Семинар-практикум "Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста через дидактические игры"
методическая разработка по теме

Гуськова Екатерина Николаевна

Предварительный просмотр:

СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ

«РАЗВИТИЕ СЕНСОРНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ»

Цель: обогащение родительских представлений о сенсорном развитии детей раннего
возраста.

Задачи: познакомить родителей с дидактическими играми, способствующими сенсорному развитию детей 2-3 лет, активизировать педагогический опыт родителей по теме
собрания; укрепить сотрудничество семьи и педагогического коллектива.

Форма проведения: семинар-практикум.

Участники: родители, воспитатели.

Место проведения: музыкальный зал.

План проведения

Вступительный этап:

  • Введение;
  • Создание проблемной ситуации.

Основная часть:

  • Игротека в форме путешествия на машине по городам.

Подведение итогов собрания:

  • Решение родительского собрания;

Ход мероприятия

Подготовительный этап.

  • Подборка и оформление рекомендаций по теме собрания.
  • Изготовление «ящика ощущений»
  • Оформление наглядной информации: приложения, слайд-шоу «Вот как мы играем»,
    цитаты.
  • Музыкальное оформление.

Вступительный этап.

- Добрый вечер, уважаемые родители! Спасибо, что вы нашли время и пришли на
родительское собрание. Чтобы детство наших детей было счастливым, основное, главное
место в их жизни должна занимать игра. В детском возрасте у ребёнка есть потребность в
игре.

Маленькие дети – очаровательные, азартные и счастливые искатели приключений,
стремящиеся познать мир. И, конечно, своими открытиями очень хочется поделиться,
особенно с теми, кого любишь больше всех. Но, к сожалению, папа очень занят на работе,
а у мамы столько хлопот по дому, что совсем не остается времени на свое чадо. Сегодня
мы хотим поделиться своим опытом работы с вами и поговорить о сенсорных
дидактических играх, в которые мы играем в детском саду и в которые мы советуем
играть дома. Наша встреча пройдет форме игры- путешествия в страну Сенсорику. Но
сначала немного в памяти освежим, что же, это такое сенсорное развитие. Сенсорное
развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирования представлений о
важнейших свойствах предметов, их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а
также запахе и вкусе. Значение сенсорного развития в раннем детстве трудно
переоценить, именно этот период наиболее благоприятен для совершенствования
деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.
Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств,
предметов, в частности игрушек и других предметов домашнего обихода. И конечно,
каждый ребенок, даже без целенаправленного воспитания, так или иначе, воспринимает
все это. Но если усвоение происходит стихийно, без разумного педагогического
руководства взрослых, оно не редко оказывается поверхностным, неполноценным. Здесь-
то и приходит на помощь сенсорное воспитание - последовательное планомерное
ознакомление ребенка с сенсорной культурой человечества.

- Начиная с четвертого года жизни, у детей формируют сенсорные эталоны. Сенсорные эталоны - это устойчивые, закрепленные в речи представления о цветах, геометрических фигурах и отношениях по величине между несколькими предметами.

Позднее следует знакомить их с оттенками цвета, с вариантами геометрических фигур и с отношениями по величине, возникающими между элементами ряда, состоящего из большого количества предметов. Одновременно с формированием эталонов необходимо учить детей способам обследования предметов: их группировке по цвету и форме вокруг образцов-эталонов, последовательному осмотру и описанию формы, выполнения все более сложных глазомерных действий.

На основе этих задач разработана система дидактических игр и упражнений. Основная задача сенсорных дидактических игр для малышей – накопление разнообразного
сенсорного опыта, который на следующих этапах обучения, занятиях ИЗО деятельности,
конструирования позволит систематизировать накопленные знания, приобрести новые, а
также использовать их разнообразных ситуациях, повседневной жизни.

- Какие сенсорные игры есть у вас дома? Как в них вы играете со своим ребёнком? Чему могут научить ребёнка эти игры? (Ответы родителей)

- При проведении дидактических игр необходимо пользоваться краткой речевой
инструкцией, не отвлекая детей лишними словами от выполнения заданий. Взрослому не
следует требовать от детей обязательного запоминания и самостоятельного употребления
названий цвета, формы. Важно, чтобы ребёнок активно выполнял задания, учитывая их
свойства, так как именно в процессе игры происходит накопление представлений о
свойствах предметов.

Создание проблемной ситуации.

