Главные вкладки

    Конспект родительского собрания в подготовительной группе «Психологическая готовность ребенка к школьному обучению»
    методическая разработка (подготовительная группа)

    Данное родительское собрание поможет родителям дошкольников повысить свою компетентность  в вопросах подготовки детей к школьному обучению;

     осознать собственное отношение к поступлению ребенка в школу.

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл sobranie_2.docx24.51 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект родительского собрания в    подготовительной группе

    «Психологическая готовность ребенка к школьному обучению»

                                                           

    Цели собрания:

    • повысить компетентность родителей в вопросах подготовки детей к школьному обучению;
    • раскрыть понятие «Психологическая готовность к школьному обучению»;
    • помочь родителям осознать собственное отношение к поступлению ребенка в школу.

    План

    1. Вступительное слово.
    2. Упражнение «Продолжите фразу»
    3. Готовность к школьному обучению:
    • Физическая
    • Педагогическая
    • Психологическая:
    • Мотивационная
    • Коммуникативная
    • Эмоционально-волевая
    • Интеллектуальная

    4. Тест «Готовы ли вы отдать ребенка в школу?»  (А.Е. Хасанова)

         5.Заключение. Обратная связь.

    Ход собрания

    1.Вступительное слово

    - Здравствуйте, уважаемые родители! Сегодня я хочу Вас поздравить с выходом на «финишную прямую по подготовке детей к школьному обучению». Это очень важное событие в жизни  каждого ребенка и его родителей, радостное, но в тоже время волнительное. Что для Вас значит «Ребенок готов к школе?»

    2. Упражнение «Продолжите  фразу»

    • Сейчас мы с вами будем передавать по кругу букварь. Тот, у кого он окажется в руках, продолжает фразу: «Ребенок готов к школе, если…». По завершению упражнения ведущий проводит обобщение всех ответов родителей.  

    Родителям предлагается обсудить фразу Л.А. Венгера: «Быть готовым к школе – это не значит уметь, читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться».

    Часто под готовностью к обучению в школе подразумевают определенный уровень знаний, умений, навыков ребенка. Но понятие «Готовность к школьному обучению» значительно шире.

    3. Готовность к школьному обучению

    Рассмотрим каждый из компонентов готовности к школе, но более подробно остановимся на психологической готовности.

    Физическая готовность

    • физиологическая зрелость
    • физическая подготовка
    • хорошее здоровье
    • координация движений
    • готовность организма ребенка к  учебным нагрузкам

    Для того чтобы выдержать нагрузку в течение урока и тем более, всего учебного дня, необходимы выносливость, достаточная физическая подготовка. Следует уделить особое внимание здоровью ребенка.

    Педагогическая готовность овладение ребенком определенными знаниями, умениями и навыками.

    Психологическая готовность к школе прежде всего означает выраженное желание учиться, узнавать новое (ребенок активно интересуется окружающим, задает вопросы, увлеченно ищет ответы сам или ждет пояснений от взрослых).

    • Мотивационная готовность  - наличие у детей желания учиться.

    Это условие является одним из самых важных и значимых.

    Поступление в первый класс – это тот шаг, который кардинально изменяет жизнь ребенка: у него появляются новые обязанности, к нему предъявляются новые требования, и необходимо, чтобы ребенок был готов к таким переменам.

    Необходимо чтобы у ребенка была сформирована «внутренняя позиция школьника» - понимание ребенком и принятие на себя роли ученика. Когда у ребенка сформировано  желание учиться, узнавать все новое, это помогает ему справляться с возможными трудностями и неудачами.

    Для формирования мотивационной готовности к школе необходимо:

    1. Поддерживать интерес ребенка ко всему новому, отвечать на его вопросы.
    2. Знакомить с основными атрибутами школьной жизни, рассказывать о своей школьной жизни (останавливаясь на приятных моментах), организовать знакомство со школой (экскурсия).
    3. Подбирать развивающие игры («Собери портфель в школу», «Разложи по порядку», «Что лишнее?» и т.д.), использовать загадки на школьную тему.
    • Коммуникативная готовность - умение ребенка общаться.

     Умение строить свои взаимоотношения со сверстниками и взрослыми является важным компонентом готовности к школе.

    Важно, чтобы ребенок умел налаживать контакты с разными детьми, разрешать возникающие спорные вопросы, договариваться и выполнять совместные задания. Так же необходимо обратить внимание на то, что роль и позиция учителя по отношению к ребенку значительно отличается от тех ролей и позиций, которые занимали взрослые до поступления в школу. Поэтому необходимо, чтобы первоклассник понимал эту разницу и мог адекватно относиться к учителю – признавать его авторитет, понимать и принимать важность требований,  возлагаемых педагогом на него, как на ученика.

    Важно, чтобы у ребенка были сформированы такие качества: общительность, доброжелательность,  уважение к детям, готовность проявить сочувствие.

