Консультация для родителей "Развитие речи детей раннего возраста"
консультация (младшая группа)
Ваш ребёнок уже преодолел возрастную отметку в 1,5 года и стал более самостоятельным. Он может ходить, бегать, танцевать, пытается сам кушать и, скорей всего, уже что-то говорит.
В связи с этим у многих мамочек возникают вопросы: «Что должен говорить ребёнок в 1,5 года?», «Не отстаёт ли мой малыш от нормы?» и «Как я могу помочь своему сыну/дочке заговорить быстрее?».
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 68.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад «№1» г. Карабаша
КОНСУЛЬТАЦИЯ
для родителей
«Развитие речи детей раннего возраста»
Мезенцева Е.А.
Воспитатель группы раннего возраста
Карабаш, 2025 г
«Речь ребёнка в 1,5-2 года»
Ваш ребёнок уже преодолел возрастную отметку в 1,5 года и стал более самостоятельным. Он может ходить, бегать, танцевать, пытается сам кушать и, скорей всего, уже что-то говорит.
В связи с этим у многих мамочек возникают вопросы: «Что должен говорить ребёнок в 1,5 года?», «Не отстаёт ли мой малыш от нормы?» и «Как я могу помочь своему сыну/дочке заговорить быстрее?».
«Что должен говорить ребёнок в 1,5 года»
В данный возрастной период ребёнок уже произносит почти все гласные звуки и некоторые «лёгкие» согласные. Согласные звуки произносит не всегда чётко и внятно. В некоторых словах он смягчает согласные. Например, вместо «дай» говорит «дяй», вместо «на» -«ня». Дети в возрасте 1,5-2 года часто вместо полных слов говорят их сокращенные варианты (кукла – ку, спать – па) или звукоподражания (собака – гав-гав, кот – мяу и так далее).
Стоит отметить, что один и тот же слог может обозначать несколько слов, в зависимости от ситуации (например, «па» -это спать, пить, помидор и так далее). Это нормально, со временем такие укороченные слова заменятся на полные, если вы будете ненавязчиво поправлять ребенка (Например, «гав-гав» — Да, побежала собака, собака говорит «гав-гав!»)
В некоторых словах ребёнок может пропускать слоги или заменять звуки (машина – «маина», собака – «бака»). В речи малыша уже появляются интонации. Он может говорить что-то с большим воодушевлением или как будто что-то спрашивает у вас. В этот период очень забавно разговаривать с детьми, но всё же лучше не повторять неправильные слова за ребенком.
Потому что, какой смысл учиться говорить правильно, если мама тебя и так понимает и говорит на «твоем» языке? (но не употребляйте прием «непонимания» для стимулирования активной речи ребёнка – лучше создавайте ситуации, которые будут побуждать ребенка обращаться к вам с речью; как это делать – смотрите в конце статьи).
Примерно с 1,5 лет дети начинают связывать слова во фразы и предложения. Начало фразовой речи — характерная особенность данного периода. Ребенок умеет говорить «Дай ку» («дай куклу») или «Ляля па» («малыш спит»), выполнять поручения (выключи свет, принеси игрушку).
Также с этого периода малыш начинает постигать грамматику родного языка — например, начинает изменять слова в соответствии с предложением («уица» — улица, «поси на уицу» — пошли на улицу).
Развитие речи детей в 1.5 -2 года (в норме)
В норме к 1.5-2 годам показатели примерно следующие:
1,5 года – ребёнок говорит от 15-20 слов (в том числе укороченных и звукоподражаний), начинается фразовая речь.
2 года – ребёнок говорит от 40 до 300 слов, строит фразы и предложения из 3-4 слов.
Все дети развиваются по-разному. Кто-то к 2 годам уже вовсю строит предложения и разговаривает со взрослыми, а некоторые в 2 года произносят лишь понятные маме фразы и несколько слов.
Для того, чтобы определить на какие стороны развития речи стоит обратить внимание, понаблюдайте за ребенком и ответьте на вопросы:
- Отвечает ли ребенок на простые вопросы (Что это? Кто это?).
- Может ли выполнить поручение (принести книгу, выключить свет).
- Повторяет ли за взрослыми слова и фразы?
- Сколько и какие звуки ребенок произносит четко?
- Из какого количества слов малыш строит предложение?
- Насколько часто малыш самостоятельно заводит разговор со взрослыми и другими детьми?
На каком бы этапе развития ни находился ребенок, наша задача как родителей помочь малышу овладеть и обогатить активную речь. Причем помочь ненавязчиво, гармонично, — одним словом, играя.
«Рекомендации по развитию речи ребёнка 1,5-2 года»
Необходимо правильно соблюдать речевой режим: говорить с ребенком эмоционально-положительно, четко проговаривая звуки, простыми предложениями, создавать ситуации, в которых ребенок вынужден обратиться к взрослым с речью. Например, малыш подходит к столу и хочет взять печенье. Мама молча дает печенье, малыш также молча уходит. В этой ситуации мама создала условия, когда у ребенка нет необходимости что-то говорить, было бы правильнее спросить: «Что тебе дать?».
Если малыш пока не отвечает, можно уточнить: «Печенье (показываем на печенье)? Хорошо, держи печенье. Кушай! Вкусно?»
Читайте стихи, потешки. Отлично развивает правильное звукопроизношение прослушивание и пропевание звуков и слогов. Пойте короткие, ритмичные песенки и декламируйте стихи. Приучайте ребенка слушать музыку.
В период от 1,5 до 2 лет взрослым следует развивать у ребенка понимание речи, умение повторять звуки, слоги и слова.
