Кинезиологические сказки.
консультация
Подборка кинезиологических сказок и советы по их применению с детьми
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 18.83 КБ |
Предварительный просмотр:
**Кинезиологические сказки** – это волшебный инструмент для дошкольников. Они сочетают увлекательный сюжет с простыми движениями, активизирующими мозг, развивающими координацию, снимающими напряжение и улучшающими концентрацию. Это обучение через игру и движение!
**Принципы кинезиологических сказок для дошкольников:**
1. **Простота и Повтор:** Сюжет понятный, с повторяющимися действиями и ритмичными фразами.
2. **Движение = Часть Сюжета:** Действия героев *есть* упражнения (потянуться, как кошечка; шагать, как медвежонок; рисовать в воздухе).
3. **Краткость:** 3-7 минут, чтобы удержать внимание.
4. **Образность:** Яркие, знакомые образы (животные, игрушки, явления природы).
5. **Позитив:** Сказка заканчивается хорошо, оставляет приятные ощущения.
6. **Вовлечение:** Ребенок не слушатель, а *соучастник* – он выполняет все движения вместе с героем или по ходу повествования.
7. **Наглядность:** Воспитатель/родитель показывает движения вместе с рассказом.
**Подборка кинезиологических сказок (готовые идеи и схемы):**
**1. Сказка-разминка "Просыпайся, Лес!" (Утро, начало занятия)**
* **Цель:** Пробуждение, активация мозга, растяжка.
* **Сюжет:** Солнышко (ведущий) будит лесных зверят.
* **Действия:**
* "Солнышко улыбнулось (широко улыбнуться) и послало теплые лучики. Лучики коснулись... **Мишки-Топтыжки** (дети сидят/стоят). Мишка сладко потянулся! (Поднять руки высоко вверх, потянуться, зевнуть). Покачал головой: "Ух! Ух!" (Медленные наклоны головы вправо-влево, как "Сова").
* "Лучики коснулись... **Зайки-Попрыгайки**! Зайка проснулся и стал умываться (показать, как умываются лапками). Потом затопал одной лапкой (топать правой ногой), потом другой (топать левой ногой). И запрыгал! (Легкие прыжки на двух ногах)".
* "Лучики коснулись... **Птичек-Невеличек**! Птички расправили крылышки (поднять руки в стороны, потянуться). Помахали ими: раз (махи руками), два (махи), три! (махи). И полетели к солнышку! (Медленно поднять руки вверх, встать на носочки)".
* "Весь лес проснулся и заулыбался! (Широкая улыбка, руки в стороны)".
**2. Сказка-путешествие "В гости к Белочке" (Развитие координации, перекрестных движений)**
* **Цель:** Межполушарное взаимодействие, координация рук/ног.
* **Сюжет:** Нужно дойти через лес (преодолеть препятствия) к Белочке, несущей орешки.
* **Действия:**
* "Пошли мы по **ровной дорожке** (обычная ходьба на месте). Топ-топ-топ!"
* "А на пути... **пенечки**! (Остановиться) Надо их перешагнуть! Высоко поднимаем колено! (Маршировка на месте с высоким подниманием колен: правой - левой)".
* "А теперь через **пенечки** перешагиваем *по-медвежьи*! (Перекрестные движения: шаг правой ногой вперед, одновременно вынести вперед левую руку, касаясь колена или просто двигая рукой. Потом левая нога - правая рука)".
* "Ой, смотрите, **ручеек**! (Остановиться) Перепрыгнем? (Прыжки на двух ногах на месте или вперед-назад)".
* "А вот и **узкий мостик**! (Встать на одну линию, пятка к носку) Идем осторожно, руки в стороны (руки в стороны для баланса). Смотрим вперед! (Фиксация взгляда перед собой)".
* "Ура! Пришли! Белочка нас ждет! (Помахать двумя руками, улыбнуться). Она нас угостит орешками! (Показать "Колечко": поочередно соединять большой палец с остальными на обеих руках)".
