Главные вкладки

    Отчет по самообразованию Тема: «Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста через дидактические игры»
    презентация к уроку (младшая группа) на тему

    Шишкина Ирина Сергеевна

    План

    по самообразованию

    Тема:

    «Сенсорное развитие детей первой младшей группы через дидактические игры»

    на 2018-2019 учебный год

     

    Разработала:

    Шишкина Ирина Сергеевна

     

    Цель: повышение педагогической компетенции в вопросах сенсорного развития детей раннего возраста.

    Задачи:

    - совершенствовать знания о сенсорном воспитании детей раннего возраста;

    - обогатить развивающую среду группы по сенсорному развитию в соответствии с ФГОС ДО (создание и приобретение новых игр при участии родителей);

    - повысить компетентность родителей по данной теме через беседы, консультации, родительские собрания, мастер-классы, совместную деятельность.

    Актуальность:

    Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе вкусе и т. п. Ознакомление с этими свойствами составляет основное содержание сенсорного воспитания в детском саду. В каждом возрасте перед сенсорным воспитанием стоят свои задачи, формируется определенное звено сенсорной культуры.

    Таким образом, сенсорное воспитание создает необходимые предпосылки для формирования психических функций, имеющих первостепенное значение для возможности дальнейшего обучения. Поэтому сенсорное развитие, развитие восприятия и представлений о внешних свойствах вещей, играет важную роль в общем ходе умственного развития ребенка. При отсутствии специального сенсорного воспитания в раннем и дошкольном детстве оно проходит замедленно, далеко не всегда достигает того уровня, который требуется для обеспечения дальнейшего развития познавательной деятельности ребенка, его успешного школьного обучения, подготовки ко всем видам физического и умственного труда, неотъемлемой частью которых является восприятие. Поэтому, я решила начать работать над своей темой по самообразованию «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры». Так как считаю, что в данном возрасте у ребенка идет подготовительный этап сенсорного воспитания, а далее начинается организация систематического усвоения сенсорной культуры. Проблема сенсорного развития и воспитания детей всегда была в центре внимания русских, зарубежных психологов и педагогов.

    Работа в данном направлении поможет мне:

    - научить детей различать основные цвета;

    - познакомить детей с величиной и формой предметов;

    - сформировать навыки самостоятельной деятельности;

    - повысить самооценку детей, их уверенность в себе;

    - развить творческие способности, любознательность, наблюдательность;

    - сплотить детский коллектив.

    - развивать мелкую моторику пальцев, кистей рук;

    - совершенствовать движения рук,

    - развивая психические процессы:

    - произвольное внимание и логическое мышление;

    - зрительное и слуховое восприятие, память


    Ожидаемые результаты:

    - Повышение уровня педагогической компетенции в вопросах сенсорного развития дошкольников; совершенствовать знания о сенсорном воспитании детей раннего возраста;

    - Систематизация материала по развитию сенсорных способностей у детей 2-3 лет средствами дидактических игр в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями.

    - Сформированные сенсорные представления путём выделения формы, цвета, и величины предметов.

    - Сформированные представления о разновидностях дидактических игр и основных приемах игры на них.

    - Сотрудничество ДОУ и семьи по проблеме формирования и развития сенсорных способностей у детей раннего возраста.

    - Родители проявляют интерес в дальнейшем развитию детей.

    - У родителей повысился уровень знаний по сенсорному развитию детей. Благодаря этим знаниям, родители создали дома условия для сенсорного развития ребёнка с подбором дидактических игр, игрушек и материалов.

    Выход темы:

    - консультация для родителей;

    - консультация для педагогов;

    - стендовая информация;

    - картотека дидактических игр по сенсорному развитию для детей раннего возраста;

    - открытая НОД;

    - презентация темы по самообразованию.

    Формы работы с родителями и детьми:

    - Родители:

    * сотрудничество через:

    - индивидуальную работу,

    - консультации,

    - родительские собрания,

    - беседы,

    - совместную деятельность,

    - практическую деятельность.

