«Теоретические и методические основы взаимодействия воспитания с родителями, лицами их заменяющими»
учебно-методический материал
Скачать:
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Челябинской области
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Ашинский индустриальный техникум»
ДОПУЩЕН(А) К ЗАЩИТЕ Заместитель директора по УМР ________________О.В. Труфанова «___» ____________ 20___г. |
Курсовая работа
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВОСПИТАТЕЛЯ С РОДИТЕЛЯМИ ПО ВОПРОСАМ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Пояснительная записка к курсовой работе по МДК :
«Теоретические и методические основы взаимодействия воспитания с родителями, лицами их заменяющими»
КР. ПЗ
Нормоконтролер ____________О. В. Труфанова «___» ____________ 20___г | Разработал студент группы ЗДО-20: ________________С.В.Гайфуллина «___» ____________ 20___г. |
. | Руководитель курсовой работы: Преподаватель ________________О.В.Труфанова «___» ____________ 20___г. |
Работа защищена с оценкой _________________________________ «___» ____________ 20___г. |
2024
Содержание
Введение 1. Теоретические основы взаимодействия воспитателя с родителями по вопросам физического развития Особенности взаимодействия с родителями в дошкольных образовательных организациях Формы взаимодействия дошкольной образовательной организации с семьей 2. Практика физического развития детей Изучение опыта организации физического развития детей в Рекомендации по физическому развитию детей в дошкольной Заключение Библиография Приложение А Приложение Б Приложение В | 3 5 5 8 13 13 23 32 34 35 36 37 |
Введение
Актуальность темы. В современной жизни особую актуальность приобретает проблема осознания ответственности взрослых перед детьми. Современная политика нашего государства направлена на социальную поддержку семьи и признание ее первостепенной роли в физическом, нравственном и интеллектуальном становлении личности ребенка. В последние годы, как в науке, так и в образовательной практике уделяется большое внимание проблемам семьи и сотрудничеству семьи и образовательных учреждений.
Как известно, развитие и воспитание ребенка во многом зависит от взрослых, которые его окружают, и от того, какой пример (положительный или отрицательный) они подают своим поведением. Поэтому сознательное отношение к собственному здоровью и здоровью детей в первую очередь следует формировать у родителей.
Физическое воспитание - один из основных компонентов образовательного процесса, без которого невозможно гармоничное развитие ребенка. Регулярные занятия физической культурой и спортом в семье и образовательном учреждении позволяют повышать сопротивляемость детского организма внешним неблагоприятным воздействиям, содействовать оздоровлению ослабленных от рождения детей, а также укреплять внутрисемейные отношения.
Взаимодействие воспитателей с семьями воспитанников является одним из важнейших условий формирования личности ребёнка, положительных результатов в воспитании, которого можно достичь при согласованности действий и при условии развития интереса родителей к вопросам воспитания и обучения, в том числе и в области физической культуры.
Эффективность деятельности родителей как воспитателей зависит от уровня их педагогической грамотности, педагогической культуры, педагогической образованности, личностной зрелости и компетентности родителей.
Проблема - взаимодействие дошкольной образовательной организации с семьей по физическому развитию детей.
Объект исследования - процесс физического развития личности.
Предмет исследования - физическое развитие детей в условиях дошкольной образовательной организации.
Цель исследования - определить взаимодействие воспитателя с родителями по вопросам физического развития.
В соответствии с поставленной целью исследования были сформулированы следующие задачи.
- рассмотреть особенности взаимодействия с родителями в дошкольных образовательных организациях;
- выявить формы взаимодействия дошкольной образовательной организации с семьей;
- понять изучение опыта организации физического развития детей в
дошкольной образовательной организации;
- изучить рекомендации по физическому развитию детей в дошкольной
образовательной организации.
Методы исследования: анализ и обобщение; изучение педагогического опыта.
Структура работы состоит из введения, двух разделов, заключения, списка литературы, приложений.
- Особенности взаимодействия с родителями в дошкольных образовательных организациях
В настоящее время большое развивающее для детей значение имеет координация педагогических воздействий специалистов ДОО и родителей, чье методическое обоснование, по мнению педагогов недостаточно.
В основе новой концепции взаимодействия семьи и дошкольного учреждения лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность. Уходит в прошлое, официально осуществляемая в нашей стране, политика превращения семейного воспитания в общественное.
Признание приоритета семейного воспитания требует новых отношений семьи и дошкольного учреждения. Новизна этих отношений определяется понятиями «сотрудничество» и «взаимодействие». Главный момент в контексте «семья - дошкольное учреждение» - личное взаимодействие педагога и родителей по поводу трудностей и радостей, успехов и неудач, сомнений и размышлений в процессе воспитания
конкретного ребенка в данной семье. Неоценима помощь друг другу в понимании ребенка, в решении его индивидуальных проблем, в оптимизации его развития.
В педагогической литературе взаимодействие семьи и педагогов определяется как процесс совместной деятельности по согласованию целей, форм и методов семейного воспитания и воспитания в дошкольном учреждении. Важную роль имеет обмен информацией, смыслами, эмоциями между субъектами образовательного процесса для его успешного развития. Взаимодействие может состояться, когда есть значимая ценность. В контексте нашего исследования значимая ценность это здоровье ребенка, развитие его личности, становление позиции субъекта детской деятельности.
В психологии, взаимодействие - это процесс непосредственного или опосредованного воздействия объектов (субъектов) друг на друга, порождающих их взаимную обусловленность и связь.
Таким образом, воспитатели создают ситуации, при которых возможно взаимодействие в различных формах. Ситуации взаимодействия - это события в окружающей среде или внешние обстоятельства, в процессе которых возникает непосредственные или опосредованные воздействия объектов (субъектов) друг на друга.
Современная образовательная парадигма характеризуется гуманистическими тенденциями в развитии семейного и дошкольного воспитания, что предполагает развитие субъект-субъектных отношений в системе «педагог-воспитанник», «педагог-родитель», «родитель ребенок».
Существует много различных форм взаимодействия дошкольного учреждения с семьями воспитанников. Сотрудничество — наивысший уровень согласованности позиций в деятельности, на языке психологической науки организация субъект-субъектных отношений в совместной деятельности. Диалог как способ совместного бытия людей является важной формой в пространстве взаимодействия семьи и образовательного учреждения. Диалоговое общение возможно в том случае, если мы воспринимаем другого индивида как человека, находящегося в процессе становления, способного к творческому развитию своего внутреннего мира.
Основными направлениями взаимодействия с семьей являются:
- Изучение потребности родителей в образовательных услугах.
- Просвещение родителей с целью повышения их правовой и педагогической культуры.
Исходя из этих направлений, необходимо осуществлять работу по взаимодействию с семьями дошкольников. Л. И. Мосягина утверждает, что работа с родителями - важный этап в любом направлении дошкольного образования, и физкультурно-оздоровительное - не исключение. Чтобы добиться положительных результатов, необходимо сотрудничать с семьей - повысить компетентность родителей в вопросах физического воспитания детей, познакомить их с практическими методами оздоровления детского организма и развития основных физических качеств.