**3. Сказка-массаж "Дождик-Весельчак" (Снятие напряжения, тактильное развитие)**
* **Цель:** Снятие мышечных зажимов (особенно плеч, спины), тактильная стимуляция, успокоение. *Дети сидят на стульчиках или на ковре.*
* **Сюжет:** Пошел веселый дождик, который всех гладит и стучит.
* **Действия (Ведущий говорит и легонько выполняет движения на спинке/плечиках ребенка):**
* "Жил-был **Дождик-Весельчак** (легкие поглаживания сверху вниз по спине). Он любил гулять по земле и всех будить и веселить".
* "Сначала он **застучал по крышам**: Кап-Кап-Кап! (Легкое постукивание подушечками пальцев по плечам и верхней части спины)".
* "Потом он **попрыгал по лужам**: Плюх-Плюх-Плюх! (Легкие похлопывания ладонями по спине)".
* "А потом Дождик решил **погладить травку** (плавные поглаживания ладонями сверху вниз по всей спине) и **листики на деревьях** (поглаживания от плеч вдоль рук к кистям)".
* "Дождик **увидел уставшего жучка** (легкое надавливание большими пальцами на точки между лопатками - как "Сова" для плеч) и помог ему проснуться: "Просыпайся, дружок!" (Легкое пощипывание)".
* "Наигравшись, Дождик **убежал за тучку** (последние поглаживания от головы вниз по спине). Стало тихо и спокойно... (Руки лежат спокойно на плечах ребенка на пару секунд)".
**4. Сказка для глаз и рук "Бабочкины круги" (Развитие зрительно-моторной координации, снятие усталости глаз)**
* **Цель:** Тренировка глазных мышц, координация "глаз-рука", мелкая моторика.
* **Сюжет:** Бабочки учатся летать и рисовать узоры.
* **Действия:**
* "Вышли на полянку **маленькие Бабочки** (дети стоят/сидят). Расправили они свои **красивые крылышки** (поднять руки в стороны, потянуться)".
* "Стали Бабочки **учиться летать**: вверх (поднять руки и посмотреть вверх)... вниз (опустить руки, посмотреть вниз)... влево (руки влево, взгляд влево)... вправо (руки вправо, взгляд вправо)".
* "А потом Бабочки стали **рисовать в небе большие круги** (рисовать большие круги обеими руками перед собой, глаза следят за руками). Сначала в одну сторону (по часовой)... потом в другую (против часовой)".
* "Нарисовали Бабочки и **восьмерки-крендельки** (рисовать "ленивые восьмерки" - знак бесконечности ∞ в воздухе перед собой обеими руками, глаза следят). Получилось красиво!"
* "Устали Бабочки, **сложили крылышки** (сложить ладони вместе перед грудью, как для молитвы) и сели на **цветочек** (присесть или сесть на стульчик, закрыть глаза на пару секунд)".
**5. Сказка-успокоение "Облачные объятия" (Релаксация, снятие тревоги, интеграция)**
* **Цель:** Глубокое расслабление, снятие стресса, интеграция работы мозга и тела. *Выполняется сидя или лежа на спине.*
* **Сюжет:** Мягкие облака обнимают и успокаивают.
* **Действия:**
* "На небе плыли пушистые, нежные **Облака** (глубокий вдох, медленный выдох)".
* "Одно Облако спустилось ниже и **мягко обняло наши плечики** (обнять себя за плечи, погладить, как в "Крюках Деннисона" - скрещенные руки на груди). Стало так тепло и спокойно... (Глубокий вдох, выдох)".
* "Другое Облако **коснулось лобика** над глазками (легко положить кончики пальцев на "Позитивные точки" - точки на лбу над бровями). Оно шепчет: "Ты молодец, все хорошо, отдыхай..." (Закрыть глаза, дышать глубоко 20-30 сек)".
