Формирование духовно - нравственных качеств у детей среднего дошкольного возраста посредством игровой деятельности с привлечением педагогического ресурса семьи
статья (средняя группа)
Вопрос духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста является одной из ключевых проблем, стоящих перед семьей, дошкольным учреждением и обществом в целом.
Одна из задач -это формирование духовно-нравственных качеств личности ребенка через игру посредством привлечения семьи.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 18.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование духовно - нравственных качеств у детей среднего дошкольного возраста посредством игровой деятельности с привлечением педагогического ресурса семьи
Воспитатели : Андреева О.Н.
Фесенко Н.Ю.
Игра – ведущий вид деятельности дошкольника, через который он познает мир, развивает социальные и когнитивные навыки, усваивает нравственные ценности. В современных условиях важно обогащать игровую деятельность, наполняя ее воспитательным содержанием, а также обеспечивать тесное взаимодействие детского сада и семьи
.Цель нашей деятельности- это повышение уровня сформированности духовно-нравственных качеств у детей среднего дошкольного возраста привлечением педагогического ресурса семьи в игровую деятельность.
Задачи:
- спроектировать систему работы по оптимизации игровой деятельности дошкольников в процессе формирования духовно-нравственных качеств;
- активизировать совместную деятельность детей, родителей, воспитателей по формированию духовно-нравственных качеств у детей дошкольного возраста посредством привлечения педагогического ресурса семьи в игровой процесс.
Вопрос духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста является одной из ключевых проблем, стоящих перед семьей, дошкольным учреждением и обществом в целом.
Одна из задач -это формирование духовно-нравственных качеств личности ребенка через игру посредством привлечения семьи.
Многие родители вопрос формирования у детей духовно-нравственных качеств откладывают на второй план, акцентируя свое внимание на развитие интеллектуальных способностей детей. Им неизвестно, что именно в дошкольном возрасте происходит усвоение нравственных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания. В связи с этим задача духовно-нравственного воспитания имеет чрезвычайно особую значимость.
Сундучок с играми. В нашей группе есть мини–музей (в сундучке), в котором собраны предметы традиционного народного быта и культуры Белгородской области. Все экспонаты можно рассматривать, трогать, с ними проводятся игровые и познавательные занятия, все предметы изготовлены детьми совместно с родителями или принесены детьми из дома.
Пальчиковая – жестовая игра с народной куклой «Куколка - колечко»
Эта игра развивает саморегуляцию, координации движений, речь и память. Движения пальцев рук используются для имитации действий и общения. «Куколка - колечко» знакомит детей с историей и традициями русской народной культуры. В ней отразились народные представления о мире, добре, красоте. С давних времен игра в куклы поощрялась взрослыми, так как, играя в них, ребенок учился вести хозяйство, обретал образ семьи. Кукла была не просто игрушкой, а символом продолжения рода, залогом семейного счастья. Если же эта кукла сделана своими руками, она будет особо дорога и интересна ребенку
Театрализованная игра на ложках «Колобок»Театрализованная игра «Колобок» на ложках — это не только развлечение детей, но и отличный способ воспитания духовно-нравственных качеств у детей. Она помогает развитию творческих способностей, сценического мышления и навыков командной работы. Игра на ложках дополнительно обогащает опыт, погружая участников в атмосферу фольклора и традиционной культуры. Игра благоприятно влияет на развитие речи, творческих способностей.
Игра с тряпичными куклами. (Колыбельные песни. Куклы – мотанки) Игры с тряпичными куклами для дошкольников, имеют особое значение, в них живет информация любви, защиты и доброжелательности. Использование колыбельных песен во время игры, имеет глубокое духовно-нравственное значение, способствует укреплению родительской связи, особенно с матерью. Игры с куклами помогают детям понять мир взрослых, научиться общаться и доброжелательно взаимодействовать друг с другом.
Семейные игротеки – домашние игровые задания. Лучший способ объединиться семье и улучшить отношения между детьми и родителями – это завести традицию вечеров семейных игр с участием родителей и детей. Наши родители планируют этот игровой день (например, раз в неделю). Когда ребенок находится дома в отпуске или на каникулах, на длительных выходных. Естественно, игры меняются по мере взросления детей, но суть семейных вечеров остается прежней – веселье, игры и совместно проведённое время, ничем не заменить.
Например:
1Лото – это прекрасный способ совместного проведения досуга, семьей или компанией друзей. Такие игры сближают, способствуют формированию более теплых и доверительных отношений.
2.Сюжетно-ролевая игра «Юный сыщик» для детей дошкольного возраста имеет важное духовно-нравственное значение, способствуя развитию социальных навыков, умению сотрудничать и проявлять доброту, а также формированию таких качеств, как честность, справедливость и ответственность. Игра помогает детям усвоить нормы поведения, учиться решать конфликты и осознавать свои поступки.
3.Игровое задание «Рисуем сказку» - помогает детям развивать фантазию, воображение, сопереживание, а также формирует представления о добре, зле и нравственных качествах.
Домашние подвижные игры поднимают настроение, а игры за кухонным столом, создают теплую домашнюю атмосферу – это игры в слова, отгадывания загадок или творческие занятия.
Например:
Игра малой подвижности «Веселый паучок» - способствует развитию у детей умения внимательно слушать и выполнять инструкции, играть в команде. Игра, благодаря своей простоте и доступности, позволяет детям получить положительные эмоции.
«Родительский час» - что это такое? Для родителей это возможность, на минуточку, вернуться в детство. Побыть «маленькими», беззаботными детьми, поиграть в свои любимые игры. Пообщаться со своими детьми. Такое взаимодействие способствует укреплению детско-родительских отношений, создает благоприятную обстановку и формирует духовно-нравственные качества детей: настойчивость, дружелюбие, взаимопомощь и бережное отношение друг к другу.
Как мы играем? Игры и инсценировки — с использованием кукол и предметов. Родители в родительский час, приносят или выбирают любой предмет из сундучка и играют вместе с детьми.
И как результат такие игры помогают укрепить связь педагог – родитель, родитель - ребенок. Взрослые помогают детям бережно относиться к традициям, формируется чувство патриотизма, уважение к старшему поколению, воспитывается любовь к родному краю.
Наши любимые народные игры это «Карусели», «Золотые ворота». Когда на улице тепло, родители выходят с детьми во двор. Вечер на свежем воздухе скрасит любая игра. У наших детей и родителей появились любимые игры: «Ручеек», «Капуста», «Гуси- гуси», «Горелки», «У медведя во бору», «Жаворонок», «Краски», «Жмурки», «Аленушка и Иванушка», «Золотые ворота», «У дядюшки Семена», «Удочка», «Медведь и пчелы».
Мастер-классы по изготовлению игровых атрибутов - «Наши руки не знают скуки» Изготовление игровых атрибутов для игр «Петушок и бобовое зернышко» в непринужденной эмоционально – насыщенной обстановке, способствует сближению педагогов и родителей, родителей и детей. В то же время формируются духовно – нравственные качества, такие как уважение к труду взрослых и результату их труда, бережливость, доброта и трудолюбие.
Сюжетно – ролевая игра «Ветеринарная лечебница», совместно играя в эту игру, взрослые личным примером учат проявлять заботу о живых существах, помогают осознавать важность помощи и сочувствия, ответственность за животного, разделять чувства других, которые нуждаются в помощи.
Через игру ребенок усваивает моральные ценности: доброту и справедливость, уважение к традициям, ответственность и заботу о близких.
Игровая развивающая среда – располагает к формированию: доброты, уважения, дружбы, трудолюбия, любви к родному краю. Например, уголки народной культуры собранные совместно с родителями, воспитывают в наших детях любовь к родному краю, уважение к людям труда, бережливость, доброжелательные взаимоотношения между детьми (например, в старинные времена прием пищи из одной тарелки).
Родители стали активными участниками всех творческих дел в группе, надежными помощниками.
Игровая деятельность - является эффективным способом взаимодействия и сотрудничества с семьями воспитанников. Она оказывает позитивное влияние на совместную работу педагогов, родителей и детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на научно- практической конференции «Формирование духовно-нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок».
Тема веры, добра, милосердия и послушания составляет духовно- нравственное содержание сказок. Данная статья рассказывает о системе работы по эффективному использованию русских народных сказок в формир...

