«Что такое тревожность»
консультация (подготовительная группа)

Вершинникова Людмила Николаевна

Тревога - это эпизодическое  проявление беспокойства, волнения ребенка.

Тревожность - это довольно устойчивая  индивидуальная  психологическая особенность, которая состоит в повышенной склонности человека испытывать беспокойство по самым разным поводам, порой и вовсе без них. Виды тревожности. Что вызывает тревожность и страхи  у детей дошкольного возраста?Работа с тревожными детьми. Направления работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Что такое тревожность17.42 КБ

Предварительный просмотр:

СЛ.1. «Что такое тревожность»

СЛ.2. Тревожность от слова тревога.

Тревога - это эпизодическое  проявление беспокойства, волнения ребенка.

Тревожность - это довольно устойчивая  индивидуальная  психологическая особенность, которая состоит в повышенной склонности человека испытывать беспокойство по самым разным поводам, порой и вовсе без них.

СЛ.3.   Различаются такие виды тревожности:

- личностная;

- ситуативная.

- Личностная тревожность, как качество  конкретной личности, часто перенимается от родителей, особенно, когда родители сами склонны к  пессимизму,  меланхолии. Ребенок, как зеркало, отражает родительские тревоги.

-  Ситуативная тревожность  связана с конкретной ситуацией, а у детей со страхами.

СЛ.4.  У детей вызывают  страхи:

  • огонь и пожар;
  • болезнь и операция;
  • природные стихии;
  • смерть близких родственников;
  • страшные сны;
  • Зловещие существа (ведьма, призраки, и др.);Поэтому родителям необходимо контролировать, какие герои ребенка интересуют, по возможности ограничивать просмотр различных сказок и мультфильмов, особенно перед сном.
  • Тревожного ребенка пугает предстоящая учеба в школе;
  • Следующая причина потеря любви родителей, особенно любви матери, расположения сверстников, страх потеряться самому.Все это вызывает у ребенка чувство одиночества, чувство вины, которые характеризуются чувствами досады на себя, как недостойного.
  • Также ребенок боится, быть несостоятельным, не соответствовать образу«хорошего» ребенка, особенно если к нему предъявляются завышенные требования;
  • Отсутствие у детей физической безопасности вызывают физическое насилие, неблагоприятные  микросоциальные  и бытовые условия, неспособность овладеть средой.
  • Тревожные дети часто болеют, у них низкая самооценка, редко проявляют инициативу зачастую они очень дисциплинированные, так они защищают себя или наоборот чрезмерно обеспокоенные, такие дети боятся не самого события, а его предчувствия. Тревожный ребенок раздражителен, у него нарушен сон, он проявляет постоянное беспокойство.

СЛ.6.  Выделяют две основные формы тревожности:

открытая – сознательно переживаемая и проявляемая в поведении и деятельности в виде состояния тревоги;

скрытая – в разной степени неосознаваемая, проявляющаяся либо в чрезмерном спокойствии, нечувствительности к реальному неблагополучию и даже в отрицании его, либо косвенным путем – через специфические способы поведения.

СЛ.7. Критерии определения тревожности у ребенка

Постоянное беспокойство.
Трудность, иногда даже невозможность сконцентрироваться на чем-либо.
Мышечное напряжение (например, в области лица, шеи).
Раздражительность.
Нарушение сна.
Можно предположить, что ребенок тревожен, если хотя бы один из критериев, перечисленных выше, постоянно проявляется в его поведении.

СЛ.8 . Работа с тревожными детьми организуется  в трех направлениях:

1.Повышение самооценки ребенка.

2. Обучение ребенка способам снятия мышечного и эмоционального напряжений.

3. Отработка навыков владения собой в ситуациях, травмирующих ребенка.

СЛ.9.Для того чтобы помочь ребенку повысить свою самооценку  используйте следующие методы:
-  как можно чаще называйте ребенка по имени  хвалите  его в присутствии других детей и взрослых.
- избегайте  таких заданий, которые выполняются за определенное фиксированное  время. 
- установите с ребенком  визуальный контакт, такое прямое общение «глаза в глаза» вселяет чувство доверия в душу ребенка.

запастись терпением.

СЛ.10.  Обучайте  ребенка и учитесь сами  способам снятия мышечного и эмоционального напряжений.

Эмоциональное напряжение тревожных детей чаще всего проявляется в мышечных зажимах в области лица и шеи.

-выполняйте с ребенком  релаксационные упражнения.

- установите телесный контакт с ребенком и используйте элементы массажа. Простое растирание тела способствует снятию мышечного напряжения. 
СЛ11,12.
В отработке навыков владения собой  в ситуациях, травмирующих ребенка, очень полезными являются  игры с песком, глиной, с водой, различные техники рисования красками (пальцами, ладошками и др.)

СЛ.13

Помогает обыгрывание  с ребенком,  как уже происходивших ситуаций, так и возможных в будущем.
Играя роль слабых, трусливых персонажей, ребенок лучше осознает и конкретизирует свой страх, а используя прием доведения данной роли до абсурда, взрослый помогает ребенку увидеть свой страх с другой стороны (иногда комической), относиться к нему как менее значимому.

Исполняя роли сильных героев, ребенок приобретает чувство уверенности в том, что и он (как и его герой) способен справляться с трудностями.

СЛ.14. Уважаемые родители, давайте поможем нашим детям преодолеть страхи и снять тревожность. А для этого:

  • Необходимо понимать и принимать тревогу ребенка, он имеет на нее полное право.
  • Если ребенок боится засыпать в темноте, пусть засыпает при свете. Таким образом, вы показываете ему пример поведения, как можно решать тревожащие его ситуации.
  • Можно поделиться своей тревогой, но лучше в прошедшем времени. Боялся, но потом удалось сделать то - то и то - то. Надо готовить ребенка к переменам, рассказывать, что его ждет.
  • Если не удается разговорить ребенка, но вы подозреваете, что его что-то гнетет, поиграйте с ним. Спросите, например, чего боятся солдатики или куклы? А как им помочь преодолеть страх?
  • Быть самим более оптимистичными. Следить за выражением своего лица. Улыбайтесь чаще.
  • Убеждайте ребенка, что все будет хорошо. Старайтесь в любой ситуации искать плюсы, по принципу «нет худа без добра».
  • Помогать ребенку в преодолении тревоги — значит создавать условия, в которых

ему будет не так страшно.

СЛ.15.

Всё в ваших руках!

СЛ.16. Спасибо за внимание!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Что такое тревожность?

Консультация для воспитателей "Что такое тревожность?"...

Тревожный ребенок. Как помочь тревожным детям? Как предупредить тревожность?

Очевидно, не один родитель не стремится к тому, чтобы его ребенок стал тревожным. Однако действия взрослых способствуют развитию тревожности у детей. Нередко они предъявляют ребенку требования, соотве...

Что такое детская тревожность?

Рекомендации родителям дошкольников с повышенным уровнем тревожности....

Что такое тревожность?

Консультация для педагогов Что такое тревожность? В психологическом словаре дано  определение тревожности: «Индивидуальная психологическая особенность, заключающаяся в повыше...

Что такое тревожность?

Поговорим немного о тревожности...

Консультация для родителей дошкольников «Что такое детская тревожность?»

Детская тревожность, пути помоши со стороны родителей. Метод куклотерапии в работе с тревожными детьми....