Главным в работе любой ДОО являются сохранение и укрепление физического и психического здоровья воспитанников, их творческое и интеллектуальное развитие, обеспечение условий для личностного роста. Успешное осуществление этой большой и ответственной работы невозможно в отрыве от семьи, ведь родители - первые и главные воспитатели своего ребенка с момента рождения и на всю жизнь. Родителей детей, посещающих сегодня дошкольные образовательные организации, можно условно разделить на три группы.
Первая группа - это родители, очень занятые на работе, которым детский сад просто жизненно необходим. Но, несмотря на это, они ждут от детского сада не только хорошего присмотра и ухода за ребенком, но и полноценного развития, оздоровления, обучения и воспитания, организации интересного досуга. Эта родительская группа вряд ли сможет в силу занятости активно посещать консультации, семинары, тренинги. Но при правильной организации взаимодействия они с удовольствием дома изготовят вместе с ребенком семейную работу на конкурс, подберут фотографии на выставку, в удобное для них время примут участие в заранее объявленных мероприятиях, например в веселых стартах или субботнике.
Вторая группа - это родители с удобным рабочим графиком, неработающими бабушками и дедушками. Дети из таких семей могли бы не посещать детский сад, но родители не хотят лишать ребенка полноценного общения, игр со сверстниками, развития и обучения. Задача педагогов - не допустить, чтобы эта родительская группа осталась на позиции пассивного наблюдателя, активизировать их педагогические умения, вовлечь в работу детского сада.
Третья группа - это семьи с неработающими мамами. Эти родители тоже ждут от детского сада интересного общения своих детей со сверстниками, получения ими навыков поведения в коллективе, соблюдения правильного режима дня, обучения и развития. Задача воспитателя - выделить из этой родительской группы энергичных мам, которые станут членами родительских комитетов и активными помощниками воспитателей. На эту родительскую группу воспитателю необходимо опираться в подготовке родительских собраний, проведении праздников, конкурсов, выставок и т.п.
Содержание работы с родителями реализуется через разнообразные формы. Главное - донести до родителей знания в той или иной области образовательной программы. Существуют традиционные и нетрадиционные формы общения педагога с родителями дошкольников, суть которых - обогатить их педагогическими знаниями.
Формы взаимодействия дошкольной образовательной
организации с семьей
В настоящее время педагогическое взаимодействие является одним из основных определений в педагогики. Термин «взаимодействие» имеется для обозначения влияния вещей (в широком смысле) друг на друга, для воспроизведения взаимосвязей между всевозможными объектами, а также для характеристики форм человеческого события, человеческой деятельности и познания. В науке, предметом изучения которых является человек, семантика данного определения связана с двумя значимыми категориями: общение (Б.Г.Ананьев, В.Н.Мясищев, А.А.Бодалев) и совместная деятельность (Г.М. Андреева, А.Л. Журавлев, Я.Л. Коломинский), причем осуществляемые в данном процессе действия приводят к взаимовлиянию его участников (А.Л. Журавлев, Н.Ф. Радионова). Так, педагогическое взаимодействие - это особая форма связи между участниками образовательно-воспитательного процесса, в ходе и результате которого происходит взаимное обогащение интеллектуальной, эмоциональной и деятельностной сфер участников этого процесса.
Просвещение родителей, повышение их грамотности в проблемах физического воспитания и укрепления здоровья дошкольников может реализовываться в разнообразных формах.
Дошкольные организации разнообразны, функционируют по разным программам и методикам, поэтому разнообразны формы и методы взаимодействия дошкольных учреждений с семьями - как уже утвердившиеся в этой области, так и новаторские, нетрадиционные. Результативными формами сотрудничества дошкольной организации с семьей являются:
- Родительские собрания - считаются одной из результативных форм взаимодействия с семьей, темы и вид собрания педагоги предопределяют вместе с родителями. Они проводятся групповые и общие (для родителей всей организации). Общие собрания организуются 2-3 раза в год. На них обсуждают задачи на новый учебный год, итоги образовательной работы, проблемы физического воспитания и задачи летнего оздоровительного периода. На общее собрание приглашается врач, юрист. Учитываются выступления родителей.
- Физкультурные досуги, праздники, Дни здоровья, туристические походы - дают возможность приобщить к здоровому образу жизни не только воспитанников детского сада, но и их родителей. Физкультурные праздники содействуют улучшению моторных умений детей, формированию заинтересованности и необходимости в занятиях физическими упражнениями. Дни здоровья способствуют оздоровлению детей и взрослых, предотвращают переутомление. Туристические походы - одна из наиболее активных форм совместного отдыха. Это - общение с природой, смена обстановки, психологическая разгрузка и физиологическая динамичность. Походы сближают родителей, детей и педагогов дошкольной организации, дают хорошую возможность развития атмосферы взаимопонимания и партнерства.
- Дни открытых дверей - достаточно распространенная форма работы, предоставляет возможность познакомить родителей с дошкольной организацией, ее традициями, правилами, особенностями воспитательнообразовательной работы, заинтересовать ею и привлечь к участию. Проводится как экскурсия по дошкольной организации с посещением группы, где воспитываются дети пришедших родителей. Можно показать утреннюю гимнастику, физкультурное занятие, наблюдать за организацией питания, сна, закаливающих процедур и других режимных моментов.
- Домашние задания - дают возможность повысить двигательную активность ребенка, улучшить отстающего в движении ребенка, предоставить родителям определенные рекомендации по общению с ребенком, конкретное содержание с целью общения с детьми.
- Передача опыта семейного воспитания - возможно осуществить посредством различных интервью, выставки, конференции, в которых родители станут делиться навыком между собой, в выставках выяснить о досугах своих воспитанников.
- Формирование педагогической библиотеки по организации физического воспитания в семье - к комплектованию библиотечного фонда рассудительно заинтересовать самих родителей, которые с удовольствием отдают в общественное использование прочитанные книги, журнальчики. Пропаганда литературы по педагогической тематике входит в прямые обязанности педагогов дошкольной организации. Важны различные формы данной работы: классические папки-передвижки, рассмотрение отдельных книжек либо публикаций в процессе консультаций, заседаний дискуссионного клуба, информация на групповом стенде, выставки новейшей литературы с краткой аннотацией, анализ новинок на родительском собрании.
- Выпуск газеты - где дисскусируются важные проблемы
оздоровления ребенка, в номерах печатаются диагностические используемые материалы и советы для родителей.
Мы советуем следующие методы партнерства с семьей:
- Беседа с родителями - считается более результативной формой доведения до сведения родителей данные о жизни ребенка в группе. Регулярно сообщая родителям даже о незначительных достижениях ребенка, педагог проявляет помощь формированию позитивного взгляда родителей на своего ребенка, приучает наблюдать за удачами детей, объективно реагировать на них. Беседы ведутся как индивидуальные, так и групповые. И в этом и в ином случае понятно устанавливается цель: то что следует узнать, в чем желаем посодействовать. Сущность беседы значительное для родителей, преподносится подобным способом для того, чтобы подтолкнуть собеседников к выражению.
