Дидактические игры и упражнения для формирования и расширения словарного запаса слов дома
консультация (младшая группа)

У детей с нарушением речи, часто отмечается бедность словаря, как активного, так и пассивного, преобладает в основном предметно-бытовая лексика. Дети плохо классифицируют предметы по группам, путают названия овощей и фруктов. В их словарном запасе мало глаголов, обозначающих состояние и переживания людей, существительных, характеризующих нравственный облик человека, и особенно малочисленна группа наречий и прилагательных, служащих для характеристики действий, поступков. Все это ограничивает речевое общение детей. Для расширения и активизации словаря в педагогической практике, используют дидактические игры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_ns_portal.docx26.53 КБ

Предварительный просмотр:

Статья

Дидактические игры и упражнения для формирования и расширения словарного запаса слов дома

У детей с нарушением речи, часто отмечается бедность словаря, как активного, так и пассивного, преобладает в основном предметно-бытовая лексика. Дети плохо классифицируют предметы по группам, путают названия овощей и фруктов. В их словарном запасе мало глаголов, обозначающих состояние и переживания людей, существительных, характеризующих нравственный облик человека, и особенно малочисленна группа наречий и прилагательных, служащих для характеристики действий, поступков. Все это ограничивает речевое общение детей. Для расширения и активизации словаря в педагогической практике, используют дидактические игры.

Дидактические игры - одно из основных средств развития речи и мышления. Особенно велика роль этих игр в обогащении словаря. Поскольку, родителям, так или иначе, приходится быть основными учителями для своего ребенка, мы предлагаем вам использовать следующие речевые игры и упражнения. Учить не значит садиться за стол и вести себя, как на уроке; речь идет о том, чтобы показывать ребёнку и делать вместе с ним то, чем вы занимаетесь в повседневной жизни.

Игры на обогащение и активизацию словарного запаса

"Все наоборот"

Цель игры: учить детей образовывать глаголы-антонимы, с помощью приставок.                                  

Материал. две обезьянки (игрушки).                                                                                                            

Ход игры.                                                                                                                                                  Сегодня мы поиграем в упрямых и послушных детей. Послушайте мой рассказ. У мамы обезьянки были две дочери. Старшую звали Послушница, младшую Упрямица. Упрямица любила все делать наоборот. Послушница соберёт игрушки, Упрямица разбросает их. Если сестра закроет дверь, Упрямица... (интонацией незавершенности воспитатель стимулирует детей к ответу: откроет). Если принесет... (унесёт), пришьёт... (оторвёт), вычистит... (испачкает), замолчит...  (заговорит), повесит... (снимет) и т.д.

"Говори наоборот"

Цель: развитие мышления, активизация словарного запаса.                                                                   

Ход игры.                                                                                                                                          

Ведущий кидает мяч ребёнку, называет слово, а ребёнок бросает мяч обратно и называет слово с противоположным значением:

веселый - грустный

быстрый - медленный

красивый - безобразный

пустой - полный

худой - толстый

умный - глупый

трудолюбивый - ленивый

тяжёлый - лёгкий

трусливый - храбрый

твёрдый - мягкий

светлый - тёмный

длинный - короткий

высокий - низкий

острый - тупой

горячий - холодный

больной - здоровый

широкий – узкий

"Я начну, а ты закончи"

Цель: учить детей составлять предложения с использованием приставочных глаголов с противоположным значением; развивать умение быстро находить точное слово.                                                               

Воспитатель начинает предложение, используя приставочный глагол. Дети заканчивают предложение, употребляя однокоренной глагол с приставкой противоположного значения.                                                     

 - Мальчик сначала подошёл к дому, а потом...  (отошёл). Утром ребята пришли в детский сад, а вечером...  (ушли). Мальчик вошёл в комнату, вскоре он...  (вышел). Ребята побежали по правой стороне, а потом...  (перебежали) на левую. Дети играли в прятки. Они забежали за дом, спрятались, но вскоре они ...  (выбежали).

 " Весёлые автомобили".

(Подвижная игра со словами).                                                                                                                   

Цель: активизация в речи глаголов движения.                                                                                       

Выезжая, по сигналу, каждый "автомобильчик" должен сказать глагол движения (например, выехал, уехал, поехал, отъехал, покатился, помчался и т.д.).                                                                                         

Приехав в гараж, сказать: приехал, подъехал, заехал, прибыл, примчался и т.д.).

