Психологический (невротический) запор
консультация

Смирнова Наталья Александровна

Всё о невротическом запоре у ребенка: определение, симптомы, причины и пути помощи

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл psihoogicheskiy_nevroticheskiy_zapor.docx27.94 КБ

Предварительный просмотр:

Симптомы и осложнения 

Термин «психологический запор» в официальной медицине не встречается. Эта проблема входит в симптомокомплекс, который называется соматоформной дисфункцией вегетативной нервной системы (СДВНС). В МКБ-10 заболевание включено в группу невротических расстройств. Да-да, проблемы с горшком в данном случае относятся не к расстройствам ЖКТ, а к неврозу, вызванному неправильной работой вегетативной нервной системы и замедленному созреванию органов пищеварения. Это функциональное, а не органическое нарушение. Однако надо помнить, что диагноз выставляется после исключения органической патологии.

Так называемый «психологический запор» представляет собой расстройство по типу ферментативной недостаточности. У ребенка медленнее, чем у остальных, созревают клетки слизистой. Как следствие, пища медленнее движется по кишечнику, травмируются мышцы и слизистая — отсюда и болевой синдром. Страх боли формирует у ребенка желание отсрочить хождение в туалет. Боль часто ассоциируется с положением сидя, поэтому ребенок может ходить в туалет в положении стоя (в памперс или штаны). Диагноз СДВНС не грозит ничем страшным. Расстройство не представляет опасности для жизни и не влечет за собой ухудшения физического здоровья, однако доставляет существенные неудобства и может портить качество жизни.

Нарушения обычно возникают или усугубляются под влиянием острых стрессов и хронических психотравмирующих ситуаций, могут быть стойкими, постоянными или проявляться периодически.

Симптом детского запора только один – ребенок не ходит в туалет более двух суток. Если затрудненная дефекация совпала с периодом первых посещений садика или приучения к горшку, вероятно, проблема носит нервный характер. Психологические запоры у детей, если их игнорировать, могут привести к серьезным осложнениям: Застой каловых масс и вздутие живота – кал будет давить на внутренние органы, боли возникнут в сердце, печени, желудке; Интоксикация организма – не выведенные вовремя шлаки и токсины распространяются вместе с током крови; Отсутствие аппетита – кроха не капризничает, он действительно не хочет есть, так как пища уже не вмещается, ребенок начинает худеть; Отрыжка и неприятный запах изо рта – меняется вкус еды, малышу противно принимать пищу; Изменение настроения – снижается активность, появляются капризы, ребенок ходит грустным, ничего не хочет делать. Если не решить проблему, спустя 2-3 года нарушится сон, снизится концентрация внимания и память, а кожные покровы приобретут желтоватый оттенок. Так что, запор у ребенка – это не то состояние, которое можно игнорировать, оно не пройдет самостоятельно, требует лечения и внимания со стороны взрослых.

Психологические проблемы запора.

 Неврогенный запор, как называют его медики, возникает потому, что ребенок хочет справить нужду, но сдерживает себя, старается перетерпеть. В итоге каловые массы становятся твердыми, а нормальное испражнение невозможно. Эта ситуация происходит впервые, когда ребенок начинает осознавать свои потребности – примерно в 2-3 года, часто совпадает со временем приучения к горшку. Запоры на нервной почве могут продолжаться несколько лет: если проблема не была решена в детстве, ребенок испытывает трудности дефекации и в детском саду, и в начальной школе. Нередко малыш думает, что какать – это плохо, он стесняется ходить в туалет, чувствует себя дискомфортно. В норме годовалый ребенок должен испражняться 1-2 раза ежедневно. У некоторых детей наблюдается задержка – они какают раз в 2 дня, что не является поводом для паники. Но если каловые массы не выходят более длительный срок, это состояние считается запором.

Причины возникновения психологического запора

Все причины задержки стула можно подразделить на несколько групп.

Функциональные

Задержка стула у детей старше 2 лет чаще всего связана с нарушением в питании и питьевом режиме. Причины следующие:

•        Изменение рациона, например, переход с детского меню на взрослое. ЖКТ ребенка может быть не готовым к перевариванию взрослой пищи, что вызовет запор.

•        Недостаточный питьевой режим. Питание всухомятку — верный спутник запора, поэтому в рационе должны присутствовать не только первые блюда, но и достаточное количество чистой воды.

•        Несбалансированное питание. Преобладание в рационе сдобы, мучных изделий и недостаточное потребление клетчатки приводит к нарушению эвакуации каловых масс из кишечника.