- Консультации родителей - ведутся индивидуально либо для подгруппы родителей. Целями консультации считаются усвоение родителями конкретных познаний, умений; помощь в разрешении проблемных вопросов. Формы проведения консультаций разнообразные (квалифицированная информация специалиста с дальнейшим обсуждением; рассмотрение статьи, предварительно прочтенной абсолютно всеми созванными на консультацию; практическое занятие).
- Наблюдения за ребенком - дает возможность почти все выявить об особенностях семейного воспитания, микроклимата, общения. Для того чтобы исключить неожиданные заключения, наблюдение необходимо осуществлять несколько раз в похожих ситуациях.
- Анкетирование - может помочь выявить более применимые и продуктивные формы работы с родителями, помогает оценить работу коллектива, раскрыть эти проблемы обучения и развития ребенка, которые у родителей стимулируют затруднения.
- Посещение семьи - визит в семью ребенка много дает для ее изучения, определения контакта с ребенком, его родителями, проверки обстоятельств обучения, в случае, если никак не преобразуется в формальное мероприятие. Действия и душевное состояние детей кроме того могут помочь осознать общепсихологический атмосфера семьи.
Таким образом, в основе взаимодействия дошкольного учреждения и семьи находится совместная работа. Педагоги выступают организаторами установления данного партнерства, вследствие того, что они безупречно подготовлены к образовательной работе, а стало быть, понимают, что ее благополучность зависит от согласованности, преемственности в воспитании ребенка. Педагоги осознают, что сотрудничество требуется в увлечениях ребенка и что в этом надо убедить и родителей. Активность в установлении взаимодействия с семьей и квалифицированное осуществление задач этого взаимодействия обуславливают направляющую роль дошкольной организации по отношению к семейному воспитанию.
Следует убедить родителей, что необходимо найти возможность для занятий физической культурой, повышение двигательной активности, сформировать все необходимые условия для того, чтобы дети росли на физическом уровне здоровыми, сильными. Привлечение семьи в спортивные мероприятия имеет огромную роль: в такой семье вырастит здоровый, любящий физкультуру человек. Важно, для того чтобы отец с матерью напрямую принимали участие в существовании детского сада, поддерживали в осуществлении воспитательно-образовательного процесса. Вовлечение родителей в жизнь детского сада доставит пользу и дошкольной организации и родителям. Немаловажно, для того чтобы отцу с матерью появилась вероятность приходить собственного ребенка в любое время, для того чтобы они имели возможность заметить, как их ребята проживают в детском саду.
Успех партнерства семьи и дошкольного учреждения во много зависит от того, в какой степени педагог понимает родителей, их подход к ребятам.
Изучение опыта организации физического развития детей в
дошкольной образовательной организации
Изучение опыта организации физического развития детей в дошкольной образовательной организации осуществлялось в три этапа.
На первом этапе был проанализирован опыт организации физического развития детей в дошкольной образовательной организации.
На втором этапе были изучены особенности взаимодействие дошкольной образовательной организации с семьей по физическому развитию детей.
На третьем этапе были разработаны рекомендации по физическому развитию детей в дошкольной образовательной организации.
Исследование проводилось на базе детского сада. В нем принимали участие 12 воспитателей (4 воспитателя младших группы, 4 воспитателя средних групп, 2 воспитателя старшей группы, 2 воспитателя подготовительной группы), 2 инструктора по физической культуре (рисунок 1).
Рисунок 1‒ Результаты анкетирования родителей
Для проведения исследования были использованы следующие методы: анкетирование, наблюдение (для анализа педагогической деятельности воспитателей и инструкторов по физической культуре), анализ состояния спортивных уголков.
Изучение опыта организации физического развития детей в дошкольной образовательной организации осуществлялось по следующим направлениям:
- анкетирование воспитателей с целью выявления проблем и дальнейшего планирования работы по физическому развитию детей дошкольного возраста (см. Приложение А);
- беседа с инструкторами по физическому воспитанию «Физическое воспитание и его роль в развитии ребенка дошкольного возраст» (см. Приложение Б);
- анализ занятия по физической культуре, как одной из основных форм физического развития детей дошкольного возраста (см. Приложение В);
- анализ развивающей среды (спортивного уголка).
- Анкетирование воспитателей
Прежде всего, всем воспитателям было предложено пройти анкетирование (см. Приложение А). Результаты анкетирования представлены ниже.
На вопрос анкеты, «Какие условия Вы создаете в группе для развития двигательной активности детей?» 3 воспитателя младших групп ответили, что необходимо время от времени размещать любимые игрушки детей на физкультурных пособиях так, чтобы дети могли взять их, например, пролезая в ворота или пройдя по бревну и так далее. Также необходимость частой смены расположения игрового материала была упомянута у 2 воспитателей средней группы, 1 воспитателя старшей группы и 2-х воспитателей подготовительной группы. Четверо из 12 воспитателей не упомянули данное условие. Все воспитатели выносят на прогулку машины, мячи и т. д., что дает возможность обеспечить разнообразную двигательную деятельность детей.
Рисунок 2. Результаты анкетирования воспитателей: «Какие условия Вы создаете в группе для развития двигательной активности детей?»
Также воспитатели отметили, что двигательную активность детей они развивают, организуя подвижные игры в течении всего дня.
На вопрос, «Какие методы вы используете для реализации индивидуального подхода к детям в организации подвижных игр, физкультурных занятий?» воспитатели ответили, что они учитывают особенности развития каждого ребенка, двигательную активность, а также уровень их заинтересованности. Все это, по мнению педагогов, способствуют достижению цели, которые ставятся перед физическим развитием в процессе использования подвижных игр и физкультурных занятий.
Необходимо обратить внимание на то, что никто из педагогов не отметил, что индивидуальный подход предполагает формирование подгрупп детей на основе состояния их здоровья и темпов физического развития, а также из функционального состояния в соответствии с медицинскими показаниями.
Также индивидуальный подход предполагает наблюдение за самочувствием каждого ребенка на занятиях, реакции на нагрузку и новые упражнения (учитывать должна окраска кожи лица, потливость, частота и глубина дыхания и т.п.; следует использовать хронометраж при определении характеристик двигательной активности детей и т.п.).
На вопрос, «Какая проводится работа по приобщению детей дошкольного возраста к здоровому образу жизни?» воспитатели ответили, что они приобщение детей дошкольного возраста должно начинаться с развития навыков личной гигиены, а также с развития элементарных представлений о полезности, целесообразности физической активности и личной гигиены.