Звучит музыка из передачи «Что? Где? Когда?», перед родителями появляется
«Волшебный мешочек».

- Перед нами возникла проблемная ситуация – узнать на ощупь, что находится в
«волшебном мешочке».

Воспитатель предлагает родителям определить на ощупь содержимое мешочка. Родители запускают руки в мешочек и ощупывают предмет.

- Сейчас вы попали в затруднительную ситуацию. Такое бывает часто, когда человек
утомлён, возбуждён, напуган или встречается с неизвестным объектом. Ребёнка с
рождения окружает огромное количество предметов и явлений, которые обладают
самыми разнообразными свойствами и качествами. Для того чтобы облегчить и ускорить
процесс формирования представлений об окружающем мире, необходимо обучать ребёнка
основным умственным действиям и правилам восприятия.

- Сегодня мы предлагаем вам пройти тот путь, который проходит ребёнок при
столкновении с неизвестным, познакомиться с содержанием и приемами,
способствующими сенсорному развитию детей раннего возраста, познакомиться с
дидактическими играми, пособиями, направленными на усвоение сенсорных эталонов. А
так как вы родители маленьких детей, а все дети любят играть, то я вам предлагаю
вспомнить детство и понять, как через дидактическую игру дети должны усваивать
сенсорные знания.

- Мы отправляемся с вами в путешествие в страну Сенсорику!

Звучит песенка «мы едем едем едем в далекие края», воспитатель надевает фуражку
водителя.

1. Город «Цветов»

- Внимание! Наша машина приехала в город. Как он называется, вы знаете?

А кто же это нас встречает? Выходите из машины, садитесь поудобнее, будем выяснять.

Он в яйце есть и в цыпленке,

В масле, что лежит в масленке,

В каждом спелом колоске,

В солнце, в сыре и в песке (Желтый цвет)

Воспитатель выставляет флажки соответствующего цвета.

***

Он с лягушкой может квакать,

Вместе с крокодилом плакать,

Из земли с травой расти,

Но не может он цвести (Зелёный цвет)

***


Всех быков он возмущает,
Ехать дальше запрещает,
Вместе с кровью в нас течет,
Щеки всем врунам печет
(Красный цвет)


***

Им треть флага занята,

Он в название кита,

И в букете васильковом,

И на ящике почтовом (Синий цвет)

- Догадались, как город называется? Город «Цветов». И мы предлагаем вам научиться
играть в «цветные» игры. Но чтобы правильно выполнить все задания необходимо
размять наши пальчики и заставить их немного поработать.

Пальчиковая игра «Пальчики работают». Выполнять одновременно двумя руками.

Палец толстый и большой в сад за сливами пошел.

Поднять большой палец, пошевелить им

Указательный с порога указал ему дорогу

Вытянуть указательный палец вперед

Средний палец самый меткий: он сбивает сливы с ветки.

Выполнять щелчки большим и средним пальцами

Безымянный поедает

Поднести безымянный палец ко рту

А мизинчик-господинчик в землю косточки сажает

Постучать мизинцем по столу

        

Знакомство родителей с играми, сделанными своими руками.

Игра «Грибочки на полянках»

Цель: развитие сенсорных способностей детей раннего возраста.

Задачи: продолжать знакомить детей с четырьмя основными цветами (красный, синий, зеленый, желтый); формировать умение правильно находить для каждого грибочка соответствующую по цвету «полянку»; развивать речевую активность, внимание, мелкую моторику рук, воспитывать усидчивость, целеустремленность, доброжелательное отношение к сверстникам.

Игра «Веселые пуговички»

Цель: формирование у детей умения шнуровать различные предметы, совершенствование мелкой моторики пальцев рук.

Задачи: закреплять у детей знание цветов, развивать память, внимание, мышление, формировать умение  у детей не отвлекаться от поставленной задачи, доводить ее до завершения, знакомить с понятиями «такой же», «такого же цвета», «такой же как», «этого же».

Игра «Дружная семейка»

Цель: обогащение и закрепление сенсорных возможностей детей 1-2 лет.

Задачи: закреплять знания цветов (зеленый, красный, желтый, синий); развивать мелкую моторику пальцев рук; воспитывать усидчивость, интерес к природе и окружающему миру; учить детей принимать воображаемую игровую ситуацию.

