консультация
консультация
рекомендации для родителей на летний период
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 21.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Рекомендации для родителей на летний период.
учитель-логопед: О.Н. Мамедова
г.Тюмень 2025
Заканчивается учебный год и наступает долгожданное лето. Пришло время каникул и детского отдыха. Но учащимся с недостатками речевого развития и их родителям не нужно расслабляться. Вот несколько рекомендаций для родителей, чтобы помочь детям развивать речь и языковые навыки этим летом:
Чтение вслух
Читайте детям книги, старайтесь выбирать разнообразные жанры. Обсуждайте прочитанное, задавайте вопросы о персонажах и событиях. Это помогает развивать словарный запас и понимание языка.
Игры с речью
Используйте развивающие игры, такие как «Слова на букву», «Что это?» (показ предметов и описание их свойств), или настольные игры, где нужно рассказывать истории. Это делает изучение речи увлекательным процессом.
Упражнения для развития фонематических процессов 1. Определение количества звуков в слове и их последовательности. (Сколько звуков в слове «кран»? Какой 1, 2, 3, 4?) 2. Придумывание слов с определённым количеством звуков. 3. Узнавание слов, предъявленных ребёнку в виде последовательно произнесённых звуков. (Какое слово получится из этих звуков: «к-о-ш-к-а). 4. Образование новых слов с помощью «наращивания звуков. (Какой звук надо добавить к лову «рот», чтобы получилось новое слово? Крот-грот, пар-парк, Оля – Коля, Толя, Поля).
Упражнения для развития слоговой структуры слова (слогового анализа и синтеза)
1. Определение количества слогов в слове и их последовательности.
(Сколько слогов в слове «молоток»? Какой 1?2?3?)
2. Придумывание ребёнком слов с определённым количеством слогов
3. Составление слов из слогов, данных в разбивку. (Слоги потеряли
своё место, надо помочь им его найти: на-ро-во, ка-сум).
4. Узнавание слов, предъявленных ребёнку в виде последовательно
произнесённых слогов. (Какое слово получится из слогов: го-ло-ва).
5. Распределение картинок в соответствии с количеством слогов в
слове. (Положить картинки, названия которых состоят из односложных слов,
в одно место, а названия которых из 2, 3, 4-сложных слов - в другое).
Упражнения для формирования правильного грамматического строя речи
1. Упражнения на обучение изменять слова по числам, падежам
(один сад, а много сады, гулял где за садом, много это глаза – а один …,
много это уши – а одно …, одна конфета – а шесть … и т.д.)
2. Упражнения на обучение образовывать новые слова (уменьшительные, ласкательные формы и т. д.):
3. Подбери подходящее по смыслу слово: большой сад, а маленький …, маленькая куколка, а большая …,
4. - Закончи предложение: весной картошку сажают, а осенью …,
воду наливают, а соль …
5. - Назови детенышей животных: кто у медведицы – медвежата, у коровы - …, у слонихи - …, у овцы - … и т.д.
Упражнения на расширение словарного запаса ребёнка
1. Рассматривая картинку, читая книжку, слушая сказку, обращайте
внимание на редко встречающиеся, новые слова.
2. Сочиняйте стихи, рифмы.
3. Читая знакомые стихи, просите подсказать пропущенное слово.
4. Игра в слова: «назови все свои игрушки», «придумай слова, которые обозначают транспорт», «назови цвета», «какими словами можно описать лето, осень, зиму, весну», «вспомни слова с противоположным значением, близкие по значению»
5. Объяснять переносные значения выражений: золотое сердце,
злой язык, короткая память, голова на плечах, не тронуть пальцем, правая
рука, наломать дров и т.д.
Упражнения на развитие связной речи
1. Необходимо учить ребёнка давать полный ответ на вопрос.
2. Вызывать у него желание о чем-то рассказывать.
3. Расспрашивайте о важных для него событиях.
4. Внимательно слушайте ребёнка и направляйте его сбивчивый
рассказ путём вопросов по содержанию.
5. Подсказывайте, поправляйте ударение и произношение, но всегда давайте возможность выговориться.
6. Упражнения для формирования связной речи: описание предметов, рисунков, пересказы знакомых текстов, придумывание историй и сказок, беседы, составление и написание писем, поздравлений, составляйте предложений по заданным словам и т.д.
Поездки и экскурсии
Воспользуйтесь погожими днями для прогулок и экскурсий. Обсуждайте увиденное, описывайте окружающий мир, поощряйте ребенка задавать вопросы о том, что его интересует.
Творческое творчество
Организуйте занятия рисованием, лепкой или поделками. Попросите ребенка рассказать о своих произведениях, описать, что он сделал и какие материалы использовал.
Занятия музыкой
Пойте с детьми песни, слушайте музыку и обсуждайте, о чем она. Музыка помогает развивать слух и ритм, что также способствует улучшению речевых навыков.
Использование технологий
Существуют образовательные приложения и видеоматериалы, которые помогают в развитии речи. Подбирайте контент, соответствующий уровню вашего ребенка.
Создание «речного расписания»
Определите время каждый день, когда вы будете заниматься речевыми упражнениями, игрой или чтением. Регулярность важна для формирования навыка.
Общение на свежем воздухе
Включите в повседневное общение разные темы, связанные с природой или временем года. Путешествуя, вы можете обсудить погоду, животных и растения. Важно не забывать, что занятия должны проходить в игровой форме, чтобы ребенок не уставал и с удовольствием развивал свои навыки.
Хорошего вам лета и успешных речевых занятий!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация - парадокс или консультация с запланированными ошибками
Консультация -парадокс "Методика иллюстрирования литературных произведений"...
Консультация для родителей группы НПОЗ. Тема: «Техника проведения артикуляционной гимнастики». Проводит консультацию учитель-логопед Петрова Татьяна Николаевна
Данная консультация знакомит родителей с тем, как организуется и проводится работа по артикуляционной гимнастике в домашних условиях....

Консультация: «О значимости уровня развития мелкой моторики рук для овладения письмом» Консультация: «О значимости уровня развития мелкой моторики рук для овладения письмом»
подготовка руки к письму...

Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".
Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...
Дистанционная консультация для родителей. Консультации.
Зимние травмы. Меры предосторожности.Игры в жизни семьи.Кризис 6-7 лет.Памятка для родителей детей младшего школьного возраста. Основы ПДД....

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?» Консультация для родителей Особенности речевого развития детей 2–3 лет. Консультация для родителей«Понимаем ли мы друг друга?»
Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?»Зачем читать детям книги?Дети имеют огромную потребность, чтобы родители читали им вслух. Для благополучного развития ребенка семейное...