На вопрос, «Какую работу с родителями ВЫ проводите по вопросу физического развития детей?» в основном воспитатели указывали, что работа с родителями проводится на родительских собраниях (родительское собрание было отмечено всеми 12 педагогами). Некоторые воспитатели (5 человек) привлекают родителей к вопросам физического развития детей через организацию различных совместных мероприятий, чаще всего, такими мероприятиями являются праздники и дни открытых дверей (посещение разнообразных занятий в физкультурном зале, на стадионе и т.д.). Семь педагогов отметили необходимость просветительской работы с родителями, указав, что информирование родителей осуществляется через родительские уголки, папки передвижки.
- Беседа с инструкторами по физической культуре
Беседа, которая проводилась с инструкторами по физической культуре, также позволила выявить некоторые пробелы у инструкторов в знаниях по поводу физического развития и воспитания детей в дошкольной образовательной организации. Результаты и анализ беседы представлены ниже.
На вопрос «Какова цель физического воспитания и развития в детском саду?» инструкторы по физической культуре ответили, что основной целью физического воспитания и развития детей в детском саду является формирование у детей основ здорового образа жизни.
Ответы инструкторов являются в большей степени обобщенными и в них не дифференцирована охрана здоровья детей, что также является одной из важных составляющих цели физического развития детей дошкольного возраста в рамках дошкольной образовательной организации.
На вопрос «Перечислите основные задачи инструктора по физическому воспитанию» был получен следующий ответ: «Основные задачи инструктора по физическому воспитанию направлены на укрепление здоровья, физического и психического развития, на создание эмоционального благополучия, позволяющие обеспечить гармоничное развитие каждого ребенка».
Ни один инструктор не сказал о том, что работа любого специалиста дошкольной образовательной организации должна начинаться со знакомства с образовательной программой, по которой работает дошкольная образовательная организация и учебно-методическим комплектом. После чего должны быть изучены цели и задачи образовательной области «Физическое развитие» для детей всех возрастных групп. Также инструктор по физической культуре должен проанализировать условия, которые являются необходимыми для решения поставленных задач. Анализ условий предполагает проведения осмотра оснащения физкультурного зала и физкультурной площадки. Если в результате осмотра была выявляема
необходимость приобретения дополнительного физкультурного
оборудования и пособий, то инструктор должен составить заявку, в которой указать, какое именно оборудование и пособия следует приобрести. Более того, инструктор должен оказывать помощь при оснащении «Уголка здоровья» в групповых помещениях.
Одной из важнейших педагогических задач, стоящих перед инструктором по физической культуре, является проведение диагностики здоровья, а также физического и двигательного развития детей.
На вопрос «Что нужно для того, чтобы обеспечить воспитание здорового ребенка?» был получен следующий ответ: «Для того чтобы обеспечить воспитание здорового ребенка, необходимо комплексное использование всех средств физического воспитания. Это: физические упражнения, обеспечивающие оптимальный двигательный режим, закаливающие мероприятия, рациональный режим дня, полноценное питание, гигиена одежды и помещения, психологический комфорт».
В беседу, проводимую с инструкторами по физической культуре, были включены вопросы, касающиеся возрастных особенностей детей дошкольного возраста. Ответы инструкторов свидетельствуют о том, что они обладают достаточными знаниями о возрастных особенностях детей в плане физического развития.
Так, например, на вопрос «Что Вы можете сказать о возрастных особенностях детей 2-3 лет в плане физического развития и воспитания?» был получен следующий ответ: «Идеальный вариант - именно с этого возраста начинать приучать детей к физкультуре. В 2-3 года дети импульсивны, легко возбуждаются и утомляются, поэтому длительность занятий должна быть 3-5 минут, включая 4-5 упражнений. Каждое упражнение надо повторять 4-6 раз, большое количество повторений будет утомлять ребенка. Все упражнения детской физкультуры должны показывать взрослые и делать вместе с детьми».
Для того чтобы проверить, что именно вызывает затруднения в процессе организации и проведении работы по физическому развитию детей дошкольного возраста в разных возрастных группах, были проанализированы 2 занятия, организованные инструкторами по физической культуре в старшей группе.
- Наблюдение. Анализ занятий.
- Анализ занятия «Мой веселый мяч», которое было проведено инструктором по физкультуре В.В. Абраменко, представлен ниже. Занятие проходило в спортивном зале с детьми старшей группы, на занятии присутствовало 20 детей.
Тема непосредственной образовательной деятельности, цели и задачи соответствуют программе, уровню развития и возрастным особенностям детей.
В спортивном зале перед занятием была проведена влажная уборка, а также было проветрено помещение. Что касается освещения, то оно соответствует норме.
Все занятие состояло из 3 частей, время и виды движений распределены логично.
В вводной части использовались построение, повороты, несколько видов ходьбы, бег.
Инструктор обращал внимание на осанку детей, восстановление дыхания, профилактику плоскостопия. Упражнения выполнялись в заданном темпе. Использовалось музыкальное сопровождение, прием мотивации детей, загадка, дыхательное упражнение.
В основной части общеразвивающие упражнения выполнялись с мячами. Дети самостоятельно брали мячи. Упражнения объяснялись доступно, дозировка выдержана. Общеразвивающие упражнения выполнялись из разных исходных положений с последовательным распределением нагрузки на все мышцы. Количество упражнений соответствует возрасту. Дети проявляли самостоятельность в работе с мячом. Темп выдержан, упражнения выполнялись синхронно.
Дети четко перешли от общеразвивающих упражнений к основным движениям. Объяснение и показ обучающих движений было понятным, соответствующим возрасту. Упражнения выполнялись поточно, по группам и фронтально. Осуществлялся контроль выполнения упражнений, страховка, дозировка выдержана. Темп средний. Имело место исправление ошибок и их предупреждение. Использовалось привлечение детей к показу. Дети владеют навыками работы с мячом. Ребята оказывали помощь друг другу. Сопереживали, поддерживали товарищей при выполнении движений, проявляли волевые усилия. Несмотря на ошибки, старались правильно выполнить задания.
Подвижная игра соответствует старшей группе и уровню развития детей. Водящий выбран считалкой. Дети выполняли правила, движения были четкими, сумели адекватно оценить собственные действия.
В заключительной части после игры малой подвижности «Назови вид спорта» ребята получили полезное поощрение (витамины). По окончании занятия была проведена рефлексия. Дети были довольны деятельностью, давали положительные оценки
Речь педагога понятная, спокойная, выдержанная, команды звучали четко. Педагог умело регулирует поведением детей в течение всего занятия, сохраняя при этом интерес и внимание детей. Индивидуально работает с детьми, закрепляет полученные ранее навыки. Взаимодействует с воспитателем группы.
Таким образом, можно говорить о том, что проанализированная непосредственная образовательная деятельность соответствует требованиям федерального государственного образовательного стандарта и возрасту детей. Поставленные педагогом цели и задачи выполнены в полном объеме. Дети достигли планируемых результатов.
