Презентация для родительского собрания в подготовительной группе по теме "Как захотеть учиться? Методы повышения школьной мотивации"
классный час (подготовительная группа)

Богданова Евгения Владимировна

1 слайд

Здравствуйте, уважаемые родители! Рада всех вас видеть. Сегодня мы собрались, чтобы обсудить такую важную тему, как школьная мотивация. Я думаю, все в той или иной степени понимают, что это такое — желание учиться.

2 слайд

Зачем нам нужно развивать в детях школьную мотивацию? Для того что бы учебная деятельность была желанной, приносила удовольствие и заинтересовывала ребенка. Без желания самого ученика учитель мало что может сделать, насильно вдалбливать в ребенка знания это своего рода Сизифов труд, тяжелый и бессмысленный.

3 слайд

С чего вообще начинается развитие мотивации. Мотивация есть внешняя и внутренняя, внутренняя мотивация является истинной, исходящей от самого ребенка, это его мотивы и интересы, но исходит внутренняя мотивация изначально из внешней.

Внешняя мотивация это привитые со стороны (воспитателями, родителями, окружением) желания и интересы, симпатия к внешней атрибутике (бантики, концелярия, школьная форма, роль ученика) Дети подготовительного и  младшего школьного возраста пока не в состоянии оценить пользу знаний. Для них важнее получить одобрение и похвалу от близких людей и так далее

И вот как раз таки внешнюю мотивацию мы развить посильны.

4 слайд

Рекомендуется создать положительную атмосферу вокруг обучения:

· Знакомство со школой. Если вы уже выбрали школу, в которую отдадите ребенка, начните строить свой маршрут для прогулок вокруг неё. Каждый раз, проходя мимо школы, говорите с ребенком о том, как ему повезло, что он будет учиться в такой красивой и большой школе, акцентируйте внимание на том, какие красивые дети ходят по территории, с яркими рюкзаками и пышными бантиками.

· Репетиция занятий. Предлагайте ему ролевые игры «Учитель-ученик» где он будет проигрывать школьную ситуацию и постепенно привыкать к ней. Разыграйте различные школьные моменты: контрольная, выставление оценок, ответ у доски и т.д.

· Быть учеником - это хорошо. В присутствии ребенка «хвастайтесь» своим друзьям и родственникам тем, что скоро ребенок пойдет в первый класс, будет узнавать много нового и интересного и т.д.

Пример старшего. Если у вас есть старшие дети, не ругайте их при дошколёнке - лучше наоборот, побольше хвалить его за хорошие оценки и обсуждать то, как интересно проходит его школьная жизнь. Если старшему нужно сказать замечание, это всегда можно сделать пока младший не слышит

4 слайд

Так же помимо создания положительной среды важно так же не забывать заниматься развитием познавательной и когнитивной сферы ребенка. В этом нам помогут игры, в которые можно играть с ребенком дома или на улице на выходных и в период каникул. Вот примеры игр

«Назови одном словом» 

Игра на использование обобщающих слов

Мы предлагаем ребенку ряд слов или картинок, его задача объеденить их в одну категорию. Допустим, вы гуляете в парке и показываете ребенку сосну, березу и яблоню, его задача сказать что это деревья и так далее.

«Назови три предмета»

Игра на дифференциацию

Вы называете какую то категорию, задача ребенка подобрать под эту категорию несколько элементов (деревья-ель, сосна, береза)

Графические диктанты

Развитие слухового восприятия и графических навыков.

У многих детей есть трудности с пониманием инструкций на слух и эта игра хорошо помогает тренеровать этот навык. Берем тетрадь в клеточку, находим в интернете любой графический диктант который нам нравится, ставим ребенку на листе в нужном месте точку, вместе вспоминаем где лево-где право и садимся рисовать. Параллельно наблюдаем за правильностью держания ручки, поправляем.

«Третий лишний»

Ну эту игру так же все знают и понимают, можно играть во время прогулки.

Выложи фигуру

Работа по образцу очень важна, можно играть спичками, счетными палочками, если ничего такого нет под рукой на крайний случай можно нарисовать рисунок из геометрических фигур так же на листе в клеточку и что бы ребенок его повторил. Параллельно мы повторяем названия фигур

Загадки с подвохом

Отлично тренируют логику, воображение, слуховое восприятие, общую осведомленность. Хороший повод посмеяться

Игра в слова

5 слайд

Все возрастные кризисы возникают у нас не на пустом месте и не просто так для того что бы довести родителей до белого коленья. Кризис возникает в связи с тем, что ребенок растет, и у него закономерно появляются новые потребности, однако инструменты для удовлетворения этих потребностей не возникают просто так, их надо вырабатывать и развивать. И вот от этого противоречия возникает кризис. Потребность есть а удовлетворить нечем. И заканчивается кризис именно тогда, когда инструменты выработаны, и потребность закрыта.

