План-конспект родительского собрания в подготовительной группе «Психологическая готовность ребенка к школьному обучению»
консультация (подготовительная группа) по теме

Санникова Екатерина Александровна

Цели собрания:

-                повысить компетентность родителей в вопросах подготовки детей к школьному обучению;

-                раскрыть понятие «Психологическая готовность к школьному обучению»;

-                помочь родителям осознать собственное отношение к поступлению ребенка в школу.

Скачать:


Предварительный просмотр:

План-конспект родительского собрания в подготовительной группе «Психологическая готовность ребенка к школьному обучению»

Цели собрания:

  • повысить компетентность родителей в вопросах подготовки детей к школьному обучению;
  • раскрыть понятие «Психологическая готовность к школьному обучению»;
  • помочь родителям осознать собственное отношение к поступлению ребенка в школу.

План

  1. Вступительное слово.
  2. Упражнение «Продолжите фразу»
  3. Готовность к школьному обучению:
  • Физическая
  • Педагогическая
  • Психологическая:
  • Мотивационная
  • Коммуникативная
  • Эмоционально-волевая
  • Интеллектуальная
  1. Сообщение результатов диагностики

5. Тест «Готовы ли вы отдать ребенка в школу?»  (А.Е. Хасанова)

     6.Заключение. Обратная связь.

Ход собрания

1.Вступительное слово

- Здравствуйте, уважаемые родители! Сегодня я хочу Вас поздравить с выходом на «финишную прямую по подготовке детей к школьному обучению». Это очень важное событие в жизни  каждого ребенка и его родителей, радостное, но в тоже время волнительное. Что для Вас значит «Ребенок готов к школе?»

2. Упражнение «Продолжите  фразу»

  • Сейчас мы с вами будем передавать по кругу букварь. Тот, у кого он окажется в руках, продолжает фразу: «Ребенок готов к школе, если…». По завершению упражнения ведущий проводит обобщение всех ответов родителей.  
  • А сейчас давайте послушаем ответы ваших детей на вопрос: «Зачем надо учиться в школе?» (включается запись ответов детей). После прослушивания происходит обсуждение ответов.

Родителям предлагается обсудить фразу Л.А. Венгера: «Быть готовым к школе – это не значит уметь, читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться».

Часто под готовностью к обучению в школе подразумевают определенный уровень знаний, умений, навыков ребенка. Но понятие «Готовность к школьному обучению» значительно шире.

3. Готовность к школьному обучению

Рассмотрим каждый из компонентов готовности к школе, но более подробно остановимся на психологической готовности.

Физическая готовность

  • физиологическая зрелость
  • физическая подготовка
  • хорошее здоровье
  • координация движений
  • готовность организма ребенка к  учебным нагрузкам

Для того чтобы выдержать нагрузку в течение урока и тем более, всего учебного дня, необходимы выносливость, достаточная физическая подготовка. Следует уделить особое внимание здоровью ребенка.

Педагогическая готовность овладение ребенком определенными знаниями, умениями и навыками.

Психологическая готовность к школе прежде всего означает выраженное желание учиться, узнавать новое (ребенок активно интересуется окружающим, задает вопросы, увлеченно ищет ответы сам или ждет пояснений от взрослых).

  • Мотивационная готовность  - наличие у детей желания учиться.

Это условие является одним из самых важных и значимых.

Поступление в первый класс – это тот шаг, который кардинально изменяет жизнь ребенка: у него появляются новые обязанности, к нему предъявляются новые требования, и необходимо, чтобы ребенок был готов к таким переменам.

Необходимо чтобы у ребенка была сформирована «внутренняя позиция школьника» - понимание ребенком и принятие на себя роли ученика. Когда у ребенка сформировано  желание учиться, узнавать все новое, это помогает ему справляться с возможными трудностями и неудачами.

Для формирования мотивационной готовности к школе необходимо:

  1. Поддерживать интерес ребенка ко всему новому, отвечать на его вопросы.
  2. Знакомить с основными атрибутами школьной жизни, рассказывать о своей школьной жизни (останавливаясь на приятных моментах), организовать знакомство со школой (экскурсия).
  3. Подбирать развивающие игры («Собери портфель в школу», «Разложи по порядку», «Что лишнее?» и т.д.), использовать загадки на школьную тему.

  • Коммуникативная готовность - умение ребенка общаться.

 Умение строить свои взаимоотношения со сверстниками и взрослыми является важным компонентом готовности к школе.

Важно, чтобы ребенок умел налаживать контакты с разными детьми, разрешать возникающие спорные вопросы, договариваться и выполнять совместные задания. Так же необходимо обратить внимание на то, что роль и позиция учителя по отношению к ребенку значительно отличается от тех ролей и позиций, которые занимали взрослые до поступления в школу. Поэтому необходимо, чтобы первоклассник понимал эту разницу и мог адекватно относиться к учителю – признавать его авторитет, понимать и принимать важность требований,  возлагаемых педагогом на него, как на ученика.

Важно, чтобы у ребенка были сформированы такие качества: общительность, доброжелательность,  уважение к детям, готовность проявить сочувствие.