•        Прием лекарственных препаратов. Некоторые лекарства затрудняют опорожнение кишечника, особенно речь идет о медикаментах, содержащих железо, или обладающих закрепляющим действием. На фоне приема антибиотиков может развиваться как диарея, так и задержка стула, поэтому важно принимать пробиотики.

К распространенным функциональным причинам запора у детей 2 лет относится подавление позывов в туалет. Например, такое возможно при приучении крохи к горшку. Если родители чрезмерно давят на ребенка, то у него появляется страх дефекации, из-за чего он сдерживает позывы. Аналогичная ситуация может произойти, когда малыш начинает посещать детский сад или школу. Он испытывает психологический дискомфорт при опорожнении вне дома, поэтому сдерживает акт дефекации. В результате каловые массы затвердевают и создают своеобразную пробку.

Примечание! Намеренное подавление ребенком позывов в туалет — серьезная проблема, поскольку в целом нарушается моторика кишечника, из-за чего могут появиться более серьезные нарушения.

Посещение детского сада, повышенные умственные нагрузки, неблагоприятная психологическая атмосфера в семье — это стрессовые факторы, которые могут стать причиной запора, диареи и даже нарушения функционирования ЖКТ.

Органические

Если у ребенка запор, то нужно обязательно провериться на заболевания ЖКТ, поскольку они могут нарушать перистальтику кишечника.

Примечание! При сильных сокращениях мышц кишечных стенок, когда становится невозможным продвижение каловых масс наружу, говорят о спастическом запоре, при полном расслаблении стенок — об атоническом.

Органические причины задержки стула:

•        Врожденные пороки развития пищеварительного тракта. Как правило, проблемы со стулом появляются с ранних лет, имеют регулярный характер.

•        Нарушение проходимости кишечника. Возникает как вследствие врожденных патологий, так и на фоне проглатывания инородного тела, резкой смены рациона. Полная непроходимость кишечника сопровождается повышением температуры тела, полным отказом от пищи, напряжением мышц брюшины. Ребенок нуждается в экстренном хирургическом вмешательстве.

•        Синдром раздраженного кишечника. Проявляется как диареей, так и запором.

•        Дисбактериоз. Чаще сопровождается диареей, однако порой вызывает задержку стула.

К более редким причинам относится муковисцидоз, эндокринные и метаболические нарушения.

Физиологические причины появления неврогенных запоров у детей отсутствуют. То есть, влияние оказывает не пища, не недостаточное количество выпитой жидкости или прием медикаментов. Причины кроятся в голове ребенка, он просто боится какать.

Что может послужить причиной? 

Итак, что может вызвать нежелание малыша сходить в туалет? В большинстве случаев родители могут с легкостью отследить, почему возник психологический запор у ребенка 2-3 лет, так как провоцирующих факторов немного:

•        насильственное приучение к горшку;

•        наказание за испачканные штанишки;

•        болевые ощущения во время дефекации из-за физиологического запора;

•        излишняя опека со стороны родителей тоже может быть причиной;

•        протест при сложных отношениях в семье;

•        насмешки других детей в детском учреждении или брата-сестры дома;

•        любые неприятные воспоминания, связанные с походом в туалет;

•        дискомфорт при посещении общественных туалетов

•        пережитый стресс (причем сюда входит и переезд, поездка, новое место);

•        эмоциональная травма (разлука с мамой, больница и т.п.);

•        чувство стыда ( это про то, что часто детей ругают за испачканные штанишки);

•        протест ( сложности детско-родительских отношений);

•        физическая боль (страх боли).

•        психологический момент: когда родители заставляют ребенка делиться игрушками или чем-то еще с другими детьми и самому малышу это не подконтрольно, то возникает запор, как единственное, что сам малыш может контролировать отдавать или нет.

  • Негативный опыт в прошлом – ребенок мог пережить болезненные ощущения. Понос, трещинка, непроизвольное опорожнение – привели к тому, что теперь малыш боится какать. Так же если в прошлом мама отругала за «сюрприз» в штанишках, либо во время приучения к горшку постоянно кричит, ребенок получает психологическую травму; Слишком нервным родителям стоит вспомнить себя в этом возрасте или спросить у мамы: наверняка с ними проблем было во много раз больше, так что нужно терпеливей относиться к естественным потребностям крохи.
  • Стеснение – часто проявляется при первых визитах в детский сад. Домашний ребенок боится какать при чужих малышах, общественный туалет может вызывать отвращение. Ситуация усугубляется и из-за некомпетентных воспитателей, которые кричат на детей, если те хотят какать во время тихого часа или прогулки; Стеснительному малышу трудно побороть свои страхи в детском саду, а приучение к горшку вряд ли пройдет быстро.
  • Стресс – причина взаимосвязана с двумя предыдущими. Маленькому ребенку требуется понимание и забота со стороны родителей. Необходимо создать комфортную обстановку для похода в туалет, не подгонять кроху, а в случае, если что-то не получается – действовать спокойно, без криков и ругани.

