Родительское собрание «Речевая готовность ребёнка к школе»
консультация (подготовительная группа)

Лисечко Наталья Николаевна

Цель : Повышение компетентности родителей в вопросе речевой готовности детей к обучению в школе и осуществление взаимодействия семьи и детского сада в подготовке детей к школе в целом.

Задачи:

• активизировать знания родителей о звуках и буквах;

• уточнить представления о гласных и согласных звуках (в начале, середине и конце слова;

• тренировать навык дифференциации согласных по твердости — мягкости, глухости — звонкости;

• закреплять навык звукового анализа слова;

• развивать связную речь;

• воспитывать мотивацию к занятиям с ребенком.

Предварительная работа:

1. Диагностика речевого развития и обработка результатов диагностики речевого уровня детей подготовительной логогруппы.

2. Подготовка к семинару практикуму:

- создание презентации «Маленькие трудности для больших взрослых» для работы на интерактивной доске.

- создание презентации «Речевая готовность к школе»

- подготовка Развлечения по теме «Путешествие в город звуков и слов» для детей от 6-7 лет (далее показ для родителей)

Участники семинара: учитель - логопед, родители, дети.

 

Добрый вечер, уважаемые родители! Я очень  рада всех вас сегодня видеть на нашем родительском собрании. Оно посвящено теме «Речевая готовность ребенка к школе»

Основные критерии готовности к школьному обучению по речевому развитию это:

СЛАЙД 2                              Речевая готовность ребёнка 7 лет

Звукопроизношение. К 7 годам он должен уметь произносить все звуки родного языка. До начала обучения грамоте ребёнок должен овладеть правильным произношением всех речевых звуков, причём особенно недопустимо наличие в его речи полных звуковых замен (типа СЫПЛЁНОК вместо ЦЫПЛЁНОК или КАЛТИНА вместо КАРТИНА). Такого рода дефекты в произношении звуков обычно отражаются на письме.

Фонематический слух. (Фонематический слух - это способность выделять, воспроизводить, различать звуки речи; другими словами, это речевой слух)

Уметь слушать и слышать других, дифференцировать звуки на слух, дифференцировать мягкие и твёрдые звуки, определять на слух звонкие и глухие согласные. Умение различать звуки на слух.

Запись любого слова предполагает умение определить (то есть «опознать») каждый входящий в его состав звук и обозначить его соответствующей буквой. Если же некоторые звуки кажутся ребёнку одинаковыми, то неизбежно будет затрудняться при выборе соответствующих этим звукам букв во время письма. (например: ПАНКА вместо БАНКА).

Это подразумевает:

• Достаточно хорошо сформированные и развитые фонематические процессы - умение различать звуки по звонкости-глухости (бочка – почка, твердости – мягкости (банка – белка, свистящие – шипящие (сок – шок, слова, отличающиеся одним звуком).

Владение элементарными навыками звукового анализа: слышать и выделять первый и последний согласный звук в слове; определять количество и последовательность звуков   в слове, называть слова на заданный звук, правильно употреблять термины «звук», «слог», «слово». Для записи любого слова ребёнок должен не только уметь отличить друг от друга все составляющие его звуки, но и отчётливо представлять себе их последовательность, то есть он должен владеть звуковым анализом слов. Простейшие формы такого анализа становятся доступными уже в дошкольном возрасте, и это является одним из важных свидетельств их готовности к обучению грамоте.

Это подразумевает:

• уметь выделять заданный звук из слова (есть такой звук или нет, выделять первый и последний звук в словах, определять место звука, а также их количество и последовательность звуков в слове. Определять количество слогов в слове, ребенок должен уметь отбирать картинки с заданным количеством слогов.

