Консультация для родителей будущих первоклассников
консультация
Скоро дети пойдут в школу. И каждый из Вас хотел бы, чтобы его ребёнок был как можно лучше подготовлен. Начало обучения в школе -новый этап в жизни ребёнка
Подготовка к школе – процесс многоплановый. И следует отметить, что начинать заниматься с детьми следует не только непосредственно перед поступлением в школу, а далеко до этого. И не только на специальных занятиях, но и в самостоятельной деятельности ребят – в играх, в труде, общении со взрослыми и сверстниками. Начальная школа –это основа всего образования, какие знания получат дети, так и дальше сложится учеба. каждый ребенок идет в первый класс с надеждой, что в школе все у него будет хорошо. И учительница будет красивая и добрая, и одноклассники будут с ним дружить, и учиться он будет на пятерки. Но вот проходит несколько недель, и малыш уже без особой охоты собирается утром в школу. С понедельника начинает мечтать о выходных, а из школы приходит скучный и напряженный. В чем же дело? А дело в том, что не оправдались ожидания ребенка, связанные с новой интересной жизнью, а сам он оказался не совсем готовым к той реальности, которая называется «школьные будни».
Почему же такое может произойти? Потому что дети представляют себе школу как что-то очень интересное и связывают поступление в первый класс с положительными переменами в их жизни. Далеко не все ребята понимают, что школьная жизнь - это прежде всего труд. Такой же труд как трудовая деятельность взрослых людей, не всегда интересная и не всегда приятная. Проводя опрос будущих первоклассников на тему: Почему ты хочешь идти в школу?
- В школе не надо будет спать днем.
- В школе у меня появятся новые друзья, бегать с ними на переменах.
- Когда я пойду в школу, то меня будут отпускать ходить одну.
Понятно, что ребенок, ожидающий, что школа - это сплошной праздник, вскоре начинает испытывать неудовлетворенность от того, что приходится делать то, что ему не нравится, а именно: прилагать усилия и старания в нелегком и не всегда интересном труде.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 109.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Психологическая готовность ребенка к школе
Задачи:
• Ознакомление родителей с критериями готовности ребёнка к школе.
• Оценка родителями степени готовности своего ребёнка к школе.
• Вырабатывание совместного решения для улучшения подготовки детей к школе.
ПЛАН:
Вступительное слово.
Понятие «Психологическая готовность к школе».
Ваш ребенок первоклассник (памятки)
Ход собрания:
«Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться» детский психолог (Венгер Л.А.)
1. Скоро дети пойдут в школу. И каждый из Вас хотел бы, чтобы его ребёнок был как можно лучше подготовлен. Начало обучения в школе -новый этап в жизни ребёнка
Подготовка к школе – процесс многоплановый. И следует отметить, что начинать заниматься с детьми следует не только непосредственно перед поступлением в школу, а далеко до этого. И не только на специальных занятиях, но и в самостоятельной деятельности ребят – в играх, в труде, общении со взрослыми и сверстниками. Начальная школа –это основа всего образования, какие знания получат дети, так и дальше сложится учеба. каждый ребенок идет в первый класс с надеждой, что в школе все у него будет хорошо. И учительница будет красивая и добрая, и одноклассники будут с ним дружить, и учиться он будет на пятерки. Но вот проходит несколько недель, и малыш уже без особой охоты собирается утром в школу. С понедельника начинает мечтать о выходных, а из школы приходит скучный и напряженный. В чем же дело? А дело в том, что не оправдались ожидания ребенка, связанные с новой интересной жизнью, а сам он оказался не совсем готовым к той реальности, которая называется «школьные будни».
Почему же такое может произойти? Потому что дети представляют себе школу как что-то очень интересное и связывают поступление в первый класс с положительными переменами в их жизни. Далеко не все ребята понимают, что школьная жизнь - это прежде всего труд. Такой же труд как трудовая деятельность взрослых людей, не всегда интересная и не всегда приятная. Проводя опрос будущих первоклассников на тему: Почему ты хочешь идти в школу?
- В школе не надо будет спать днем.
- В школе у меня появятся новые друзья, бегать с ними на переменах.
- Когда я пойду в школу, то меня будут отпускать ходить одну.
Понятно, что ребенок, ожидающий, что школа - это сплошной праздник, вскоре начинает испытывать неудовлетворенность от того, что приходится делать то, что ему не нравится, а именно: прилагать усилия и старания в нелегком и не всегда интересном труде.
