Консультация для родителей учителя-дефектолога «Как и зачем ребенку ориентироваться в пространстве»
консультация (старшая группа)
«Как и зачем ребенку ориентироваться в пространстве» рекомендации для родителей как научить ребенка ориентироваться в пространстве
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 18.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей учителя-дефектолога
«Как и зачем ребенку ориентироваться в пространстве»
Мало кто может задуматься над тем, насколько важны для ребенка пространственные представления. Наверно, это само собой разумеющееся, каждый ребенок с рождения должен знать, где – верх и где –низ, право и лево и это совершенно естественно. Однако и в этом есть – большая ошибка. Эти представления у ребенка появляются не от рождения, а формируются в период его развития. Поэтому своевременное и правильное формирование у детей пространственных представлений является одним из важнейших условий нормального психического и умственного развития.
А.А. Люблинская выделяет три категории знаний о пространстве:
- отражение удаленности предмета от его места расположения;
- ориентировка в направлениях пространства;
- отражение пространственных отношений между предметами.
Формирование пространственных представлений:
До года у ребёнка возникают самые элементарные формы ориентировки в пространстве. К концу первого года жизни он может действовать в близком пространстве, отражать расстояние до предмета, определять его местонахождение.
От 1 года до 3 лет научившись ходить, ребенок быстро осваивает «пространство пути», но передвижение еще не дает ему возможности отделить расстояние и местоположение предмета от самого предмета. К концу второго года жизни дети соотносят геометрическую фигуру (круг, треугольник, квадрат) с их местом, но затрудняются в их сложении. После показа успешно справляются.
В 3 — 4 года у ребенка формируется конкретные представления о направлениях «вперед-назад», «вверх-вниз». Эти представления связаны с движениями самого ребенка в данном направлении. В речи появляются предлоги «около», «возле», «у», «в», «на», «под».
В 4 — 5 лет дети уже различают у себя левую и правую руки в практических действиях, но название их знают еще нетвердо. Могут не только практически воспроизвести, но и определить словами расположение предметов относительно самих себя
К 5 годам ребенок уже способен к произвольному изображению какого-либо предмета, может по заданию воспроизвести круглые формы, проводить прямые горизонтальные и вертикальные линии.
В 5 — 7 лет у детей описание пути приобретает обобщенный характер благодаря специальным словам, точно обозначающим пространство («рядом», «направо», «налево», «напротив» и т.д.), однако за этими словами еще нет подлинного понятия о пространстве. Дети могут ориентироваться в направлениях и с позиций другого человека. Осознание направлений «вправо-влево» представляет большие трудности, чем различение направлений «вперед-назад», «вверх-вниз».
Таким образом, процесс формирования пространственных представлений является сложным, последовательным и системным. Этот процесс зависит от уровня развития анализаторных систем ребенка, их чувствительности; состояния познавательной и языковой окружающей среды; уровня реализации ведущей для ребенка деятельности, а также от учета закономерностей развития пространственных представлений в процессе воспитания и обучения.
Как можно развивать у детей пространственные представления?
На третьем году необходимо формировать представление у детей о схеме собственного тела можно использовать следующие игры: «Покажи, где у тебя голова, ноги, спина», «Покажи, где у куклы голова, ноги, руки, грудь, спина», «Оденем куклу на прогулку», «Искупаем куклу», «Найди такую же игрушку по величине». Особое внимание следует обратить на различение ребенком правой и левой сторон «на себе». Чтобы помочь запомнить правую и левую руку и ногу, как можно чаще ребенку называйте их: «Даша правильно держит ложку в правой руке» или «Обуем туфелек на правую ножку», «Дотронься правой рукой, дотронься левой рукой».
В возрасте 3-4 лет надо продолжать учить различать правую и левую руки и ноги, верхнюю и нижнюю, переднюю и заднюю части тела.
Поиграйте в следующие игры: «Топни правой (левой) ногой», «Возьми игрушку в левую (правую) руку», «Надень часики на левую руку», «Покажи правый карман», «Застегни верхнюю пуговицу», «Поставь игрушку слева от себя», «Застегни верхнюю пуговицу», «Поставь игрушку справа, слева» и т.д.
Сформировав у детей представление о схеме собственного тела, можно переходить ко второму этапу – формированию пространственных представлений о взаимоотношении внешних объектов и тела, а также внешних объектов между собой.
