Консультация для родителей "Возрастные особенности детей четвёртого года жизни"
консультация (младшая группа)
В младшем дошкольном возрасте происходит дальнейшее развитие детского организма, совершенствуются все физиологические функции и процессы, продолжают развиваться психические функции, возрастают физические возможности и показатели роста.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 84.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Подготовила воспитатель: Кюблер И.В.
Консультация для родителей
Возрастные особенности детей четвертого года жизни
В младшем дошкольном возрасте происходит дальнейшее развитие детского организма, совершенствуются все физиологические функции и процессы. У малыша продолжают развиваться психические функции, возрастают физические возможности, показатели роста. Костная система ребенка еще надолго сохраняет в отдельных местах хрящевое строение.
В сравнении с предыдущими годами меняется работа сердца. Частота сокращений заметно падает до 90—120 ударов. При этом сокращения становятся все более равномерными, ритмичными. Меняются также глубина, частота и ритм дыхания.
Данные возрастной физиологии говорят о быстром и усиленном процессе обмена веществ, который совершается в организме трехлетнего ребенка. Ему необходимы длительные прогулки в течение дня (5—6 часов), регулярное питание, высококалорийная пища, водные процедуры и легкая гимнастика.
Продолжается интенсивное развитие структуры и функций головного мозга. К четвертому году уже оформляется такое строение клеток мозга, которое характерно для взрослого человека.
Повышается активность ребенка, действия его приобретают намеренный характер, более разнообразными и координированными становятся движения. В разных видах деятельности — в конструировании, самообслуживании, игре, рисовании, а также в повседневном поведении ребенок начинает действовать в соответствии с заранее намеченной целью, хотя в силу неустойчивости внимания эта цель может «теряться», малыш быстро отвлекается, оставляет одно дело ради другого.
С трех лет происходят существенные изменения в характере и содержании деятельности ребенка, в развитии отдельных психических процессов, в отношениях с окружающими, потому что наряду с имеющимся предметным сознанием появляется второй его вид — самосознание (самопознание: рефлексия и самооценка результата деятельности и себя как субъекта).
Деятельность как осознаваемая форма активности человека — взаимосвязь пяти компонентов (замысел, материал, инструменты, действия, результат) — выступает для индивидуальности как «ключ к мотору машины». Результат деятельности ребенка — это самооценка им полученного продукта на основе рефлексии (самоанализа). Неудовлетворенность продуктом побуждает малыша искать причины неудачи при выполнении каждого из компонентов.
Трехлетний дошкольник медлителен в своих действиях любого содержания (предметных, двигательных, речевых и т.д.) Для него значимо лишь указание ЧТО делать. Задавая инструкцию последовательно (что сейчас сделать, из чего, чем, как, что же получилось), можно с первых дней работы создать образ структуры любой деятельности (умывания, одевания, еды и т.д.). Но успех всецело зависит от терпения взрослого.
У ребенка повышается восприимчивость к художественным произведениям, некоторым элементам художественной формы — ритму, рифме. Он различает поэтический и прозаический тексты, у него растет интерес к слушанию сказок и стихов, усиливается стремление подражать речевым интонациям взрослых.
Воспитанник четвертого года жизни проявляет эмоциональную отзывчивость на музыку. Он различает контрастное настроение музыкальных произведений (веселое, спокойное), узнает знакомые песни и пьесы, называет их. Ребенок различает звуки по высоте (в пределах сексты), тембры музыкальных инструментов (высокий, низкий и средний регистры). Он хорошо подстраивается к голосу педагога, начинает петь протяжно. Он может передать в движении ритм ходьбы и бега, яркие динамические и темповые изменения, двухчастную форму пьесы.
Резко возрастает любознательность ребенка. Особенно велик его интерес к причинам явлений. Во время выполнения разных видов самообслуживания, конструирования, лепки дети активно познают предметный мир опытно-экспериментальным путем. Преобладающей формой мышления младшего дошкольника становится наглядно-образное мышление. Ребенок оказывается способным не только объединять предметы по внешнему сходству (форма, цвет, величина), но и усваивать общепринятые представления о группах предметов (игрушки, одежда, посуда, мебель).