Фундаментом успешной подготовки и адаптации ребёнка к школе являются:
1. Психологическая готовность
2. Физическое здоровье ребёнка.
3. Умение логически мыслить
4. Ответственность и самостоятельность
5. Хорошая память и внимание
6. Развитый интеллект ребёнка.
7. Умение ребёнка общаться со сверстниками и взрослыми.
8. Выносливость и работоспособность.
9. Аккуратность и дисциплинированность.
10. Инициативность, воля, и способность действовать самостоятельно.
11. Умение ребёнка читать и считать.
Выделяются разные виды готовности к школе:
•Психологическая готовность
•Физическая готовность: состояние здоровья, физическое развитие, развитие мелких групп мышц, развитие основных движений
•Специальная готовность: умение читать, считать, писать
Часто под готовностью к обучению подразумевают только определенный уровень знаний, умений, навыков ребёнка, что конечно тоже важно. Самое главное при переходе на качественно новую ступень – психологическая готовность к учебной деятельности.
Физическая готовность все вы, я думаю согласитесь с тем, что ребенка следует приучать к физическим упражнениям и подвижным играм. (в подвижных играх у ребенка развивается координация движений, важная при ориентировке в пространстве, происходит развитие волевых качеств, усидчивости, внимания, формируется умение выполнять правила. Хорошее развитие мускулатуры, мышц спины, в частности, позволит ребенку справиться с физическими нагрузками, которые ему придется переносить в школе. Ведь сидеть прямо в течении 35 минут урока требует определенной физической подготовки.
Специальная готовность- это тот багаж знаний, умений, навыков, которыми обладает ребенок, т.е. то, чему он научился в детском саду. Порядковый и количественный счет, знание геометрических фигур, словарный запас, умение дифференцировать звуки, сведения об окружающем (животных, транспорте, временах года и т.д.), знание букв и прочее.
Психологическая готовность включает в себя 4 компонента:
•интеллектуальную готовность;
•мотивационную готовность;
•эмоционально-волевую готовность;
•коммуникативную готовность.
Интеллектуальная готовность предполагает развитие внимания, памяти, воображение, сформированно мышление, умение устанавливать связи между явлениями и событиями.
К 6–7-и годам ребенок должен знать:
•свой адрес и название города, в котором он живет;
•название страны и ее столицы;
•имена и отчества своих родителей, информацию о местах их работы;
•времена года, их последовательность и основные признаки;
•названия месяцев, дней недели; основные виды деревьев, цветов, животных.
- уметь классифицировать по признакам
- желание узнавать новое, любознательность.
-развитие речи и мышления в соответствии с возрастной нормой.
- хорошо ориентироваться в пространстве и времени
- развита тонкая моторика рук (владение ручкой, карандашом, ножницами)
Мотивационная готовность – это наличие у ребенка желание учиться. Большинство родителей сразу ответят, что их дети хотят в школу, и, следовательно, мотивационная готовность у них есть. Однако это не так. Прежде всего желание пойти в школу и желание учиться существенно отличаются друг от друга. Ребенок может хотеть в школу, потому что идут его друзья, он получит красивый портфель, пенал и другие подарки. Кроме того, все новое привлекает детей: классы, учительница, занятия.
Важно рассказать ребенку о том, что именно значит быть школьником, почему он становиться более взрослым, поступив в школу, какие обязанности он будет выполнять. На доступных примерах можно показать важность уроков, оценок, школьного распорядка.
Подготавливая ребёнка к школе, необходимо научить его слушать, видеть, наблюдать, запоминать, перерабатывать полученную информацию.
Если вы хотите помочь ребенку учиться в школе радостно, начните с:
- рассказа, что значит быть школьником и какие обязанности появятся в школе
- На доступных примерах покажите важность уроков, оценок и школьного распорядка
- воспитывайте интерес к содержанию занятий, к получению новых знаний
- Никогда не говорите ребенку, что в школе не интересно…
Волевая готовность предполагает наличие у ребенка:
- умение слушать, вникать в содержание того, что говорит взрослый и действовать по инструкции.
• ставить перед собой цель,
•принять решение о начале деятельности,
•наметить план действий,
•выполнить его, проявив определенные усилия,
•оценить результат своей деятельности,
•а также умения длительно выполнять не очень привлекательную работу.
Важной стороной психологической готовности к школе является и эмоционально-волевая готовность:
•способность управлять своим поведением
•умение организовывать рабочее место и поддерживать порядок
•стремление преодолевать трудности
•стремление к достижению результата своей деятельности.