Как формируется психологический запор?

Ребенок получил негативный опыт похода в туалет и на психологическом уровне у него формируется связь дефекация = боль (или стыд, неприятные ощущения, давление и прочее…).

Причем симптомы запора часто одинаковы с симптомами физиологического запора, родители не понимают природу запора и продолжают совершать ошибки, которые и привели изначально к психологическому запору.

Другие симптомы невроза.

Родители могут не обратить внимание, но если ребенок плохо ходит в туалет из-за невротического состояния, у него будут и другие проявления: повышенная тревожность, эмоциональная лабильность, неустойчивость сна, сниженная стрессоустойчивость, капризность, плаксивость (при этом плач часто переходит в истерики), низкая самостоятельность, склонность к протестам. Такие дети очень зависимы от близких, стараются привлекать их во все свои дела, не любят оставаться одни. Также могут наблюдаться другие соматические жалобы.

Связь со стрессом и переменами в жизни. Подумайте, после каких событий могла возникнуть эта проблема? Ребенок впервые пошел в садик или в школу? Какие-то изменения в домашней жизни? С какими стрессами ребенок сталкивался перед тем, как болезнь манифестировала? Какие стрессовые факторы продолжают действовать?

Проблема со стулом может оказаться соматизированным проявлением депрессии или субдепрессии, может быть связана со сложностью адаптации и волнением. Иногда усиление симптомов можно наблюдать осенью и весной — классическое время для обострения всех психосоматических расстройств, когда дискоординация вегетативных центров особенно выражена.

Ребенок отказывается от определенных продуктов. Такие дети часто очень избирательны в своем рационе. Они имеют устойчивую тягу к определенным продуктам и настойчивое отвержение к другим — тем, которые сложнее переваривать. Они инстинктивно отказываются от продуктов, которые могут вызвать у них неприятные ощущение в ЖКТ. Это также показатель незрелости системы.

Наследственность. Имеет значение наследственный фактор. Если у кого-то из родителей или близких родственников наблюдались похожие или другие психосоматические симптомы, если у кого-то из них реактивная нервная система, пониженная стрессоустойчивость, нервозность — это может частично объяснять и симптоматику ребенка.

Как помочь ребенку решить деликатную проблему

Что делать, если ребенок боится какать? Так как заранее знать природу запора родители не могут, действовать необходимо в нескольких направлениях: Сдача анализов и посещение гастроэнтеролога. Нужно убедиться, что у ребенка нет дисбактериоза или паразитов; Смягчить каловые массы – это позволит избежать трещин в будущем, поможет ребенку комфортно и безболезненно испражниться; Нормализовать эмоциональный фон – ребенка следует успокоить, убедить его в том, что такая ситуация больше не повторится. Нужно создать необходимые условия для похода в туалет, нельзя ругать малыша, даже если он пока не может ходить в горшок и использует для этих целей штанишки. Задача родителей – быть спокойными, передать это состояние ребенку, убрать факторы, спровоцировавшие проблему. Что делать при психологическом запоре у ребенка? Конечно, нужно понять причины патологии, использовать профилактические и лечебные методы воздействия. Не факт, что с застоем каловых масс удастся справиться быстро – на терапию может уйти несколько месяцев, а иногда – даже год.

Как помочь ребенку преодолеть психологический запор? Только созданием положительной атмосферы не обойтись – требуются эффективные методы лечения, направленные на то, чтобы малыш смог легко ходить в туалет. Родители должны пересмотреть рацион, режим дня, условия, в которых кроха испражняется. Нередко требуется и прием слабительных препаратов, чтобы нормализовать дефекацию. Медикаментозные способы. Казалось бы, зачем принимать лекарства, если запор носит нервозную форму? На самом деле, первоначально ребенок терпит и не идет на горшок из-за психологических причин, но позже, когда каловые массы затвердели, покакать уже невозможно даже в комфортной обстановке. Необходимо проводить медикаментозное лечение.