Спасибо городу «Цветов» за интересные игры, которые знакомят с цветом. А нам пора в путь. Быстрее занимаем места и едем дальше.

2. Город «Фигур»

- Как же называется этот город, давайте угадаем?

Ни угла, ни стороны,

А родня – одни блины (Круг)

***

Обведи кирпич мелком

На асфальте целиком,

И получится фигура –

Ты, конечно, с ней знаком (Прямоугольник)

***

Злая рыба хвост-лопата

Откусила полквадрата –

Целый угол, верь не верь!

Кто ж он, бедненький, теперь? (Треугольник)

***

Кубик в краску окуни,

Приложи и подними.

Вася десять раз так сделал –

Отпечатались они (Квадраты)

***

Треугольник с полукругом

Круг дразнили «толстым другом».

Круг, расстроившись до слез,

Уже стал и вверх подрос.

Кто же угадает тут,

Как теперь его зовут (Овал)

- Как город называется? Догадались? Город «Фигур» Нас встречают фигуры разной
формы. Они нам приготовили много интересных игр, которые познакомят с
плоскостными геометрическими формами – кругом, квадратом, треугольником, овалом,
прямоугольником; научат подбирать нужные формы разными методами.

Игра «Волшебный ящик ».

Обучающиеся по очереди опускают руку в мешочек с деревянными геометрическими
фигурами и пытаются определить форму попавшейся в руку фигуры, затем достают
фигуру и называют ее цвет (например, «треугольник, красный»).

Игра «Прятки».

Те фигуры, которые обучающиеся достали из «чудесного мешочка» (5 штук) воспитатель ставит к себе на стол (или на наборное полотно) и просит обучающихся запомнить их расположение, затем накрывает их платком и незаметно убирает одну из фигур. Послеэтого учащиеся должны определить, какая фигура «спряталась».

Динамическая пауза. Родители выполняют движения в соответствии со слолвами.

Мы со стульев тихо встали

И зарядку делать стали.

Руки – вверх, руки – вниз,

Вправо, влево повернись,

Руки в стороны пошире: раз, два, три, четыре.

Ты пониже наклонись

И тихонько распрямись.

Мы хлопаем руками, мы топаем ногами,

Киваем головой.

Мы руки поднимаем, мы руки опускаем,

И песенку поем:

Руки – вверх, в кулачок,

Разожмем – и на бочок,

Руки – вниз, в кулачок,

Разожмем – и на бочок.

- А веселая машина нас опять зовёт в дорогу. Занимаем скорее места (звучит музыка) Едем дальше!

3. Город «Рисования»

- Ну, вот и приехали. Не удивляйтесь, мы приехали в удивительный город. Родители
садятся за столы, на которых стоит оборудование для нетрадиционного рисования.

- Нетрадиционные техники рисования в большей степени способствуют развитию у детей творчества и воображения. И одна из главных задач такого рисования - способствовать
накоплению сенсорного опыта и обогащению чувственных впечатлений детей, развивать
способность ребенка наслаждаться многообразием и изяществом форм, красок, запахов и
звуков природы.

Рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям
ощутить незабываемые положительные эмоции. Результат обычно очень эффективный и
почти не зависит от умелости и способностей детей. Нетрадиционные способы
изображения достаточно просты по технологии и напоминают игру. Какому ребенку
будет неинтересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой.

- Вот наши волшебные краски вам предлагают нетрадиционно порисовать. Согласны?

Могут все детишки смело рисовать.

И не только кистью, можно вытворять.

Пальцем ткнуть, и носом,

А печатать - ладошкой, а ещё в придачу –

Маленькою ножкой.

- Вот и разрисуем мир мы, в яркий цвет, Удивительный и радостный, этот свет.
Звучит мелодия, появляется незаконченная «картина» нарисованная на ватмане, которую
ладошками и пальчиками нарисовали дети.

- Это наши юные художники старались в нетрадиционной технике нарисовать красивую картину, но не успели. Вы узнали, в какой технике выполнена работа? (Рисование
ладошкой и пальчиками)
 Какие цвета использовались? (Основные: зеленый, синий,
красный)

- Давайте поможем нашим детям завершить этот шедевр. Вот вам задание, используя
нетрадиционную технику рисования и вашу фантазию. Закончите картину (Используются
паралон, салфетки, печатки, трубочки и др.)

- Какая красота! Вот чудо! Молодцы!