Опыт работы «ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ РУССКИХ НАРОДНЫХ СКАЗОК».
Современное российское общество находится в состоянии духовно-нравственного кризиса, что неизбежно сказывается на судьбах подрастающего поколения.Выход из этого кризиса видится в духовно-нравственном ...

Формирование духовно-нравственных качеств у детей младшего дошкольного возраста
Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение Куйбышевского района - детский сад «Алёнушка» Доклад«Формирование духовно-нравст...

Презентация "Формирование духовно-нравственных качеств у детей младшего дошкольного возраста"
Презинтация к докладу "Формирование духовно-нравственных качеств у детей младшего дошкольного возраста"...

Выступление на научно- практической конференции «Формирование духовно-нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок».
Тема веры, добра, милосердия и послушания составляет духовно- нравственное содержание сказок. Данная статья рассказывает о системе работы по эффективному использованию русских народных сказок в формир...

ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ПОСРЕДСТВОМ ТЕАТРАЛИЗВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
laquo;Формирование нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности».Цель исследования–теоретически обосновать и экспериментальнопровер...
Формирование духовно - нравственных качеств у детей среднего дошкольного возраста посредством игровой деятельности с привлечением педагогического ресурса семьи
Формирование духовно-нравственных качеств у детей среднего дошуольного возраста посредством игровой деятельности...