Консультация для родителей «Развиваем речь детей раннего возраста»
консультация (младшая группа)
Консультация для родителей «Развиваем речь детей раннего возраста»
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 18.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Итак, уважаемые родители, в вашем доме появился малыш, он еще совсем крошечный. На первый взгляд, кажется, что о развитии речи пока говорить рано. Какая там речь, скажете вы, если от него можно услышать только громогласное “у-а!”, а в минуты затишья и благостного настроения – “агу” да “ага”, не считая прочих невнятных и маловразумительных звуков. Многие родители считают, что до того, как их малыш произнесет первые слова (а обычно это бывает в возрасте около года, с ним говорить бесполезно, поскольку он, дескать, все равно ничего не понимает и ничему пока еще научиться не может. Тем не менее, “маловразумительные звуки” – это уже формирование речи, и начинается оно задолго до появления первых слов. И уже на этом, самом первом этапе отчетливо видна основная функция речи – общение.
Как же родителям общаться с младенцем?
Давайте рассмотрим основные ступени формирования речи.
Первая стадия – крик
Когда малыш рождается, попадая из одной среды в другую, ему нужно каким-то образом заявить о себе, о своем присутствии в этом мире. Ребенок – кричит. Постепенно с помощью крика младенец учится не только привлекать к себе внимание, но и общаться. Примерно к третьему месяцу (а у многих детишек и значительно раньше) меняется и интонация криков. Внимательная мама может выделить очень много различных криков своего малыша.
Вторая стадия – гуление
Гуление, обычно возникает в возрасте одного-двух месяцев и сопровождает ребенка в первые полгода жизни. Обычно это различные вариации звуков: а-а-гу, гы-ы, гэ-э, а-гы и т. д. В гулении, как и крике, тоже важен момент взаимодействия. Малыш во время гуления заглядывает вам в глаза, ждет вашего ответа, он уже пытается построить полноценный речевой диалог. И этот диалог необходимо обязательно поддержать! Ведь во время гуления ребенок учится координировать одновременно голос и взгляд, что станет впоследствии основой любого социального контакта. Отвечайте малышу на его языке, всячески поддерживайте и поощряйте его первые “выступления”.
Третья стадия – лепет
По мере развития ребенка гуление затихает, и ему на смену приходит лепет. Обычно это происходит в возрасте 6-7 месяцев. Ваш малыш начинает произносить отдельные слоги “ба”, “ма”, “та” и пр. – сначала однократно, очень редко и как будто случайно. Постепенно слоги слышатся в его речи все чаще, они повторяются в виде цепочек: ба-ба-ба-ба, ма-ма-ма-ма.
Гуление и лепет очень важны для дальнейшего развития речи. Если их нет у вашего малыша, постарайтесь их активизировать.
Держа ребенка на руках, чтобы он хорошо видел движение ваших губ, повторяйте различные слоги, пойте ритмичные песенки, читайте простые стишки, а главное – как можно больше разговаривайте с малышом. Ему необходимо слышать взрослую речь. Однако это должны быть не просто разговоры, которые взрослые ведут друг с другом, а речь, обращенная именно к нему, к ребенку.
Стадия четвертая – первые слова
Итак, из лепета рождается слово…
На этом этапе (обычно он начинается в 11-12 месяцев) очень важно помочь ребенку в его словотворчестве. Именно сейчас малыш начинает ассоциировать слова с объектами окружающей среды, слова для него наполняются смыслом.
1. В этот период родителям нужно постараться выработать у малыша речевой автоматизм (на словах ДА, НЕТ).
Возьмите мяч, бросайте, катите ребенку:
- Поймал? ДА! (отвечаем вместе с ребенком)
- Поймал? НЕТ! (подкрепляем все словом, действием, эмоцией, утвердительно или отрицательно качать головой).
На этом этапе развития детей, логопеды советуют тренировать мышцы губ и щек. Для этого запаситесь различными свистульками, губными гармошками и научите малыша дуть в эти инструменты. Полезно и выдувать мыльные пузыри. Надувайте щеки, берите ладошки малыша, кладите на свои щеки, пусть он попробует какие они круглые, упругие, как мячик.
Еще один забавный способ потренировать мышцы губ и щек – это погримасничать вместе с малышом. Не стесняйтесь строить смешные рожицы, выразительно изображать самые разные эмоции (удивление, страх, радость, высовывать язык, шлепать по нему, облизываться, заводить губами мотор машины. Это упражнение помогает малышу в игровой форме научиться делать сильный ротовой выдох. Вы увидите, малышу очень понравится эта новая игра, и вскоре он начнет повторять за вами какие-то движения.