- Анализ второго занятия, которое было проведено инструктором по физической культуре О.А. Поповой в старшей группе, показал, что содержание занятия соответствует задачам на данный период, основным физиологическим принципам и уровню подготовленности детей.
Вместе с тем, инструктор использует ограниченного количество методических приемов и способов организации детей для выполнения упражнений с целью увеличения их двигательной активности.
В обучении детей движениям, а также в подборе и сочетание нового материала с повторением и закреплением усвоенного, в распределение физической нагрузки на детский организм на протяжении всего занятия прослеживалась последовательность. Инструктором было предусмотрено многократное повторение упражнений.
С целью развития физических и нравственно-волевых качеств личности, инструктор привлекала детей к оценке, самооценке, а также предлагала самостоятельный выбор способа выполнения действий.
Было отмечено неэффективное использование спортивного инвентаря и музыкального сопровождения, которые способствуют повышению эмоционального состояния и активность детей при выполнении упражнений.
Как было установлено позже, в спортивном зале отсутствует спортивный инвентарь, который является необходимым для выполнения базовых упражнений. Более того, на момент проведения исследования была отмечена также неисправность техники, обеспечивающей музыкальное сопровождение занятий по физической культуре.
Внешний вид детей и инструктора соответствует установленным нормам.
Таким образом, получается, что основными препятствиями, с которыми приходится сталкиваться инструкторам в процессе физического развития детей дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации является отсутствие достаточного количества методических пособий, отсутствие основного спортивного инвентаря и необходимого оборудования, в том числе и музыкального.
- Анализ спортивных уголков
Результаты анализа соответствия спортивных уголков разных возрастных групп программным требованиям представлены в таблице 1
Таблица 1 ‒ Результат анализа спортивных уголков разных возрастных групп требованиям Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования
Вопросы для контроля | Возрастные группы | ||||||||||||
1 ясел. | 2 ясел. | млад. | средн. | старш. | подгот | ||||||||
Правильное расположение мебели и игрового материала в группе, с тем чтобы обеспечить детям возможность удовлетворять двигательную активность. | + | + | + | + | + | + | |||||||
Подбор мебели по росту детей и соответствующая ее маркировка. | + | + | + | + | + | + | |||||||
Содержание спортивных уголков в группах | |||||||||||||
1. Наличие картотеки подвижных игр по возрасту. | + | + | + | + | + | + | |||||||
2. Наличие атрибутов для подвижных игр. | + | + | + | + | + | + | |||||||
3. Наличие атрибутов для игр с прыжками (скакалки, колечки, плоские круги для перепрыгивания и т.д.) | + | + | + | + | + | + | |||||||
4. Наличие атрибутов для игр с бросанием (кегли, кольцеброс, мячи, мешочки, мешочки с песком, дартс, летающее блюдце и т.д.) | +- | +- | +- | +- | + | +- | |||||||
5. Наличие спортивных игр (городки, бадминтон и т.д.) | +- | +- | + | + | +- | + | |||||||
Наличие в группе комплексов утренней гимнастики и гимнастики пробуждения. | + | + | + | + | + | + | |||||||
Наличие выносного материала для проведения подвижных игр на прогулке. | +- | +- | +- | + | + | +- | |||||||
Наличие в группе условий для гигиенических процедур (правильно оборудованное помещение умывальника: наличие поддона для мытья ног; содержание в порядке полотенец, их маркировка; наличие стаканчиков для полоскания полости рта, наличие у каждого ребенка индивидуальной расчески). | + | + | + | + | + | + | |||||||
Наличие в группе условий для закаливания (массажные коврики, ведра для контрастного обливания ног, градусник для воды, другое оборудование для специального закаливания). | +- | +- | + | +- | +- | + | |||||||
Наличие в группе наглядной информации для родителей по вопросам организации оптимального для детей двигательного режима (рекомендации по закаливанию, материалы по профилактике различных заболеваний. | + | + | +- | +- | + | +- | |||||||
* «-»- не соответствует программным требованиям; «+-» - соответствует частично;
«+» - соответствует.
Как видно из данных, представленных в таблице , практически во всех возрастных группах недостаточно представлены атрибуты для игр с бросанием, в некоторых группах недостаточно спортивных игр, выносного материала для проведения подвижных игр на прогулке. Не в полной мере созданы условия для закаливания, в некоторых группах частично отсутствует оборудование для специального закаливания. Также было установлено, что ни во всех группах в достаточном объеме представлена наглядная информация для родителей по вопросам организации оптимального для детей двигательного режима.
Таким образом, получается, что организация спортивных уголков не полностью соответствует программным требованиям.
Рекомендации по физическому развитию детей в дошкольной
образовательной организации
На основании проведенного исследования по изучению опыта взаимодействия дошкольной образовательной организации по физическому развитию детей дошкольного возраста были разработаны рекомендации:
- для воспитателей дошкольной образовательной организации;
- для инструкторов по физической культуре;
- по взаимодействию дошкольной образовательной организации с семьями воспитанников;
- для родителей воспитанников.
Рекомендации для воспитателей
- Двигательная активность детей является одним из основных факторов физического развития. В связи с этим, необходимо создавать условия, способствующие двигательной активности детей в группе. А именно, проводить индивидуальную работу с детьми; обеспечить благоприятную предметную среду, включающую зоны двигательно-игровой деятельности.
Нагрузка и содержание должны варьироваться согласно индивидуальным особенностям каждого ребенка, то есть необходимо использовать физические упражнения в различных вариантах и сочетаниях, различные исходы положения: сидя, стоя, лежа и т.п.
Воспитатели пробудить у каждого ребенка интерес к занятиям и играм. С этой целью им следует использовать знания об индивидуальных склонностях и особенностях (вовлекая малоподвижных и регулируя двигательную активность подвижных детей; подбирая сюжеты и распределяя роли в играх в зависимости от личностных особенностей детей й т. п.).
- Подвижные игры и физкультурные занятия являются одним из главных средств физического развития детей, эффективность использования которых обусловлено во многом индивидуальным подходом. Для реализации индивидуального подхода следует использовать следующие методы:
- формирование подгрупп детей на основе состояния и темпов физического развития, а также из функционального состояния в соответствии с медицинскими показаниями;
- наблюдение за самочувствием каждого ребенка на занятиях, реакции на нагрузку и новые упражнения (учитывать должна окраска кожи лица, потливость, частота и глубина дыхания и т.п.;
- следует использовать хронометраж при определении характеристик двигательной активности детей и т.п.);
- варьирование нагрузки и содержания в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребенка;
- побуждение у каждого ребенка интереса к занятиям и играм;
- корректировка движений и осанки.
- Физическое развитие детей предполагает приобщение их к здоровому образу жизни. Для того чтобы детей приобщить к здоровому образу жизни, необходимо расширять знания о здоровом образе жизни, развивать навыки личной гигиены и элементарные представления о физической активности. Так, при проведении занятий необходимо обращать внимание детей на значение конкретного упражнения для развития определенной группы мышц; при выполнении гигиенической процедуры рассказывают о ее влиянии на состояние кожи, зубов и пр. Также следует поддерживать возникновение у детей в процессе физической активности положительных эмоций, чувств «мышечной радости».