Рассказывайте малышу об окружающих предметах на прогулке, дома. Например, покажите ребенку на улице машину. Проговорите: «Это машина. Машина большая, белая. А вот у тебя игрушка – машина (показываем игрушку), она маленькая, красная. Вот машина едет по дороге, а эта машина стоит» и так далее.
Расскажите ребёнку про размер (большой, маленький, средний), форму, цвета, что этот предмет может делать (ехать, стоять, сидеть, спать и так далее), не забывайте вводить в речь предлоги (машина едет по дороге, стоит на траве). Очень важно, чтобы малышу в это время было интересно вас слушать, объект должен находиться в поле видимости и привлекать внимание.
Если ребенок бежит кататься на горку, то ваш рассказ про машину будет благополучно «прослушан мимо ушей». После вашего рассказа, задайте малышу открытые вопросы: «Какая это машина?», «Какого цвета?», «Что машина делает?». И обязательно после вопроса делайте паузу, чтобы у ребенка было время подумать и ответить. Конечно, сначала вы и будете отвечать на свои вопросы, но потом малыш будет включаться в беседу.
Комментируйте все, что привлекло внимание ребенка в настоящий момент. Говорите спокойно, четко выговаривая звуки и слова. Малыш лучше запоминает и говорит слова, которые слышит регулярно. Поэтому продолжайте заниматься, даже если нет обратной связи. Если ребенок начал отвечать, не перебивайте, а после ответа обязательно похвалите.
Также попробуйте следующее эффективное упражнение для речевой активности. Покажите игрушечную собаку и спросите: «Это кот?». Такие вопросы вызывают у ребенка желание ответить, поправить взрослого и учат вслушиваться в речь.
Чаще давайте ребенку несложные поручения, в которых он будет обращаться к окружающим. Например, попросите принести какой-нибудь предмет, который находится у папы или у бабушки.
Развивайте артикуляционную моторику языка, губ:
Давайте твёрдую пищу: сухарики, сушки, яблоки, курагу, изюм и другие сухофрукты. Давайте пить через трубочку (развиваются губные мышцы).
Выполняйте несложную артикуляционную гимнастику - упражнения для губ и языка:
- «Лошадка» (цокаем язычком).
- «Часики» (Кончик языка переводить из одного уголка рта в другой.)
- «Лопаточка» (Положить широкий язык на нижнюю губу, удерживать до5 сек.)
- «Качели» (Открыть рот. Упираться языком то в верхние, то в нижние зубы.)
- «Улыбка - Трубочка» (Губы в улыбке, затем вытягиваем в трубочку)
- Массаж языка - выполняется с помощью специального силиконового напальчника.
Развивайте речевое дыхание - полезно дуть в дудочку, свисток, губную гармошку, надувать мыльные пузыри.
Развивайте мелкую моторику - массаж пальчиков на руках с помощью ортопедических мячей. Собирайте крупную мозаику, пирамидку, игры –шнуровки
Развитие слухового внимания и фонематического восприятия:
Пробуждение интереса к звукам окружающего мира и к звукам речи.
Дифференциация неречевых звуков. (Что шумит? - деревья. Что гудит? Машина. Кто смеется? – девочка.)
Дифференциация тихих и громких звуков. (Сажаем двух кукол,- большую
и маленькую и показываем, как играет на барабане большая кукла - громко, и маленькая -тихо. Затем закрываем кукол ширмой и за ней воспроизводим, то громкие, то тихие удары. Ребенок отгадывает.)
Развитие умения определять направление и источник звука. (Покажите малышу
различные музыкальные инструменты: барабан, бубен…, дайте послушать как они звучат, а потом предложите отвернуться и угадывать, на каком инструменте вы играете.
Развитие умения локализовать звук в пространстве.(Показываем котенка просим послушать и запомнить как он мяукает, когда находится близко(громко), и как – когда далеко(тихо). Затем произносим «Мяу», меняя силу голоса, а ребенок отгадывает далеко или близко мяукает котенок)….(изображение кошки, домашних животных).
Понимание зависит как от слухового внимания, так и от жизненного опыта.
Расширяйте кругозор ребенка. Как можно раньше берите его с собой на прогулки, экскурсии, в поездки. Рассказывайте о том, что видите и делаете.
Развитие общей моторики: ходить босиком по ортопедическим дорожкам. Игры с мячом: катать друг другу. Кидать в цель.
Возраст от 1,5 до 2 лет один из самых благодатных для развития речи, поэтому активно занимайтесь с ребенком. И пусть совместные беседы и игры будут вам в радость!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "Речь детей раннего возраста"
Основными задачами детей ясельного и младшего возраста является общее развитие речи, обогащение словаря, развитие связной речи....
Консультация для родителей "Речь детей раннего возраста"
Консультация для родителей "Речь детей раннего возраста"...
Консультация для родителей "Речь детей раннего возраста"
В консультации говорится о том как развивается речь детей....
Консультация для родителей "Речь детей раннего возраста"
Консультация для родителей "Речь детей раннего возраста"...

Консультация для родителей "Речь детей раннего возраста"
Основными задачами детей ясельного и младшего возраста (до четвертого года жизни) является общее развитие речи, обогащение словаря, формирование грамматически правильной речи, развитие связной речи, о...

консультация для родителей«""Речь детей раннего возраста"
Основными задачами детей ясельного и младшего возраста (до четвертого года жизни) является общее развитие речи, обогащение словаря, формирование грамматически правильной речи, развитие связной речи, о...

Консультация для родителей "Речь детей раннего возраста"
Консультация для родителей"Речь детей раннего возраста"...