2. Звукоподражание – первые слова малыша до 2,5 лет. Подражая животным, проговаривайте с малышом четко медленно : му-му, ме-ме (давайте ребенку потрогать ваши губы, чтобы ребенок почувствовал вибрацию). За звукоподражанием следует звуковой жест, когда ребенок оречевляет действие. Кубики упали – БУХ! Машина поехала – БИ-БИ.
На этом этапе важно соединить работу рук и звукоподражания или звукового жеста.
Можно взять лист бумаги, либо это будет на песке, на доске и рисуете дорожку. По этой дорожке кто-то будет идти ( корова: му-му-му; либо машина: би-би-би).
(Игра с ракетой.
Любимых животных малыша прячем в мешочек. Спрашиваете: кто сегодня полетит на ракете? Ребенок достает из мешочка животного. Говорите малышу – это собака (медленно, четко).
Собака к ракете идет,
Песню красиво поет: тяу-тяу-тяу. (ведете собаку по дорожке к ракете.)
Слоник к ракете идет,
Песню красиво поет: ду-ду-ду.
Главное чтобы заработала связка: глаз-мозг-рука. Чтобы речь малыша была подчинена действию.
3. Мы мыслим действиями, поэтому важно вызвать у ребенка глагольную составляющую. Первые глаголы, первые действия – это ДАЙ и НА.
Повторяем несколько раз: Дай (мяч, кубик) – НА (мяч, кубик).
Особенно важно разговаривать с малышом во время игры. Не забывайте, что игра ориентирована именно на диалог, а не на ваш монолог. Можно, например, катать друг другу мячик, сопровождая это занятия комментариями: “Дай мячик! Покатился мячик к маме”. Выдержите паузу, дайте ребенку возможность включиться в разговор. “А теперь – на мячик!
В этот период очень полезно подкреплять слова определенными жестами. Для маленьких детей невербальное общение имеет еще большее значение, поскольку на определенном этапе для них это единственный способ «поговорить» с вами.
Сначала малыш учится воспроизводить жест, а потом – повторяет слово.
Слово “ДАЙ!” (мяч) обычно сопровождается таким жестом: протянуть руку ладонью вверх и несколько раз согнуть и разогнуть пальцы. Работаем рукой ребенка. При этом старайтесь почаще употреблять слова “ДАЙ!” (машину, мишку и т. д.)
Подобным образом можно научить малыша другим выразительным жестам, например, “Ладушки”, “До свидания”, “Покажи, какой ты большой (или большая)”. Не стесняйтесь детских жестов, например, показывания пальцем, а наоборот, помогайте ребенку освоить их.
4. Далее наращиваем номинативный словарь (существительные).
Это кто? – Это киса, баба и т. д.
Отрабатываем существительные в именительном и косвенном падежах. Обычно к 1,5 – 2,5 годам дети меняют окончания.
ДАЙ РУКУ. ДАЙ КИСУ. (делаем акцент на окончании).
5. Далее добавляем описание предметов.
Самые первые описания предметов – Большой (показываем жестом);
Маленький (показываем жестом).
- Кто маленький? (рукой малыша показываем на самого ребенка – Я маленький). Кто большой? (рукой малыша на взрослого – Ты большой).
Когда у ребенка в речи появятся эти простые слова: да, нет, дай, на, бух, би-би …. Он сможет выстраивать предложения, общаться с вами.
Уважаемые родители, хочется вам напомнить, что речь у детей — это не врожденная способность, она формируется под влиянием речи окружающих взрослых. Правильное развитие речи ребенка зависит от объема речевой практики, от обучения и воспитания детей с первых моментов их жизни.
Образец речи для ребенка дает его социальное окружение, то есть, вы уважаемые родители.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "Развитие речи детей раннего возраста"
Из данной консультации родители могут о приемах развития речи малышей в условиях семьи....

Беседа-консультация для родителей "Развитие речи детей раннего возраста"
В беседе дано описание этапов развития речи детей раннего возраста. Материал поможет родителям проверить, насколько правильно развивается ребенок, а именно: его речь, нуждается ли ребенок в консультац...

Консультация для родителей "Развитие речи детей раннего возраста"
Одна из важнейших задач психического и личностного развития ребенка - это своевременное развитие речи. Необходимо создать услов...

Консультация для родителей «Развитие речи детей раннего возраста. Задачи родителей»
Консультация для родителей «Развитие речи детей раннего возраста. Задачи родителей»...

Консультация для родителей «Развиваем речь детей раннего дошкольного возраста»
Ранний возраст ребенка – это ответственный период в жизни человека, когда происходит закладка фундамента его личности....
Консультация для родителей «Развиваем речь детей раннего дошкольного возраста»
Консультация для родителей «Развиваем речь детей раннего дошкольного возраста»...
Консультация для родителей «Развиваем речь ребёнка раннего возраста».
Консультация и памятка по развитию речи ребёнка раннего возраста....
