Консультация для родителей на тему "«Этапы воспитания самостоятельности у детей 7 лет»
консультация (подготовительная группа)
Косультация для родителей детей подготовительнй группы
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 412.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
«Этапы воспитания
самостоятельности у детей 7 лет»
Завьялова Е.Ю.
Самостоятельность - это умение человека лично, без посторонней помощи управлять и распоряжаться своей жизнью»;
«это умение самому принимать решения и нести ответственность за их последствия»; и тому подобное. Но все эти определения практически не применимы к маленьким детям — 2-3-х лет или дошкольникам, хотя и у них мы можем наблюдать некоторые навыки самостоятельности. Если говорить о маленьких детях, то к ним более приемлемо использовать следующее определение самостоятельности: «это способность себя занять, способность чем-то заниматься самому какое-то время, без помощи взрослых».
Дети старшего дошкольного возраста могут и умеют направлять свою инициативу на то, чтобы лучше и быстрее выполнять порученное им или задуманное ими дело в соответствии с требованиями старших. За последние годы трудовому воспитанию детей дошкольного возраста стали уделять меньше внимания, а акцент сделан больше в познавательной, игровой, учебной деятельности, в ущерб формированию трудовой деятельности.
Трудовая деятельность, так же как и игровая является определяющим условием формирования самостоятельности детей дошкольного возраста. В трудовой деятельности ребенок определяет для себя цель, планирует деятельность, выбирает средства реализации намеченного плана, проявляет волевое усилие, чтобы достичь результата.
Влияние хозяйственно-бытового труда на развитие самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста Правильное участие детей в хозяйственно-бытовом труде начинается рано, примерно на втором году жизни. Даже ограниченный физически и духовно маленький ребёнок имеет возможность проявить самостоятельность, активность в жизни при выполнении трудовых поручений, во время дежурств, связанных с наведением порядка в помещении, на участке, с уборкой посуды, стиркой вещей для куклы и пр. Хозяйственно-бытовой труд имеет известную цикличность.
В процессе его не только повторяются трудовые операции, но и возникают типично жизненные ситуации. При этом от ребят при выполнении трудовых заданий требуется слаженность действий, умение устанавливать правильные деловые отношения, организованность, желание работать для всех.
Например, в течение нескольких дней дети обыгрывают постройку, сделанную из крупного строительного материала.
Появляется потребность в том, чтобы стереть с неё пыль. Или ребёнок хочет рисовать; он, выбирая карандаш, обнаруживает поломанные, начинает их подтачивать.
После этого ребёнок должен собрать сор, отнести его в определённое место. В быту постоянно возникает необходимость потрудиться: кто-то случайно испачкал игрушку, рассыпал землю, разлил воду. Нужно вымыть, подобрать или вытереть. Таким образом, создается возможность для воспитания у детей готовности к труду, привычки к трудовому усилию.
В 6-7 лет к бытовой самостоятельности добавляется самостоятельность учебная. Дети пойдут в школу, появляются новые обязанности, домашние задания, изменяется распорядок дня.
Что же входит в формирование учебной самостоятельности? Это и развитие силы воли, и умение прилагать усилия для достижения цели, и соблюдение режима дня для четкой организации своей деятельности. Ребенок должен усовершенствовать навыки одеваться самостоятельно и убирать за собой, должен научиться собирать свой портфель, без напоминаний делать домашние задания и многое другое.
Часто родители жалуются, что детям бывает трудно вовремя сесть за уроки, или бывает, что выполнение домашнего задание растягивается на много часов. Причина ясна – неумение организовать свое время и отсутствие интереса.
Для стимулирования учебной самостоятельности должен присутствовать побудительный мотив, но не материальный, а, например, познавательный. Также очень важно научить детей получать удовлетворение от выполненного дела.
Конечно, быстро приучить ребенка самостоятельно решать школьные проблемы невозможно, это требует времени и, опять же, родительского терпения и выдержки.
Выполнение заданий можно начинать с тех, которые ребенку даются легче и ему интересны. Первое время родители должны поддерживать ребенка в его действиях, объяснять, как лучше выполнить задание, но никогда не делать за ребенка то, что он должен сделать самостоятельно. Как бы вам этого ни хотелось для ускорения процесса.
Этот этап самый сложный в развитии самостоятельности у детей. Он включает в себя не только бытовую или учебную самостоятельность, он подводит детей к умению принимать самостоятельные решения. Азы формирования личностной самостоятельности закладываются в раннем детстве, когда родители предлагают ребенку сделать собственный выбор. Для этого достаточно предлагать всего два варианта: «ты футболку наденешь белую или голубую?», «мы пойдем гулять в парк или на площадку?»
Тренируя таким образом, личностную самостоятельность, к 11-12 годам ребенок сможет уже достаточно осознанно принимать самостоятельные решения по любым жизненным ситуациям. На вопрос ребенка, как ему поступать в какой-то ситуации, можно задать встречный: «а как ты думаешь сам?» Этот этап развития самостоятельности, пожалуй, самый важный. Для его формирования детям нужно дать больше простора, не осуждать и не критиковать решение ребенка, даже если оно не совсем правильное. В следующий раз он будет относиться к его принятию с большей долей ответственности. Не нужно бояться, что ребенок ошибется, он должен учиться на своих ошибках.
Советы по воспитанию самостоятельности детей:
Поощрять инициативу. Предоставлять ребёнку возможность самостоятельно выбирать, что делать, и принимать решения в рамках безопасных и разумных границ.
Учить планировать. Помогать ребёнку планировать свою деятельность, например, составлять список дел на день или готовиться к выполнению задания.
Поддерживать интерес. Поощрять ребёнка заниматься интересными для него делами, даже если они требуют времени и усилий.
Давать возможность ошибаться. Ошибки — это часть процесса обучения. Важно поддерживать ребёнка в трудные моменты и помогать анализировать причины ошибок.
Постепенно усложнять задачи. Начинать с простых заданий и постепенно усложнять их.
Объяснять важность самостоятельности. Говорить с ребёнком о том, почему важно быть самостоятельным, как это помогает в жизни и облегчает решение многих задач.
Поддерживать и хвалить. Хвалить ребёнка за его достижения, даже если они небольшие.
Быть примером. Дети часто копируют поведение родителей. Быть примером самостоятельности и ответственности в повседневной жизни.
Не торопить и не делать за ребёнка. Давать ребёнку возможность выполнить задание самостоятельно, даже если это займёт больше времени.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему:"Этапы развития речи ребёнка"
Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых и в огромной степени зависит от достаточной речевой практики, нормального речевого окружения и от воспитания и обучения, которые ...

