать поиск (предложить спросить у кого-либо, посмотреть в книге, включить познавательный мультфильм), показать тем самым, что вы поддерживаете его инициативу, что вы тоже не все знаете, и ребенку так проще общаться, ведь вы в такой же ситуации. В итоге вы найдете ответ на вопрос, но вместе с ребенком, он тоже приложит к этому усилия).

        Пример ситуации, как нельзя поступать. «Вечер. После ужина вся семья собралась в комнате. Дочь Яна 5 лет подходит к маме со словами: «Мама, а почему на улице стало темно?»

Мама: «Потому, что спать пора, ложись, давай!» продолжая разговаривать по телефону. Девочка подходит к папе с тем же вопросом. Папа, сидя у телевизора в ответ: «Тебе что мама сказала, иди спать, хватит задавать глупые вопросы, иди лучше книгу посмотри, которую мы тебе вчера купили». Девочка грустная выходит из комнаты».

        Собственная исследовательская практика. Как известно, ребенок развивается в деятельности. Необходимо развивать способность добывать знания об окружающем мире, используя для этого разные средства и способы. Исследовательская деятельность детей может стать одним из условий развития детской любознательности.

        Пример ситуации:

Маленькая Маша с матерью пришла на берег моря.

Мама, можно я поиграю в песке?

Нет, дорогая. Ты испачкаешь свою чистую одежду.

Мама, можно я побегаю по воде?

Нет. Ты намокнешь и простудишься.

Мама, можно мне поиграть с другими детьми?

Нет. Ты затеряешься в толпе.

Мама, купи мне мороженое.

Нет. Ты простудишь горло.

Маленькая Маша начала реветь. Мать повернулась к стоявшей неподалёку женщине и сказала:

Господи, Боже мой! Вы когда-нибудь видели такого непослушного ребёнка? Обсуждение ситуации.

        Действия мамы из этого примера никоим образом не смогут помочь ребенку познать окружающий мир, и в таком случае нет и речи о развитии познавательной активности, самостоятельности.

        Так мы делать не будем, а постараемся помочь детям следующими методами:

  • Наблюдение (наблюдать можно за чем угодно – птицами, деревьями, за погодой, за ветром, солнцем, за машинами). В процессе наблюдения дети могут установить какие-либо неизвестные ранее представления об изучаемом объекте, научатся устанавливать причинно-следственные связи.
  • Моделирование и конструирование. Помогают не только развивать познавательный интерес, но и вырабатывают умение анализировать, мыслить, развивать речь, самостоятельность, инициативу (Например, дети вместе с родителями заняты устройством детской комнаты: нужно определить место для игрового уголка, для книг, для растений и животных. Можно предложить ребенку прежде сделать из мелкого строителя модель размещения объектов и обосновать свои предложения).
  • Коллекционирование (собирание предметов – картинки, фотографии, открытки, пуговицы, ключи, ракушки, пуговицы, фантики и т.д.). Развивает умение наблюдать, сравнивать, систематизировать, классифицировать. Обогащает представлениеоб окружающем мире, способствует развитию поисковой и исследовательской деятельности, развивает познавательный интерес.
  • Использование мобильных устройств: голосовой поиск, фотографирование (например, в течении недели фотографировать только предметы с заданными признаками – предметы, которые начинаются на определенные буквы алфавита, зимние природные явления и т.д., а после создать свой альбом).
  • Виммельбух, или книга с мельтешащими картинками. (Задания: найти с ребенком знакомые предметы на всех иллюстрациях, устроить соревнование «Кто быстрее»; искать конкретного персонажа на всех страницах книги; придумать свою историю про персонажа – какой у него характер, чем он занят и что собирается делать; сравнивать эти картинки с тем пространством, которое окружает ребенка (дом, садик, магазин) и искать похожие; «Что перепутал художник».
  • Экспериментирование. Это то, что дети очень любят. Ценность экспериментирования заключается в том, что они дают возможность ребёнку самому найти решение, подтверждение или опровержения собственных представлений.
  • Предложить дома поэкспериментировать совместно с детьми.
  • Новогодний эксперимент «Шипучая елка».
  • Памятки «Как развивать познавательную активность ребенка».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методы, повышающие познавательную активность дошкольников

Конcультация для родителей  Тема: «Методы, повышающие познавательную активность дошкольников »...

Семинар-практикум "Методы , повышающие познавательную активность дошкольников"

Познавательная активность дошкольников – это активность, проявляемая в процессе познания. Она выражается в заинтересованном принятии детьми информации, в желании уточнить, углубить свои знания, ...

Консультация для родителей "Методы,повышающие познавательную активность дошкольников""

Раскрывать значение познавательного интереса ребенка,научить развивать познавательную активность....

КОНСУЛЬТАЦИЯ для родителей "МЕТОДЫ, ПОВЫШАЮЩИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНУЮ АКТИВНОСТЬ ДОШКОЛЬНИКОВ"

Познавательная активность дошкольников – это активность, проявляемая в процессе познания. Она выражается в заинтересованном принятии детьми информации, в желании уточнить, углубить свои знания, ...

Тема: Развитие познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста. Методы, повышающие познавательную активность дошкольников»  

Познавательный интерес – это стремление к знанию, которое соединяется с радостью познания и побуждает человека как можно больше узнать нового, выяснить непонятное о качествах, свойствах предмето...

Консультация для родителей На тему: « Методы, повышающие познавательную активность дошкольников»

Познавательная активность дошкольников – это активность, проявляемая в процессе познания. Она выражается в заинтересованном принятии детьми информации, в желании уточнить, углубить свои знания, ...