  • Эмоционально-волевая готовность  (умение слушать + умение слушаться).

К шести годам у ребенка происходит оформление основных компонентов волевого поведения.

Умение регулировать свое поведение и эмоции.

У будущего ученика поведение должно быть произвольным, ребенку необходимо уметь управлять собой, усидеть на уроке, при этом внимательно слушать учителя, понимать все объяснения и правильно выполнять задания. Кроме того, важно, чтобы ребенок мог справляться со своими переживаниями в ситуации неудачи, ссоры, конфликта, а также выражать свои эмоции и чувства адекватно ситуации.

 Уверенность в себе и адекватная самооценка своих возможностей.

Ребенку это необходимо для того, чтобы уверенно отвечать у доски перед одноклассниками.

Ребенок должен иметь представление о том, что он знает хорошо, а что ему пока не удается и над чем надо еще поработать.

  • Интеллектуальная  готовность (развитие психических процессов: восприятия, памяти, внимания, мышления, воображения, речи; познавательных способностей, овладение способами и приемами познавательной деятельности)

Будущий первоклассник должен не только обладать системой знаний об окружающем мире. Но и уметь их применять, устанавливать зависимость между причиной и следствием.

При принятии решения о начале школьной жизни необходимо учитывать все критерии готовности ребенка к школе.

В начале учебного года проводится диагностика готовности детей к школьному обучению. 

4. Сообщение результатов диагностики

Родителям сообщаются результаты диагностики в общем виде (графики, уровни, проценты, количество детей), при анализе указываются сильные и слабые стороны ребенка. Родители приглашаются на индивидуальные консультации.

 5.Тест «Готовы ли вы отдать ребенка в школу?»  (А.Е. Хасанова) 

Психологический настрой родителей – важнейший фактор успешного обучения ребенка. Негативно действуют на эмоциональное состояние детей: чрезмерная тревожность родителей  (которая передается ребенку), беспечность, равнодушие родителей  (такое отношение к учебной деятельности формируется и у ребенка).

Ответьте на вопросы «да» или «нет», за каждый положительный ответ вы набираете 1 балл, за отрицательный -  0 баллов.

Вопросы:

  1. Вы считаете, что вашему ребенку будет трудно учиться в школе?
  2. Вы опасаетесь, что, придя в школу, ваш ребенок чаще будет болеть?
  3. Вы сомневаетесь, что ваш ребенок достаточно быстро и успешно овладеет чтением, письмом, счетом?
  4. Вы думаете, он сможет быть успешным?
  5. Вы считаете, что первоклассники не умеют быть достаточно самостоятельными?
  6. Вас волнует, будет ли первый учитель внимательным к вашему ребенку?
  7. Вы опасаетесь, не будут ли обижать или дразнить вашего ребенка?
  8. Вы не уверены в объективности и справедливости будущей учительницы вашего ребенка?
  9. Без вас ребенок плачет, угнетен?
  10. По вашему мнению, в таком возрасте ребенка лучше обучать дома, чем в школе?
  11. Вы считаете, что ваш ребенок будет сильно уставать в школе?
  12. Вам кажется, что в начальной школе дети мало чему могут научиться?
  13. Вы опасаетесь, что с приходом в школу ребенок станет непослушным?
  14. Ваш ребенок напрочь отказывается идти в школу без вас?
  15. Вы уверены, что первоклассники еще не способны на взаимопомощь и дружескую поддержку?

Подсчитайте, какое количество баллов вы набрали.

10 и более балов. Вам необходимо снизить уровень опеки над ребенком. Дайте ему возможность быть более самостоятельным. Не мешайте ему контактировать со сверстниками. Займитесь закаливанием ребенка, поиграйте с ним в школу. Если уровень вашей тревожности не снизился – обратитесь к психологу.

5-10 баллов. Вы волнуетесь – и это нормально! Вы сомневаетесь в успехе вашего ребенка. Поделитесь своими опасениями с будущим учителем. Возможно, вы станете спокойнее и правильно подготовите ребенка к школе.

4 и менее баллов. Вероятно, вам сопутствует оптимизм и уверенность. Хороший совет для вас – не быть беспечным и невнимательным.

  1. Заключение. Обратная связь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание в подготовительной группе "Психологическая готовность к школьному обучению"

План-конспект родительского собрания в подготовительной группе "Психологическая готовность к школьному обучению"...

Материал для родительского собрания в подготовительной группе. Психологическая готовность ребенка к школе.

Презентация и текст выступления педагога-психолога на родельском собрании по теме: "Психологическая готовность ребенка к школе"....

Занятие с элементами тренинга с родителями подготовительной группы «Психологическая готовность ребенка к школьному обучению»

Занятие с элементами тренинга с родителями подготовительной группы «Психологическая готовность ребенка к школьному обучению»Цели:-...

Конспект родительского собрания в подготовительной группе «Психологическая готовность ребенка к школьному обучению»

Данное родительское собрание поможет родителям дошкольников повысить свою компетентность  в вопросах подготовки детей к школьному обучению; осознать собственное отношение к поступлению ребен...