Консультация для родителей "Возрастные особенности речевого развития детей 3-4 лет"
консультация (младшая группа)
Консультация для родителей, позволяющая познакомить с основными особенностями в речевом развитии детей 3-4 лет.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 17.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей: «Речевое развитие детей 3-4 лет».
Цель — повышение педагогической культуры родителей.
Задачи:
- Познакомить с особенностями речевого развития детей в 3- года в норме.
- Формировать правильное отношение родителей к индивидуальным особенностям своего ребенка.
- Стимулировать интерес родителей к совместной деятельности с детьми.
Каковы же нормы речевого развития малыша 3-4 лет?
За прожитые три года жизни ребенок уже успел накопить существенный объем знаний и представлений об окружающем мире, обрел некоторую самостоятельность и имеет практический опыт действий с различными предметами.
Трехлетки начинают высказывать простейшие суждения о явлениях и предметах, делают умозаключения, устанавливают зависимость между ними. У ребенка начинает формироваться способность к обобщению, начинает объединять ряд предметов, похожих по назначению, в единую группу.
К четырем годам активный словарь ребенка насчитывает примерно 2 000 слов. Малыш чаще начинает использовать местоимения, наречия, появляются числительные. Если раньше употреблялись только качественные прилагательные (холодный, вкусный), то теперь ребенок использует и притяжательные (мамина кофта, дедушкины очки).
Само по себе увеличение словарного запаса не имеет большого значения, если параллельно с ним не происходит овладение умением сочетать слова в предложении грамматически правильно. А это тоже наблюдается в речи малыша. Хотя достижения ребенка в овладении родным языком значительны, речь его еще далека от совершенства. Трехлетки еще не могут без помощи взрослых связно и понятно рассказать, что они видели на прогулке, пересказать содержание прочитанной ему сказки. Часты и грамматические ошибки. Не всегда еще ребенок правильно употребляет слова.
Четвертый год – это возраст «почемучек». Ребенок постоянно задает вопросы, которые ни в коем случае нельзя оставлять без ответа. Надо доступно и терпеливо отвечать на все «зачем?», «почему?», «что это?». Иногда дети неспособны дослушать ответ взрослого до конца из-за неустойчивости внимания. Поэтому объяснение должно быть коротким, четким, понятным и простым.
К 4 годам ребенок хотя и правильно произносит всю группу свистящих звуков, в некоторых словах их может опускать (нег вместо снег, вонок вместо звонок). Еще не всегда может верно произносить шипящие звуки, заменяя из свистящими (каса вместо каша). Сонорные Р, РЬ, Л заменяет звуком ЛЬ, реже Й (лека вместо река, устай вместо устал).
Как правило, он сохраняет структуру в двух-, трехсложных словах. Затрудняется в произнесении многосложных слов, заменяя или пропуская отдельные звуки, переставляя слоги, укорачивая слова. Голосовой аппарат ребенка еще не окреп, поэтому многие дети говорят негромко, хотя умеют использовать различные интонации.
Какие же условия необходимы, чтобы речь ребенка формировалась своевременно и правильно? Основное - чтобы ребенок был соматически здоров, активен, его речевое окружение было полноценно, он испытывал потребность в общении, обладал нормальным слухом и интеллектом.
Необходимо выбирать игры, совершенствующие внимание, память ребенка, его мышление, воображение. Играйте в игры с подражанием голосам животных, с совместным проговариванием потешек, прибауток, напеванием колыбельных песенок.
Хочу напомнить, что речь формируется по подражанию. Родителям и членам семье ребенка необходимо контролировать собственную речь, не требовать от ребенка невозможного.
Необходимо постоянно побуждать малыша к речи, выслушивать его высказывания, не перебивая, играть в совместные игры. Если ребенок хочет с вами поделиться своими переживаниями, стоит не только его пожалеть, но и дать возможность ему рассказать о своей беде.
Советы логопеда
• Часто дети, плохо говорящие для своего возраста, еще и плохо едят. Для них целая проблема сгрызть яблоко или морковку, не говоря уже о мясе. Это вызвано слабостью челюстных мышц, а она, в свою очередь, задерживает развитие движений артикуляционного аппарата. Обязательно предлагайте детям жевать сухари и хлеб с корочками, целые овощи и фрукты, кусковое мясо. Чтобы развивать мышцы щек и языка, научите ребенка полоскать рот, надувать щеки и удерживать воздух, «перекатывать» воздух из одной щеки в другую.
• Разговаривайте с ребенком медленно, короткими фразами. Используйте правильный язык, не переходите на сюсюканье сами и не разрешайте это делать другим члена семьи. Говорите четко, внятно, несколько раз повторяя слово или фразу, меняя слова местами.
• Читайте ребенку! Если он в сотый раз попросил прочитать книжку, которую особенно полюбил – читайте, не выказывайте своей досады или неудовольствия.
• Помните и о развитии мелкой моторики пальцев рук – малыш много должен работать своими непослушными пальчиками. Пусть ребенок сам застегивает пуговицы, засучивает рукава, как бы это ни было утомительным. Лучше начинать тренироваться малышу не на своей одежде, а «помогать» одеваться куклам и даже родителям. По мере того, как маленькие пальчики будут становиться все проворнее, и речь ребенка будет все понятнее не только его маме.
• Не сравнивайте ребенка ни с каким другим малышом. Каждый человек индивидуален и ценен!
Надеюсь, что данная информация поможет вам ориентироваться в особенностях речевого развития вашего ребенка.
Пусть дети радуют Вас своими успехами! Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Особенности речевого развития детей 2 - 3 лет"
Консультация для родителей "Особенности речевого развития детей 2 - 3 лет" До двух лет у большинства детей отсутствует фразовая речь, некоторые заменяют ее жестами или пользуются неско...
Консультация для родителей "Особенности речевого развития детей 2 - 3 лет. Рекомендации по развитию и обогащению словаря детей 3-го года жизни"
Консультация для родителей"Особенности речевого развития детей 2 - 3 лет. Рекомендации по развитию и обогащению словаря детей 3-го года жизни" До двух лет у большинства детей отсутствуе...