 " Родная природа в стихах и загадках"

Цель: развивать умение находить антонимы в стихотворениях, подбирать синонимы к определенным словам.                                                                                                                                                     

Ход игры.                                                                                                                                           

  1. Взрослый предлагает детям отгадать загадки о природе и найти в них слова антонимы.

 Круглое и яркое, дарит всем тепло.

 Встало утром рано, по небу пошло.

 Закатилось вечером.  За леском.

 Угадайте, дети, говорю о ком? (Солнце)

 Вьется, словно лента, в дымке голубой,

 Может быть спокойной, может бить волной

 Темной и глубокой, что не видно дна.

 Мелкой и прозрачной может быть она,

 А в жару купает нас в своей волне.

 Что это такое, подскажите мне. (Река)

  1. Далее предлагает отгадать следующую загадку:

Что за птица? чёрная, большая.

Над землей повисла, солнце закрывая.

Крупными слезами, эта птица плачет,

От нее подальше мама дочку прячет.

Как она примчится, всё вокруг темнеет,

Чтобы не промокнуть, убегу скорее.   (Туча)

И подобрать противоположное по смыслу слово (антоним) к словам:

чёрная....

большая....

темнеет....

скорее....

3.Найди слова-синонимы:

Зябнет осинка, дрожит на ветру,

Стынет на солнышке, мёрзнет в жару.

Дуб дождя и ветра вовсе не боится

Кто сказал, что дубу страшно простудиться,

Ведь до поздней осени дуб стоит зелёный

Значит дуб выносливый, значит закалённый.

"Скажи похоже"

Цель: учить детей подбирать синонимы с дополнительными смысловыми оттенками к глаголам и прилагательным.                                                                                                                                      

Ход игры.                                                                                                                                                      1. Взрослый передает платок ребёнку, называя глагол, ребёнок отдает платок обратно, называя синоним к глаголу.                                                                                                                                                     

думать - ...(размышлять), открыть - .... (отворить), отыскать - ... (найти), зябнуть - ... (мерзнуть), поразить - ... (удивить), шалить - ... (баловаться), забавлять - .... (развлекать), прощать - ...(извинять), звать - ... (приглашать), реветь - ... (плакать), мчаться - ... (нестись), вертеться - ... (крутиться), опасаться - ... (бояться), бросать - .... (кидать).

  1. Затем дети могут упражняться в подборе синонимов с дополнительными смысловыми оттенками к прилагательным.                                                                                                                                  - Этот дом большой, а этот... (огромный). Эта одежда старая, а это платье совсем ... (изношенное). Это платье чуть-чуть влажное, а это совсем ... (мокрое). Мальчик молчаливый, а девочка … (неразговорчивая). Вчера день был теплый, а сегодня ... (жаркий).

" Подбери подходящее слово"

Цель: учить подбирать антонимы к многозначным прилагательным и к словосочетаниям с многозначными глаголами и прилагательными; развивать умение понимать прямое и переносное значение слов.           

Ход игры.                                                                                                                                               

Детям предлагаются многозначные прилагательные, которые в зависимости от контекста меняют свое значение. К ним надо подобрать антонимы.

 -  Ручей мелкий, а речка …. (глубокая). Ягоды смородины мелкие, а ягоды клубники …. (крупные).

 -  Кашу варят густую, а суп .... (жидкий). Лес иногда густой, но иногда ... (редкий).

 -  После дождя земля сырая, а в солнечную погоду .... (сухая). Покупаем картофель сырой, а едим ... (вареный).

В качестве речевого материала могут использоваться словосочетания:

 - Худое ведро, худое платье, худой человек.

- Мальчик бежит, лошадь бежит, вода бежит, время бежит, ручьи бегут.

-  Растёт цветок, растёт ребёнок, растёт дом.

- Жаркий день, жаркая погода, жаркий спор.

"Надо сказать по-другому"

Цель: учить детей подбирать к словосочетанию слова, близкие по смыслу.

   Послушайте стихотворение:

  "Плакала Снегурочка, зиму провожая,

   Шла за ней печальная, всем в лесу чужая.

   Там, где шла и плакала, трогая берёзы,

   Выросли подснежники - Снегурочкины слезы."        

                                                                  Т. Белозерова "Подснежники".

