Консультация для родителей детей 3-4 лет «Влияния родительских установок на развитие детей.»
консультация (младшая группа)
«Волшебные слова - невидимые крылья»
Цель: Помочь родителям осознать силу своих слов, ожиданий и реакций в формировании личности, самооценки и поведения ребенка дошкольного возраста.
Ключевое сообщение: То, что вы говорите и как реагируете на действия ребенка, становится его внутренним голосом, его представлением о себе и мире на долгие годы.
Почему именно 3-4 года? Это возраст - «Я сам!»: Возраст активного самоутверждения, проверки границ.
Зеркало взрослого: Ребенок как губка впитывает оценки значимых взрослых (особенно родителей).
Формирование самооценки: Закладывается основа: «Я хороший? Я способный? Мир безопасен?»
Развитие эмоционального интеллекта: Ребенок учится понимать и выражать чувства через реакции родителей.
- Что такое родительские установки? Это неосознаваемые или осознанные программы поведения, ожидания, оценки и убеждения, которые родители передают ребенку через:
- Слова: Постоянно повторяемые фразы, ярлыки, оценки («Ну что ты копуша!», «Умничка!», «Не лезь, упадешь!», «Ты такой сильный!»).
- Действия и поступки: Как родитель реагирует на успехи, неудачи, капризы, инициативу ребенка.
- Эмоции и невербалика: Тон голоса, взгляд (одобрительный или раздраженный), вздохи, улыбки, объятия.
- Семейные «ритуалы» и правила: «У нас так не принято», «В нашей семье всегда...».
- Установки бывают:
- Позитивные (развивающие, ресурсные): Дают опору, веру в себя, ощущение безопасности («Ты справишься», «Я тебе помогу», «Попробуй еще раз», «Я люблю тебя любого»).
- Негативные (ограничивающие, деструктивные): Сеют страх, неуверенность, чувство вины, формируют негативный образ себя («Вечно у тебя ничего не получается», «Руки-крюки», «Не реви, как девчонка», «Все дети как дети, а ты...», «Будешь плохо себя вести – отдам дяде милиционеру»).
- «Смешанные» (амбивалентные): Часто несут двойное послание («Иди, поиграй, только не мешай» – посыл: «Ты мешаешь»).
- Как установки влияют на ребенка 3-4 лет? Конкретные примеры:
- На самооценку:
Установка: «Ты мой помощник! Давай вместе уберем игрушки».
Влияние: Формирует чувство компетентности, значимости, желание сотрудничать.
Установка: «Вечно ты все разбрасываешь! Никакого порядка!»
Влияние: Закрепляет ощущение «я неряха», «я плохой», снижает мотивацию к порядку.
- На познавательную активность и самостоятельность:
Установка: «Интересно, что у тебя получится? Пробуй!»
Влияние: Поощряет любопытство, экспериментирование, готовность к новому.
Установка: «Не лезь! Уронишь! Дай я сделаю!»
Влияние: Формирует страх ошибки, неуверенность в своих силах, зависимость от взрослых, убивает инициативу.
- На эмоциональное развитие:
Установка: «Я вижу, ты расстроился, что башня упала. Это обидно. Давай построим новую?»
Влияние: Учит распознавать и принимать свои эмоции, справляться с ними, дает чувство поддержки.
Установка: «Хватит реветь из-за ерунды! Прекрати сейчас же!»
Влияние: Ребенок учится подавлять эмоции, чувствует стыд за свои чувства («Мои чувства – это плохо»), может стать тревожным или агрессивным.
- На социальные навыки (общение со сверстниками):
Установка: «Ты можешь попросить игрушку: «Дай, пожалуйста». Если не дают, давай поищем другую».
Влияние: Учит конструктивному общению, переговорам.
Установка: «Дай сдачи! Не будь тряпкой!» или «Не связывайся с ним!» Влияние: Формирует агрессивное или избегающее поведение, трудности в разрешении конфликтов.
- На отношение к миру:
Установка: «Мир интересный и в основном доброжелательный».
Влияние: Ребенок чувствует себя в безопасности, открыт к новому опыту.
Установка: «Вокруг одни опасности, никому нельзя доверять».
Влияние: Формирует тревожность, недоверие, страхи.
- Опасность «невидимых» установок (то, что передается не словами):
- Сравнение: «Посмотри, как Маша аккуратно кушает!» (Ребенок слышит: «Я хуже Маши»).
- Гиперопека: Делая всё за ребенка, мы транслируем: «Ты не способен, без меня ты пропадешь».
- Перфекционизм: Требование безупречности: «Не так раскрасил», «Платье испачкал». (Установка: «Ты должен быть идеальным, чтобы тебя любили»).
- «Условная» любовь: Любовь и похвала только за успехи/послушание. (Установка: «Меня любят, только когда я «хороший»).
- Практические шаги для родителей: Как формировать позитивные установки?
- Осознайте свои автоматические реакции: Прислушайтесь к тому, что вы чаще всего говорите ребенку в типичных ситуациях (неудача, каприз, успех). Какие фразы летят «с языка»?
- Заменяйте критику на описание и поддержку:
Вместо: «Опять все разбросал!» → «Игрушкам на полу грустно. Давай поможем им найти свой домик?»
Вместо: «Неумеха!» → «Башня упала? Бывает! Это непросто. Давай подумаем, как сделать устойчивее?»
- Акцентируйте внимание на усилиях и процессе, а не только на результате:
«Как старательно ты строил этот гараж!»
«Я вижу, ты очень хотел нарисовать солнышко!»
- Давайте право на ошибку: «Ой, пролил воду? Ничего страшного! Бывает. Давай вместе вытрем. Вот тебе тряпочка».
- Используйте «Я-сообщения» для выражения своих чувств и установления границ:
Вместо: «Ты меня бесишь!» → «Я сержусь, когда игрушки разбросаны по всей комнате».
Вместо: «Прекрати орать!» → «Мне трудно понять тебя, когда ты так громко кричишь. Давай скажешь спокойно?»
- Откажитесь от ярлыков и обобщений: Не «Ты жадина!», а «Тебе сейчас трудно поделиться этой машинкой, я понимаю».
- Безусловное принятие: Чаще говорите и показывайте: «Я люблю тебя любого: и веселого, и грустного, и послушного, и когда ты злишься». Это основа безопасности и здоровой самооценки.
- Будьте примером: Ваше отношение к себе («Ой, я такая растяпа!»), к своим ошибкам, к другим людям – мощнейшая установка для ребенка.
- Фокусируйтесь на сильных сторонах: Замечайте, что у ребенка получается хорошо, что ему нравится делать. Подкрепляйте это.
- Заключение: Волшебство – в ваших руках.
Родительские установки – это не просто слова. Это кирпичики, из которых ребенок строит свой внутренний мир, свою личность. В возрасте 3-4 лет эти кирпичики особенно пластичны.
Осознанность – первый шаг к изменениям. Начните замечать, ЧТО и КАК вы говорите своему ребенку.
Не стремитесь к идеалу. Все родители иногда срываются. Важно – общая тенденция и ваша готовность исправляться. Извинитесь, если сказали что-то обидное: «Прости, я была не права, что накричала. Я просто очень испугалась, что ты упадешь».
Маленькие шаги – большие результаты. Замена даже одной частой негативной фразы на поддерживающую творит чудеса.
Любовь, принятие и вера в ребенка – самая мощная и целительная установка из всех.
Дополнительные рекомендации:
- Мини-анкета: выпишите на листик бумаги фразы, какие фразы вы чаще всего говорите ребенку?»
- Самостоятельно подберите примеры замены негативных установок на позитивные в вашем случае.
- Обсуждение в группах: «Какая установка из вашего детства вам особенно запомнилась (позитивная/негативная) и как она повлияла?»
- Рекомендации книг:
1. Ю. Гиппенрейтер «Общаться с ребенком. Как?»,
2. И. Млодик «Книга для неидеальных родителей».
Помните:
Своими словами и отношением вы не просто воспитываете ребенка – вы создаете его будущее «Я».
Подарите ему крылья веры в себя и надежный тыл вашей безусловной любви.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация "Влияние родительских установок на развитие детей"
Родителям особенно важно понять, какую роль в эмоционально-личностном развитии ребёнка играют родительские установки. В консультации представлена таблица часто встречающихся негативных родительских ус...