Малыш ощущает потребность в теплоте, внимании, любви. Это дает возможность испытать ему чувство защищенности, помогает ощутить свою значимость, адаптироваться к новым условиям (особенно тому, кто недавно пришел в детский сад из семьи). Велика роль общения ребенка со старшими (в первую очередь с родителями, воспитателями) в познании им окружающего мира, освоении его.
У ребенка данного возраста во многом сохраняется ситуативно-деловая форма общения. Основным средством взаимодействия становится при этом речь на основе наглядного материала. В этом возрасте происходят существенные изменения в развитии речи: ребенок овладевает контекстной связной речью, хотя еще существенное место занимает и ситуативная связная речь. Значительно увеличивается запас слов, появляются элементарные виды суждений об окружающем, которые выражаются в достаточно развернутых высказываниях, в возможности составить на основе образца взрослого описательный и повествовательный рассказы. У него появляется тяга к словотворчеству, игре со словом. Изменяются к концу учебного года вопросы малыша, содержание его разговора. К концу года у ребенка все более явно проявляется потребность в общении не только с взрослыми, но и со сверстниками.
Воспитанник младшей группы, особенно в начале учебного года, еще не умеет жить в «детском обществе». Главная причина конфликтов в том, что ребенок всегда устремлен к предмету, заинтересован в нем, а его замечает только тогда, когда видит действия с ним в руках другого.
В этом возрасте у детей возникают и развиваются гуманные чувства и элементарные представления о доброте, отзывчивости, взаимопомощи, дружелюбии, внимании к взрослым и сверстникам.
Развиваются все виды игровой деятельности: сюжетно-ролевые, строительно-конструктивные, театральные, дидактические, подвижные и музыкальные. В каждой из этих видов игр ребенок берет на себя определенные роли и подчиняет им свое поведение. В этом проявляется интерес ребенка к миру взрослых, которые выступают для него в качестве образца поведения. У него обнаруживается стремление к освоению этого мира.
Трехлетний воспитанник не замечает порядка так же, как и беспорядка. В порядке он не видит скрытой красоты и удобства. Значит, помощь и доброжелательное напоминание поддерживать порядок, а также фиксация внимания на достигнутом результате сделают постепенно свое дело — ребенок будет стремиться поддерживать порядок.
Малыш очень нуждается в ощущении защищенности. Он остро переживает расставание с мамой. Это нормальное явление. Эти трудности легче пережить, если ежедневно внушать ребенку мысль, что его сегодня очень ждут в детском саду, хотят с ним поиграть, поговорить, показать что - то интересное. Именно ожидание чуда и становится главным мотивом собственного решения малыша прийти в детский сад.
Если ребенок радостно, с удовольствием, проживает день, он не болеет, стабильно весь год посещает детский сад, успешно овладевает программой воспитания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Возрастные особенности детей четвёртого года жизни
Характериcтика физического и психического развития младшего дошкольного возраста....

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ. Тема: «Давайте познакомимся. Возрастные психологические особенности детей четвёртого года жизни. Задачи воспитания и обучения».
В помощь педагогу....

Особенности развития речи детей четвёртого года жизни
Четвёртый год жизни отличается новыми достижениями в развитии ребёнка. Он начинает высказывать суждения о предметах и явлениях окружающего мира, делает умозаключения. Однако у детей резкие индивидуаль...

Адаптация детей к условиям дошкольного учреждения. Особенности развития детей четвёртого года жизни
Консультация для родителей дошкольников...

Возрастные особенности детей четвёртого года жизни
Возрастные особенности детей четвертого года жизниДошкольный возраст является важнейшим в развитии человека, так как он заполнен существенными физиологическими, психологическими и социальными изменени...

Родительское собрание «Давайте познакомимся. Возрастные, психологические особенности детей четвёртого года жизни. Задачи воспитания и обучения.»
Знакомство родителей между собой и с педагогами, воспитывающими ребёнка в дошкольном учреждении, установление позитивных отношений. Познакомить родителей с возрастными особенностями детей 3-4 лет; с з...