    - Дети:

    - НОД по сенсорному воспитанию;

    - сенсорное развитие, осуществляемое в процессе обучения рисованию, лепке, аппликации, конструированию;

    - Дидактические игры на развитие тактильных ощущений;

    - Дидактические игры и упражнения для закрепления понятия формы;

    - Дидактические игры и упражнения на закрепления понятия величины;

    - Дидактические игры и упражнения на закрепление цвета;

    - Экспериментальная деятельность.

     

     

    Работа по теме самообразования выстроена поэтапно.

    1 этап – информационно-аналитический и методическая работа.

    * сбор и анализ информации по данной проблеме,

    * изучение методической литературы,

    * анализ исследования ученых по сенсорному воспитанию дошкольников,

    - подборку дидактических игр:

    - Дидактические игры на развитие тактильных и вкусовых ощущений:

    - Дидактические игры и упражнения для закрепления понятия формы:

    - Дидактические игры и упражнения на закрепления понятия величины.

    - Дидактические игры и упражнения на закрепление цвета

    2 этап – проектировочный.

    * Разработка и реализация плана работы по данной теме.

     

    3 этап – творческий.

    * Приобретение и создание дидактических игр и пособий на развитие сенсорных навыков,

    * Создание в группе центра по сенсорному развитию и оформление картотеки.

    4 этап – Итоговый.

    * Диагностическое обследование детей в процессе наблюдения;

    * Презентация темы по самообразованию «Сенсорное развитие детей раннего возраста» на итоговом педсовете.

     

    Методическая работа

    Формы работы

    Сроки

    Фома отчета

    Сбор и анализ информации, работа с методической и периодической литературой

    Сентябрь 2018 г.

    Список использованной литературы

    Создание предметно-развивающей среды по сенсорике окружающей ребенка

    В течение учебного года

    Наличие игр по сенсорному развитию

    Проведение консультации для родителей «Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста через дидактические игры»

    Январь

    2019 г.

    Конспект консультации

    Подготовка анкет к анкетированию родителей

    Март

    2019 г.

    Анкета

    Подготовка и проведение родительского собрания

    Апрель

    2019 г.

    Конспект родительского собрания, фотоотчет о мероприятии

     


     

    Работа с детьми

    Формы работы

    Сроки

    Фома отчета

    НОД по сенсорному воспитанию

    В течение года

    Совместная деятельность

    НОД, в которой используют дидактические игры и упражнения со специально разработанными пособиями (вкладыши и решётки, цветные палочки)

    В течение года

    Совместная, индивидуальная, групповая и подгрупповая работа

    Сенсорное развитие, осуществляемое в процессе обучения рисованию, (использование нетрадиционных техник рисования) 

    В течение года

    Работы детей и фотоотчет

    Дидактические игры на развитие тактильных ощущений:

     

     

    - «Чудесный мешочек»

    - «Определи на ощупь»

    - «Узнай фигуру»

    - «Найди пару»

    Сентябрь – ноябрь

     

    2018 г.

    картотека

    Дидактические игры и упражнения для закрепления понятия формы.

    - «Найди предмет указанной формы»

    - «Найди предмет такой же формы»

    - «Какая фигура лишняя?» 

    Декабрь 2018 г.

    картотека

    Дидактические игры и упражнения на закрепления понятия величины.

    - «Сравни предметы по высоте»

    - «Самая длинная, самая короткая»

    - «Разноцветные кружки»

    - «В какую коробку?»

    - «Дальше – ближе»

    Январь -

    Февраль 2019 г.

    картотека

    Дидактические игры и упражнения на закрепление цвета:

    - «Какого цвета не стало?»

    - «Какого цвета предмет?»

    - «Собери  гирлянду»

    - «Какие цвета использованы?»

    - «Уточним цвет»

    Март

    2019 г.

    картотека

    Анкетирование родителей

    Апрель

    2019 г.