Консультация для родителей на тему "Этапы развития детской речи"
Как развивается речь ребёнка? Описание основных этапов развития детской речи"...
Консультация для родителей на тему: «Этапы развития художественно-творческих способностей у детей»
Данная консультация посвящена вопросам развития художественно - творческих способностей у детей. Одно из условий проявления творчества в художественной деятельности – организация интересной содержател...
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ по теме: « Этапы, формы и методы патриотического воспитания детей дошкольного возраста ».
Этапы, формы и методы патриотического воспитания детей дошкольного возраста...

Консультация для родителей на тему: "Этапы нормального речевого развития ребёнка от 0 до 3 лет".
Особенно важным для успешного развития речи является ранний возраст, так как в этот период жизни ребёнок овладевает основными закономерностями языка....
Консультация для родителей на тему: «Этапы развития эмоциональной сферы у детей в дошкольном возрасте»
Консультация для родителей на тему:«Этапы развития эмоциональной сферы у детей в дошкольном возрасте».Без эмоций невозможно представить себе нашу жизнь. Они сопровождают нас во всех сферах...

Консультация для родителей на тему: "Этапы формирования речи в норме (по А.А. Леонтьеву)."
Этапы формирования речи в норме (по А.А. Леонтьеву).I период. Подготовительный (от 0 до 1 года).II период. Преддошкольный (от 1 до 3 лет).III период. Дошкольный (3 – 7 лет).IV период. Школьный (...

