"Экологическое воспитание ребёнка в семье"
консультация (старшая группа)
«Семья — это та первичная среда, где человек должен учиться творить добро» Сухомлинский В. А.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 15.68 КБ |
Предварительный просмотр:
« Экологическое воспитание ребенка в семье»
Говорить об актуальности экологической проблемы сегодня, я думаю, уже не надо. Всем нам известны печальные последствия развития промышленности и экономики. Желание человека упростить свою жизнь слишком часто упирается в законы природы, и о последствии их нарушения наше общество начало задумываться только последние 15-20 лет. Естественно, что многие последствия уже стали необратимыми. Однако, уходя от глобальных проблем экологии, над решением которых бьются сотни учѐных не один десяток лет, я бы хотела обратить внимание на тот вклад, который вносим мы с вами, обычные люди. После этих слов у многих должна возникнуть в голове картина выброшенной в помойку очередной пластиковой бутылки, ну или чего- то подобного... Да, безусловно, это та малость, на которую способен любой человек. Но есть и нечто большее. Дело в том, что в наших руках будущее. Будущее, которое мы создаѐм сегодня — это наши дети. То, каким они увидят этот мир сегодня, что они будут воспринимать как норму поведения, как научатся взаимодействовать с природой — все это зависит от нас. Детский сад, являющийся первичным звеном в системе образования, безусловно, должен уделять экологическому воспитанию особенное внимание. Но, не смотря на это, именно семья остаѐтся корнем воспитания любого человека. Именно поэтому я бы хотела обратить внимание на экологическое воспитание дошкольников в семье. На сегодняшний день, наши современные семьи гораздо больше переживают за проблемы экономического характера. С пелѐнок детям выбирают престижную профессию, учат правильно обращаться с деньгами. Но что же ребѐнок знает о взаимодействии человека с природой? Хорошо, если родители научат не выбрасывать мусор мимо помойки, но ведь этого недостаточно чтобы ребѐнок в полной мере осознал свой вклад в будущее окружающей среды. Итак, я бы хотела выделить 3 основных задачи семьи для полноценного экологического воспитания дошкольника: 1. Развитие положительных нравственных качеств, побуждающих детей к соблюдению норм поведения в природе и обществе. Именно сюда относится умение выбрасывать за собой мусор, не ломать ветки у деревьев, не обижать животных и т.д. Тут родители должны не просто научить, они должны стать примером для подражания и это их основная задача. Воспитывать во взрослых людях элементарные нравственные качества, конечно, абсолютно бесполезное занятие. Но задумываться о нежелательном поведении своего ребѐнка и его последствиях должен каждый родитель, а значит, иногда следует пересматривать своѐ собственное поведение и совершенствовать его, задавая себе вопрос — как ту или иную ситуацию должен видеть мой ребѐнок? 2. Воспитание этических и эстетических чувств. И тут всѐ достаточно просто: беречь — значит любить. Восхищаться природой, видеть еѐ красоту, любить еѐ дары, может научить только семья. Для детей, растущих в городах это очень важно. Сегодня большинство людей предпочитают проводить выходные за городом на свежем воздухе. Казалось бы вот оно — единение детей с природой, воспитание экологической культуры. Но замечают ли эти люди красоту вокруг них и как к ней относятся? Здесь родители должны воспитать в ребѐнке любовь и уважение ко всему окружающему миру. Ребѐнок должен расти с чувством, что природа — это большое разумное существо, каждая травинка, каждая букашка- это его часть. Оно живѐт своей жизнью и принимает нас, а мы в ответ должны его уважать и заботиться о нѐм. Важно обращать внимание ребѐнка на все мелочи — то, как в природе всѐ взаимосвязано и продумано. Какую огромную работу проделывают муравьи, чтобы построить муравейник; как желтеют и опадают листья осенью, а весной вырастают снова; как гусеница становится бабочкой... В природе столько удивительных и красивых явлений, которыми можно восхищаться бесконечно. 