Взаимодействие педагога с родителями по формированию читательской грамотности.
консультация (старшая группа)
«Читательская грамотность – это способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни».
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 28.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Взаимодействие педагога с родителями по формированию читательской грамотности.
В последнее время, в результате огромного количества перемен в жизни
общества, проблема формирования читательской грамотности у
подрастающего поколения стала наиболее острой. Мы живём в эпоху
компьютерных технологий, обилия информации, которую очень сложно
дифференцировать. Современные дети – это больше «зрители», которые
хотят воспринимать «красивую картинку». Чтение уходит на второй план,
становится не интересным, ненужным. Постепенно исчезает устойчивая
литературная традиция, на которую опирались предшествующие поколения.
Как следствие – низкий уровень читательской грамотности, культуры и
образования в целом.
- Для начала разберем, что значит читательская грамотность.
«Читательская грамотность – это способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни».
При взаимодействии с родителями, мы можем поставить следующую цель.
2. Цель:
- повысить компетенцию семьи в вопросах читательской грамотности,
возродить традиции домашнего чтения.
Задачи:
- прививать интерес и любовь к чтению;
- повышать уровень компетентности родителей в воспитании грамотного читателя;
- возрождать традиции семейного чтения, осознание родителями ценности чтения, как эффективного средства развития личности, обучения и воспитания, как залога жизненного успеха;
-расширять представление родителей о детской литературе;
- воспитывать бережное отношение к книгам.
3. В каждой семье имеется ряд проблем по формированию читательской грамотности.
- у родителей нет времени для совместного чтения;
- родители не знают, какую литературу можно предложить детям;
- родители не понимают значение чтения для развития детей;
- родители не умеют организовать домашнее чтение.
Поэтому мы воспитатели, можем помочь родителям в решении этих проблем. Главная цель взаимодействия педагогов с родителями, является повышения уровня компетентности родителей в той или иной области. При взаимодействии с семьёй используются разнообразные формы работы.
4. Консультации
- Приобщение детей к чтению
- Как развивать интерес к чтению
- Для чего читаем
- Как привить ребенку любовь к чтению
- Роль сказки в развитии и воспитании ребенка
5. Тематические выставки.
- Книги, про Новый год
- Книги разных писателей
- Книги о животных
6. В нашем детском саду проходили совместные мероприятия.
«Театр у микрофона», акция «Мама, папа, книга, я – дружная семья»
7. Поэтическая гостиная «С любовью каждая строка»
8. Совместное посещение Тамбовской областной детской библиотеки
9. Акция «Международный День дарения книги»
10. Также еще можно проводить:
- литературные викторины
- тематический клубный час
- праздники
- семейные совместные поэтические акции
- изготовление книжек малышек
11. В своей группе провели анкетирование, из которого узнали.
40% родителей читают книги детям каждый день,35% несколько раз в неделю, 25% редко.
55% детей сами просят родителей почитать им книги. 45% нет.
65% детей предпочитают сказки, 25% рассказы, 10% предпочитают познавательную литературу.
85% детей имеют свои книги и они в доступности, 15% детей книги не берут.
Все родители, после прочтения книг или во время чтения рассматривают иллюстрации в книгах.
75% родителей сочиняют совместно с детьми свои рассказы и сказки.
15% не сочиняют.
12. Проанализировав анкеты, решили организовать в группе «Ящик вопросов». Цель: изучение педагогами состояние интереса родителей к теме чтения, приобщения ребенка к книге в семье, установка контакта с её членами.
13. Для расширения библиотеки и интереса к книгам, решили использовать новый вид взаимодействия с родителями.
Букроссинг - это «книговорот» («движение книг» от человека к человеку). Книжная библиотека, которая находится в приемной раздевалке группы детского сада, доступная для всех участников образовательного процесса. Родитель, ребенок или педагог – любой желающий может взять понравившуюся книгу, а взамен оставить какую-либо свою, главное, чтобы количество книг в библиотеке не уменьшалось. Например: По сезонам, по авторам, сказки, рассказы, стихи. Так как детям, на данный момент, нравится слушать сказки, то книги подобраны соответственно.