    Анкета

    Отчет по самообразованию

    Май

    2019 г.

    Презентация

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Office presentation icon sensornoe_razvitie.ppt2.6 МБ

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Отчет по самообразованию Тема: « Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста через дидактические игры » Воспитатель: Шишкина И.С.

    Слайд 2

    Посмотрите на жизнь вы глазами детей, Сколько радостей, сколько открытий. Шаг за шагом С ребёнком смелей Вы по этой планете идите. Расскажите о звёздах, о синих морях, Вместе пойте, творите, мечтайте. Как прекрасная фея, В чистых, юных сердцах Огоньки доброты зажигайте. Т. Шикалова

    Слайд 3

    Сенсорное воспитание – это развитие восприятия ребенка и формирование его представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе.

    Слайд 4

    Ранний возраст - лучшее время для сенсорного воспитания. Этот этап имеет огромное влияние на формирование интеллектуальных способностей в дальнейшем. В раннем детстве качественно меняется восприятие через органы чувств, происходит накопление знаний о мире, который окружает ребенка. Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и накопление представлений о внешних свойствах предметов таких как: форма, цвет, величина, расположении в пространстве, а также запах, вкус и т.д.

    Слайд 5

    Цель : Создание условий, обеспечивающих эффективное использование дидактических игр для формирования представлений о сенсорных эталонах. Задачи: с оздать условия для обогащения и накопления сенсорного опыта детей в ходе предметно-игровой деятельности через игры с дидактическим материалом; способствовать формированию умения ориентироваться в различных свойствах предметов (цвете, величине, форме, количестве); способствовать воспитанию первичных волевых черт характера в процессе овладения целенаправленными действиями с предметами (умение не отвлекаться от поставленной задачи, доводить ее до завершения, стремиться к получению положительного результата и т. д.).

    Слайд 6

    ГЛАВНЫМ ДЛЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЯВЛЯЕТСЯ: Сенсорное воспитание КОТОРОЕ ЛУЧШЕ ВСЕГО РАЗВИВАЕТСЯ У ДЕТЕЙ ВО ВРЕМЯ ИГРЫ

    Слайд 7

    ВЕДЬ ИГРА СТИХИЯ ДЕТЕЙ ИГРАЯ РЕБЕНОК УЧИТСЯ ОСЯЗАНИЮ, ВОСПРИЯТИЮ И УСВАИВАЕТ ВСЕ СЕНСОРНЫЕ ЭТАЛОНЫ

    Слайд 8

    ИГРАЯ РЕБЕНОК ПОЗНАЁТ МИР А ВОСПИТАТЕЛЬ РЕШАЕТ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПО СЕНСОРНОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ, А ИМЕННО


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Консультация для родителей:"Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста посредством дидактической игры"

    Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирования представлений о важнейших свойствах предметов, их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе и вкусе. Знач...

    Отчет по самообразованию тема: « Развитие творческой способности детей раннего возраста средствами театрализованной деятельности»

    «Театрализация – это волшебный мир, в котором       Ребенок радуется, играя, а играя, познает окружающее...»...

    Тема по самообразованию: на 2015 -2016 учебный год: «Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста через дидактические игры»

    Предлагаю, вашему вниманию план работы по самообразованию для детей раннего возраста....

    Тема по самообразованию: на 2015 -2016 учебный год: «Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста через дидактические игры»

    Предлагаю, вашему вниманию план работы по самообразованию для детей раннего возраста....

    Семинар "Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста через дидактические игры"

    Сенсорный, чувственный опыт служит источником познания мира. В раннем детстве ребенок особенно чувствителен к сенсорным воздействиям.Развитие органов чувств у детей 2-3 лет идет очень интенс...

    Дистанционное обучение для родителей «Формирование сенсорных способностей детей раннего возраста через дидактические игры"

    Сенсорные эталоныСенсорное воспитание предполагает формирование общей сенсорной способности, понимаемой как способность к наиболее элементарной форме опосредования – использованию сенсорных этал...