    • Эмоционально-волевая готовность  (умение слушать + умение слушаться).

    К шести годам у ребенка происходит оформление основных компонентов волевого поведения.

    Умение регулировать свое поведение и эмоции.

    У будущего ученика поведение должно быть произвольным, ребенку необходимо уметь управлять собой, усидеть на уроке, при этом внимательно слушать учителя, понимать все объяснения и правильно выполнять задания. Кроме того, важно, чтобы ребенок мог справляться со своими переживаниями в ситуации неудачи, ссоры, конфликта, а также выражать свои эмоции и чувства адекватно ситуации.

     Уверенность в себе и адекватная самооценка своих возможностей.

    Ребенку это необходимо для того, чтобы уверенно отвечать у доски перед одноклассниками.

    Ребенок должен иметь представление о том, что он знает хорошо, а что ему пока не удается и над чем надо еще поработать.

    • Интеллектуальная  готовность (развитие психических процессов: восприятия, памяти, внимания, мышления, воображения, речи; познавательных способностей, овладение способами и приемами познавательной деятельности)

    Будущий первоклассник должен не только обладать системой знаний об окружающем мире. Но и уметь их применять, устанавливать зависимость между причиной и следствием.

    При принятии решения о начале школьной жизни необходимо учитывать все критерии готовности ребенка к школе.

    В начале учебного года проводится диагностика готовности детей к школьному обучению. 

     4.Тест «Готовы ли вы отдать ребенка в школу?»  (А.Е. Хасанова) 

    Психологический настрой родителей – важнейший фактор успешного обучения ребенка. Негативно действуют на эмоциональное состояние детей: чрезмерная тревожность родителей  (которая передается ребенку), беспечность, равнодушие родителей  (такое отношение к учебной деятельности формируется и у ребенка).

    Ответьте на вопросы «да» или «нет», за каждый положительный ответ вы набираете 1 балл, за отрицательный -  0 баллов.

    Вопросы:

    1. Вы считаете, что вашему ребенку будет трудно учиться в школе?
    2. Вы опасаетесь, что, придя в школу, ваш ребенок чаще будет болеть?
    3. Вы сомневаетесь, что ваш ребенок достаточно быстро и успешно овладеет чтением, письмом, счетом?
    4. Вы думаете, он сможет быть успешным?
    5. Вы считаете, что первоклассники не умеют быть достаточно самостоятельными?
    6. Вас волнует, будет ли первый учитель внимательным к вашему ребенку?
    7. Вы опасаетесь, не будут ли обижать или дразнить вашего ребенка?
    8. Вы не уверены в объективности и справедливости будущей учительницы вашего ребенка?
    9. Без вас ребенок плачет, угнетен?
    10. По вашему мнению, в таком возрасте ребенка лучше обучать дома, чем в школе?
    11. Вы считаете, что ваш ребенок будет сильно уставать в школе?
    12. Вам кажется, что в начальной школе дети мало чему могут научиться?
    13. Вы опасаетесь, что с приходом в школу ребенок станет непослушным?
    14. Ваш ребенок напрочь отказывается идти в школу без вас?
    15. Вы уверены, что первоклассники еще не способны на взаимопомощь и дружескую поддержку?

    Подсчитайте, какое количество баллов вы набрали.

    10 и более балов. Вам необходимо снизить уровень опеки над ребенком. Дайте ему возможность быть более самостоятельным. Не мешайте ему контактировать со сверстниками. Займитесь закаливанием ребенка, поиграйте с ним в школу. Если уровень вашей тревожности не снизился – обратитесь к психологу.

    5-10 баллов. Вы волнуетесь – и это нормально! Вы сомневаетесь в успехе вашего ребенка. Поделитесь своими опасениями с будущим учителем. Возможно, вы станете спокойнее и правильно подготовите ребенка к школе.

    4 и менее баллов. Вероятно, вам сопутствует оптимизм и уверенность. Хороший совет для вас – не быть беспечным и невнимательным.

    5.Заключение. Обратная связь.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    План-конспект родительского собрания в подготовительной группе «Психологическая готовность ребенка к школьному обучению»

    Цели собрания:-                повысить компетентность родителей в вопросах подготовки детей к школьному обучению;-...

    Материал для родительского собрания в подготовительной группе. Психологическая готовность ребенка к школе.

    Презентация и текст выступления педагога-психолога на родельском собрании по теме: "Психологическая готовность ребенка к школе"....

    Занятие с элементами тренинга с родителями подготовительной группы «Психологическая готовность ребенка к школьному обучению»

    Занятие с элементами тренинга с родителями подготовительной группы «Психологическая готовность ребенка к школьному обучению»Цели:-...

    Конспект родительского собрания в подготовительной группе «Особенности готовности ребенка к школе»

    Конспект родительского собрания в подготовительной группе «Особенности готовности ребенка к школе»...