В следующем году хотим создать читательский клуб «Читаем всей семьей» что позволит лучшему приобщению детей к чтению.
Цель: расширение круга произведений для совместного семейного чтения:
произведения поэтов и писателей России, зарубежных писателей.
Надеемся, что наши предложения помогут вам лучше взаимодействовать с родителями по формированию читательской грамотности.
Примерный список литературы для чтения детям 4-5 лет
Сказки. «Про Иванушку-дурачка», обр. М. Горького; «Война грибов с ягодами», обр. В. Даля; «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», обр. А. Н.Толстого; «Жихарка», обр. И. Карнауховой; «Лисичка-сестричка и волк», обр. М. Булатова; «Зимовье», обр. И. Соколова-Микитова; «Лиса и козел», обр. О. Капицы; «Привередница», «Лиса-лапотница», обр. В. Даля; «Петушок и бобовое зернышко», обр. О. Капицы.
Сказки. «Три поросенка», пер. с англ. С. Михалкова; «Заяц и еж», из сказок братьев Гримм, пер. с нем. А. Введенского, под ред. С. Маршака; «Красная Шапочка», из сказок Ш. Перро, пер. с франц. Т. Габбе; братья Гримм. «Бременские музыканты», нем., пер. В. Введенского, под ред. С. Маршака.
Произведения поэтов и писателей России
Поэзия. И. Бунин. «Листопад» (отрывок); А. Майков. «Осенние листья по ветру кружат.»; А. Пушкин. «Уж небо осенью дышало.» (из романа «Евгений Онегин»); А. Фет. «Мама! Глянь-ка из окошка»; Я. Аким. «Первый снег»; А. Барто. «Уехали»; С. Дрожжин. «Улицей гуляет» (из стихотворения «В крестьянской семье»); С. Есенин. «Поет зима — аукает»; Н. Некрасов. «Не ветер бушует над бором» (из поэмы «Мороз, Красный нос»); И. Суриков. «Зима»; С. Маршак. «Багаж», «Про все на свете», «Вот какой рассеянный», «Мяч»; С. Михалков. «Дядя Степа»; Е. Баратынский. «Весна, весна» (в сокр.); Ю. Мокриц. «Песенка про сказку»; «Дом гнома, гном — дома!»; Э. Успенский. «Разгром»; Д. Хармс. «Очень страшная история».
Проза. В. Вересаев. «Братишка»; А. Введенский. «О девочке Маше, о собачке Петушке и о кошке Ниточке» (главы из книги); М. Зощенко. «Показательный ребенок»; К. Ушинский. «Бодливая корова»; С. Воронин. «Воинственный Жако»; С. Георгиев. «Бабушкин садик»; Н. Носов. «Заплатка», «Затейники»; Л. Пантелеев. «На море» (глава из книги «Рассказы о Белочке и Тамарочке»); В. Бианки. «Подкидыш»; Н. Сладков. «Неслух».
Литературные сказки. М. Горький. «Воробьишко»; В. Осеева. «Волшебная иголочка»; Р. Сеф. «Сказка о кругленьких и длинненьких человечках»; К. Чуковский. «Телефон», «Тараканище», «Федорино горе»; Н. Носов. «Приключения Незнайки и его друзей» (главы из книги); Д. Мамин-Сибиряк. «Сказка про Комара Комаровича — Длинный Нос и про Мохнатого Мишу — Короткий Хвост»; В. Бианки. «Первая охота»; Д. Самойлов. «У слоненка день рождения».
Басни. Л. Толстой. «Отец приказал сыновьям», «Мальчик стерег овец.», «Хотела галка пить».
Произведения поэтов и писателей разных стран
Поэзия. В. Витка. «Считалочка», пер. с белорус. И. Токмаковой; Ю. Тувим. «Чудеса», пер. с польск. В. Приходько; «Про пана Трулялинского», пересказ с польск. Б. Заходера; Ф. Грубин. «Слезы», пер. с чеш. Е. Солоновича; С. Вангели. «Подснежники» (главы из книги «Гугуцэ — капитан корабля»), пер. с молд. В. Берестова.
