Рекомендации для родителей дошкольников «Когда малыш заговорит?»
консультация (младшая группа)

«Когда же малыш заговорит, как долго надо ждать? Что делать? Или всё в норме?..»
Каждый ребенок индивидуален! Но всё же есть примерные временные ориентиры для начала речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rekomendatsii_dlya_roditeley_doshkolnikov.docx16.39 КБ

Предварительный просмотр:

Рекомендации для родителей дошкольников «Когда малыш заговорит?»

«Когда же малыш заговорит, как долго надо ждать? Что делать? Или всё в норме?..»
Каждый ребенок индивидуален! Но всё же есть примерные временные ориентиры для начала речи.

Как правило, в год малыш использует несколько важных слов. Они помогают ему контактировать с близкими людьми и сообщать о потребностях. В два года ребенок уже может использовать фразы. Например: «дай пить», «иди гулять», «мой руки» и т.д.

Что же делать, если вдруг с вашим малышом этого не произошло, а врач-невролог сказал: «Надо подождать»?

Предлагаю вам играть
Сначала скажу о двух важных условиях, которые свидетельствуют о том, что ребенок готов к активной речи.

1. У малыша есть имитация
Он может повторить движения и ритуалы в игре, которые взрослые совершают в обычной жизни. Т.е. кормит куклу, мягкую игрушку; рулит, изображая автомобиль; моет что-либо, говорит по телефону и т.д. Это говорит о том, что ребенок может повторить за вами и артикуляционные движения. А значит, имитировать речь.

2. Малыш готов с вами сотрудничать
Это значит - участвовать в совместной деятельности. Самое простое - играть. На ваше: «А давай....?» - он отзывается: жестом, взглядом, звуком, как угодно! Показывает, что готов с вами на любые авантюры.
Ваша задача - проверить у своих малышей имитацию и сотрудничество.

Рекомендации по развитию сотрудничества со взрослым
Как мы можем вовлечь ребенка в совместную деятельность и развить у него потребности в общении?

Потребность в общении формируется в процессе совместной деятельности со взрослым на основе эмоционально привлекательных для ребёнка видов деятельности.

Для этого используются любые предметы и игры, предусматривающие взаимодействие. Все они хорошо вам знакомы: игры в мяч, катание машинок, игры с водой и т.д.

Главное, чтобы ребёнок начал воспринимать задачу взрослого:
- Учим бросать мяч друг другу и в корзину.
- Разбрасывать кубики и собирать их в коробку.
- Искать маленькие игрушки в сухом бассейне или в «волшебном мешочке».
- Нанизывать бусы.
- Кормить игрушки, укладывать спать и т.д., обыгрываем их с использованием детских песенок и потешек.
- Бегать по заданному правилу: до дивана, на кухню и т.д.
- Рисовать пальчиковыми красками, лепить, конструировать.
- Используем физкультурные комплексы и упражнения: ходьбу, прыжки, лазание по лесенке.

Развитие имитации (подражание) у ребенка

Неречевое
- Учим при необходимости воспроизводить бытовые жесты по просьбе взрослого: пока, воздушный поцелуй, дай ручку, ладушки, похлопай «молодец» и т.д.
- Имитируем движения животных (ходим как мишки, прыгаем как зайчики, летаем как птички и т.д.)
- Развиваем подражательную способность на основе стихов: изображать, подкреплять жестами и движениями стихотворные строчки («мишка косолапый по лесу идёт ...», «идёт бычок, качается...» и т.д.)
- Развиваем подражание на основе простых физкультурных движений: «давай делать зарядку» (можно взять упражнения на мозжечковую стимуляцию, планирую о ней тоже вам рассказать).
- Играем с пальчиками (можно использовать фольклор). Плавно переходим к играм у зеркала.

Речевое
- Стимулируем у малыша речевое подражание в виде эмоциональных восклицаний, например: «Уууух!», «Оооох!», «Опаааа!», сопровождая ими ситуации в игре, действиях с предметами.
- Вызываем речевые реакции в любой форме с помощью ритмических видов деятельности. Например, прыжки ребёнка сопровождаем возгласами: «прыг-скок, прыг-скок»; при катании на игрушечной лошадке или качелях: «качи-кач, качи-кач».
- Поддерживаем попытки ребенка повторять слова или кусочки слов за взрослым при чтении коротких детских стихов.
- Ритмизированные формы речи в виде детских стихов очень полезны для стимуляции речевого развития, поэтому стихи нужно читать как можно чаще. Но стихи не должны быть поэмами! Барто и Чуковский вам в помощь. Четверостишия или по две строчки.
- При чтении хорошо знакомых ребенку стихов в конце строчки сделайте паузу, поощряя ребенка повторить слово или слог.
- Вызываем подражание при чтении хорошо знакомых сказок: «Курочка Ряба», «Теремок», «Репка», сказки Сутеева. Их нужно даже не читать, а эмоционально рассказывать своими словами (простыми предложениями), добавляя возгласы и реплики в диалог героев. Можно разыгрывать эти сказки с помощью фигурок настольного театра.
- Стимулируем речевую активность на материале звукоподражаний, используя фигурки животных, птиц и обыгрывая их в процессе игровых действий. Если позволяет возраст ребенка, можно создать совместную сюжетную игру, в которой разыгрываются часто повторяемые игровые действия. Такие, как прогулка, укладывание спать, кормление и т.д. Это задание нужно планомерно отрабатывать и закреплять.

Можно составить список звукоподражаний и в процессе игр найти то, которое легче всего даётся для произнесения ребёнку и отрабатывать.

Все звукоподражания можно разделить на несколько тематических групп:
- Животные и птицы: пи-пи, ав-ав, му, гав, ко-ко, га-га, бе, ме, ку-ку, мяу;
- Инструменты и звучащие предметы: динь-динь (колокольчик), ля-ля (пианино), тук-тук (молоток).
- Инструменты и звучащие предметы: динь-динь (колокольчик), ля-ля (пианино), тук-тук (молоток);
- Транспорт: ту-ту (поезд), би-би (машина);
- Шумы: кап-кап (дождь), топ-топ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации для родителей «Читаем сказки малышам».

Сказки - первые увлекательные истории в жизни ребёнка. Сказки нужно читать для того, чтобы прививать любовь к чтению, для развития творческого мышления, воображения и для тренеровки памяти....

Рекомендации для родителей "Лепите с малышами!" и "Поиграйте с ребятами!"

Рекомендации для родителей по использованию лепкив процессе которой развивается мелкая моторика рук. Использование теста как материала.Предложены варианты игровых взаимодействий....

Программа тематического тренинга для родителей дошкольников «Когда ребенок сводит взрослого с ума»

Программа тематического  тренинга    для  родителей  дошкольников«Когда  ребенок  сводит   взрослого  с  ума»Цели:Повысить родит...

Рекомендации для родителей "Выходной с малышом. Рекомендации по социальному развитию ребенка третьего года жизни".

Как известно, понедельник – день тяжелый. В детских садах эта простая истина, к сожалению, находит подтверждение каждую неделю. После выходных дней дети приходят сонные, капризные, часто плачут....

Рекомендации родителям Рекомендации для родителей дошкольников на период самоизоляции «Организация пространства для ребенка и режима дня»

Рекомендации для родителей дошкольников на период самоизоляции «Организация пространства для ребенка и режима дня»...

Консультация для родителей \'\'8 рекомендаций для родителей о готовности малыша к ГКП\'\' (Октябрь 2020)

Консультация для родителей группы кратковременного пребывания...