Словарный запас. К 7 годам у ребёнка должен быть достаточно большой словарный запас (около 3000 слов). В своей речи он должен активно использовать антонимы (грустный -весёлый, молодой – старый), слова – действия, слова – признаки. Должны присутствовать в словаре ребёнка и обобщающие слова (типа ОДЕЖДА, ОБУВЬ, ПОСУДА, МЕБЕЛЬ и т. д., которые начинают усваиваться детьми примерно с двух-трёх с половиной лет. Ребенок должен уметь пользоваться разными способами словообразования, правильно употреблять слова с уменьшительно-ласкательным значением, образовывать прилагательные от существительных.

Грамматический строй.  К 7 годам ребенок должен правильно строить простые предложения, распространять предложения второстепенными и однородными членами, работать с деформированным предложением, самостоятельно находить ошибки и устранять их. Имеется в виду овладение ребёнком на чисто практическом уровне существующими в языке закономерностями словоизменения и словообразования.

• Уметь пользоваться различными способами словоизменения и словообразования (стол – столик, ковер - коврик, варенье из вишни вишневое, сок из ананаса- ананасовый).

• Уметь образовывать и использовать в речи имена существительные в единственном и множественном числе (ухо - уши, лист - листья много карандашей, пней лис);

• Согласовывать имена существительные с именами прилагательными (коричневая юбка, коричневое пальто, правильно употреблять в речи относительные и притяжательные прилагательные (лисий хвост, медвежье ухо);

• Уметь употреблять не только простые, но и сложные предлоги и т. д. (из-под стола, из-за дерева)

Грамматической системой словоизменения ребёнок с нормально развивающейся речью обычно овладевает к 4 годам, тогда как системой словообразования – лишь к 7-8. Эти сроки довольно условны.

Связная речь: пересказывать небольшие по объёму рассказы и сказки

составлять рассказ по картинке; составлять рассказ по серии картин;

отвечать на вопросы по тексту. Уметь связно, последовательно, а также четко и точно формулировать основную мысль высказывания. Использовать языковые средства, соответствующие виду высказывания.

Владеть нормами речевого этикета: использовать принятые нормы вежливого речевого обращения (обращаться в соответствии с возрастом собеседника, внимательно его слушать, задавать вопросы, строить высказывания кратко или распространенно).

 

Всё перечисленное выше должно быть сформировано к школе, но хотелось бы отметить, что самым главным при поступлении в школу должно быть желание вашего ребёнка учиться, умение владеть собой и принимать авторитет учителя.

Скачать:


Предварительный просмотр:

СЛАЙД 1                                      Родительское собрание

«Речевая готовность ребёнка к школе»

Цель : Повышение компетентности родителей в вопросе речевой готовности детей к обучению в школе и осуществление взаимодействия семьи и детского сада в подготовке детей к школе в целом.

Задачи:

• активизировать знания родителей о звуках и буквах;

• уточнить представления о гласных и согласных звуках (в начале, середине и конце слова;

• тренировать навык дифференциации согласных по твердости — мягкости, глухости — звонкости;

• закреплять навык звукового анализа слова;

• развивать связную речь;

• воспитывать мотивацию к занятиям с ребенком.

Предварительная работа:

1. Диагностика речевого развития и обработка результатов диагностики речевого уровня детей подготовительной логогруппы.

2. Подготовка к семинару практикуму:

- создание презентации «Маленькие трудности для больших взрослых» для работы на интерактивной доске.

- создание презентации «Речевая готовность к школе»

- подготовка Развлечения по теме «Путешествие в город звуков и слов» для детей от 6-7 лет (далее показ для родителей)

Участники семинара: учитель - логопед, родители, дети.

Добрый вечер, уважаемые родители! Я очень  рада всех вас сегодня видеть на нашем родительском собрании. Оно посвящено теме «Речевая готовность ребенка к школе»

Основные критерии готовности к школьному обучению по речевому развитию это:

СЛАЙД 2                              Речевая готовность ребёнка 7 лет

Звукопроизношение. К 7 годам он должен уметь произносить все звуки родного языка. До начала обучения грамоте ребёнок должен овладеть правильным произношением всех речевых звуков, причём особенно недопустимо наличие в его речи полных звуковых замен (типа СЫПЛЁНОК вместо ЦЫПЛЁНОК или КАЛТИНА вместо КАРТИНА). Такого рода дефекты в произношении звуков обычно отражаются на письме.

