«Развитие самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста»
консультация (младшая группа)
Воспитывая ребенка, заботливые родители стараются давать ему самое лучшее, оберегать от всяческих проблем и забот. Полагая, что кроха еще очень мал, мы отстраняем его от выполнения вполне посильных для него дел, тем самым мешая ему развиваться. Мы даже не подозреваем, что наши дети способны на большее. Важно вовремя понять, что ребенок не так беспомощен, как нам кажется, и дать ему возможность освоить новые и интересные для него виды деятельности. Дайте ему почувствовать себя взрослым и очень скоро он войдет во вкус и многое будет делать сам.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 26.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация на тему:
«Развитие самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста»
Решающее значение в воспитании самостоятельности у детей раннего возраста играет личный пример взрослых. Предъявляя требования к ребенку, взрослые в то же время должны предъявлять требования и к себе, так как деятельность младшего дошкольника имеет подражательный характер.
Основное правило воспитания самостоятельности: не надо делать за ребенка то, что он способен выполнить сам. При этом нужно наглядно демонстрировать способы выполнения действий, объяснять, задавать вопросы, направляющие внимание ребенка на необходимость действовать определенным образом. Это не терпит спешки. Поэтому, если вы торопитесь, нужно этим заняться в другое, более спокойное время. Иначе вы неизбежно будете нервничать и подгонять ребенка, а он, в свою очередь, расстроится и не захочет больше повторять попытки.
В младшем возрасте самостоятельность хорошо воспитывать через такой вид детского труда, как самообслуживание. Именно через самообслуживание ребенок впервые устанавливает известные отношения с окружающими людьми, осознает свои обязанности по отношению к ним.
Развитие самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста требует терпения и настойчивости. Естественно в ребенка все сразу не будет получаться, но созданные условия родителями для формирования самостоятельности увенчается успехом.
Чтобы ребенок рос самостоятельным, помимо простых навыков ухода за собой, нужно постепенно знакомить его и с окружающим миром. Общая осведомленность развивает ребенка и помогает ему чувствовать себя увереннее. Когда вы бываете с ребенком на прогулке или идете в магазин, покажите ему, где находятся булочная, аптека, универсам, зоомагазин, расскажите, в каком из магазинов что продается. Помогите ему запомнить названия улиц и магазинов, которые встретились на пути, пусть повторит их, когда вы придете домой. Обратите внимание на дорожные знаки и объясните, что они означают — это тоже малышу пригодится. Рассматривайте проезжающие мимо машины и объясняйте, чем они отличаются друг от друга
Период два - три года называют кризисом " Я сам", и неспроста: именно в этом возрасте ребенок впервые осознает, что он отдельная от родителей личность, что он не продолжение, не часть мамы или папы - а самостоятельный человек.
Обучая детей самостоятельности, нужно учитывать их опыт. Нельзя. например, начинать учить ребенка пользоваться вилкой, если он еще не научился правильно есть ложкой. Очень важна последовательность в обучении. Так, действия, связанные с раздеванием быстрее осваиваются детьми, чем действия с одеванием; ребенку легче сначала научиться мыть руки, а потом лицо. Постепенное усложнение требований, перевод ребенка на новую ступень самостоятельности поддерживают его интерес к самообслуживанию, позволяют совершенствовать навыки.
В закреплении навыков самообслуживания большое место принадлежит игре. С помощью игровых персонажей можно понаблюдать за тем, как ребенок ест, умывается. одевается. В играх с куклой можно закрепить знания детей о последовательности в одевании, раздевании, умывании. так же большую помощь могут оказать художественные произведения.
Труд по самообслуживанию формирует такие положительные качества, как ответственность, желание и умение преодолевать препятствия, то есть упорство, настойчивость, ловкость, координацию движений. приучает к порядку.