«Влияние родительских установок на развитие детей» (консультация для родителей)
Родителям особенно важно понять, какую роль в эмоционально-личностном развитии ребёнка играют родительские установки....
Консультация родителям "Влияние родительских установок на развитие детей"
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ НА ТЕМУ«ВЛИЯНИЕ РОДИТЕЛЬСКИХ УСТАНОВОК НА РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ» В душевной жизни человека, в его неосознаваемой сфере важное значение имеет фиксированное от...

"Влияние родительских установок на развитие детей" консультация для родителей
Душевная жизнь человека чрезвычайно сложна, т.к. психика состоит из двух взаимоопределяющих составных: осознаваемое и несознаваемое – сознание и подсознание....

Влияние родительских установок на развитие детей. Консультация для родителей.
Душевная жизнь человека чрезвычайно сложна, т.к. психика состоит из двух взаимоопределяющих составных: осознаваемое и несознаваемое – сознание и подсознание. В неосознаваемой сфере очень важное ...

Влияние родительских установок на развитие детей. (консультация для родителей)
Душевная жизнь человека чрезвычайно сложна, т.к. психика состоит из двух взаимоопределяющих составных: осознаваемое и несознаваемое – сознание и подсознание....

Консультация для родителей «Слово не воробей…или влияние родительских установок на развитие детей»
Бесспорно, родители — самые значимые и любимые для ребенка люди. Авторитет, особенно на ранних этапах психоэмоционального развития, непререкаем и абсолютен. Вера в непогрешимость, правоту ...
