Готовность ребенка к школьному обучению
методическая разработка (подготовительная группа)
Познакомить родителей с психологической готовностью ребенка к школе.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 17.68 КБ |
Предварительный просмотр:
государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа № 1 «Образовательный центр»
имени 21 армии Вооруженных сил СССР п.г.т. Стройкерамика
муниципального района Волжский Самарской области
структурное подразделение «Детский сад «Солнышко»
ГОТОВНОСТЬ РЕБЕНКА К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ
(РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ)
Воспитатель: Лапина
Наталья Владимировна
2025 год
РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ НА ТЕМУ:
«ГОТОВНОСТЬ РЕБЕНКА К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ»
Цель. Ознакомление родителей с психологической готовностью ребенка к школе.
Ведущий. Дети очень быстро растут. И вот ваш ребенок, вчерашний малыш, уже стал большим, скоро пойдет в школу. У многих родителей поступление в школу вызывает опасения, тревогу. И неслучайно, ведь это переломный момент в жизни ребенка: резко меняется весь образ жизни, он приобретает новое положение в обществе. Теперь главное в его жизни – учеба. Усвоение знаний становится основной целью.
Вопрос. Что же является важным в подготовке к школе?
Понимая важность подготовки ребенка к школе необходимо организовать целенаправленные развивающие занятия детей, которые помогут им на этом новом этапе жизни. И не только на занятиях, но и в играх, труде, общении со взрослыми и сверстниками.
Ученые выделяют разные виды готовности к школе. Прежде всего важна психологическая готовность. Она прежде всего заключается в том, что у ребенка уже к моменту поступления в школу должны сформироваться психологические черты, присущие школьнику. К таким предпосылкам относятся желание учиться, стать школьником. Это желание появляется к концу дошкольного возраста. Ребенок психологически перерастает игру, и положение школьника выступает для него как ступенька к взрослости, а учеба- как ответственное дело, к которому все относятся с уважением.
Важная сторона психологической готовности ребенка к школе – достаточный уровень его волевого развития. Ученику приходиться включать произвольное внимание, произвольную память, так как во время учебы есть обязательные моменты, которые необходимо выучить. Трудно длительное время сохранять устойчивое произвольное внимание, значительный по объему материал и т.д. Произвольность познавательной деятельности формируется к моменту поступления в школу.
Вопрос. Какими качествами должен обладать, по вашему мнению, будущий первоклассник?
Важно подчеркнуть, что это нравственно-волевые качества: настойчивость, трудолюбие, усидчивость, чувство ответственности, организованность, дисциплинированность, от которых зависит, будет ли ребенок учиться с удовольствием или учеба превратится для него в тяжкое бремя. Дети, которые не обладают этими качествами, несобранны на занятиях, не стремятся добывать знания, схватывают лишь то, что дается им без особых усилий.
И, пожалуй, самое главное – у ребенка должно быть хорошее умственное развитие, которое является основой для успешного овладения школьными знаниями, умениями и навыками, а также развитием интеллектуальной деятельности. Ребенку необходим запас знаний. Родителям следует помнить, что само по себе количество знаний или навыков не может служить показателем развития. Значительно существеннее не сами знания, а то, как дети умеют ими пользоваться, применять их при решении тех или иных задач. Часто взрослые радуются, что ребенок запомнил текст стихотворения, сказки. Действительно, у детей очень хорошая память, но важнее для умственного развития понять текст, суметь пересказать его, не исказив смысла и последовательности событий. Иногда родители радуются, когда ребенок считает до ста и даже более. Важно познакомить ребенка с понятием числа как выражения количественной стороны любых явлений, помочь ему овладеть решением простейших арифметических задач и особенно умением их самостоятельно составлять. Бывают случаи, что ребенок решает сложные примеры и задачи, выходящие за пределы первого десятка, на элементарный вопрос педагога: «Что больше – пять или семь», не может ответить. Часто дети дома пользуются калькулятором или компьютером, они просто запоминают результаты, а счетная деятельность у них отсутствует.