•трудолюбие, прилежание
•усидчивость, терпение, ответственность
•дисциплинированность, организованность
•внимание
•любознательность и т. д.
Конечно же, от этих качеств будет зависеть, будет ли ребёнок учиться с удовольствием или учёба превратиться для него в тяжкое бремя. И как раз именно сейчас необходимо вырабатывать эти качества.
Коммуникативная готовность включает в себя:
- желание общаться со взрослыми и детьми
- умение устанавливать контакт с учителем
- умение войти в детский коллектив
- умение выполнять совместную работу
- умение общаться со сверстниками и т.д.
Готовность к школе предполагает и определенный уровень умственного развития. Ребенку необходим запас знаний. Родителям следует помнить, что само по себе количество знаний или навыков не может служить показателем развития. Школа ждет не столько образованного, сколько психологически подготовленного к учебному труду ребенка. Значительно существеннее не сами знания, а то, как дети умеют ими пользоваться, применять их при решении тех или иных задач
. Необходимо формировать у ребенка внимательность, умение рассуждать, анализировать, сравнивать, обобщать и выделять существенные признаки предметов, развивать познавательную активность.
Общие знания, которыми ребенок должен владеть при поступлении в 1 класс…
- Я» (имя, фамилия, пол, возраст, место проживания).
- Моя семья (Ф. И. О. родителей, состав семьи, профессии).
- Окружающий мир (животные и растения, времена года и явления природы, люди и техника и т. д.)
Математические представления
Числовая последовательность в пределах 20.
Сложение и вычитание в пределах 10.
Понятие «больше – меньше».
Основные геометрические фигуры.
Ориентировка в пространстве.
Измерение предметов при помощи линейки.
Цвета и их оттенки.
Речь
Умение составлять рассказ по картинке.
Пересказывать содержание известной сказки.
Рассказывать связные истории из своей жизни.
Рассуждать.
Все интеллектуальные функции (внимание, память и мышление) должны достичь определенного уровня развития – стать произвольными, т. е. сознательно управляемыми.
мелкая моторика
Ребенку важно научиться владеть собственными пальчиками – ведь теперь он будет учиться писать.
Поэтому ему нужно уметь:
правильно держать ручку;
пользоваться ножницами;
рисовать и лепить;
обводить контуры и заштриховывать фигуры.
Умение общаться со сверстниками
При общении с ребенком называйте его друзей по имени.
Не критикуйте сверстников ребенка!
Если возникнет необходимость, лучше проанализировать сложную (иногда конфликтную) ситуацию вместе с ребенком.
Приглашайте друзей ребенка в гости, участвуйте в играх.
Умение общаться со взрослыми
Организовывайте с ребенком совместную деятельность.
Не обсуждайте при нем взрослых.
Объясняйте ему правила общения с учителем и другими взрослыми людьми.
хорошее физическое развитие
Не забывайте о физических упражнениях.
Утренняя гимнастика должна стать привычной.
Включайте музыку, под которую приятно потанцевать и порезвиться.
Игры на свежем воздухе, плаванье, лыжи, коньки, велосипед помогут будущему ученику окрепнуть и разовьют координацию движений.
Что же должна включать подготовка ребенка к школе?
Желание учиться, идти в школу.
Стремление узнавать новое.
Закрепляйте положительное отношение ребенка к школе.
Никогда не запугивайте ребенка, рассказывая о школе.
Я, Вам раздам Анкеты, и вы сами проверите Готов ли ваш ребенок идти в школу… И памятки…
Спасибо за внимание!
Памятка родителям будущих первоклассников
1. Поддержите в ребенке его стремление стать школьником. .
2. Обсудите с ребенком те правила и нормы, с которыми он встретятся в школе. Объясните их необходимость и целесообразность.
3. Ваш ребенок пришел в школу, чтобы учиться. У него может что-то не сразу получаться, ребенок имеет право на ошибку.
4. Составьте вместе с первоклассником распорядок дня, следите за его соблюдением.
5. Не пропускайте трудности, возможные у ребенка на начальном этапе овладения учебными навыками. Если у первоклассника, например, есть логопедические проблемы, постарайтесь справиться с ними на первом году обучения.
6. Поддержите первоклассника в его желании добиться успеха. В каждой работе обязательно найдите, за что можно было бы его похвалить.
7. Если вас что-то беспокоит в поведении ребенка, его учебных делах, не стесняйтесь обращаться за советом и консультацией к учителю.
8. С поступлением в школу в жизни вашего ребенка появился человек более авторитетный, чем вы. Это учитель. Уважайте учителя и мнение первоклассника о своем педагоге.