Новой потребностью ребенка в первом классе становится желание получить одобрение от учителя. В этом возрасте школьная успеваемость имеет не столько познавательную, сколько социальную значимость. В этом возрасте учитель становится значимым взрослым, дети тянутся к самому успешному ученику, потому что его чаще отмечает учитель, (ситуация оценки тоже стрессовая, школа старается ее сглаживать, изачально детям выдают солнышки/звездочки и лишь потом переходят на 5 и 2 но дети все равно понимают кто в классе наиболее успешен и пользуется признанием учителя)  дети ставят под сомнение слова родителей, если их мнение идет вразрез с мнением учителя.

И новообразованием (т.е. инструментом для закрытия потребности) становятся произвольность, внутренний план действий (внутренняя мотивация) рефлексия и самоконтроль.

Как выглядит?

  1. Сопротивление и бунтарство. Ребенок может начать проявлять непокорность и сопротивление авторитету родителей или учителей. Он может становиться упрямым и нарушать правила.
  2. Идентификация и роль. В этом возрасте ребенок начинает осознавать свою индивидуальность и стремиться к самостоятельности. Он может проявлять интерес к разным ролям и искать свое место в обществе.
  3. Эмоциональные изменения. Возникают эмоциональные колебания и настроение ребенка может меняться быстро. Могут возникать приступы злости, плача или нервозности.
  4. Социальные отношения. Ребенок начинает активно исследовать социальные отношения и искать новых друзей. Также могут возникнуть проблемы с адаптацией в коллективе или конфликты с другими детьми.
  5. Стремление к независимости. Ребенок хочет больше контролировать свою жизнь и принимать собственные решения. Он может выражать желание делать вещи самостоятельно и проявлять независимость от родителей.

Рекомендации родителям:

  1. Помните, что это временный период.
    Он случается в жизни каждого человека, и вы тоже через него проходили.
  2. Проводите больше спокойных бесед о школе.
    Если кризис случился до поступления в первый класс, по возможности, познакомьтесь с будущим учителем. Устройте небольшую экскурсию по учебному заведению, пройдите разными маршрутами от дома до школы, закупите нужную канцелярию, советуясь с будущим первоклассником.
  3. Обращайте внимание на организацию режима дня.
    Понятный и удобный график, достаточное время для физической активности, своевременный отход ко сну, правильное и полезное питание, богатое витаминами, вселяют уверенность в своих силах и способствуют хорошему самочувствию.
  4. Запаситесь богатым набором причин для объяснения, зачем учиться в школе.
    Это поможет избежать мотива “потому что так принято”. Расскажите о знакомстве с новыми увлекательными книгами и разными знаниями, возможности приобрести новые умения, о зарождении дружбы между одноклассниками.
  5. Меньше запретов, больше свободы.
    Ребёнок взрослеет и учится смотреть на мир по-другому. Родителям придётся принять тот факт, что теперь нужно уменьшать количество запретов и больше разрешать. Также смените назидательный тон на товарищеский. Сейчас статус родителя в глазах ребёнка ещё очень значителен, старайтесь поддерживать доверительные отношения. Вместо указаний используйте рассуждения и учите его наблюдать, анализировать, делать выводы, проговаривать свои чувства и эмоции. Так вы формируете отношение к происходящему, не давая резких оценок и не навешивая ярлыков.
  6. Соблюдайте баланс между критикой и похвалой.
    Помните, что реакция может быть несоразмерной, поэтому тщательно подбирайте слова, делая акцент на выполненной задаче вместо сухого и абстрактного “Молодец!”.
  7. Поддерживайте контакт с преподавателями. Не критикуйте учителя в присутствии ребенка!
    Больше общайтесь с учителями, тренерами, ведущими кружков и дополнительных секций. Это поможет быть в курсе событий вне дома. Старайтесь избегать негативных высказываний в адрес учителя в присутствии ребенка, ведь если у учителя не будет авторитета в глазах ребенка, то об обучении и дисциплине можно забыть 
  8. Беседуйте с ребёнком.
    Старайтесь говорить о деятельности малыша на уроках и переменах. Задавайте больше открытых вопросов, “раскручивая” на разные детали. Пусть это будут какие-то пустяковые, бессвязные рассказы. Ваша задача состоит не в получении логичного доклада, а в сохранении доверительных отношений, в создании уверенности о важности детских проблем и переживаний, в тренировке умения проживать эмоции, развитии критического мышления и “прокачке” эмоционального интеллекта.
  9. Отвечайте на вопросы ребенка. Не отмахивайтесь от вопросов малыша, даже если вы неоднократно отвечали на них. Ведь 6—7-летний возраст — это возраст почемучек, ребенку интересно буквально все, его любознательность не знает границ. Возможность получить ответы на все возникающие вопросы дает сильный толчок для интеллектуального и социального развития малыша.
  10. Будьте последовательны в своих требованиях. Если вы что-то не разрешаете ребенку, то стойте на своем до конца. В противном случае слезы и истерики станут для него удобным способом настоять на своем мнении. Следите за тем, чтобы все окружающие предъявляли к ребенку одинаковые требования. Иначе то, что не разрешают папа с мамой, будет очень легко выпросить у бабушки — и тогда все усилия пойдут насмарку.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_zahotet_uchitsya.pptx545.59 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Педагог-психолог: Богданова Евгения Владимировна Как захотеть учиться? Методы повышения школьной мотивации