- Физическое развитие детей не может быть полноценно обеспечено без взаимодействия дошкольной образовательной организации с семьями воспитанников. Именно поэтому необходимо использовать различные формы работы с семьей по вопросам физического развития, в том числе:
- общие и групповые родительские собрания, совместные физкультурные досуги, праздники;
- информация в родительских уголках, в папках передвижках, в библиотеке детского сада;
- «открытые дни» родителей с просмотром и проведением разнообразных занятий в физкультурном зале, на стадионе, закаливающих и лечебных процедур;
- различные консультации, устные журналы и дискуссии с участием психолога, медиков, специалистов по физическому образованию, а также родителей с опытом семейного воспитания;
- организация выставок совместного творчества детей и родителей; выпуск газеты; организация фотовыставок;
- семинары-практикумы, деловые игры и тренинги с просматриванием фильмов о жизни детей в детском саду;
- анкетирование и тестирование родителей по вопросу физического развития детей.
- Немаловажная роль в процессе физического развития детей дошкольного возраста отводится развивающей среде. С этой целью в группах организуют спортивные уголки, которые должны соответствовать требованиям федерального государственного образовательного стандарта, а именно:
- безопасность размещения: спортивный уголок не следует размещать рядом с окнами, уголком природы и зоной самостоятельной художественной деятельности детей. он может быть размещен: в приемной, групповой или спальной комнате.
- спортивный уголок должен отвечать гигиеническим и педагогическим требованиям, а расположение - принципу целесообразности.
- спортивный уголок должен логично вписываться в интерьер комнаты и быть эстетически оформлен.
- уголок должен быть доступным в использовании каждым ребенком.
- уголок должен соответствовать возрасту детей и требованиям программы, учитывать интересы, как мальчиков, так и девочек.
- наличие символик физкультуры и спорта.
Спортивный уголок должен быть максимально приспособлен для удовлетворения потребности детей в движениях. К спортивному уголку и его оборудованию предъявляются следующие требования: педагогические, эстетические, гигиенические.
- Работа по физическому развитию детей предполагает проведение профилактике и снижению заболеваемости детей. С этой целью можно использовать виды закаливания, а также дыхательную гимнастику, витаминотерапию, воздушные и солнечные ванны, фито- и физиотерапия, массаж, корригирующая гимнастика и т.п. При этом необходимо проводить систематическую работу с часто и длительно болеющими детьми.
- Эффективность работы по физическому развитию детей в дошкольной образовательной организации во многом зависит от уровня просвещения в этой области специалистов. Именно поэтому в свое самообразование специалисты дошкольной образовательной организации должны включать вопросы, касающиеся физического развития детей.
- Эффективность работы по физическому развитию детей во многом предопределяется взаимодействием и взаимопониманием между воспитателями и инструкторами по физической культуре, которые должны сотрудничать по всем вопросам, касающимся физического развития детей.
II. Рекомендации для инструкторов по физической культуре
Инструктор по физической культуре должен оказывать помощь воспитателям по вопросам физического развития детей в планировании и организации образовательной деятельности по физическому развитию, в планировании и организации физкультурно-оздоровительной работы в режиме дня; предоставлять методическую помощь по вопросам физического развития через проведения консультаций, выступления на педагогических советах, семинарах-практикумах, медико-педагогических советах и т.д.; в процессе разработки и организации информационной работы с родителями.
- Для обеспечения эффективности работы по физическому развитию детей в дошкольной образовательной организации инструктор по физической культуре должен быть хорошо знаком с образовательной программой и учебно-методическим комплексом, а также им должны быть тщательно изучены задачи физического развития детей каждой возрастной группы.
- Инструктору по физической культуре необходимо проводить анализ условий, являющихся необходимыми для решения поставленных задач и своевременно выявлять необходимость приобретения дополнительного физкультурного оборудования и пособий.
- Инструктор следует оказывать помощь в организации спортивного уголка в группах.
- Инструктору следует проводить диагностику здоровья, а также физического и двигательного развития детей.
- Инструктору по физической культуре необходимо взаимодействовать с семьей по вопросам физического развития, используя разнообразные формы, в том числе: различные спортивные мероприятия, информационные стенды, консультации, оформление памяток, родительские собрания.
III. Рекомендации по взаимодействию с семьями воспитанников по вопросам физического развития детей
1. Целесообразно на информационных стендах в каждой возрастной группе размещать информацию, в которой будут освещены вопросы оздоровления без лекарств, например: «Растим детей здоровыми», «Узелки на память» и т.д. Также могут быть предложены рецепты витаминных чаев, коктейлей для приготовления и использования в домашних условиях; применение аромо- и фитотерапии дома, комплексы упражнений для профилактики опорно-двигательного аппарата.
Поскольку одной из важнейших задач педагога является вооружение семьи педагогическими знаниями и умениями, необходимо по вопросам физического развития детей в дошкольной образовательной организации проводить лекции, тематические беседы, консультации, родительские собрания и конференции.
2. Опрос, тестирование и анкетирование позволяют определить:
- Структуру семьи:
- сколько человек;
- возраст;
- образование;
- профессия.
- Психологический климат семьи:
- межличностные отношения,
- стиль общения.
- Стиль и фон семейной жизни:
- преобладание впечатлений (положительных либо отрицательных);
- причины семейных конфликтов и отрицательных переживаний родителей и детей.
- Социальный статус матери, отца в семье, степень участия в воспитательном процессе, наличие желания воспитывать ребенка.
- Воспитательный климат семьи, наличие или отсутствие домашней педагогической системы (осознание целей, задач, методов воспитания), участие матери, отца в педагогической деятельности семьи (конструктивной, организационной, коммуникативной).
Благодаря изучению семьи воспитанника, у педагога появляется возможность ближе с ним познакомиться, а также понять стиль жизни семьи, ее уклад, традиции, духовные ценности, воспитательные возможности, взаимоотношения ребенка с родителями.
Уровень педагогической культуры и степень участия родителей в воспитании детей позволяют выявить следующие методы: анкетирование, тестирование, наблюдение, индивидуальные беседы, посещение семьи, моделирование проблемных и игровых ситуаций и т.д.
