Памятка "ПОДДЕРЖКА УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ ДЕТЕЙ»
консультация
Памятка "ПОДДЕРЖКА УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ ДЕТЕЙ»
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 177.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Мотивация к обучению у дошкольников остается актуальной проблемой для современной системы образования. Общество требует активного включения в обучение уже с детского возраста. Поэтому мотивация должна быть максимально эффективной уже в детском саду.
Мотивация дошкольников как проблема
Мотивация дошкольников – это психологическая готовность ребенка к школе. Позитивная мотивация – это побуждение, которое обуславливает достижение позитивного результата к будущей учебной деятельности. Нельзя допустить, чтобы дошкольные формы перешли на школьное учение. Психологи и педагоги констатируют, что у нынешних дошкольников существует целый ряд проблем, связанных с мотивацией:
- обеднение, ограниченность сюжетно-ролевых игр;
- неудовлетворенные потребности в самоуважении, любви и ощущении безопасности;
- неполноценная вовлеченность дошкольников в отношениях с детьми и взрослыми.
Неполноценная мотивация к обучению влечет важные, разрушающие личность дошкольника последствия:
- отсутствие (потеря) интереса к занятиям;
- угнетенность, страх из-за негативного отношения педагога;
- нежелание идти в детский сад;;
- негативные межличностные отношения;
- неврозы.
Развитие мотивации дошкольников
Эффективное развитие мотивации дошкольников, по мнению психологов и педагогов, включают несколько направлений:
- улучшение системы отношений ребенка с родителями, сверстниками, воспитателями;
- стимуляция развития предпосылок учебной деятельности;
- формирование и развитие ведущих для обучения психологических способностей (планирования, анализа, рефлексии);
- создание всех условий для позитивного эмоционального отношения к окружающей деятельности;
- обеспечение сближения главных субъектов учебно-воспитательного процесса.
Развитие мотивации дошкольника – это задача не только специалистов дошкольных учреждений. В данный процесс должны активно включаться и родители. Идеально, если ребенок дополнительно имеет позитивный опыт раннего обучения и возможности узконаправленной квалифицированной помощи. Имеются ввиду развивающие занятия и профессиональная подготовка к школе.
Позитивная мотивация имеет несколько главных условий развития:
- обогащение, расширение замыслов игровых сюжетов;
- удовлетворение потребности дошкольника к познанию;
- удовлетворение потребностей дошкольника в общении со сверстниками и взрослыми;
- комплексная и поэтапная психолого-педагогическая диагностика;
- развитие у родителей, воспитателей (педагогов) эмоционального принятия ребенка;
- создание ситуаций успеха в рамках деятельности.
Данные условия должны эффективно решить вышеперечисленные проблемы, связанные с мотивацией. У ребенка должны сформироваться мотивы к обучению, социальная позиция, потребность в самоуважении, безопасности и сложиться характер.
Развитие мотивации не должно быть ступенью, предшествующей обучению. Оно должно идти параллельно, неразрывно с ним. Учебная деятельность для дошкольника должна быть разнообразной, направленной на раскрытие тайн, разгадывание загадок и ребусов, с возможностью играть и фантазировать. Одним из ведущих способов формирования мотивации будут дидактические игры. Мотивационные функции будут нести и проблемные задания. Обязательны творческие задания. В процессе формирования мотивации дошкольника должны «участвовать» сказочные персонажи, и необходима красочная наглядность. Содержание и формулировка заданий должны вызывать интерес у дошкольника. Информация должна помогать ребенку решать жизненные задач, практические потребности. Дошкольники должны учиться сотрудничать и соревноваться – это необходимо стимулировать в них.
Для позитивной мотивации ребенок должен ощущать реализацию своего потенциала, получать реальные результаты своего труда. Родители и воспитатели должны помогать и учить ребенка преодолевать страх, выдавать авансы успеха («у тебя получится»), давать высокую оценку даже частям деятельности. Можно подключать личную исключительность («только ты сможешь это сделать»), усиливать мотивацию («это необходимо нам для…»).
Позитивная мотивация к обучению в детском саду, ее комплексное развитие – это условие успешного дальнейшего обучения. Ребенок должен быть активным, взаимодействовать с родителями, сверстниками и поддаваться воздействию педагога. Это не только потребность сегодняшнего образования, но и каждого ребенка как личности.
»
СОВЕТЫ
«КАК РАЗВИВАТЬ ДЕТСКУЮ МОТИВАЦИЮ».
- Обеспечьте ребенка необходимой стимулирующей обстановкой и множеством разнообразных впечатлений: книги, пазлы, кубики и т.д.
- Дайте ребенку игрушки и материалы, в которые можно играть, меняя их местоположение и форму. Позвольте ему сделать собственный выбор - это придаст уверенности в себе и создаст мотивацию.
- Ребенку полезно играть шариками или бусинками, составляя из них цепочку. Это развивает познавательные способности и усиливает концентрацию.
- Полезным занятием является сортировка предметов по форме. Давайте задания, соответствующие его возрасту. Это придаст ему уверенность в выполнении заданий. Помогайте ребенку справляться с заданиями. Благодаря вашей помощи он сможет дольше оставаться в игре и не отступит перед первыми трудностями.
- Разделяйте интересы ребенка. Спрашивайте и говорите о том, что ему интересно. Предлагайте различные задания, выполнение которых способствует его развитию. Успешное выполнение одного задания подталкивает ребенка к выполнению другого.
- Помогите ребенку овладеть базовыми умениями.
- Участвуйте в играх ребенка, взаимодействуйте с ним. Проводя время с ребенком, вы сможете лучше понять его и помочь ему.
- Награждайте и поощряйте ребенка за хорошо выполненное задание. Никогда не обещайте награду прежде, чем дадите ее.
- Начинайте читать ребенку с раннего возраста. Чтение ребенку вслух развивает его творческие способности и воображение.
- Дайте ребенку понять, что все дети разные, помогите ему осознать свои слабости и развить в себе сильные стороны.
- Говорите Вашему ребёнку, что Вы верите в его способность выполнить задание. Дайте ему понять, что неудача всего лишь случайность.
- Дайте ребёнку выполнить простой эксперимент, чтобы разжечь его любопытство. Можно дать ему магнит и предложить разделить предметы на те, которые притянутся к магниту и те, которые не притянутся. Любопытство и любознательность играют важную роль в мотивации вашего ребёнка.
- Хвалите ребёнка всякий раз, когда он старается овладеть новыми умениями. Это заставляет его стараться ещё сильнее. Хвалите ребёнка не только за достижения, но даже за попытки. Помогите ребёнку понять, что достичь успеха нелегко, для этого требуется время и старание.
- Сделайте чтение увлекательной игрой для ребёнка. Вы можете издавать смешные звуки и предложить ребёнку сделать то же. Можно сыграть роль персонажа сказки. Всё это поможет превратить чтение в удовольствие.
- Попросите ребёнка самому оценить, насколько хорошо он выполнил задание. Гораздо полезнее спросить, что ребёнок сам думает о своей работе, чем просто похвалить его.
- Позвольте ребёнку проявлять активность различными способами. Дети обычно учатся делать что-либо методом проб и ошибок. Никогда не критикуйте ребёнка за неудачу, наоборот, посоветуйте ему, что делать, чтобы добиться желаемого результата.
- Вместо того чтобы говорить ребёнку, как именно выполнить ту или иную задачу, просто предложите ему различные способы выполнения и пусть он выберет сам.
- Дайте ребёнку возможность показать свои умения и талант окружающим.
- По мере того, как ребёнок развивается, меняются его интересы и способности. Время от времени обсуждайте с ребёнком его интересы.
- Старайтесь не кричать на ребёнка и не ставить его в неловкое положение перед окружающими.
Памятка для педагогов и родителей
«ПОДДЕРЖКА УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ ДЕТЕЙ»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование у детей старшего дошкольного возраста положительной учебной мотивации
Формирование положительной учебной мотивации у старших дошкольников посредством коррекционно-развивающих занятий. Для психологов ДОУ...

