Воспитание детей на традициях русской народной культуры
методическая разработка

Нилова Елена Борисовна

"Пусть ребёнок чувствует красоту и восторгается ею, пусть в его сердце и в памяти навсегда сохранятся образы, в которых воплощается Родина" 

                                                                                                                                       В. Сухомлинский

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod._razr.docx16.54 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитание детей на традициях русской народной культуры

Во все времена у всех народов основной целью воспитания является забота о сохранении, укреплении и развитии добрых народных обычаев и традиций, забота о передаче; подрастающим поколениям житейского, производственного, духовного опыта, накопленного предшествующими поколениями.

Национальные обычаи и традиции являются важными аспектами культуры и истории каждой нации. Какие же национальные обычаи и традиции сохранились в жизни русского народа, по сей день.

Наши дети должны хорошо знать не только историю Российского государства, но и традиции национальной культуры, осознавать, понимать и активно участвовать в возрождении национальной культуры; самореализовать себя, как личность любящую свою Родину, свой народ и всё, что связано с народной культурой: русские народные танцы, в которых дети черпают народные нравы, обычаи и русский дух свободы творчества в русской пляске, или устный народный фольклор.

Сила народных традиций, прежде всего, заключается в человечном, добром, гуманном подходе к личности ребенка, и требовании его стороны взаимно обратного человеколюбиво отношения к окружающим.

Одной из самых эффективных форм воздействия на личность были и есть народная сказка. В большинстве русских народных сказок главный герой – богатырь, заботясь о своих близких, своём народе, сражается с различными чудовищами и уничтожая зло, устанавливает справедливость и согласие в мире.

В сказках часто даётся образец отзывчивого отношения к окружающему: к животным, к растениям, воде, предметам обихода.

Чтобы человеку оставаться человеком, ему необходимо помнить свои корни. Недаром в старину каждый ребёнок знал свою родню, чуть ли не до седьмого колена. Внимательное отношение к своим родственникам, составление своей родословной, укрепляли гуманистическую направленность развивающейся личности.

Кратно и лаконично выражаются идеи  гуманистического воспитания в народных пословицах, поговорках, колыбельных песнях, закличках.

Колыбельная песня, прежде всего, отражает мир мыслей и чувств матери, поглощённой уходом за ребёнком. Ребёнка утомившего криком и беспокойством, в раздражении обещают поколотить, пугают старичком, хворостиной, волком, таинственной букой, живущем под сараем, но чаще уговаривают обещанием пряника, калачей, обновы. Такие нехитрые приёмы имеют целью овладеть вниманием ребёнка, успокоить его.

Воспитание у детей активности, сноровки, сообразительности в полной мере развёрнуто в необозримо разнообразных играх. Игра формирует интеллектуальные и физические особенности, с которыми ребёнок будет жить долгие годы.

И прав был А. В. Луначарский, сказавший: «Игра, в значительной степени является основой всей человеческой культуры», игры развивают ловкость, быстроту, силу, меткость, приучают к сообразительности и вниманию.

В играх используются «считалки» - одна из древнейших традиций. С их помощью определяют кто «водит», и тех, кто попадает в благоприятное для себя положение.

Обыкновение пересчитываться идёт из быта взрослых. Традиция  пересчитывание в считалках преображена.  Детям  доставляет удовольствие сама возможность играть словами.  Возникают забавные в своей нелепости сочетания слогов и слов.

В скороговорках предлагались стихи с нарочитым скоплением труднопроизносимых слов. При повторении этих стихов возникает уподобляющее воздействие одних слов на другие – и в результате происходят ошибки, смещение звукового ряда, искажение смысла.

От взрослых в детский быт перешли и разного рода приговорки – обращение к улитке – «лизовище», гадание по полёту «божьей коровки», разные приговорки о корове, телёнке, о птицах – журавлях, воробьях, воронах и т.д. Перед нырянием просили «куму, голубу» простить за неведомые прегрешения. Избавлялись от залившейся в уши воды, прыганием с приговором – «вылить воду на дубовую кору». Бросали в подпечек, выпавший молочный зуб с просьбой к мышке дать костяной зуб.

Но не только сказки, пословицы, поговорки, скороговорки, заклички положительно влияют на развитие и воспитание ребёнка, но и многочисленные обычаи и традиции в народных праздниках.

Народные праздники были и есть настоящим кодексом неписаных норм и обязанностей. Обряды отображают нравственные устои русского народа, закрепляют чувство верности к друзьям, развивают эстетические чувства. Это ярко представлено в таких праздниках как Троица, Масленица, Крещение, Святочные вечера.

Основные атрибуты празднования Святок – ряженье и колядование. Само слово «коляда» одни авторы этимологически связывают с итальянским «календа», что означает первый день месяца, другие высказывают предложение, что древнее «колада» означало «круговая еда». Действительно, собранное в «мех» - специальный мешок – угощение, колядовщики ели совместно по кругу.

Смысл всех святочных действий – попытка заглянуть в будущее, определить, что принесет наступающий год. Люди обращались к природе с молениями о хорошем урожае, здоровья для членов семьи, а девушки ещё о замужестве. Как сбудется судьба, пытались узнать через гадание.

Приобщение детей к народным традициям в основном  происходит в детских садах и происходит это в форме игр и детских праздников. При этом важно не только дать детям новые знания, но и организовать непосредственное участие в исполнении обрядов, пении народных песен, инсценировках.

Следует иметь в виду ещё один важный момент: вся жизнь народа была тесно связана с природой. Испокон веков природные явления служили народу средством воздействия на личность ребенка.

А. П. Чехов писал, что люди учились «не по книгам, а в поле, в лесу, на берегу реки. Учили их сами птицы, когда пели песни; солнце, когда заходило - оставляло после себя багровую зарю; сами деревья и травы».

Вот почему так важно, чтобы развивающее окружение ребёнка было естественно.  

Необходимо донести до сознания детей, что они являются носителями народной культуры.

Воспитание детей на традициях русской народной культуры – это не только возможность приобщить их к истории и культуре своего народа, но и способ развить в них качества, которые помогут им стать достойными гражданами своей страны.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на родительском собрании по теме: «Воспитание детей на традициях русской народной культуры средствами музейной педагогики»

В вопросах нравственно-патриотического воспитания подрастающего поколения одним из средств является музейная педагогика. Культурное наследие во всем его многообразии должно сл...

Консультация для родителей на тему "Воспитание детей на традициях русской народной культуры"

Цель: приобщение детей к истокам русской народной культуры через изучение традиций, малых фольклорных жанров, декоративно-прикладного творчества.Задачи: раскрыть яркость и образность фольклорных жанро...

Материалы для выступления на РМЦ «Приёмы педагогической работы по формированию духовно-нравственных качеств у детей в соответствии с требованиями ФГОС» Тема: «Воспитание детей на традициях русской народной культуры средствами музейной педагогики»

На основании городского августовского совещания работников системы образования города Нижневартовска 2016 г. «Муниципальная образовательная среда – комплекс условий, направленный на всесто...

Консультация для родителей "Воспитание детей на традициях русской народной культуры"

В современной практике дошкольного образования и семейного воспитания идет активное возрождение принципа народности воспитания, который предполагает приобщение детей к основам родной культуры, к тради...

"Воспитание детей на традициях русской народной культуры"

Использование различных жанров детского фольклора способствует поддержанию эмоционального настроя, стимулирует познавательную и творческую активность в самостоятельной деятельности. Чем раньше м...

Воспитание детей на традициях русской народной культуры

Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры не потеряло своего значения и в настоящее время. Вот и мы с вами давайте не оставим этого без внимания и привьём любовь к русс...