Взаимодействие педагога с родителями по формированию читательской грамотности.
консультация (старшая группа)

Жалнина Анна Борисовна

«Читательская грамотность – это способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chitatelskaya_gramotnost.docx28.64 КБ

Предварительный просмотр:

Взаимодействие педагога с родителями по формированию читательской грамотности.

В последнее время, в результате огромного количества перемен в жизни

общества, проблема формирования читательской грамотности у

подрастающего поколения стала наиболее острой. Мы живём в эпоху

компьютерных технологий, обилия информации, которую очень сложно

дифференцировать. Современные дети – это больше «зрители», которые

хотят воспринимать «красивую картинку». Чтение уходит на второй план,

становится не интересным, ненужным. Постепенно исчезает устойчивая

литературная традиция, на которую опирались предшествующие поколения.

Как следствие – низкий уровень читательской грамотности, культуры и

образования в целом.

  1. Для начала разберем, что значит читательская грамотность.

  «Читательская грамотность – это способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни».

 При взаимодействии с родителями, мы можем поставить следующую цель.

2. Цель:

- повысить компетенцию семьи в вопросах читательской грамотности,

возродить традиции домашнего чтения.

Задачи:

- прививать интерес и любовь к чтению;

- повышать уровень компетентности родителей в воспитании грамотного читателя;

- возрождать традиции семейного чтения, осознание родителями ценности чтения, как эффективного средства развития личности, обучения и воспитания, как залога жизненного успеха;

-расширять представление родителей о детской литературе;

- воспитывать бережное отношение к книгам.

3. В каждой семье имеется ряд проблем по формированию читательской грамотности.

- у родителей нет времени для совместного чтения;

- родители не знают, какую литературу можно предложить детям;

- родители не понимают значение чтения для развития детей;

- родители не умеют организовать домашнее чтение.

Поэтому мы воспитатели, можем помочь родителям в решении этих проблем. Главная цель взаимодействия педагогов с родителями, является повышения уровня компетентности родителей в той или иной области. При взаимодействии с семьёй используются разнообразные формы работы.

4. Консультации

- Приобщение детей к чтению

- Как развивать интерес к чтению

- Для чего читаем

- Как привить ребенку любовь к чтению

- Роль сказки в развитии и воспитании ребенка

5. Тематические выставки.

- Книги, про Новый год

- Книги разных писателей

- Книги о животных

6. В нашем детском саду проходили совместные мероприятия.

«Театр у микрофона», акция «Мама, папа, книга, я – дружная семья»

7. Поэтическая гостиная «С любовью каждая строка»

8. Совместное посещение Тамбовской областной детской библиотеки 

9. Акция «Международный День дарения книги»

10. Также еще можно проводить:

- литературные викторины

- тематический клубный час

- праздники

- семейные совместные  поэтические акции

- изготовление книжек малышек        

11.  В своей группе провели анкетирование, из которого узнали.

40% родителей читают книги детям каждый день,35% несколько раз в неделю, 25% редко.

55% детей сами просят родителей почитать им книги. 45% нет.

65% детей предпочитают сказки, 25% рассказы, 10%  предпочитают познавательную литературу.

85% детей имеют свои книги и они в доступности, 15% детей книги не берут.

Все родители, после прочтения книг или во время чтения рассматривают иллюстрации в книгах.

75% родителей сочиняют совместно с детьми свои рассказы и сказки.

15% не сочиняют.

12. Проанализировав анкеты, решили организовать в группе «Ящик вопросов». Цель: изучение педагогами состояние интереса родителей к теме чтения, приобщения ребенка к книге в семье, установка контакта с её членами.

13. Для расширения библиотеки и интереса к книгам, решили использовать новый вид взаимодействия  с родителями.

Букроссинг - это «книговорот» («движение книг» от человека к человеку). Книжная библиотека, которая находится в приемной раздевалке группы детского сада, доступная для всех участников образовательного процесса. Родитель, ребенок или педагог – любой желающий может взять понравившуюся книгу, а взамен оставить какую-либо свою, главное, чтобы количество книг в библиотеке не уменьшалось. Например: По сезонам, по авторам, сказки, рассказы, стихи. Так как детям, на данный момент, нравится слушать сказки, то книги подобраны соответственно.