Фонематический слух. (Фонематический слух - это способность выделять, воспроизводить, различать звуки речи; другими словами, это речевой слух)

Уметь слушать и слышать других, дифференцировать звуки на слух, дифференцировать мягкие и твёрдые звуки, определять на слух звонкие и глухие согласные. Умение различать звуки на слух.

Запись любого слова предполагает умение определить (то есть «опознать») каждый входящий в его состав звук и обозначить его соответствующей буквой. Если же некоторые звуки кажутся ребёнку одинаковыми, то неизбежно будет затрудняться при выборе соответствующих этим звукам букв во время письма. (например: ПАНКА вместо БАНКА).

Это подразумевает:

• Достаточно хорошо сформированные и развитые фонематические процессы - умение различать звуки по звонкости-глухости (бочка – почка, твердости – мягкости (банка – белка, свистящие – шипящие (сок – шок, слова, отличающиеся одним звуком).

Владение элементарными навыками звукового анализа: слышать и выделять первый и последний согласный звук в слове; определять количество и последовательность звуков   в слове, называть слова на заданный звук, правильно употреблять термины «звук», «слог», «слово». Для записи любого слова ребёнок должен не только уметь отличить друг от друга все составляющие его звуки, но и отчётливо представлять себе их последовательность, то есть он должен владеть звуковым анализом слов. Простейшие формы такого анализа становятся доступными уже в дошкольном возрасте, и это является одним из важных свидетельств их готовности к обучению грамоте.

Это подразумевает:

• уметь выделять заданный звук из слова (есть такой звук или нет, выделять первый и последний звук в словах, определять место звука, а также их количество и последовательность звуков в слове. Определять количество слогов в слове, ребенок должен уметь отбирать картинки с заданным количеством слогов.

Словарный запас. К 7 годам у ребёнка должен быть достаточно большой словарный запас (около 3000 слов). В своей речи он должен активно использовать антонимы (грустный -весёлый, молодой – старый), слова – действия, слова – признаки. Должны присутствовать в словаре ребёнка и обобщающие слова (типа ОДЕЖДА, ОБУВЬ, ПОСУДА, МЕБЕЛЬ и т. д., которые начинают усваиваться детьми примерно с двух-трёх с половиной лет. Ребенок должен уметь пользоваться разными способами словообразования, правильно употреблять слова с уменьшительно-ласкательным значением, образовывать прилагательные от существительных. 

Грамматический строй.  К 7 годам ребенок должен правильно строить простые предложения, распространять предложения второстепенными и однородными членами, работать с деформированным предложением, самостоятельно находить ошибки и устранять их. Имеется в виду овладение ребёнком на чисто практическом уровне существующими в языке закономерностями словоизменения и словообразования.

• Уметь пользоваться различными способами словоизменения и словообразования (стол – столик, ковер - коврик, варенье из вишни вишневое, сок из ананаса- ананасовый).

• Уметь образовывать и использовать в речи имена существительные в единственном и множественном числе (ухо - уши, лист - листья много карандашей, пней лис);

• Согласовывать имена существительные с именами прилагательными (коричневая юбка, коричневое пальто, правильно употреблять в речи относительные и притяжательные прилагательные (лисий хвост, медвежье ухо);

• Уметь употреблять не только простые, но и сложные предлоги и т. д. (из-под стола, из-за дерева)

Грамматической системой словоизменения ребёнок с нормально развивающейся речью обычно овладевает к 4 годам, тогда как системой словообразования – лишь к 7-8. Эти сроки довольно условны.

