Консультация для родителей детей раннего возраста (с 2 до 3 лет) на тему: "Художественно-эстетическое развитие детей. Советы и рекомендации"
консультация (младшая группа)
Консультация для родителей
Художественно-эстетическое развитие детей раннего возраста (с 2 до 3 лет). Советы и рекомендации
Скачать:
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
Художественно-эстетическое развитие детей раннего возраста (с 2 до 3 лет)
Что такое художественно-эстетическое развитие?
Это процесс формирования восприятия красоты окружающего мира, развития творческих способностей ребенка и эмоционального отклика на произведения искусства — музыку, живопись, литературу, театр.
Зачем важно развивать эстетические способности малыша?
Эстетически развитый ребенок становится способнее выражать собственные чувства, воспринимать прекрасное, видеть красоту природы и окружающих предметов, а также развивает мелкую моторику рук, воображение и творческое мышление.
Основные направления художественно-эстетического воспитания малышей 2–3 лет:
- Знакомство с искусством
Маленькие дети начинают познавать мир через восприятие ярких цветов, интересных форм и необычных звуков. Познакомьте ребёнка с произведениями живописи, музыки, литературы, архитектуры, показывая красивые иллюстрации детских книг, слушайте вместе классическую музыку («Детские альбомы» Чайковского), читайте вслух стихотворения А. Барто, К. Чуковского и др., рассматривайте картины известных художников.
- Развитие воображения и фантазии
Ребёнок учится представлять различные ситуации, персонажей сказок, животных, придумывать истории. Включайте игры с фантазийными сюжетами, рисуйте необычные предметы, играйте с игрушечными животными и героями любимых мультфильмов, задавайте вопросы типа: «Что было бы, если…?»
- Творческая деятельность
Раскрашивание картинок, лепка из пластилина, аппликация из бумаги, рисование пальчиками, красками и карандашами способствуют развитию мелкой моторики и креативности. Поддерживайте стремление ребёнка создавать своё собственное произведение искусства, даже если оно кажется примитивным.
- Восприятие окружающей среды
Общение с природой обогащает сенсорный опыт малыша, помогает чувствовать гармонию цвета, формы, звука. Гуляя с ребёнком, обращайте внимание на природные явления, разнообразие растений и животных, восхищайтесь красотой заката солнца, журчанием ручейков, шелестом листьев деревьев.
- Музыкальное воспитание
Регулярное прослушивание хорошей классической музыки формирует музыкальный вкус, улучшает слуховую память, способствует развитию речи. Пойте песенки, танцуйте вместе с малышом, учитесь ритму и мелодии простых танцевальных движений.
- Театрализованные представления
Дети любят разыгрывать сценки, подражать персонажам сказок и мультиков. Организовывайте домашние спектакли с участием игрушек, кукол, помогайте ребёнку осваивать роли героев, поддерживая интерес к театральному искусству.
Почему важна художественная работа с детьми раннего возраста?
Ранний возраст — период интенсивного психоэмоционального развития, особенно важен именно для творческого начала. Это основа будущих личностных качеств, такие как способность понимать искусство, любить природу, формировать художественный вкус и культурные предпочтения. Эстетическое воспитание направлено на формирование умения замечать прекрасное вокруг себя, осознавать радость созидания, воспринимать музыкальную выразительность, получать удовольствие от красоты природных явлений, объектов быта и произведений искусства.
Особенности художественного восприятия у детей младшего дошкольного возраста
Дети двух-трёхлетнего возраста активно исследуют пространство, воспринимают яркие образы, стремятся взаимодействовать с окружающим миром через творчество. Им интересны краски, материалы, звуки, движения, что создаёт основу для освоения разных видов художественной деятельности. Например, детям интересно рисовать пальцами, играть красками и водой, петь простые песенки, танцевать под любимую музыку.
Как организовать художественное воспитание в раннем возрасте?
- Освоение различных видов искусства
Познакомьте ребенка с разными видами искусства: живописью, музыкой, литературой, театром. Используйте книги с красивыми иллюстрациями, послушайте классическую музыку ("Детские альбомы" Чайковского, музыка Моцарта), смотрите качественные мультфильмы и фильмы, ходите на семейные мероприятия в музеи и театры. Читайте стихи Агнии Барто, Корнея Чуковского, Самуила Маршака. Показывайте картины великих мастеров (например, Репин, Шишкин).
- Развития творческого потенциала
Предоставьте ребенку возможность заниматься свободным творчеством. Дети испытывают потребность рисовать, лепить, строить, резать бумагу, конструировать. Пусть они самостоятельно выбирают материал и форму занятия. Предлагайте разнообразные инструменты: кисти, губки, ватные палочки, пальцы.
- Воспитание чувств и эмоций
Помогите ребенку выразить эмоции посредством рисунков, рассказов, музыкальных импровизаций. Обсудите сюжеты любимых сказок, спросите мнение ребенка о цвете, форме, звуке. Хвалите любые проявления детского творчества, пусть даже они кажутся вам наивными.
- Связь с природной средой
Организуйте прогулки на природе, наблюдая изменения времен года, радугу, ветер, листья, снегопад. Рассказывайте о красоте природного окружения, привлекайте внимание к деталям пейзажа. Устраивайте совместные походы в лес, парк, сад, проводите экскурсии в зоопарк или ботанический сад. Обращайте внимание ребенка на красивое дерево, цветок, птичку, облако.
- Поддержка детской инициативы
Уважительно относитесь к желанию ребенка проявлять инициативу. Поощряйте эксперименты с материалами и техниками, позволяйте пробовать новые подходы и методы. Избегайте чрезмерного контроля над процессом, предоставляя больше свободы действий. Важно не оценивать качество работ ребенка, а акцентировать внимание на самом процессе.
Рекомендации родителям для успешного художественного воспитания:
1. Создавайте условия для творческой деятельности дома: выделяйте специальное место для занятий творчеством, обеспечьте доступ к простым материалам (краски, карандаши, бумага).
2. Стремитесь сами поддерживать положительный пример поведения и интереса к искусству: посещайте выставки картин, музыкальные концерты, театры.
3. Подбирайте доступные возрасту литературные произведения и музыку: небольшие рассказы, короткие сказки, лёгкие пьесы, детские песни.
4. Чаще общайтесь с ребенком о том, что понравилось в увиденном искусстве, рассказывайте простыми словами о чувствах, эмоциях, вызванных ими.
5. Разрешайте малышу экспериментировать, создавая что-то новое, не ограничивайте свободу творчества жесткими рамками правильности исполнения задания.
6. Помните, что каждый ребёнок уникален, имеет собственный темп развития художественных способностей, проявляйте терпение и уважение к индивидуальности своего чада.
При организации процесса художественно-эстетического воспитания помните, что главное — поощрение самостоятельной активности ребенка, поддержка самостоятельности и заинтересованности. Эмоциональный отклик на события и впечатления, развивающий творческий потенциал, стимулирует желание продолжать знакомство с прекрасным. Будьте внимательны к интересам вашего ребенка, вдохновляйтесь совместно и наслаждайтесь чудесами детства!
Следуя этим рекомендациям, родители смогут создать благоприятную среду для гармоничного становления личности маленького художника, музыканта и ценителя прекрасного!
Используемые источники:
1.Бочкарёва Л.И. Педагогика и психология дошкольника // Дошкольная педагогика №1, 2018 г.
2.Петрова Т.А. Творчество в жизни дошкольника // Вопросы психологии №4, 2019 г.
3. Куцакова Л.В. Музыкально-художественное воспитание младших дошкольников // Воспитатель №3, 2020 г.
4.Волкова Н.Н. Формирование творческих способностей дошкольников средствами декоративно-прикладного искусства // Детская психология №2, 2021 г.
5.Майданова Е.Г. Современные подходы к воспитанию эстетической культуры дошкольников // Начальная школа плюс До и После №1, 2022 г.
6.Юрина О.С. Эстетическое воспитание детей младшего дошкольного возраста // Вестник педагогического образования №4, 2023 г.
7. Иванова А.М. Методические основы работы педагога с детским творчеством // Научно-методический журнал №2, 2024 г.
8. Игнатьева Я.Е. Практическая методика занятий с маленькими художниками // Малыш и общество №1, 2024 г.
9.Петровская Н.Л. Организация продуктивной деятельности в детском саду // Народное образование №6, 2023 г.
10.Борисенко Ж.Д. Игровые технологии в развитии творческих способностей детей // Психология и педагогика №2, 2022 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА "10 СОВЕТОВ РОДИТЕЛЯМ В АДАПТАЦИОННЫЙ ПЕРИОД"
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕДЕТСКИЙ САД № 54 Консультация для родителейдетей раннего возраста«10 советов родителям в адаптационный период»...