Проводите с детьми наблюдения, беседы, позвольте ему почувствовать себя первооткрывателем. Например, наблюдайте вместе с ним за облаками, находите в них сходств с фигурами людей и животных; «измеряйте» глубину лужи, наблюдайте за явлениями природы.
Уважаемые родители!
Ребенок дошкольного возраста обладает поистине огромными возможностями развития и способностями позвать. Помогите ребенку развить и реализовать свои возможности. Не жалейте затраченного времени. Оно многократно окупится. Ваш ребенок переступит порог школы с уверенностью, учение будет для него не тяжелой обязанностью, а радостью, и у вас не будет оснований расстраиваться по поводу его успеваемости.
Чтобы ваши усилия были эффективными, воспользуйтесь следующими советами:
1 Не допускайте, чтобы ребенок скучал во время занятий. Интерес – лучшая из мотиваций, он делает детей по-настоящему творческими личностями и дает им возможность испытывать удовлетворение от интеллектуальных занятий.
2 Повторяйте упражнения. Развитие умственных способностей ребенка определяется временем и практикой. Если какое-то упражнение не получается, сделайте перерыв, вернитесь к нему позднее или предложите ребенку более легкий вариант.
3 Не проявляйте излишней тревоги по поводу недостаточных успехов и недостаточного продвижения вперед или даже некоторого регресса.
4 Будьте терпеливы, не спешите, не давайте ребенку задания, превышающие его интеллектуальные возможности.
5 В занятиях нужна мера. Не заставляйте ребенка делать упражнение, если он вертится, устал, расстроен; займите его чем-то другим. Постарайтесь определить пределы выносливости ребенка и увеличивайте длительность занятий каждый раз на очень небольшое время. Предоставьте ребенку возможность иногда заниматься тем делом, которое ему нравится.
6 Развивайте в ребенке навыки общения; научите его дружить с другими детьми, делить с ними успехи и неудачи: все это ему пригодится при общении со сверстниками и взрослыми.
7 Избегайте неодобрительной оценки, находите слова поддержки, чаще хвалите ребенка за его маленькие победы. Никогда не подчеркивайте его слабости в соревновании с другими детьми. Формируйте у него уверенность в своих силах.
А самое главное, постарайтесь не воспринимать занятия с ребенком как тяжелый труд, радуйтесь и получайте удовольствие от процесса общения, никогда не теряйте чувство юмора. Помните, как говорит детский психолог Л.А. Венгер: «Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться»
Успехов вам и – больше веры в себя и возможности своего ребенка!
Используемая литература.
- Ильина, М.Н. Тесты для детей: Готов ли ваш ребенок к школе? / М. Н. Ильина, Л. Г. Парамонова, Н. Я. Головнева. - СПб.: Дельта, 1997. - 382 с.: илл.
- Готов ли ваш ребенок к школе / Л. А. Венгер, А.Л. Венгер. – Москва: Знание, 1994. – 192 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Психологическая и физиологическая готовность ребенка к школьному обучению как педагогическая проблема»
Психологическая подготовка ребенка к обучению в школе является важным шагом воспитания и обучения дошкольника в детском саду и семье. Ее содержание определяется системой требований, которые школа пред...
Роль семьи и детского сада в формировании готовности ребенка к школьному обучению
Формирование качеств необходимых будущему школьнику может обеспечить лишь система педагогических взаимодействий детского сада и семьи. Изучению особенностей влияния семьи на формирование школьной зрел...
Психолого-педагогические проблемы готовности ребенка к школьному обучению.
Подготовка детей к школе — задача многогранная, охватывающая все сферы жизни ребенка. Психологическая готовность к школе только один из аспектов этой задачи, правда, исключительно важный и значимый.В ...

Статья. "Школьная зрелость и готовность ребенка к школьному обучению: условия формирования готовности к школьному обучению".
Готовность к школе (физическая готовность и физиологическая зрелость ребенка, специальная и психологическая готовность), школьная зрелость. Школьная зрелость как совокупность морфо-физиологических и п...

Подготовка руки ребенка к письму как один из путей педагогической готовности ребенка к школьному обучению
Одним из важных аспектов развития дошкольника в период подготовки его к школе является развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук. Проблема повышени...

Статья: Школьная зрелость и готовность ребенка к школьному обучению: условия формирования готовности к школьному обучению.
Для подготовки ребенка к успешному школьному обучению существуют различные подходы: специальные занятия в д/саду на этапе адаптации к школе, диагностика школьной готовности и подготовка до школы....