"Формирование учебной мотивации у детей подготовительной группы"
Участие в Фестивале педагогических идей и инноваций в области образования педагогов дошкольного образования...

Особенности преподавания иностранного языка для детей в рамках дополнительного образования в православном детском саду и способы обучения, направленные на повышение учебной мотивации дошкольников.
В статье рассматриваются особенности в процессе преподавания английского языка в православном детском саду и актуализируется вопрос о выборе эффективных способов обучения иностранному языку детей дошк...

Доклад "Формирование учебной мотивации у детей старшего дошкольного возраста"
Доклад"Формирование учебной мотивации у детей старшего дошкольного возраста"Фёдорова Татьяна Сергеевна,воспитатель МДОУ «Детский сад №70» г.о. Саранска...

«Как повысить учебную мотивацию детей»
Отношение ребёнка к учению, т.е. учебная мотивация, играет важнейшую роль в формировании личности ребёнка. Но как этого добиться, как привить желание учиться каждому маленькому челов...
Использование интерактивных цифровых платформ для повышения эффективности учебной деятельности и формирования положительной учебной мотивации на уроках в начальной школе и уроках математики в 5-11 классах
Использование интерактивных цифровых платформ для повышения эффективности учебной деятельности и формирования положительной учебной мотивации на уроках в начальной школе и уроках математики в 5-11 кла...