Связная речь: пересказывать небольшие по объёму рассказы и сказки

составлять рассказ по картинке; составлять рассказ по серии картин;

отвечать на вопросы по тексту. Уметь связно, последовательно, а также четко и точно формулировать основную мысль высказывания. Использовать языковые средства, соответствующие виду высказывания.

Владеть нормами речевого этикета: использовать принятые нормы вежливого речевого обращения (обращаться в соответствии с возрастом собеседника, внимательно его слушать, задавать вопросы, строить высказывания кратко или распространенно).

Всё перечисленное выше должно быть сформировано к школе, но хотелось бы отметить, что самым главным при поступлении в школу должно быть желание вашего ребёнка учиться, умение владеть собой и принимать авторитет учителя.

А сейчас уважаемые родители, мы Вам покажем в сокращённом варианте то, чем мы занимались на занятиях весь учебный год.

Ход Занятия:

ОРГ.МОМЕНТ

- Ребята, кто у нас сегодня в гостях? (наши родители)

- Давайте улыбнёмся им.

- А сейчас сядет тот, кто услышит первый звук своей фамилии.

СЛАЙД  3     Игра «Лишний предмет" (тарелка, ручка, пенал, карандаш)

          -Как можно назвать это, одним словом?  (школьные принадлежности)

- Кому нужны школьные принадлежности? (Ученикам, в школе, а мы с вами будущие ученики)

-Закройте глаза и представьте, что мы в школе. У нас будет 4 урока, на которых вы будете получать фишки за правильные ответы.

СЛАЙД 4         ЗВЕНИТ ЗВОНОК

СЛАЙД 5

Урок 1---РАЗВИИЕ РЕЧИ

-Сейчас мы с вами поиграем в игру «Волшебный светофор»

- Я буду произносить разные звуки, если вы услышите гласный звук—какого цвета вы поднимите фишку? Почему? (гласный звук обозначаем красным цветом и живёт в красном доме). Если вы услышите согласный звук—какого цвета поднимите фишку? Почему?

 

ИГРА «ПОДАИ  КАРТНКИ»

-Если звук в начале слова гласный---дарим Маше в красном сарафане.

-Если звук в начале слова согласный твёрдый---дарим Маше в синем сарафане.

-Если звук в начале слова согласный мягкий---дарим Маше в зелёном сарафане.

ИГРА «ГДЕ СПРЯТАЛСЯ ЗВУК»  (4 картинки со звуком Р)

ИГРА «РАЗДЕЛИ СЛОВА НА СЛОГИ»

ИГРА «ЗВУКОВАЯ ДОРОЖКА»  (УРОК)

ИНРА «СОБЕРЁМ РАНЕЦ В ШКОЛУ»

-я положу в ранец ……3 ученика, 2 ручки, 4 тетради, 1 ножницы, 5 учебников…

Ранец собран! 1 урок окочен. ЗВОНОК.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация для родительского собрания "Речевая готовность к школе."

Чтобы ребёнку успешно овладеть письменной речью, необходимо весь дошкольный период развивать устную речь!...

Конспект родительского собрания "Речевая готовность к школе"

Рекомендации родителям будущих первоклассников...

Родительское собрание "Речевая готовность к школе"

Родительское собрание "Речевая готовность ребенка к школе"...

Презентация к родительскому собранию. Речевая готовность детей к школе.

Презентация к родительскому собранию. Речевая готовность детей к школе....

Родительское собрание "Психологическая готовность ребёнка к школе»

Почему  так необходимо определить готовность ребенка к школе в самом начале обучения, а еще лучше до поступления в школу? Что же такое «Готовность к школе»?...

Родительское собрание. Речевая готовность ребёнка к школе

Подготовка детей к школьному обучению...

Презентация к родительскому собранию "Общая готовность ребёнка к школе"

laquo;От того, как будет чувствовать себя ребёнок, поднимаясь на первую ступеньку лестницы познания, что он будет переживать, зависит весь его дальнейший путь к знаниям».В. А. Сухомлинский...