Ребенок должен находить и располагать игрушки и предметы в ближайшем пространстве вокруг себя (справа — слева, вверху – внизу, впереди – сзади), например: «Возьми пирамидку из шкафа. Посади куклу на диван. Поставь матрешку на верхнюю полку». Спросите у ребенка: «С какой стороны от тебя проехала машина?», «Куда покатился мяч?», «Где летает бабочка?», «В какой стороне поет птица?» и т.д.
В старшем дошкольном возрасте пространственно ориентированными видами практической деятельности, в ходе которой у детей формируются соответствующие ориентировки, представления и понятия, являются конструирование и изобразительная деятельность. В процессе рисования на свободную тему детям объясняют, что изображаемые объекты не разбросаны по листу бумаги, а связаны между собой пространственными отношениями: «Человек не может быть выше дома, а солнце ниже цветка; предмет, изображаемый вдалеке, рисуется маленьким, а вблизи – большим и т. д.». Ребенок приучается располагать на пространстве листа изображаемые предметы в определенных пространственных взаимосвязях и произвольно строить систему координат изображаемого пространства. В ходе игр и упражнений обязательно должны закрепляться понятия: «правая рука – правая сторона – справа – направо», «левая рука – левая сторона – слева – налево».
Игра «Назови соседей». Для этого можно использовать лист бумаги, на котором хаотично расположены различные предметы, а дальше спросить ребенка: что находится справа (слева) от предмета; что нарисовано под предметом. Назови предметы, которые находятся в правом верхнем углу, в центре листа.
До школьного возраста родителям необходимо научить ребенка ориентироваться:
— в схеме собственного тела;
— в окружающем пространстве;
— на плоскости;
-восприятие пространственных отношений между предметами.
Каждому ребенку родители покупают игрушки в магазине и этот магазин примерно ребенок знает где находится. Превратите этот поход в игру. Пусть ребенок сам выстроит маршрут вашего похода. По пути вы изучайте (право, лево, вперед, назад). Не отвечайте заранее за вашего ребенка, дайте ему возможность подумать и высказаться самому. При покупке новой игрушки опять старайтесь обыграть момент. Посадите новую игрушку между другими игрушками и спросите, какая находятся справа от новой игрушки, какая слева.
Выполняйте упражнения по музыкальное сопровождение: руки вверх, вниз, влево, вправо и т.д. Рассматривайте с ребенком иллюстрированные книги, выбрав главного персонажа опять анализируйте с ребенком место его нахождения.Возьмите лист бумаги поставьте в середине точку и путешествуйте с ребенком, давая словесные указания ребенку, например, «Сейчас мы пойдем с тобой в правый верхний угол», ребенок проводит линию. И так до конца, пока ребенок не обойдет все углы.
Уважаемые родители, только в совместной деятельности со своим ребенком вы можете достичь результата!
Список использованных источников:
- Ананьев, Б.Г., Рыбалко, Е.Ф. Особенности восприятия пространства у детей.
- Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской речи.
- Люблинская, А. А. Овладение пространственными отношениями у ребенка дошкольного возраста.
- Семаго Н.Я., Семаго М.М. Пространственные представления ребенка
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "Учим ребенка ориентироваться в пространстве"
Учим ребенка ориентироваться в пространстве Многих родителей волнует вопрос: как научить ребенка ориентироваться в пространстве? Прежде всего, необходимо учить ребенка различать пространстве...
Консультация для родителей «Как научить ребенка ориентироваться в пространстве»
Чтобы ребенок мог себя чувствовать комфортно и уверенно во «взрослом» мире, ему придется изучить немало законов и правил. А также развить важные умения, одно из которых – умение разл...

Консультация для родителей «Учим ребенка ориентироваться в пространстве»
Консультация для родителей «Учим ребенка ориентироваться в пространстве»...

Консультация для родителей "Учим ребенка ориентироваться в пространстве"
Консультация для родителей "Учим ребенка ориентироваться в пространстве"...

Консультация "Как научить ребенка ориентироваться в пространстве"
Теоретическая значимость заключается в том, что были обобщены теоретические и практические подходы по проблеме формирования пространственной ориентировки дошкольников с применением дидактических игр и...

Консультация для родителей "Учим ребенка ориентироваться в пространстве"
На основе формирующихся у детей представлений о расстояниях, направлениях и пространственных отношениях между объектами выполняется работа по развитию у них ориентировки в пространстве. При этом ...

Консультация для родителей "Учим ребенка ориентироваться в пространстве"
На основе формирующихся у детей представлений о расстояниях, направлениях и пространственных отношениях между объектами выполняется работа по развитию у них ориентировки в пространстве. При этом ...