Эмоциональная поддержка. Родителям малыша придется запастись терпением, ведь психологическая помощь при запорах у ребенка – это обязательная и эффективная терапия. Как помочь крохе? Объясните, что какать не больно, в этом нет ничего постыдного и унизительного, ведь речь идет о естественных явлениях. Делать это нужно языком, понятным малышу, и столько раз, сколько потребуется; Хвалите ребенка за то, что он смог сходить в туалет. Даже если покакать удалось в трусы, нельзя ругать кроху и кричать на него. Главное, что животик перестал болеть, и пропала тяжесть. А в дальнейшем постепенно приучайте к горшку; Терапия сказками – популярный и действенный прием, который увлекает ребенка.

Расскажите крохе историю о том, что в попе живет кака, которая хочет выйти наружу и плачет, если это сделать не получается. Она страдает от этого, поэтому маленький рыцарь или юная принцесса должна спасти каку, сходив в туалет; Купите ребенку пластилин и играйте с ним, если замечаете, что кроха сдерживает естественные позывы. Работа с этим материалом расслабит мышцы и облегчит поход в туалет. Красивый горшок с веселыми рисунками тоже поможет решить проблему – необходимо создать комфортную обстановку для малыша, чтобы он чувствовал себя безопасно в процессе дефекации.

Специальная диета. Как справиться с психологическим запором у ребенка? В этом нелегком деле необходимо размягчить каловые массы, используя лечебную диету. В рацион крохи нужно добавить:

  Овощные соки – свекольный, тыквенный, морковный;

 Воду – малыш должен выпивать в день 50 мл чистой воды на 1 кг веса;

 Сухофрукты – изюм, курага, чернослив;

 Кисломолочные продукты – йогурты, ряженку, кефир не старше 1 дня, готовить простоквашу лучше в домашних условиях, так полезней.

Капризному малышу готовьте овощные супы, прячьте овощи в котлетки, делайте пюре, чтобы он мог пить из бутылочки, украшайте еду. В общем, постарайтесь, чтобы нужные продукты поступали в организм. Также придется ограничить потребление сладостей – без этого победить запор сложно.

Режим дня. Чтобы улучшить моторику кишечника, необходимо больше двигаться, поэтому день нужно начинать с зарядки – несложные упражнения полезны и для общего здоровья. Если ребенок непоседлив, не ограничивайте его в движении – пусть бегает и прыгает, тогда проблем с опорожнением не возникнет. Не лишней будет и вечерняя прогулка на свежем воздухе. У ребенка должен быть стабильный распорядок дня – уход ко сну и пробуждение в одно и то же время. Необходимо, чтобы малыш кушал несколько раз, а в перерывах между едой не кусочничал, таская сладости со стола.

В борьбе с запором нужно проконсультироваться с педиатром и использовать свечи для облегчения дефекации. Когда физиологическая проблема решена, следует приступать к профилактике:

  Обеспечить правильное питание;

 Приобщать ребенка к активной и подвижной жизни;

 Отказаться от употребления фаст-фуда, газировок, сладостей – это настоящий бич современности, который позволяют детям многие родители;

 Следить за стулом малыша, хорошо, если он научится какать в одно и то же время;

 Пить больше воды;

 Улучшить психологический климат в семье.

Психологический запор – это опасное состояние у ребенка, которое требует помощи со стороны родителей и врачей. И если размягчить каловые массы не составляет труда с использованием препаратов, выяснить и устранить причины будет сложнее. Необходимо понять, что спровоцировало запор, наладить отношения с крохой, сделать так, чтобы поход в туалет превратился из кошмара в увлекательное приключение, а ребенок перестал бояться. Если ребенок не ходит в туалет по-большому по психологической причине, вам предстоит комплексная работа с участием гастроэнтеролога, психолога, налаживание режима питания и умеренные физические нагрузки.

Развивать у ребенка самостоятельность. Как мы уже говорили, для детей с повышенной невротизацией характерна повышенная зависимость от близких людей, манипулятивное взаимодействие. Вам предстоит работать над развитием навыков самостоятельности. С минимальным участием родителей ребенок должен научиться делать простейшие бытовые дела: укладываться спать, наводить порядок в своей комнате, оказывать посильную помощь по дому. Повышение уровня самостоятельности активизирует вегетативные центры. Так ребенок научиться брать ответственность на себя, сталкиваясь с какими-то событиями, станет увереннее в себе и спокойнее.

Заняться умеренной физической активностью. Физическая активность полезна не только для хорошей перистальтики, но и для правильной реакции организма на выброс адреналина. Спортивные кружки и секции, зарядки по утрам, во-первых, стабилизируют гормональный фон, а во-вторых, учат наш организм справляться с повышением уровня гормонов. Адреналин выделяется при спортивных нагрузках, организм постепенно учится реагировать на него без бурных невротических реакций.