В следующем году хотим создать читательский клуб «Читаем всей семьей» что позволит лучшему приобщению детей к чтению.

Цель: расширение круга произведений для совместного семейного чтения:

произведения поэтов и писателей России, зарубежных писателей.

Надеемся, что наши предложения помогут вам лучше взаимодействовать с родителями по формированию читательской грамотности.

Примерный список литературы для чтения детям 4-5 лет

Сказки. «Про Иванушку-дурачка», обр. М. Горького; «Война грибов с ягодами», обр. В. Даля; «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», обр. А.        Н.Толстого; «Жихарка», обр. И. Карнауховой; «Лисичка-сестричка и волк», обр. М. Булатова; «Зимовье», обр. И. Соколова-Микитова; «Лиса и козел», обр. О. Капицы; «Привередница», «Лиса-лапотница», обр. В. Даля; «Петушок и бобовое зернышко», обр. О. Капицы.

Сказки. «Три поросенка», пер. с англ. С. Михалкова; «Заяц и еж», из сказок братьев Гримм, пер. с нем. А. Введенского, под ред. С. Маршака; «Красная Шапочка», из сказок Ш. Перро, пер. с франц. Т. Габбе; братья Гримм. «Бременские музыканты», нем., пер. В. Введенского, под ред. С. Маршака.

Произведения поэтов и писателей России

Поэзия. И. Бунин. «Листопад» (отрывок); А. Майков. «Осенние листья по ветру кружат.»; А. Пушкин. «Уж небо осенью дышало.» (из романа «Евгений Онегин»); А. Фет. «Мама! Глянь-ка из окошка»; Я. Аким. «Первый снег»; А. Барто. «Уехали»; С. Дрожжин. «Улицей гуляет» (из стихотворения «В крестьянской семье»); С. Есенин. «Поет зима — аукает»; Н. Некрасов. «Не ветер бушует над бором» (из поэмы «Мороз, Красный нос»); И. Суриков. «Зима»; С. Маршак. «Багаж», «Про все на свете», «Вот какой рассеянный», «Мяч»; С. Михалков. «Дядя Степа»; Е. Баратынский. «Весна, весна» (в сокр.); Ю. Мокриц. «Песенка про сказку»; «Дом гнома, гном — дома!»; Э. Успенский. «Разгром»; Д. Хармс. «Очень страшная история».

Проза. В. Вересаев. «Братишка»; А. Введенский. «О девочке Маше, о собачке Петушке и о кошке Ниточке» (главы из книги); М. Зощенко. «Показательный ребенок»; К. Ушинский. «Бодливая корова»; С. Воронин. «Воинственный Жако»; С. Георгиев. «Бабушкин садик»; Н. Носов. «Заплатка», «Затейники»; Л. Пантелеев. «На море» (глава из книги «Рассказы о Белочке и Тамарочке»); В. Бианки. «Подкидыш»; Н. Сладков. «Неслух».

Литературные сказки. М. Горький. «Воробьишко»; В. Осеева. «Волшебная иголочка»; Р. Сеф. «Сказка о кругленьких и длинненьких человечках»; К. Чуковский. «Телефон», «Тараканище», «Федорино горе»; Н. Носов. «Приключения Незнайки и его друзей» (главы из книги); Д. Мамин-Сибиряк. «Сказка про Комара Комаровича — Длинный Нос и про Мохнатого Мишу — Короткий Хвост»; В. Бианки. «Первая охота»; Д. Самойлов. «У слоненка день рождения».

Басни. Л. Толстой. «Отец приказал сыновьям», «Мальчик стерег овец.», «Хотела галка пить».

Произведения поэтов и писателей разных стран

Поэзия. В. Витка. «Считалочка», пер. с белорус. И. Токмаковой; Ю. Тувим. «Чудеса», пер. с польск. В. Приходько; «Про пана Трулялинского», пересказ с польск. Б. Заходера; Ф. Грубин. «Слезы», пер. с чеш. Е. Солоновича; С. Вангели. «Подснежники» (главы из книги «Гугуцэ — капитан корабля»), пер. с молд. В. Берестова.