Воспитывая самостоятельность, нужно, как можно реже прибегать к замечаниям, Наставлениям, порицаниям. Нужно больше опираться на поощрение. Как отмечают психологи, чувство стыда человек переживает менее остро, чем чувство гордости. Поэтому по отношению к детям младшего возраста чаще применяют положительную оценку. Положительная оценка порождает у них интерес, стремление улучшить свой результат. дает им возможность увидеть, чему они научились, что еще нужно освоить. Оценивая то или иное действие ребенка недостаточно ему сказать " молодец" или " неправильно". Нужно конкретно указать, что сделано ребенком хорошо, а что ему не совсем удалось. Оценки для него очень важны, именно поэтому они должны быть тактичными и придерживаться меры, чтобы не породить рядом с уверенностью самоуверенность. Похвала должна быть адресной. Лучше сказать ему не просто, что он хороший, а скорее так: " Я очень довольна тем, как ты сегодня сделал то - то и то - то". Причем поощрять нужно сразу же, не откладывая приятные слова в долгий ящик, иначе вкус победы не будет таким сладким. Объективная оценка помогает укреплять у детей желание делать все самим.
К трем годам у ребенка резко возрастает стремление к самостоятельности. У него появляется устойчивое желание самоутвердиться. Подавлять эти порывы ни в коем случае нельзя. Это может привести к негативизму, упрямству, может наблюдаться строптивость, своеволие, которые будут мешать ему в жизни.
Что могут уметь дети 2 - 3 лет.
Одевание - раздевание.
1. Надевать и снимать носки, гольфы, колготки - самостоятельно.
2. Надевать и снимать штаны, шорты, юбки - самостоятельно.
3. Обувать и снимать сандалии, ботинки, сапоги - с небольшой помощью взрослых.
4. Надевать и снимать кофту, куртку - с помощью взрослых.
5. Вешать и складывать одежду в шкаф и на стульчик - с помощью взрослых.
Умывание.
1. Засучивать рукава перед умыванием с небольшой помощью взрослых.
2. Брать мыло из мыльницы, руки намыливать, мыть круговыми движениями, отжимать их после мытья, закрывать кран, снимать полотенце, вытирать руки насухо, вешать полотенце на место - самостоятельно.
3. Не мочить одежду.
4. Не лить воду на пол в целях безопасности.
Питание.
1. Держать ложку тремя пальцами.
2. Есть аккуратно, с закрытым ртом. не проливая из ложки суп.
3. Из-за стола выходить, полностью прожевав пищу.
4. Пользоваться салфеткой.
5. Говорить спасибо.
Условия, необходимые для развития самостоятельности в самообслуживании.
В одевании.
1. Вешалка для всей одежды ребенка, соответствующая его росту.
2. Индивидуальная полка или место на полке для хранения предметов туалета.
3. Постоянное место для хранения пижамы.
4. Удобная для одевания одежда.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста
Консультация для педагогов и родителей о развитии самостоятельности у детей....

Опыт работы по теме "Развитие самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста в процессе формирования культурно-гигиенических навыков""
Представление опыта работыТема: «Развитие самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста в процессе формирования культурно-гигиенических навыков»....

Родительское собрание: "Развитие самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста"
цель: познакомить родителей с оновными стратегиями правильного развития самостоятельности у детей...

Развитие самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста. Рекомендации для родителей.
Что можно сделать для малыша, чтобы помочь ему стать самостоятельным? Нужно поддерживать его во всех проявлениях и не ограждать излишней опекой. Даже если поначалу ребенок не справляется с трудными за...

Консультация для родителей «Развитие самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста»
Воспитывая ребёнка, заботливые родители стараются давать ему самое лучшее, оберегать его от всяческих проблем и забот. Полагая, что кроха еще очень мал, мы отстраняем его от выполнения вполне посильны...

Развитие самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста
Консультация на тему развитие самостоятельности у детей младшего дошкольного возвраста...

Развитие самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста.
Воспитывая ребёнка, заботливые родители стараются дать ему самое лучшее, оберегать от всяческих проблем и забот. Полагая, что кроха еще очень мал, мы отстраняем его от выполнения вполне посильных для ...