Мастер — класс для педагогов на тему: «Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста»
консультация на тему

Матвеева Людмила Олеговна

Мастер — класс для педагогов. Тема: «Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass.docx105.73 КБ
PDF icon prezentaciya-grishinoy-gn1.pdf2.19 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Майский детский сад «Солнышко»

Джанкойского района Республики Крым

Утверждаю:

Заведующий МДОУ

________Л.Г.Рыбак

«25» 10.2017г

Мастер — класс для педагогов

Тема:

«Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста»

воспитатель первой квалификационной категории

Матвеева Людмила Олеговна

2017г.

Цели: познакомить педагогов с развитием сенсорных способностей детей раннего возраста.

Задачи:  обобщение передового опыта, повышение профессиональной компетенции педагогов; развитие творческой активности педагогического коллектива.

Материалы к мастер-классу:  презентация; аудиозапись «Ферма»; «ящик ощущений», цветные ленточки, «Чудесный мешочек» с различными предметами; лимон, цветы для игры «Определи на запах».

Мир входит в сознание человека лишь через дверь органов внешних чувств. Если она закрыта, то он не может войти в него, не может вступить с ним в связь. Мир тогда не существует для сознания.

- Дорогие коллеги, сегодня мы поговорим с вами о сенсорном развитии — категория, описывающая непосредственное восприятие ощущений, внешних воздействий.

(Слайд 2) Сенсорное развитие ребенка – это способ познания окружающего мира, в основе которого лежит работа органов чувств. Ощущения дают нам представление о разнообразных свойствах окружающей среды и помогают формировать целостные образы предметов.

Существуют следующие виды сенсорных ощущений: зрительные, слуховые, осязательные, обонятельные, вкусовые. Так, зрительное восприятие предполагает различение объектов окружающего мира по цвету, форме, размеру.

(Слайд 3) Уровень чувствительности к сенсорным раздражителям у всех нас существенно различается и зависит он от трех факторов: Первый фактор — это врожденные качества: абсолютный слух, повышенное обоняние генетически наследуются, равно как и возможность врожденных аномалий — слепота, глухота и т.п. Второй фактор — состояние органов чувств: на них может повлиять травма или болезнь. Третий фактор — это развитие органов чувств и восприятия, как в процессе спонтанного познания мира, так и в ходе специального обучения. Например, никто не станет сомневаться, что у человека, который с детства пробовал разнообразные блюда разных национальных кухонь, вкус будет гораздо тоньше, чем у того, кто ел только каши и макароны «Сенсорные эталоны» представляют собой общепринятые образцы внешних свойств предметов. Сенсорными эталонами мы, взрослые, владеем, совершенно о них не задумываясь. Ребенок оперирует ими с той же легкостью лишь к пяти годам.

(Слайд 4) Сенсорные эталоны:

  • Эталоны цвета - семь цветов спектра и их оттенки по светлоте и насыщенности.
  • Эталоны формы — геометрические фигуры; величины — метрическая система мер.
  • Слуховые эталоны — это звуковысотные отношения, музыкальные ноты, фонемы родного языка.
  • Вкусы мы делим на сладкий, соленый, горький и кислый.
  • Запахи — на тяжелые и легкие, сладкие, горькие, свежие и т.д.

Оказание помощи детям в освоении сенсорных эталонов – это главная задача взрослых, и педагогов, и родителей. Ведь чтобы различие оказалось зафиксированным в сознании ребенка, его необходимо назвать, подчеркнуть и неоднократно напоминать о нем.

(Слайд 5) Создание проблемной ситуации.

Перед педагогами появляется «Ящик ощущений».

- Перед нами возникла проблемная ситуация – узнать, что находится в «ящике ощущений». Выслушиваются и принимаются все предложения.

- Сейчас вы попали в затруднительную ситуацию. Такое бывает часто, когда человек встречается с неизвестным объектом. Ребѐнка с рождения окружает огромное количество предметов и явлений, которые обладают самыми разнообразными свойствами и качествами. Для того чтобы облегчить и ускорить процесс формирования представлений об окружающем мире, необходимо обучать ребѐнка основным умственным действиям и правилам восприятия.

