«Что такое тревожность»
консультация (подготовительная группа)
Тревога - это эпизодическое проявление беспокойства, волнения ребенка.
Тревожность - это довольно устойчивая индивидуальная психологическая особенность, которая состоит в повышенной склонности человека испытывать беспокойство по самым разным поводам, порой и вовсе без них. Виды тревожности. Что вызывает тревожность и страхи у детей дошкольного возраста?Работа с тревожными детьми. Направления работы.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 17.42 КБ |
Предварительный просмотр:
СЛ.1. «Что такое тревожность»
СЛ.2. Тревожность от слова тревога.
Тревога - это эпизодическое проявление беспокойства, волнения ребенка.
Тревожность - это довольно устойчивая индивидуальная психологическая особенность, которая состоит в повышенной склонности человека испытывать беспокойство по самым разным поводам, порой и вовсе без них.
СЛ.3. Различаются такие виды тревожности:
- личностная;
- ситуативная.
- Личностная тревожность, как качество конкретной личности, часто перенимается от родителей, особенно, когда родители сами склонны к пессимизму, меланхолии. Ребенок, как зеркало, отражает родительские тревоги.
- Ситуативная тревожность связана с конкретной ситуацией, а у детей со страхами.
СЛ.4. У детей вызывают страхи:
- огонь и пожар;
- болезнь и операция;
- природные стихии;
- смерть близких родственников;
- страшные сны;
- Зловещие существа (ведьма, призраки, и др.);Поэтому родителям необходимо контролировать, какие герои ребенка интересуют, по возможности ограничивать просмотр различных сказок и мультфильмов, особенно перед сном.
- Тревожного ребенка пугает предстоящая учеба в школе;
- Следующая причина потеря любви родителей, особенно любви матери, расположения сверстников, страх потеряться самому.Все это вызывает у ребенка чувство одиночества, чувство вины, которые характеризуются чувствами досады на себя, как недостойного.
- Также ребенок боится, быть несостоятельным, не соответствовать образу«хорошего» ребенка, особенно если к нему предъявляются завышенные требования;
- Отсутствие у детей физической безопасности вызывают физическое насилие, неблагоприятные микросоциальные и бытовые условия, неспособность овладеть средой.
- Тревожные дети часто болеют, у них низкая самооценка, редко проявляют инициативу зачастую они очень дисциплинированные, так они защищают себя или наоборот чрезмерно обеспокоенные, такие дети боятся не самого события, а его предчувствия. Тревожный ребенок раздражителен, у него нарушен сон, он проявляет постоянное беспокойство.
СЛ.6. Выделяют две основные формы тревожности:
открытая – сознательно переживаемая и проявляемая в поведении и деятельности в виде состояния тревоги;
скрытая – в разной степени неосознаваемая, проявляющаяся либо в чрезмерном спокойствии, нечувствительности к реальному неблагополучию и даже в отрицании его, либо косвенным путем – через специфические способы поведения.
СЛ.7. Критерии определения тревожности у ребенка
Постоянное беспокойство.
Трудность, иногда даже невозможность сконцентрироваться на чем-либо.
Мышечное напряжение (например, в области лица, шеи).
Раздражительность.
Нарушение сна.
Можно предположить, что ребенок тревожен, если хотя бы один из критериев, перечисленных выше, постоянно проявляется в его поведении.
СЛ.8 . Работа с тревожными детьми организуется в трех направлениях:
1.Повышение самооценки ребенка.
2. Обучение ребенка способам снятия мышечного и эмоционального напряжений.
3. Отработка навыков владения собой в ситуациях, травмирующих ребенка.
СЛ.9.Для того чтобы помочь ребенку повысить свою самооценку используйте следующие методы:
- как можно чаще называйте ребенка по имени хвалите его в присутствии других детей и взрослых.
- избегайте таких заданий, которые выполняются за определенное фиксированное время.
- установите с ребенком визуальный контакт, такое прямое общение «глаза в глаза» вселяет чувство доверия в душу ребенка.
запастись терпением.
СЛ.10. Обучайте ребенка и учитесь сами способам снятия мышечного и эмоционального напряжений.
Эмоциональное напряжение тревожных детей чаще всего проявляется в мышечных зажимах в области лица и шеи.
-выполняйте с ребенком релаксационные упражнения.
- установите телесный контакт с ребенком и используйте элементы массажа. Простое растирание тела способствует снятию мышечного напряжения.
СЛ11,12. В отработке навыков владения собой в ситуациях, травмирующих ребенка, очень полезными являются игры с песком, глиной, с водой, различные техники рисования красками (пальцами, ладошками и др.)
СЛ.13
Помогает обыгрывание с ребенком, как уже происходивших ситуаций, так и возможных в будущем.
Играя роль слабых, трусливых персонажей, ребенок лучше осознает и конкретизирует свой страх, а используя прием доведения данной роли до абсурда, взрослый помогает ребенку увидеть свой страх с другой стороны (иногда комической), относиться к нему как менее значимому.
Исполняя роли сильных героев, ребенок приобретает чувство уверенности в том, что и он (как и его герой) способен справляться с трудностями.
СЛ.14. Уважаемые родители, давайте поможем нашим детям преодолеть страхи и снять тревожность. А для этого:
- Необходимо понимать и принимать тревогу ребенка, он имеет на нее полное право.
- Если ребенок боится засыпать в темноте, пусть засыпает при свете. Таким образом, вы показываете ему пример поведения, как можно решать тревожащие его ситуации.
- Можно поделиться своей тревогой, но лучше в прошедшем времени. Боялся, но потом удалось сделать то - то и то - то. Надо готовить ребенка к переменам, рассказывать, что его ждет.
- Если не удается разговорить ребенка, но вы подозреваете, что его что-то гнетет, поиграйте с ним. Спросите, например, чего боятся солдатики или куклы? А как им помочь преодолеть страх?
- Быть самим более оптимистичными. Следить за выражением своего лица. Улыбайтесь чаще.
- Убеждайте ребенка, что все будет хорошо. Старайтесь в любой ситуации искать плюсы, по принципу «нет худа без добра».
- Помогать ребенку в преодолении тревоги — значит создавать условия, в которых
ему будет не так страшно.
СЛ.15.
Всё в ваших руках!
СЛ.16. Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тревожный ребенок. Как помочь тревожным детям? Как предупредить тревожность?
Очевидно, не один родитель не стремится к тому, чтобы его ребенок стал тревожным. Однако действия взрослых способствуют развитию тревожности у детей. Нередко они предъявляют ребенку требования, соотве...

Что такое детская тревожность?
Рекомендации родителям дошкольников с повышенным уровнем тревожности....

Что такое тревожность?
Консультация для педагогов Что такое тревожность? В психологическом словаре дано определение тревожности: «Индивидуальная психологическая особенность, заключающаяся в повыше...
«Родителям на заметку о тревожности детей Что такое тревожность?»
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ...

Консультация для родителей дошкольников «Что такое детская тревожность?»
Детская тревожность, пути помоши со стороны родителей. Метод куклотерапии в работе с тревожными детьми....