— Вот какие ласковые слова нашел поэт, чтобы рассказать о подснежниках и весне. А какая была Снегурочка, провожая зиму? (Печальная)

- К слову печальная подберите слова, похожие по смыслу (грустная, невесёлая)

- Если Снегурочка печальная, то какое у нее настроение? (Плохое)

- Послушайте, какие я назову предложения: "Дождь идет. Снегурочка идет".

- Какое слово повторялось? (Идет.) Попробуйте заменить слово идёт. Дождь идёт …(льёт). Снегурочка идёт ...(шагает). Весна идёт - как можно сказать по-другому? (Наступает.) Машина идет ...(едет).

Аналогично даются задания со следующими словосочетаниями:

чистый воздух (свежий), чистая вода (прозрачная), чистая посуда (вымытая); самолёт сел (приземлился), солнце село (зашло); река бежит (течёт, струится), мальчик бежит, мчится, несётся. 

"Найди другое слово"

Цель: развивать у детей умение подбирать наиболее точное обозначение к заданной ситуации; учить подбирать синонимы и антонимы к прилагательным.                                                                                   

 - Папа стал делать детям качели. Миша принёс ему верёвку. Папа сказал: "Нет, эта верёвка не годится, она оборвётся". Папа взял другую верёвку: "А вот эта ни за что не оборвётся". Какую верёвку взял папа? Как можно про неё сказать?                                                                                                                           

- Послушайте два предложения: "Вова рос крепким мальчиком. Он почувствовал под ногами крепкий лед".                                                                                                                                                             - Что значит слово крепкий? Как можно сказать эти предложения по-другому? Сами придумайте предложение со словом крепкий.                                                                                                          

Аналогично рассматриваются предложения: " Мальчик дрожит от холода. Зайчишка дрожит от страха".

"Игра с мячом"

  - Я буду бросать каждому мяч, называя слово. Вы будете возвращать мне мяч, говоря противоположное. Длинный - короткий, глубокий - ... мелкий, мягкий - ... твёрдый, лёгкий - ...тяжёлый, тонкий - ...толстый, густой - ... редкий, жидкий, сильный - ... слабый.                                         

Говорить - ...молчать, смешить - ... довести до слёз, разрешить - ... запретить, падать - …вставать, смеяться - ... плакать, зажечь - ... потушить, помогать - ... мешать 

  "Найди противоположное слово"

Цель: развивать у детей умение подбирать противоположные по смыслу слова.                                         

 - Сахар сладкий, а лимон ...(кислый). Луна видна ночью, а солнце ...(днём). Огонь горячий, а лёд ...(холодный). Тополь высокий, а шиповник ... (низкий). Река широкая, а ручей ...(узкий). Камень тяжёлый, а пух ... (лёгкий). Редька горькая, а груша ... (сладкая).                                                       

- Если суп не горячий, то, значит, какой? (Холодный.) Если в комнате не светло, то в ней ...(темно). Если сумка не тяжелая, то она .... (легкая). Если нож не тупой, то он …(острый).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры для развития памяти и внимания, расширение словарного запаса

Предлагамые игры развивают память, внимание и расширяют словарный запас....

Дидактические игры и упражнения по формированию словарного запаса и лексико-грамматического строя речи у детей с нарушениями интеллекта

Дидактические игры и упражнения по формированию словарного запаса и лексико-грамматического строя речи у детей с нарушениями интеллекта....

Дидактические игры и упражнения для формирования слоговой структуры слова у дошкольников

Дидактические игры и упражнения для формирования слоговой структуры слова у дошкольников...

Дидактические игры и упражнения для формирования слоговой структуры слова

Практика логопедической работы показывает,.что часто на первый план в дошкольном возрасте  выдвигается коррекция звукопроизношения и недооценивается  значение формирования  слоговой стр...

Дидактические игры и упражнения для формирования слоговой структуры слова.

Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически чёткой речи, дающей возможность речевого общения и подготавливающей к обучению в школе, – одна из важных задач в о...

Дидактические игры и упражнения для формирования слоговой структуры слова

Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически чёткой речи, дающей возможность речевого общения и подготавливающей к обучению в школе, – одна из важных задач в о...

Дидактические игры и упражнения по формированию умений звукового и слогового анализа слов, строения предложений для подготовительной группы.

Список игр для подготовительной группы по формированию умений звукового и слухового анализа слов и строения предложений....