Результаты подобной диагностики позволяют выявить три категории родителей, а именно:
- категорию родителей отличает высокий уровень эмоциональнонравственной культуры. Он выражен в стиле семейного воспитания, в манере общения взрослых с детьми. Родители принимают ребенка как личность, считаясь с его интересами и увлечениями. В этих семьях родители стремятся к единству педагогических требований. Серьезно относясь к воспитанию, эти семьи легко идут на контакт с психологами и социальными педагогами, стремясь расширить свои познания в области педагогики и детской психологии;
- категория - в среднем уровень образованности и культуры родителей также высокий. Но, в отличие от первой категории, акцентирование внимания идет на материальную обеспеченность. Вместе с тем проявляется безразличие к интересам и увлечениям детей. В неадекватных формах общения с ребенком проявляется недостаток эмоционально-нравственной культуры родителей. В таких семьях часты нарушения стилей семейного воспитания;
- категория - это самая патогенная ситуация для ребенка. В таких семьях каждый живет своей жизнью, низкий уровень семейной интеграции. Уровень психолого-педагогической просвещенности родителей крайне низкий. Также родители не испытывают потребности в получении психолого-педагогических знаний. Вследствие этого воспитанию детей не уделяется достаточного внимания, воспитание ребенка не является жизненно важной проблемой. В зависимости от различий в семейном воспитании, в структуре общения, педагогической и психологической просвещенности родителей применяются разнообразные формы работы. Работа с родителями проводится активно, применяется не в общем, а с точки зрения ее действенности по отношению к каждой категории родителей.
Все вышесказанное должно учитываться в организации работы с родителями по вопросам физического развития детей.
- Использовать нетрадиционные формы взаимодействия, например, таких как: ток-шоу, устный журнал, круглый стол и др.
IV. Рекомендации для родителей
- Поддерживайте интерес ребенка к занятиям физической культурой, ни в коем случае не выказывайте свое пренебрежение к физическому развитию.
- Высокая самооценка - один из мощных стимулов для ребенка выполнять любую работу, будь то домашние задания или утренняя гигиеническая гимнастика. Всемерно поддерживайте в своем ребенке высокую самооценку - поощряйте любое его достижение, и в ответ вы получите еще большее старание. На занятиях физической культурой необходимо выдерживать единую «линию поведения» обоих родителей - не должно быть противоположных распоряжений (мама - «хватит бегать»; папа - «побегай еще минут пять»). Если это происходит, ни о каком положительном отношении ребенка к физкультуре просто не может быть и речи.
- Ни в коем случае не настаивайте на продолжении тренировочного занятия, если по каким-то причинам ребенок этого не хочет. Нужно, прежде всего, выяснить причину отказа, устранить ее и только после этого продолжить занятие.
- Не ругайте своего ребенка за временные неудачи. Ребенок делает только первые шаги в неизвестном для него мире, а потому он очень болезненно реагирует на то, когда другие считают его слабым и неумелым. Особенно остро это проявляется, если родители не знают, как дать ребенку понять, что они уважают его чувства, желания и мнения.
- Важно определить индивидуальные приоритеты ребенка в выборе физических упражнений. Практически всем детям нравятся подвижные игры, но бывают и исключения. Например, ребенок хочет подражать своему любимому герою книги или кинофильма, но каких-то качеств, например, физической силы, ему не хватает. В этом случае не удивляйтесь, если ваш ребенок вдруг попросит купить ему гантели или навесную перекладину для подтягивания.
- Не меняйте слишком часто набор физических упражнений. Если комплекс ребенку нравится, пусть он выполняет его как можно дольше, чтобы прочно усвоить тот или иной навык, движение.
- Важно соблюдать культуру физических упражнений. Ни в коем случае не должно быть, небрежности, исполнения спустя рукава. Все должно делаться «взаправду».
- Не перегружайте ребенка, учитывайте его возраст. Никогда не заставляйте ребенка выполнять физические упражнения, если он этого не хочет. Приучайте его к физической культуре исподволь, собственным примером.
- Три незыблемых закона должны сопровождать вас в воспитании ребенка: понимание, любовь и терпение.
Заключение
Анализируя литературу по физическому развитию детей дошкольного возраста, были определены особенности физического воспитания детей дошкольного возраста.
Дошкольный возраст является важным периодом становления способностей человека - познавательных, двигательных, творческих, в силу того, что этот период развития соединен с созреванием нужных для их развития органических структур и образованием достаточно немалых функциональных органов.
На этом этапе происходит усовершенствование работ всех анализаторов, функциональная дифференциация некоторых участков коры головного мозга, связи между органами и ними движения, что образовывает благоприятные условия для начала формирования у ребенка специальных и общих способностей.
Целью физического развития детей дошкольного возраста является максимально всестороннее развитие ребенка согласно с его возможностями. Так как ребенок познает мир через движение, то ни одна образовательная дисциплина не обладает таким потенциалом для реализации широкого комплекса педагогических задач, как двигательная деятельность. Многообразие упражнений при совершенно самостоятельной двигательной деятельности, распределение методических приемов помогают педагогу формировать у детей умения и знания, касающиеся не лишь самого предмета занятий - упражнений, но и смежных дисциплин, являющихся важной частью единого педагогического процесса.
Для полноценного формирования детской личности нужно не только приобретение новых умений и знаний, но и возникновение новых потребностей и мотивированных интересов. Достижения в развитии детей в большей степени зависят от того, какие мотивы побуждают их к двигательной деятельности, к чему они стараются, как эмоционально относятся к окружающей обстановке и стоящим перед ними задачам.
В дошкольном возрасте осуществляются оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи физического воспитания. Для их решения применяются следующие группы средств: 1) физические упражнения; 2) оздоровительные силы природы; 3) гигиенические факторы. При этом используются различные методы физического воспитания – специфические (характерные только для процесса физического воспитания) и общепедагогические (применяемые во всех случаях обучения и воспитания). Ни одним из методов нельзя ограничиваться в методике физического воспитания как наилучшим. Только оптимальное сочетание названных методов в соответствии с методическими принципами может обеспечить успешную реализацию комплекса задач физического воспитания. При работе с детьми разных возрастных групп используются различные сочетания средств и методов физического воспитания.
Семья и дошкольные учреждения – два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие.
Цель работы достигнута.
Библиография
#1040;лямовская, В.Г. Как воспитать здорового ребенка. Опыт создания авторской программы на базе дошкольного учреждения № 199 г. Н. Новгород [Текст] / В.Г. Алямовская. - М. : Линка Пресс, 1993. - 87 с.
#1040;схашина, М.П. Современные подходы к физкультурнооздоровительной деятельности дошкольников [Текст]: учеб.-метод. пособие / М.П. Асхашина. - Омск, 2017. - 68 с.
#1040;лферова, В.И. Как вырастить здорового ребенка. [Текст] / В.И.Алферова.- Ленинград: Медицина, 98с.
#1041;арчуков, И.С. Теория и методика физического воспитания и спорта [Текст] / И.С. Барчуков. - М.: КноРус, 2019. - 259 с.
#1042;оронова Е.К. Игры - эстафеты для детей 5-7 лет [Текст] : Практическое пособие /Е.К. Воронова. - М.: АРКТИ, 88с.
#1042;ыбирайте жизнь. Вниманию родителей [Текст] / сост. Е.В. Новичкова. - Пенза: Областная библиотека для детей и юношества, 2019. - 40 с.
#1043;лазырина, Л. Д. Физическая культура - дошкольникам. Программа и программные требования [Текст] / Л.Д. Глазырина. - М. : Владос, 2019. - 143 с.