Литературные сказки. А. Милн. «Винни-Пух и все-все-все» (главы из книги), пер. с англ. Б. Заходера; Э. Блайтон. «Знаменитый утенок Тим» (главы из книги), пер. с англ. Э. Паперной; Т. Эгнер. «Приключения в лесу Елки-на-Горке» (главы), пер. с норв. Л. Брауде; Д. Биссет. «Про мальчика, который рычал на тигров», пер. с англ. Н. Шерешевской; Э. Хогарт. «Мафин и его веселые друзья» (главы из книги), пер. с англ. О. Образцовой и Н. Шанько.
Список литературы
- Бажов В. «Серебряное копытце»
- Бернетт Ф. «Маленькая принцесса»
- Бианки В. «Рассказы о животных»
- Волков А. «Волшебник Изумрудного города»
- Воронкова Л.Ф. «Девочка из города»
- Гайдар А. «Чук и Гек», «Голубая чашка»
- Гауф В. «Карлик Нос», «Рассказ о калифе-аисте», «Рассказ о маленьком Муке»
- Гэллико П. «Томасина»
- Доктор Сьюз «Сказки»
- Зощенко М. «Рассказы о Леле и Миньке»
- Козлов С. «Ежик в тумане», «В родном лесу»
- Крылов И.А. «Слон и моська», «Ворона и лисица»
- Лагерлеф С. «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями»
- Линдгрен А. «Эмиль из Лённеберги», «Малыш и Карлсон»
- Милн А.А. «Винни-Пух и все-все-все»
- Сказки народов мира
- Носов Н.Н. «Незнайка и его друзья», «Приключения Коли и Миши», «Затейники», «Фантазеры»
- Осеева В. «Синие листья», «Волшебное слово», «Что легче»
- Остер Г. Б. «Котенок по имени Гав и другие истории»
- Пришвин М. «Лесной хозяин»
- Пушкин А.С. «Сказки»
- Распе Р. Э. «Приключения барона Мюнхгаузена»
- Родари Дж. «Путешествие Голубой Стрелы»
- Романова Н. «Муравей Красная Точка»
- Русские народные былины
- Толстой А.Н. «Приключения Буратино»
- Уайлд О. «Звездный мальчик»
- Успенский Э. «Крокодил Гена и его друзья», «Каникулы в Простоквашино»
- Чандлер Х. Дж. «Сказки дядюшки Римуса»
- Чаплина В. «Кинули»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формы взаимодействия педагогов с родителями по формированию социальной компетентности у детей
Социальная компетентность, представляющая собой адаптационное явление, имеет большое значение в поведении человека. Она позволяет не допустить ошибок в жизнедеятельности, оптимизировать эмоциона...

проект: "взаимодействие педагогов и родителей по формированию семейных традиций"
По Федеральному государственному стандарту большое значение имеют образовательные области. В наш век коммуникационных технологий очень мало места уделяется художественной литературе. Поэтому я решила ...

Взаимодействие педагогов и родителей по формированию у детей привычки к здоровому образу жизни.
«Безусловно, личный пример является важнейшим фактором.Недаром говорят: "Ребенок учится тому, что видит у себя в дому"»...

"Портфолио - нетрадиционная форма взаимодействия педагога и родителей по формированию самосознания дошкольника"
Данный материал позволит повысить компетентность педагогов в вопросе создания портфолио дошкольника, поможет спланировать эту работу и вовлечь в нее родителей....

Конспект мастер – класса для родителей по формированию читательской грамотности дошкольников.
Конспект мастер – класса для родителей по формированию читательской грамотности дошкольников«Приемы ознакомления дошкольников с художественной литературой при работе с мнемотаблицами»...
Семинар-практикум для родителей по теме: «Взаимодействие педагогов и родителей при формировании звукопроизношения у воспитанников с ТНР».
Цель: оказание помощи родителям в овладении основными приёмами автоматизации поставленных звуков.Задачи:активизировать знания родителей о необходимости автоматизировать поставленные звуки;обучить...