Литературные сказки. А. Милн. «Винни-Пух и все-все-все» (главы из книги), пер. с англ. Б. Заходера; Э. Блайтон. «Знаменитый утенок Тим» (главы из книги), пер. с англ. Э. Паперной; Т. Эгнер. «Приключения в лесу Елки-на-Горке» (главы), пер. с норв. Л. Брауде; Д. Биссет. «Про мальчика, который рычал на тигров», пер. с англ. Н. Шерешевской; Э. Хогарт. «Мафин и его веселые друзья» (главы из книги), пер. с англ. О. Образцовой и Н. Шанько.

Список литературы

  1. Бажов В. «Серебряное копытце»
  2. Бернетт Ф. «Маленькая принцесса»
  3. Бианки В. «Рассказы о животных»
  4. Волков А. «Волшебник Изумрудного города»
  5. Воронкова Л.Ф. «Девочка из города»
  6. Гайдар А. «Чук и Гек», «Голубая чашка»
  7. Гауф В. «Карлик Нос», «Рассказ о калифе-аисте», «Рассказ о маленьком Муке»
  8. Гэллико П. «Томасина»
  9. Доктор Сьюз «Сказки»
  10. Зощенко М. «Рассказы о Леле и Миньке»
  11. Козлов С. «Ежик в тумане», «В родном лесу»
  12. Крылов И.А. «Слон и моська», «Ворона и лисица»
  13. Лагерлеф С. «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями»
  14. Линдгрен А. «Эмиль из Лённеберги», «Малыш и Карлсон»
  15. Милн А.А. «Винни-Пух и все-все-все»
  16. Сказки народов мира
  17. Носов Н.Н. «Незнайка и его друзья», «Приключения Коли и Миши», «Затейники», «Фантазеры»
  18. Осеева В. «Синие листья», «Волшебное слово», «Что легче»
  19. Остер Г. Б. «Котенок по имени Гав и другие истории»
  20. Пришвин М. «Лесной хозяин»
  21. Пушкин А.С. «Сказки»
  22. Распе Р. Э. «Приключения барона Мюнхгаузена»
  23. Родари Дж. «Путешествие Голубой Стрелы»
  24. Романова Н. «Муравей Красная Точка»
  25. Русские народные былины
  26. Толстой А.Н. «Приключения Буратино»
  27. Уайлд О. «Звездный мальчик»
  28. Успенский Э. «Крокодил Гена и его друзья», «Каникулы в Простоквашино»
  29. Чандлер Х. Дж. «Сказки дядюшки Римуса»
  30. Чаплина В. «Кинули»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формы взаимодействия педагогов с родителями по формированию социальной компетентности у детей

Социальная компетентность, представляющая собой адаптационное явление,  имеет большое значение в поведении человека. Она позволяет не допустить ошибок в жизнедеятельности, оптимизировать эмоциона...

проект: "взаимодействие педагогов и родителей по формированию семейных традиций"

По Федеральному государственному стандарту большое значение имеют образовательные области. В наш век коммуникационных технологий очень мало места уделяется художественной литературе. Поэтому я решила ...

Взаимодействие педагогов и родителей по формированию у детей привычки к здоровому образу жизни.

«Безусловно, личный пример является важнейшим фактором.Недаром говорят: "Ребенок учится тому, что видит у себя в дому"»...

"Портфолио - нетрадиционная форма взаимодействия педагога и родителей по формированию самосознания дошкольника"

Данный материал позволит повысить компетентность педагогов в вопросе создания портфолио дошкольника, поможет спланировать эту работу и вовлечь в нее родителей....

Конспект мастер – класса для родителей по формированию читательской грамотности дошкольников.

Конспект мастер – класса для родителей по формированию читательской грамотности дошкольников«Приемы ознакомления дошкольников с художественной литературой при работе с мнемотаблицами»...

Семинар-практикум для родителей по теме: «Взаимодействие педагогов и родителей при формировании звукопроизношения у воспитанников с ТНР».

Цель: оказание помощи родителям в овладении основными приёмами автоматизации поставленных звуков.Задачи:активизировать знания родителей о необходимости автоматизировать поставленные звуки;обучить...