3. Формирование познавательных и творческих потребностей. Важно не просто беречь и восхищаться красотой природы. Необходимо сформировать у ребѐнка желание творить и помогать. Ведь мы говорим о нашем будущем, в котором многие экологические проблемы должны быть решены. Кто будет заниматься решением этих вопросов через 20, 30 и 40 лет? Наши дети. Они обладают этими потребностями с рождения, всѐ, что требуется от родителей — это поддержать и направить в нужное русло. Посадите вместе дерево или цветок — и ребѐнок поймѐт, что он сам творец природы. Он способен изменить еѐ сам и изменить в лучшую сторону. В помощь реализации поставленных задач для родителей, сейчас существует огромное множество вспомогательных материалов и информационных технологий. Это книги, статьи, сайты, познавательные фильмы и мультфильмы. Однако важно заметить, что это лишь вспомогательный материал, который требует практических навыков, ведь невозможно полюбить природу и оценить всю еѐ красоту сидя перед экраном телевизора... Необходимо чтобы ребѐнок постоянно имел контакт с живой природой, пробовал и узнавал все сам или вместе с родителями. Это должны быть совместные походы в лес, на озеро, собирание грибов и ягод. Только целью этих походов должно быть не желание как можно больше набрать грибов, а увидеть и изучить что- то новое. Всегда необходимо вести беседу с ребѐнком, обращать его внимание на природные явления, поведение животных, сезонные изменения. Также стоит не забывать о городской природе. Здесь открытия ждут ребѐнка на каждом шагу — по дороге в детский сад, рядом с домом и при поездке в магазин. Здесь особенно важно вести диалог с ребѐнком, ведь зачастую взрослые не замечают уже простых и обыденных вещей рядом с ними. Дети же видят мир совсем иначе — не стоит отмахиваться от глупых вопросов, ведь именно так ребѐнок познаѐт мир. Не менее важно чтобы уголок природы присутствовал дома и был у ребѐнка всегда под рукой. Собирание гербария, шишек, красивых камушков и даже перьев птиц — всѐ это способ познания окружающего мира. Ну а содержание домашних питомцев и уход за ними — это очень большой вклад в экологическое развитие ребѐнка, воспитание моральных и этических качеств, не стоит лишать его такого взаимодействия с природой. Для того что бы ребѐнок полюбил природу, стал уважать еѐ и относиться к ней бережно, нужно не так и много, ведь он — сам еѐ часть. Всѐ не обходимое уже заложено в человеке изначально. Важно нам, взрослым, не потерять это чувство самим и не загубить его в наших детях. Тогда мы воспитаем достойное поколение, которое сохранит окружающий мир со всей его красотой и богатством.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологическое воспитание ребёнка в семье
ИИнтерес к природе, отношение к ней, в значительной степени будет обуславливаться психологическим климатом в семье, в частности – отношением самих взрослых (родителей) к природе, к животным, нас...

Экологическое воспитание ребёнка в семье
В дошкольном детстве закладываются основы личности. А это невозможно без общения ребёнка с природой, животным миром. Начиная знакомиться с окружающим, малыши с удовольствием впитывают всё новое. Их ин...

Консультация для родителей. Экологическое воспитание ребёнка в семье.
Экологическое воспитание ребёнка в семье....

Задачи экологического воспитания ребёнка в семье
Говорить об актуальности экологической проблемы сегодня, я думаю, уже не надо. Всем нам известны печальные последствия развития промышленности и экономики. Желание человека упростить свою жизнь слишко...

Консультация для родителей "Задачи экологического воспитания ребёнка в семье"
Консультация для родителей "Задачи экологического воспитания ребёнка в семье"...

Консультация для родителей "Экологическое воспитание ребёнка в семье"
Материал для родителей:задачи экологического воспитания в семье, правила поведения в природе, экологические игры с ребёнком ...

Консультация для родителей "Экологическое воспитание ребёнка в семье"
Дело в том, что в наших руках будущее. Будущее, которое мы создаём сегодня — это наши дети. То, каким они увидят этот мир сегодня, что они будут воспринимать как норму поведения, как научатся вз...