Слайд 2

Значимость развития школьной мотивации Внутренняя мотивация Внешняя мотивация Удовлетворение от самой деятельности; Прямой результат деятельности; Стремление к успеху, Понимание необходимости для жизни; Учение как возможность общения. Внешняя атрибутика школьной жизни; Одобрение и оценки; Роль ученика; Ощущение взрослости. Позитивное отношение к обучению в дошкольном возрасте поможет детям успешно адаптироваться в школе, проявлять активность в учебной деятельности, стремиться к достижению хороших результатов и развивать свой потенциал.

Слайд 3

Методы мотивации Рекомендуется создать положительную атмосферу вокруг обучения: Знакомство со школой. Репетиция занятий. Быть учеником - это хорошо. Пример старшего.

Слайд 4

Игры дома «Назови одном словом» Игра на использование обобщающих слов «Назови три предмета» Игра на дифференциацию Графические диктанты Развитие слухового восприятия и графических навыков «Третий лишний» Обучение навыку анализа, сравнения, обобщения, нахождения связей между объектами; Выложи фигуру Воспроизведение образца, развитие восприятия. Загадки с подвохом Учится думать и анализировать, обрабатывать информацию, оценивать факты и делать выводы.

Слайд 7

Кризис 7 лет. Что нас ждет и что мы получаем? Новая потребность: Желание получить одобрение учителя. Новые инструменты: Рефлексия, самоконтроль, внутренняя мотивация.

Слайд 8

Как выглядит кризис? Сопротивление и бунтарство. Идентификация и роль. Эмоциональные изменения. Социальные отношения. Стремление к независимости.

Слайд 9

Рекомендации родителям: Помните, что это временный период . Проводите больше спокойных бесед о школе . Обращайте внимание на организацию режима дня . Запаситесь богатым набором причин для объяснения, зачем учиться в школе . Меньше запретов, больше свободы . Соблюдайте баланс между критикой и похвалой . Поддерживайте контакт с преподавателями. Не критиковать учителя в присутствии ребенка ! Беседуйте с ребёнком . Отвечайте на вопросы ребенка. Будьте последовательны в своих требованиях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект родительского собрания в подготовительной группе «Психологическая готовность ребенка к школьному обучению»

Цели собрания:-                повысить компетентность родителей в вопросах подготовки детей к школьному обучению;-...

Родительское собрание в подготовительной группе "Психологическая готовность к школьному обучению"

План-конспект родительского собрания в подготовительной группе "Психологическая готовность к школьному обучению"...

Родительское собрание в подготовительной группе на тему: "Мотивация к обучению в школе"

Цель: установление партнёрских отношений с семьёй каждого воспитанника по вопрос подготовки к школе.Задачи:1. Установить партнёрские отношения с семьёй каждого воспитанника,  создать ат...

Презентация для родительского собрания в подготовительной группе на тему: "Готовность к школе".

Данная презентация поможет воспитателям в подготовке к родительскому собранию на тему: "Готовность ребёнка к школе"....

Презентация для родительского собрания в подготовительной группе "Готовность детей к школе"

Презентация знакомит родителей с основными критериями готовности детей к обучению в школе....