МАСТЕР – КЛАСС ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ДЕТЕЙ 2-3 ЛЕТ «СЕНСОРНАЯ КОРОБКА»
методическая разработка (младшая группа)
В этой работе представлена практическая деятельность по повышение компетенций родителей по сенсорному развитию детей с помощью совместного изготовления разнообразных сенсорных коробок, которые также можно изготовить, используя данный опыт, в домашних условиях. Родители совместно с педагогами проявляют своё творчество и фантазию.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 31.21 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
города Новосибирска «Детский сад № 100 «Капитошка»
МАСТЕР – КЛАСС ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ДЕТЕЙ 2-3 ЛЕТ
«СЕНСОРНАЯ КОРОБКА»
Авторы: Васильева Татьяна Сергеевна
г. Новосибирск 2025
Аннотация: В этой работе представлена практическая деятельность по повышение компетенций родителей по сенсорному развитию детей с помощью совместного изготовления разнообразных сенсорных коробок, которые также можно изготовить, используя данный опыт, в домашних условиях. Родители совместно с педагогами проявляют своё творчество и фантазию.
Ключевые слова: взаимодействие, родители, сенсорное развитие,развитие, манипуляция с игрушками, мелкая моторика, ранний возраст.
Тематическая рубрика: Дошкольное образование.
Вступление.
Уважаемые родители, здравствуйте, мы очень благодарны вам, что нашли время и пришли на наш мастер - класс, посвященный сенсорному развитию детей.
В современных условиях общественного развития особое внимание уделяется потенциалу семейного воспитания, что повышает требования к выполнению родителями своих функций, и уровню их компетентности в вопросах воспитания и развития ребенка. Нам важно чтобы профессионально организованный процесс взаимодействия педагогов с семьями воспитанников был направлен на совместное выявление и решение проблем воспитания ребенка, через эффективные формы взаимодействия, обеспечивая конструктивный диалог воспитывающих взрослых.
Игра - это ведущий вид детской деятельности. Для детей 2-3 лет характерна предметно - манипулятивная деятельность. Ведь именно в манипуляции с предметами, ребёнок познает мир, в окружении которым, он находится. Происходит сенсорное развитие детей.
Основная часть.
Что же такое сенсорное развитие ребёнка? Чему оно способствует для развития малыша? В какие игры можно поиграть дома? Что можно сделать в домашних условиях для сенсорного развития детей 2-3 лет?
Именно на эти вопросы мы ответим сегодня. И не просто поделимся с вами теоретическими аспектами по данной теме, мы отправимся с вами в страну по имени «Детство». Будем изготавливать вместе игры. Начнём по порядку.
Что же такое сенсорное развитие ребёнка? Слово «сенсорный» происходит от латинского слова «sensus» — «чувство», «ощущение», «восприятие», «способность ощущения». Сенсорное развитие - это развитие у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах и явлениях окружающего мира. Сенсорное развитие служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Следовательно, главное в раннем возрасте - обогащение чувственного опыта, необходимого для полноценного восприятия, именно это и происходит в процессе манипуляций с предметами у малышей. Манипуляция с игрушками способствует развитию мелкой моторики руки. А свою очередь правильное развитие мелкой моторики определяет также формирование у ребенка сенсомоторной координации - согласованного действия рук и глаз. Можно сказать, что сенсорное развитие тесно связано с развитием мелкой моторики руки и практически не может существовать по отдельности.
- Сейчас, уважаемые родители, просим вас обратить своё внимание на экран. (Педагог включает видеоролик с организованной игровой деятельностью детей).
Комментирует. Многое для развития мелкой моторики руки и сенсорного развития ребёнка сделано нашими руками. Казалось бы, обычные предметы обретают новую жизнь: прищепки, крупные бусины, пуговицы, ягоды. Ведь всем этим, под присмотром взрослого, можно играть и это вызывает у детей неподдельный интерес. Мы видим это на экране.
Вот Игры с прищепками – в нашей группе есть заготовки, сделанные из картона в виде тучки, морковки, ёжика, стрекозы, репки. В эту игру входят разноцветные прищепки двух размеров: крупные и мелкие.
Игры с предметами. Работа с бусами - отлично развивает руку разнообразное нанизывание. Нанизывать можно все что нанизывается: пуговицы, бусы, сушки и т.п. Можно составлять бусы из картонных кружочков, квадратиков, сердечек, листьев деревьев, в том числе сухих, ягод рябины. Игры, увиденные на экране, вы можете повторить дома. Ведь все эти предметы наверняка есть у вас.
Практическая деятельность