9. Поступление в школу существенно меняет жизнь ребенка, но не должно лишать ее радости, игры.
Упражнение на развитие произвольного внимания.
Ребенку дают лист бумаги, цветные карандаши и просят нарисовать в ряд 10 треугольников. Когда эта работа будет завершена, ребёнка предупреждают о необходимости быть внимательным, так как инструкция произносится только один раз. "Будь внимательным, заштрихуй красным карандашом третий, седьмой и девятый треугольники"
Упражнение на развитие наблюдательности.
Предложите ребенку игру: "Внимательно осмотри комнату и найди предметы, в которых есть круг, окружность". Ребенок называет предметы - часы, основание карандаша, выключатель, ваза, столик:
Игра на развитие памяти.
В эту игру можно играть с ребенком, например, во время длительных поездок. Взрослый начинает эту игру и говорит: «Я положил в мешок яблоки». Следующий игрок повторяет сказанное и добавляет что-нибудь еще: «Я положил в мешок яблоки и бананы». Третий игрок повторяет всю фразу и добавляет что-нибудь от себя. Можно просто добавлять по одному слову, а можно подбирать слова по алфавиту.
Игра для тренировки мышления и сообразительности «Как это можно использовать?»
Предложите ребенку игру - найти как можно больше вариантов использования какого либо предмета. Например, Вы называете слово «карандаш», а ребенок придумывает, как его можно использовать - писать, рисовать, использовать как палочку, указку, градусник для куклы, удочку и т.д.
Тест «Нелепицы» - для оценки образно - логического мышления
Покажите ребенку картинку, на которой изображены разные нелепицы и попросите его внимательно рассмотреть картинку и сказать, что нарисовано неправильно.
Тест для будущих первоклассников:
назови свою фамилию, имя, отчество;
сколько тебе лет? А сколько будет через год? А через два?
как зовут твоих родителей?
утром ты завтракаешь, а днем...?
сравни самолет и птицу. Что у них общего, чем отличаются?
футбол, гимнастика, теннис, плавание - это...?
что нужно сделать, чтобы вода в чайнике закипела?
нож, что это? Велосипед, что это? Килограмм, что это?
сравни квадрат и прямоугольник. Что у них общего, чем отличаются? Какие геометрические фигуры знаешь?
в какой стране ты живешь? Какой твой адрес?
береза, дуб, осина - это...?
каких домашних, диких животных ты знаешь? Почему их так называют?
у коровы - теленок, у собаки - ..., у лошади - ...?
почему раньше, чем пройдет поезд, опускается шлагбаум?
огурец, помидор, морковь, свекла - это ...?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей будущих первоклассников «Портрет будущего первоклассника».
Школа – это совершенно новая жизнь для ребёнка. Она создаёт такие формы регламентации жизни ребёнка, с которыми он ещё не сталкивался. Готовить ребёнка к школе необходимо, поскольку избежать приспособ...

Информационно-просветительский журнал для родителей "Правовые консультации для родителей будущих первоклассников"
Главная цель информационно-просветительского журнала для родителей "Правовые консультации для родителей будущих первоклассников" повысить правовую ...

Консультация для родителей будущих первоклассников «Речевая готовность к школе. Трудности первоклассников с речевыми недостатками при обучении чтению и письму».
привлечь внимание родителей к недостаткам речи детей, раскрыть их влияние на успеваемость в дальнейшем в школе...

Консультация для родителей будущих первоклассников «Какой должна быть речь будущего первоклассника?»
Консультация для родителей будущих первоклассников «Какой должна быть речь будущего первоклассника?»КАКОЙ ДОЛЖНА БЫТЬ РЕЧЬ БУДУЩЕГО ПЕРВОКЛАССНИКА?...
Консультация для родителей "Будущий первоклассник" Памятка для родителей будущего первоклассника
Принято считать, что дошкольника не учат, а развивают. Учебный процесс – основной вид деятельности только школьника. А ребенок 6-7 лет новые сведения о мире и людях получает через игровую деятел...

Консультация для родителей будущих первоклассников «Как психологически подготовить будущего первоклассника к школе»
Цель: повысить психологическую культуру родителей будущих первоклассников по проблеме адаптации ребенка к школьному обучению, формировать навыки позитивного общения с детьми для сохранения психологиче...
Консультация для родителей будущих первоклассников «Портрет будущего первоклассника».
Консультация для родителей будущих первоклассников«Портрет будущего первоклассника»....