Поработать над рационом питания. Набор продуктов и блюд для ребенка нужно подбирать вместе с гастроэнтерологом. Фастфуд и продукты, которые могут вызывать аллергию, могут спровоцировать проблемы с ЖКТ. Повышенная нагрузка на пищеварительную систему вызывает соматический симптом — далее рефлексы запускают психологическую составляющую.

Спокойно реагировать на проблему. Если родственники реагируют на ситуацию слишком ярко, постоянно спрашивают, почему ребенок терпит по-большому, это может усилить невротизацию.

Что делать, если лучше не становится

Если коррекция психолога, гастроэнтеролога и перечисленные выше изменения режима существенно не улучшают ситуацию в течение 2–4 недель, стоит обратиться к неврологу и психотерапевту.

Для снятия проблемной симптоматики и купирования невротических состояний специалисты могут назначить ребенку лекарственные препараты и лечение по методикам рефлекторной саморегуляции: работа с дыханием, гимнастика, вегетостабилизирующие комплексы упражнений. В школьном возрасте популярны нейрофизиологические тренинги, которые повышают стрессоустойчивость.

Помните, отсутствие помощи может перерасти в соматическую патологию более сильного характера или в патологию других органов.

Рекомендации:

•        Самое главное, не показывать ребенку, что вы расстроены из-за этой проблемы! Дети очень хорошо улавливают эмоциональный фон родителей и испытывают беспокойство, видя взволнованное лицо мамы. Сохраняем спокойствие и формируем чувство безопасности у малыша.

•        Если малыш не воспринимает горшок, можно попробовать купить новый горшок вместе, чтобы малыш участвовал в выборе.

•        если ребенок испытывает сложности при посещении туалета в детском саду, обязательно надо предупредить воспитателей об имеющейся проблеме. Воспитатель, зная о проблеме ребенка, поможет ему уединиться, чтобы сходить в туалет.

•        ребятам 6-8 лет можно рассказать о строении человеческого тела, о выделительной системе. Но только не пугать страшными последствиями! А объяснить, что при удержании отходов могут начать выделяться вредные  вещества и нарушать работу других органов.

•        с 4-5 летнего возраста хорошо работают терапевтические сказки. Можно пользоваться готовыми сказками из интернета, или  вместе с психологом составить свою собственную сказку, где главный герой такой же мальчик или девочка, как наш малыш и обязательно с хорошим концом!

•        с детками 2-3 лет уже можно применять ролевые игры с игрушками и  используя игрушечные предметы туалетной комнаты, которые очень похожи на настоящие. Таким образом мы проецируем ситуацию на кукол, зайчиков и пр. В игре лепите с ребятами всевозможные колбаски-какашки, пусть они будут разного цвета, делайте их полосатыми, веселыми, придумывайте, фантазируйте, покажите малышу, что какать не обязательно сложный процесс. Пусть зайчик на унитазе покакает веселой колбаской. И малыш увидит, что вы тоже не напряжены и не ждете от него конкретного результата.

•        не надо лишний раз тревожить ребенка и спрашивать часто, хочет он в туалет или нет. Соблюдаем тактичность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Не хочу бояться! Невротические страхи у детей

Иногда случается так, что возрастной страх не проходит, а закрепляется и перерастает в невротический.  Такой страх может преследовать ребенка в течение длительного времени и чаще всего явля...

Консультация для родителей "Невротические проявления у детей дошкольного возраста и рекомендации родителям".

В консультации представлен материал о том какие невротические проявления встречаются у детей дошкольного возраста и как нужно с ними бороться....

Практический семинар для студентов и молодых специалистов "Профилактика и коррекция невротических нарушений у дошкольников: логоневроз" 19.04.2016

Логоневроз – это вид речевого расстройства, который проявляется в виде запинок в речи и заикания. Речь ребенка при данном расстройстве замедлена, характеризуется частыми длительными паузами, раст...

Сказкотерапия при решении психологического запора

Запоры на нервной почве могут продолжаться несколько лет: если проблема не была решена в детстве, ребенок испытывает трудности дефекации и в детском саду, и в начальной школе. Нередко малыш думает, чт...

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ЗАПОР У ДЕТЕЙ

Консультация для родителей "ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ЗАПОР У ДЕТЕЙ"                                    ...

Консультация для родителей «Психологический запор у ребенка».

Психологический запор у ребенка – актуальная тема в последние несколько лет в среде психологов. Психологическая причина в задержке дефекации наблюдается у детей уже с 2-х лет. Что может послужит...

Сказкотерапия на тему "психологического запора"

Проигрывание и чтение сказки на тему "психогический запор"...