- А сейчас внимание, на ваших столах есть все необходимые предметы (прищепки, губки, пуговицы, ножницы, ягоды, бусины), предлагаю нам разделиться на небольшие группы по 4 человека и сделать самостоятельно игры из бросового материала. Вернемся ненадолго в детство. (Родители под спокойную музыку делают игры из бросового материала).
Предлагаю продолжить это интересное занятие - игру.
Вашему вниманию хотели представить изготовление «Сенсорной коробки».
Понимаю, вас интересует, как её изготовить? Вот сейчас мы вам всё покажем и расскажем.
На экране появляются варианты сенсорных коробок.
Как мы уже говорили ранее, что малыш получает информацию о мире через тактильное восприятие, разглядывание предметов, играя с ними, открывая и познавая их свойства и возможности.
Наша с вами задача действовать в партнерстве, мы должны организовать игровую среду, в которой ребёнок сможет получать разнообразные ощущения, где его пальчики будут активно работать. Это мы делаем в своей группе и ходим помочь вам сделать это дома. Такая игра надолго увлечёт детей, позволит открывать мир, учиться, гармонично развиваться и познавать, ставить свои первые опыты. Необходимо отметить, что в таком деле, как раз сенсорная коробка – незаменимый помощник.
Малыш, может трогать, переливать, пересыпать, конструировать, складывать, перекладывать, мять, прятать, отыскивать - в общем, исследовать без ограничений.
Ещё одно очень важно свойство «Сенсорной коробки», она помогает развивать у детей воображение, любознательность, способствует нормализации психического и эмоционального состояния ребёнка, снижению агрессивности и беспокойства, снятию нервного возбуждения и тревожности, а также активизирует мозговую деятельность. Тематика сенсорной коробки может быть любой, все ограничено только вашей фантазией.
Эта игрушка универсальная, которая дает возможность детям экспериментировать! Вы будете играть вместе, и получать огромную радость от общения с малышом. Ведь игра с ребёнком может составлять 5-7 минут, для вас это немного, а для маленького человека важно и ценно.
Настало время снова действовать. Мы с вами будем делать сенсорную коробку из представленных подручных средств.
Для этого нам могут пригодиться такие вещи, как:
-пластиковый контейнер;
-картонная коробка из-под обуви;
-тазик;
-крупы;
-макароны;
-маленькие человечки;
-фигурки животных;
-кубики, шарики, кольца, погремушки;
-разнообразные коробочки;
-лопаточка, совок, грабли;
-лейка, ведерко;
-сито, воронка.
Чем же можно наполнить коробку?
Наполнение коробки зависит от возраста ребёнка и вашей фантазии. При работе с детьми до 3 лет:
- не должно быть мелких предметов, которые ребенок мог бы проглотить
- нет аллергии на какой-либо компонент
-исключить риск угрожающего здоровью ребенка
Поддерживайте активный творческий подход к игре. Дети большие фантазеры.
Радуйтесь успехам ребёнка вместе с ним.
Предлагаем вам некоторые варианты «Сенсорной коробки».
- Игра «Угадай, что на дне?».
На ваших столах, стоят тазики с разной крупой, на дно мы положили, кубики, шарики, пробочки, фасоль и еще много интересного, рядом стоит другой тазик, в который мы все и переложим. Для вас уважаемые родители, мы усложним задачу, вы будете искать на скорость. Внимание! Но это недопустимо для детей. Дети должны действовать в своем темпе. Ребенку очень понравится выбирать предметы из крупы и складывать их в другой тазик. В процессе игры хорошо тренируется щипковый захват пальчиками.
Для разнообразия сенсорного опыта используйте в своих играх разные крупы: гречку, пшено, овсянку, манку, рис, горох, как мы сделали для вас.
Далее задачу можно усложнить. Сделать сенсорные коробки по цветам. Это поможет малышу лучше запомнить цвет, он будет уметь действовать по инструкции взрослого (вы попросите его положить красную игрушку в красную коробочку, синюю в синюю и т.к). Таким образом у ребёнка будет развиваться память, ведь он будет удерживать информацию, умение анализировать.
- Сенсорная коробка «Как мы маме помогает варить макароны».
Сенсорная коробка с макаронами. Суть игры состоит в том, что перекладываем макароны в кастрюлю то ложкой, то руками. Благодаря этой игре мы развиваем мелкую моторику руки и развиваем нравственные качества, что тоже в воспитании ребёнка не маловажно. Ведь мы мамины помощники. Как будем рад малыш вам помочь.
- Сенсорная коробка «Мы художники».
Чтобы сделать сенсорную коробку для рисования, нужно в большое блюдо или контейнер с невысокими бортами насыпать тонким слоем манку, соль или сухой песок. Рисовать можно как пальчиком, так и палочкой. А еще можно на крупе делать отпечатки фигурками сортера или формочками для выпечки фигурного печенья. Ребёнок получает сенсорные ощушения, гладкий, шершавый, большой, маленький и т.д.
Предлагаю вам сейчас, уважаемые родители, поиграть в такую игру. Раз, два, три рисовать начни. (Родители играют, рисуют).
Как вы уже поняли, «Сенсорные коробки» очень просты в изготовлении не нужно материальных затрат.