Время ручки отмывать:

Ждет водичка, не дождется,

Поработать ей придется,

Кто опрятным хочет стать,

Воду должен уважать.

- Волшебные краски приготовили вам сюрприз – памятку о нетрадиционных техниках
рисования, которые помогут в домашних условиях творчески развивать детей. А машина
снова зовёт нас в путь.

4. Город «Игрушек»

- Наша машина прибыла в последний город «Игрушек». Посмотрите, сколько различных игр, развивающих сенсорный опыт детей, нас встречает. Играя, ребёнок учится
сопоставлять, сравнивать, устанавливать простые закономерности, принимать
самостоятельные решения. У ребёнка появляется интерес к знаниям, усидчивость,
самостоятельность. Предлагается поиграть в дидактические игры, поработать с
математическими наборами, исследовать уголок экспериментирования.

- В заключении хотелось бы подчеркнуть, что сенсорное развитие составляет фундамент общего умственного развития. А это очень важная, но не единственная сторона общего психического развития. Ребёнок должен развиваться гармонически, т.е. в умственном, нравственном, эстетическом и физическом отношениях. Подведение итогов собрания.

- Нам хотелось бы узнать ваше мнение о сегодняшнем мероприятии (воспитатель бросает мяч родителям и задаёт вопросы).

Решения родительского собрания.

1. Учитывая важную роль родителей в развитии интереса детей к дидактическим играм, направить усилия на решение следующей задачи: каждой семье организовать вечера
дидактической игры, направленные на накопление сенсорного опыта и обогащение
чувственных впечатлений детей.

2. Объявить конкурс на лучшую дидактическую игру (игрушку), сделанную своими
руками, в которую бы дети с удовольствием играли. В конце следующего месяца
подвести его итоги и вручить грамоты победителям.

3. Принимать активное участие в жизни детского сада.

Заключительное слово.

- Уважаемые родители! Закончена игра! Она у нас рассчитана на один час, но, в сенсорную игру, народ, играйте дома круглый год!

- Пусть подготовленные нами памятки помогут вам в путешествии по стране Сенсорике. Благодарим вас за активное участие и творческую работу! Всем большое спасибо! До свидания!

Список литературы

1. М. Д. Маханева, С. В. Рещикова. «Игровые занятия с детьми от 1 до 3 лет».

2. Э. Г. Пилюгина «Игры-занятия с малышом от рождения до 3-х лет»

3. Венгер Л. А. «Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет» – М.:
Просвещение, 1995.

4. Венгер Л. А. «Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию
дошкольников «– М.: Просвещение, 1997.

5. Е.А.Янушко «Сенсорное развитие детей раннего возраста». Издательство «Мозаика-Синтез»,  2009 г.

6. Планирование работы в детском саду с детьми 2 – 3 лет. Методические рекомендации для воспитателей по программе «Радуга». Москва. «Просвещение 2010 г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема по самообразованию: на 2015 -2016 учебный год: «Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста через дидактические игры»

Предлагаю, вашему вниманию план работы по самообразованию для детей раннего возраста....

Тема по самообразованию: на 2015 -2016 учебный год: «Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста через дидактические игры»

Предлагаю, вашему вниманию план работы по самообразованию для детей раннего возраста....

Семинар "Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста через дидактические игры"

Сенсорный, чувственный опыт служит источником познания мира. В раннем детстве ребенок особенно чувствителен к сенсорным воздействиям.Развитие органов чувств у детей 2-3 лет идет очень интенс...

Отчет по самообразованию Тема: «Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста через дидактические игры»

Планпо самообразованиюТема:«Сенсорное развитие детей первой младшей группы через дидактические игры»на 2018-2019 учебный год Разработала:Шишкина Ирина Сергеевна Цель: повыше...

«Формирование сенсорных способностей детей раннего возраста через дидактические игры"

Сенсорные эталоныСенсорное воспитание предполагает формирование общей сенсорной способности, понимаемой как способность к наиболее элементарной форме опосредования – использованию сенсорных этал...

План по самообразованию:«Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста через дидактические игры»

В дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания и подготовки к письму. От т...

«Формирование сенсорных способностей детей раннего возраста через дидактические игры"

Сенсорные эталоныСенсорное воспитание предполагает формирование общей сенсорной способности, понимаемой как способность к наиболее элементарной форме опосредования – использованию сенсорных этал...