- Сегодня я предлагаю вам пройти тот путь, который проходит ребѐнок при столкновении с неизвестным, познакомиться с содержанием и приемами, способствующими сенсорному развитию детей младшего возраста. И в итоге вы сможете назвать, что же находится в этом ящике. А так как все мы были когда-то детьми, а все дети любят играть, то я вам предлагаю вспомнить детство и понять, как через дидактическую игру дети должны усваивать сенсорные знания.

(Слайд 6)

 - Забудьте на время о том, что вы взрослые, станьте детьми и давайте поиграем. Вы этого хотите? Тогда мы отправляемся с вами в путешествие в страну «Сенсорику!» Сейчас дорогие коллеги вас попрошу разделиться на группы по цветам. Сесть за стол так, чтобы ленточка на вазе и программка совпадала.

(Слайд 7)

  • РАЗВИТИЕ ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ.

Цвет является значимым свойством объектов окружающего мира. Цвет нельзя выделять практическим путем, в ходе действий с предметами, как, например, форму или величину. Тем не менее, это свойство, которое первым обращает на себя внимание, позволяет выделять объект среди других и запомнить его. Знакомство малышей с цветом надо начинать с четырех основных цветов: красного, желтого, зеленого, синего.

Отгадайте загадки.

Он в яйце есть и в цыпленке,                              Всех быков он возмущает

В масле, что лежит в масленке,                             Ехать дальше запрещает

В каждом спелом колоске,                               Вместе с кровью в нас течет

В солнце, в сыре и в песке (желтый цвет)            Щеки всем врунам печет (красный)

Им треть флага занята,

 Он в название кита,

 И в букете васильковом,

 И на ящике почтовом (синий цвет)

                              ***

 Какой четвертый цвет радуги ? (зеленый)

(Слайд 8)

  • ФОРМА

Геометрические фигуры представляют собой сенсорные эталоны, пользуясь которыми, человек ориентируется в формах окружающего мира. Развитие сенсорных эталонов геометрических фигур осуществляется посредством их свойств, проявляющих себя внутри сказочного сюжета. Например, с Колобком (круглый, катится).

Упражнение «Скульптор». 

Команда выбирает ведущего, который будет скульптором, а все остальные участники превращаются в большой кусок пластилина. Скульптору предлагается слепить следующие фигуры: шар, куб.

(Слайд 9)

  • ВЕЛИЧИНА

Проблема развития представлений о величине – это проблема не только развития мышления, но и восприятия. Ребенок получает представление о предметах и явлениях окружающего мира, в том числе и об их величине, прежде всего, путем их обследования в действии: ощупывают игрушку, проходят расстояние, поднимают предмет, ощущая его вес и т.д.

Вам предлагается построиться в шеренгу: 

1 столу — по длине волос от самых коротких до самых длинных;

2 столу - по размеру ноги;

3 столу — по обхвату бедер;

4 столу - по длине юбок.

(Слайд 10)

  • ЦЕЛОСТНЫЙ ОБРАЗ ПРЕДМЕТА

Восприятие предмета как целого лежит в основе освоения ребенком окружающего мира. Развитие целостного восприятия предмета начинается с узнавания, которое развивается как спонтанно, так и в ходе специальных занятий. Специальные игры и занятия помогают ребенку научиться узнавать знакомый предмет в новой ситуации, на рисунке, выделять его среди других предметов; Специальные игры и занятия помогают ребенку научиться воспринимать предмет с любого ракурса; как совокупность отдельных частей; как один из похожих; воспринимать изображения незнакомых предметов. В раннем возрасте детей учат, прежде всего, узнаванию и различению предметов.

Игра «Передай рисунок» 

Участники становятся «цепочкой» (в затылок друг другу). Игрок, стоящий в конце «цепочки», загадывает простой предмет и подушечками пальцев «рисует» его на спине впереди стоящего участника. Тот должен угадать предмет и передать его следующему и т. п. При этом вслух нельзя произносить свои догадки. Когда предмет «дойдет» до первого в «цепочке» игрока, ведущий спрашивает его, какой предмет он получил, и сравнивает его с тем предметом, который передавался первоначально.