#1043;лавные тенденции здоровья детского населения России [Текст] / Под ред. А.А. Баранова, В.Ю. Альбицкого. М., 2019. - 258с.
9. Доман, Г. Как сделать ребенка физически совершенным [Текст]: Пер. с англ. / Г. Доман - М.: АСТ, Аквариум, 2018. - 333 с.
10. Кожухова, Н.Н. Воспитатель по физической культуре в дошкольном учреждении [Текст] / Н.Н. Кожухова, Л.А. Рыжкова., М.М Самодурова- М.: Академия, 2003. - 320 с.
Приложение А
Анкета для воспитателей
Уважаемые педагоги! Для выявления проблем и дальнейшего планирования работы по физическому развитию детей дошкольного возраста просим Вас принять участие в нашей анкете.
- Какие условия Вы создаете в группе для развития двигательной активности детей?
- Какие методы используете для реализации индивидуального подхода к детям в организации подвижных игр, физкультурных занятий?
- Как приобщаете детей к здоровому образу жизни?
- Какую работу с родителями проводите по вопросу физического развития детей?
- Как используете развивающую среду для творческого самовыражения детей в процессе физической активности?
- Какую работу проводите по профилактике и снижению заболеваемости детей?
- Включаете ли Вы в свое самообразование вопросы физического воспитания?
- Какую помощь в этом вопросе Вы хотели бы получить?
- Есть ли на Ваш взгляд взаимодействие и взаимопонимание между Вами и инструктором по ФИЗО?
- Если нет, каковы на Ваш взгляд причины?
Приложение Б
Беседа с инструктором по физической культуре «Физическое воспитание и его роль в развитии ребенка дошкольного возраст»
- Какова цель физического воспитания в детском саду?
- Перечислите основные задачи инструктора по физическому воспитанию.
- Что нужно для того, чтобы обеспечить воспитание здорового ребенка?
- Что Вы можете сказать о возрастных особенностях детей 2-3 лет в плане физического развития и воспитания?
- Что Вы можете сказать о возрастных особенностях детей 3-4 лет в плане физического развития и воспитания?
- Что Вы можете сказать о возрастных особенностях детей 4-5 лет в плане физического развития и воспитания?
- Что Вы можете сказать о возрастных особенностях детей 5-7 лет в плане физического развития и воспитания?
- Какие формы физкультурно-оздоровительной работы используются для реализации задач физического развития?
- Какую работу Вы проводите с родителями, для того чтобы обеспечить взаимодействие ДОО с семьей по физическому развитию детей?
Какую помощь должен оказывать инструктор по физической культуре воспитателям в вопросах физического развития детей?
Приложение В
Вопросы для анализа физкультурного занятия
- Условия для проведения занятий (физкультурный зал, площадка).
- Подготовленность воспитателя (наличие конспекта, правильность и тщательность его разработки, подготовка места для занятия и физкультурного инвентаря).
- Одежда (форма, костюм) и обувь детей и воспитателя (ее состояние).
- Организация занятия (своевременность начала и окончания); разделение на отдельные части; способы организации детей на выполнение упражнений и приемы их размещения; рациональность использования помещения; раздача и сбор физкультурного инвентаря.
- Эффективность решения задач физического воспитания:
6 реализация образовательных задач по разучиванию физических упражнений и
закреплению двигательных навыков; качество выполнения упражнений детьми (степень владения двигательными навыками);
- практическая реализация дидактических принципов, соответствие применяемых методов и приемов возрасту и подготовленности детей, этапам обучения, характеру упражнений, использование подводящих упражнений;
- умение предупреждать ошибки, видеть их и исправлять, обеспечивать страховку;
- формирование навыка правильной осанки; привитие навыков личной и общественной гигиены;
- сообщение знаний о пользе физических упражнений, о методике использования их в повседневной жизни; закрепление знаний об окружающей действительности (по разным видам деятельности); обеспечение психической нагрузки;
- соответствие продолжительности занятия, дозировки и темпа выполнения каждого упражнения возрасту и подготовленности детей;
- регулирование физической нагрузки, оценка моторной плотности занятия;
- осуществление задач формирования трудовых навыков (привлечение детей к раздаче и сбору инвентаря);
- осуществление оздоровительных задач (укрепление всех органов и систем организма - связок, суставов, костной, мышечной, сердечнососудистой, нервной систем), закаливание;
- осуществление воспитательных задач: привитие умений заниматься физическими упражнениями самостоятельно в коллективе с другими детьми, развитие интереса к результатам занятий (здоровью, физическому развитию, физической подготовленности, повышению работоспособности);
- решение задач развития психических процессов (восприятия, внимания, представления, мышления, памяти), мыслительных процессов (наблюдения, сравнения, анализа, синтеза, обобщения);
- решение задач нравственного воспитания (смелости, решительности, настойчивости, волевых качеств и т.п.)
- Поведение и самочувствие детей (заинтересованность, внимание, активность, инициатива, организованность, дисциплинированность, взаимоотношения с другими детьми). Отмечались ли признаки утомления, характеризующие самочувствие, настроение детей?
- Уровень методической подготовленности воспитателя и его педагогического мастерства: качество показа, правильность объяснений, указаний, подача команд и распоряжений; умение видеть всех детей группы и осуществлять контроль за качеством выполнения упражнений, самочувствием и поведением детей; владение педагогической техникой, голосом, культура речи; соблюдение педагогического такта, тон в обращении с детьми; характер знания (уверенно, неуверенно), настроение воспитателя.
- Общая оценка занятия.
Предложения по исправлению недочетов и совершенствованию педагогического процесс
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Теоретические и методические основы взаимодействия воспитателя с родителями (лицами, их заменяющими) в рамках организации и проведения родительского собрания
Данная статья дает рекомендации как правильно проводить родительское собрание с описанием частей родительского собрания в старшей группе...

Теоретические и методические основы взаимодействия воспитателя с родителями и сотрудниками дошкольного образовательного учреждения
Теоретические аспекты проблемы....

Презентация "Теоретические и методические основы взаимодействия воспитателя с родителями и сотрудниками дошкольной образовательной организации".
Презентация "Теоретические и методические основы взаимодействия воспитателя с родителями и сотрудниками дошкольной образовательной организации".Работа с родителями - это очень важная составл...
Теоретические и методические основы взаимодействия воспитателя с родителями и сотрудниками дошкольного образовательного учреждения
Ознокомление с основами и характеристиками семьи и воспитателей ДОУ...

Теоретические и методические основы взаимодействия воспитателя с родителями
Консультации для родителей...

Теоретические и методические основы взаимодействия воспитателя с родителями и сотрудниками дошкольного образовательного учреждения.
Роль семьи в воспитании и развитии ребенка также нельзя недооценивать. Главной особенностью семейного воспитания признается особый эмоциональный микроклимат, благодаря которому у ребёнка формируется о...