Консультация для родителей "Особенности речевого развития детей 2 - 3 лет. Рекомендации по развитию и обогащению словаря детей 3-го года жизни"
Консультация для родителей "Особенности речевого развития детей 2 - 3 лет. Рекомендации по развитию и обогащению словаря детей 3-го года жизни" ...

Консультация для родителей "Особенности речевого развития детей 2 - 3 лет. Рекомендации по развитию и обогащению словаря детей 3-го года жизни
До двух лет у большинства детей отсутствует фразовая речь, некоторые заменяют ее жестами или пользуются несколькими словами. Но после двух лет даже самые молчаливые малыши начинают говорить. Резко воз...

Консультация для родителей: "Особенности речевого развития детей 2 - 3 лет. Рекомендации по развитию и обогащению словаря детей 3-го года жизни".
Консультация для родителей: "Особенности речевого развития детей 2 - 3 лет. Рекомендации по развитию и обогащению словаря детей 3-го года жизни"....

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?» Консультация для родителей Особенности речевого развития детей 2–3 лет. Консультация для родителей«Понимаем ли мы друг друга?»
Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?»Зачем читать детям книги?Дети имеют огромную потребность, чтобы родители читали им вслух. Для благополучного развития ребенка семейное...
Консультация для родителей Особенности речевого развития детей 2–3 лет До двух лет у большинства детей отсутствует фразовая речь, некоторые заменяют ее жестами или пользуются несколькими словами. Но после двух лет даже самые молчаливые малыши начинают гов
Консультация для родителейОсобенности речевого развитиядетей 2–3 летДо двух лет у большинства детей отсутствует фразовая речь, некоторые заменяют ее жестами или пользуются несколькими словами. Н...