(Слайд 11)

  • РАЗВИТИЕ СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ

Слух — это одно из пяти внешних чувств, дающее возможность воспринимать звуки различного происхождения. Развитие слухового восприятия предполагает знакомство с самыми разнообразными звуками и их сочетаниями, их тонкое различение и запоминание. При этом развитие слуха у ребенка происходит в двух направлениях: с одной стороны, развивается восприятие окружающих звуков (физический слух), с другой — восприятие звуков человеческой речи, то есть формируется фонематический слух. Оба направления имеют для человека жизненно важное значение и активно развиваются уже в младенческом возрасте.

Игра определи на слух (прослушивание аудиозаписи «Ферма», после чего задается вопрос «Какие звуки вы услышали?»;

(Слайд 12)

  • РАЗВИТИЕ ОСЯЗАНИЯ

К осязанию относят тактильную (поверхностную) чувствительность (ощущение прикосновения, давления, боли, тепла, холода и др.). Для развития тактильного восприятия ребенка играйте с разнообразными природными материалами и предметами, отличающимися структурой поверхности. Давайте малышу разные игрушки: пластмассовые, резиновые, деревянные, мягкие, пушистые.

Игра «Определи на ощупь»

(Слайд 13)

  • РАЗВИТИЕ ОБОНЯНИЯ И ВКУСА

Обоняние и вкус также важны для человека, но они не являются доминантными. Обоняние дарит человеку возможность насладиться приятными запахами фруктов, приправ, цветов, парфюмерии, вкус позволяет ощутить разнообразные вкусовые качества пищевых продуктов. Однако если вкус и обоняние недостаточно развиты, это не мешает жизни, хотя и значительно обедняет ее.

Игра «Определи на запах».

(Слайд 14)

- Давайте вернемся к нашему ящику ощущений и с помощью наших сенсорных ощущений определим все-таки что же там лежит. Я предлагаю вам понюхать, пощупать наш загадочный предмет и назвать, что же лежит в нашем ящике ощущений. Выслушивается правильный ответ.

- В заключении хотелось бы подчеркнуть, что сенсорное развитие составляет фундамент общего, умственного развития. А это очень важная, но не единственная сторона общего психического развития.

Закончена игра!

Она у нас Рассчитана на пол часа,

Но, в сенсорную игру, народ,

Играйте дома круглый год!


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый семинар для педагогов ВАО на тему: «Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста»

В ноябре 2012 года я провела открытый семинар для педагогов ЦИПР ВАО по теме "Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста" . На семинаре были представлены цели, задачи работы нашего ЦИПР и ...

КОНСУЛЬТАЦИЯ НА ТЕМУ: «РАЗВИТИЕ СЕНСОРНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА»

КОНСУЛЬТАЦИЯ НА ТЕМУ:«РАЗВИТИЕ СЕНСОРНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА»   Сенсорное развитие детей во все времена было и остается важным и необходимым для полноценного восп...

Отчет по самообразованию Тема: «Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста через дидактические игры»

Планпо самообразованиюТема:«Сенсорное развитие детей первой младшей группы через дидактические игры»на 2018-2019 учебный год Разработала:Шишкина Ирина Сергеевна Цель: повыше...

Мастер — класс для педагогов Тема: «Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста»

Цели: познакомить педагогов с развитием сенсорных способностей детей раннего возраста.Задачи:  обобщение передового опыта, повышение профессиональной компетенции педагогов; развитие творческой ак...

Мастер-класс для педагогов по теме «Нетрадиционные методы обучения детей раннего возраста рисованию в ДОУ» Конспект занятия на тему: «Рисуем мыльными пузырями». для детей младшей группы.

ФГОС ДО базируется на основных принципах дошкольного образования: поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности детства, как важного этапа в общем развитии человека; реализаци...

План-конспект мастер-класса для педагогов «Страна Пластилиния. Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через технику пластилинографии».

Пластилинография – это нетрадиционная техника изобразительного искусства, принцип которой заключается в создании лепной картины с изображением полуобъемных предметов по горизонтальной поверхност...

Мастер-класса «Занимательные блоки Дьенеша в развитии сенсорных способностей детей раннего возраста»

Фундамент умственного развития и начало сенсорной культуры закладываются именно в раннем возрасте. В этом возрасте малыши начинают накапливаться представления о цвете, форме, величине и других свойств...