* "Облака **окутали нас целиком**, как мягкое одеялко (представить тепло и невесомость, можно укрыть детей легкими платочками). Нам спокойно... Тихо... Тепло... (Лежать/сидеть спокойно еще 30-60 сек под спокойную музыку или тишину)".
* "Облака **медленно уплывают** обратно на небо (глубокий вдох, открыть глаза, потянуться). Мы отдохнули и улыбаемся! (Улыбнуться)".
**Как создать свою кинезиологическую сказку:**
1. **Выберите цель:** Что хотите развить/скорректировать (координация? внимание? расслабление?).
2. **Выберите 2-3 упражнения:** Из арсенала кинезиологии ("Перекрестные шаги", "Сова", "Кнопки Мозга", "Ленивые Восьмерки", "Колечко", "Крюки", поглаживания и т.д.).
3. **Придумайте сюжет:** Самый простой! Путешествие, пробуждение, помощь другу, явление природы (солнце, дождь, ветер).
4. **Встройте упражнения в действия героев:** Как герой будет выполнять это движение? (Медведь шагает "по-медвежьи" = перекрестные движения; Совушка вертит головой = упражнение "Сова").
5. **Добавьте ритм и повтор:** Повторяющиеся фразы ("Топ-топ", "Кап-кап", "Размах крыла - два") и движения.
6. **Продумайте начало и конец:** Начало - сбор внимания (звук, жест). Конец - завершение, позитив, успокоение ("улыбнулись", "сели отдохнуть", "все получилось!").
7. **Практикуйтесь!** Расскажите сначала себе, потом попробуйте на ребенке/маленькой группе. Смотрите на реакцию, упрощайте, если нужно.
**Важные советы:**
* **Ваш Энтузиазм:** Рассказывайте эмоционально, меняйте интонации!
* **Не торопитесь:** Дайте время выполнить движение.
* **Не требуйте идеала:** Главное - участие и удовольствие. Если движение не получается, упростите его.
* **Наглядность:** Показывайте все сами, будьте "главным героем".
* **Атмосфера:** Спокойная, безопасная, доброжелательная обстановка.
* **Вода:** Предложите попить до или после сказки-упражнения.
Кинезиологические сказки – это волшебство, спрятанное в простых движениях и добрых историях. Они помогут вашим малышам расти гармоничными, спокойными и любознательными! Удачи в творчестве!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Кинезиологическая сказка "Две обезьянки"
Кинезиологические упражнения прочно вошли в практику логопеда.Они являются одной из здоровьесберегающих технологий, улучшают зрительно0моторную координацию, ориентировку в пространстве, так и в собств...

Кинезиологическая сказка
Занятие по развитию мелкой моторики рук и межполушарного взаимодействия у детей среднего дошкольного возраста с ОВЗ, требующее предварительного разучивания упражнений в свободной деятельности....
Колобок. Кинезиологическая сказка
Колобок. Кинезиологическая сказка....
Теремок. Кинезиологическая сказка.
Кинезиологическая сказка....
Мастер класс для педагогов «Кинезиологические сказки на примере русской народной сказки «Колобок»
Одним из актуальных направлений внедрения инновационных технологий в коррекционный процесс является использование кинезиологии. В переводе на русский язык «кинезиология» обознача...
КИНЕЗИОЛОГИЧЕСКИЕ СКАЗКИ: Сказка про двух зайчат
Кинезиология является здоровьесберегающей технологией. Ее проведение не требует никаких затрат, она настолько проста в применении, что ее можно использовать в любой ситуации, особенно когда необ...
КИНЕЗИОЛОГИЧЕСКИЕ СКАЗКИ: Сказка «Два котёнка»
Кинезиология является здоровьесберегающей технологией. Ее проведение не требует никаких затрат, она настолько проста в применении, что ее можно использовать в любой ситуации, особенно ког...