- Сенсорная коробка с водой «Тонет - не тонет».
Игры с водой вызывают у детей восторг и радость. Вода обладает хорошим релаксирующим действием. Для этого нужно просто взять тазик или контейнер, желательно, заранее постелить на пол клеенку. Очень увлекательное занятие – вылавливать из воды игрушки ложкой, поварешкой или ситом. При этом одинаково интересно доставать как плавающие, так и тонущие предметы, заодно ребенок получает первое понимание «тонет - не тонет». Очень важно комментировать все, что вы делаете с ребёнком. Ведь именно таким образом формируется и пополняется словарь у детей.
- Сенсорная коробка «Накорми зайчонка».
Можно использовать коробку из-под сока, приклеить ушки, вот вам и зайка. Перед вами лежат коробки из под сока, начинаем. Вырезаем ушки, приклеиваем. Сейчас нам нужно сделать рот, ведь мы будем кормить зайку морковкой. Берём ножницы и вырезаем. Делаем из пенопласта морковки, большие и маленькие. Маленькими морковками можно кормить зайчонка, большими нет. Они не убираются в рот. Эта сенсорная коробка знакомит ребёнка с размером (большой, маленький).
Заключение
На этом наш мастер-класс закончился, мы думаем, что вы интересно и с пользой провели этот вечер.
Мы показали и рассказали вам на наглядном примере, что эти простые, казалось бы, на первый взгляд предметы, помогают:
- развитию зрительного внимания, подражания, формирование целостного образа предметов;
- восприятию формы;
- восприятию величины;
- восприятию цвета;
- восприятию пространственных отношений и ориентировки в пространстве.
Хотелось бы процитировать слова известного всем педагога Василия Александровича Сухомлинского: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». Это означает, что малыш познает мир и развивает речь через пальчики: ему необходимо все потрогать, пощупать, попробовать, поплескаться. Универсальной вещью для тактильных игр является сенсорная коробка. По сути, это просто емкость с наполнителем, главное назначение которой – дать ребенку возможность потрогать, пересыпать, переливать, исследовать и изучать то, что находится внутри.
Повторим главное правило. Во время игры вы обязательно должны находиться рядом с ребенком, игра не должна включать даже малейшую возможность риска, угрожающего здоровью ребенка, игра требует чувства меры и осторожности, при первых признаках усталости лучше переключить внимание ребенка на другой вид деятельности. Время игры 5-7 минут.
Желаем радости и счастья от совместного общения всей семьёй. Если у вас остались вопросы, вы можете нам их задать.
По окончании хотелось вам вручить буклеты, в которых есть варианты разных «Сенсорных коробок для детей».
Используемая литература:
1. Венгер Л. А. «Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию
2. Волосова Е.Б., Павлова Л.Н., Пилюгина Э.Г. Раннее детство: познавательное развитие. 5. Павлова Л.Н. – Развивающие игры и занятия с детьми от рождения до 3 лет – М.: Мозаика-синтез, 2005г.
3. Павлова Л.Н., Пилюгина Э.Г., Волосова Е.Б. – Раннее детство: познавательное развитие от 1 года до 3 лет – М.: Просвещение, 2003г.
4. Пилюгина Э.Г. Занятия по сенсорному воспитанию. – М.: Просвещение, 1983г.
5.ФОП ДО.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для родителей «Технология игр по сенсорному развитию детей второго года жизни»
Цель мастер-класса: дать представление родителям о технологии игр по сенсорному развитию помочь родителям с минимальными затратами сил и времени осуществлять целенаправленную работу по раз...

Мастер-класс для воспитателей «Создание и использование сенсорной коробки».
Цель: познакомить педагогов с видами сенсорной коробки и ее использованием в образовательном процессе ДОУ. ...

Мастер-класс по НОД по математическому и сенсорному развитию детей средней группы на тему «Путешествие в страну цифр и геометрических фигур»
Виды детской деятельности: коммуникативная, познавательно-исследовательская, игровая.Цель: закрепление знаний о геометрических фигурах и счета до 5....

Мастер — класс для педагогов на тему: «Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста»
Мастер — класс для педагогов. Тема: «Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста»...

МАСТЕР - КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ на тему: «Особенности сенсорного развития детей раннего возраста 1,5 – 3 лет»
Доказано, что сенсорное развитие напрямую отражается на умственном развитии ребенка. И этот факт не вызывает удивления. Получив полноценное сенсорное воспитание и проходя обучение в школе, ребенок буд...
Мастер-класс для педагогов "Создание условий для сенсорного развития, через сенсорные эталоны, с помощью дидактических пособий"
Мастер -класс...

Презентация Мастер-класс для родителей «Создание и использование сенсорной коробки».
Мастер-класс для родителей «Создание и использование сенсорной коробки»....