Консультации для родителей детей раннего возраста "Советы и рекомендации"
Консультации для родителей детей раннего возраста "Советы и рекомендации"...
Консультация для родителей детей раннего возраста на тему: «Развитие познавательной сферы личности в раннем возрасте»
Ранний возраст — это период жизни человека с года до 3 лет. В это время происходят важнейшие изменения в психическом развитии детей — формируется мышление, активно развивается двигательная...
Консультация для родителей детей раннего возраста «Развитие речи детей раннего возраста»
Консультация для родителей детей раннего возраста «Развитие речи детей раннего возраста»Безусловно, ранний возраст является значимым для речевого развитию ребенка потому как...

Консультация для родителей детей раннего возраста "Развитие речи у детей раннего возраста"
Консультация для родителей детей раннего возраста "Развитие речи у детей раннего возраста"...

Консультация для родителей детей раннего возраста: Коммуникация с ребенком: советы и приемы
Уважаемые родители!Коммуникация с вашим маленьким ребёнком является ключевым аспектом его развития. От того, насколько эффективно вы общаетесь с малышом, зависит его речевое, социальное и эмоцио...

Консультация для родителей детей раннего возраста «Развитие речи детей раннего возраста»
Ранний возраст является значимым для речевого развития ребенка, потому как он обладает огромными возможностями для формирования основ будущей взрослой личности. Именно в раннем...
