План по самообразованию:«Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста через дидактические игры»
методическая разработка (младшая группа)

Татьяна Александровна Ульянова

В дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания и подготовки к письму. От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.

     

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБДОУ № 12

Индивидуальный план

самообразования

воспитателя

Ульяновой Татьяны Александровны

на 2021 - 2022 год

Сорочинск – 2021 г.

План самообразования

1.Ф.И.О. педагога – Ульянова Татьяна Александровна

2.Образование – высшее, 1 квалификационная категория.

3.Тема самообразования: «Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста через дидактические игры».

4.Работа начата –01.09.2021 г.

5. Предполагается закончить – 30.05.2022 г.

6. Начиная работу по теме самообразования, я поставила перед собой

цель: определение наиболее эффективных приемов развития сенсорных способностей  у детей.

7.Задачи, которые необходимо было выполнить для достижения данной цели:

1. Изучить психолого-педагогическую литературу по данной теме самообразования, изучить педагогический опыт через статьи в СМИ, интернет - ресурсы.

2. Разработать консультации  для организации воспитательно – образовательного процесса.

3. Применить эти разработки на практике.

Исходя из поставленных задач, мною была составлена программа самообразования:

I этап (информационно – ознакомительный)

- изучение научной, методической литературы.

- анализ и обобщение теоретических данных.

II этап (практический)

- внедрение в практику полученных теоретических знаний.

III этап (обобщающий)

- обобщение опыта работы по теме самообразования.

- создание консультаций  для родителей  «Развитие мелкой моторики у дошкольников»;

- составить картотеку пальчиковых игр и гимнастик;

-пополнить ППРС группы дидактическими играми по сенсорному развитию.

Какой предполагается результат:

у детей развита мелкая моторика, они могут правильно держать столовые приборы и принадлежности для письма, получают удовольствие от творческой деятельности, стремятся к познанию окружающего мира, задают вопросы.

8.Актуальность темы:   

        На начальном этапе жизни именно сенсорное развитие  отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами на занятиях.

         Таким образом, возможности освоения мира детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку. С течением времени уровень развития формирует школьные трудности.

         Сенсорика — способность манипулировать мелкими предметами, передавать объекты из рук в руки, а также выполнять задачи, требующие скоординированной работы глаз и рук. Сенсрика связана с нервной системой, зрением, вниманием, памятью и восприятием ребенка. Также ученые доказали, что развитие мелкой моторики и развитие речи очень тесно связаны. А объясняется это очень просто. В головном мозге человека есть центры, которые отвечают за речь и движения пальцев. Расположены они очень близко. Поэтому, развивая мелкую моторику, мы активируем зоны, отвечающие за становление детской речи и повышающие работоспособность ребенка, его внимание, умственную активность, интеллектуальную и творческую деятельность. Кроме того, мелкая моторика непосредственно влияет на ловкость рук,  который сформируется в дальнейшем, на скорость реакции ребенка, на уровень логического мышления, памяти, умения рассуждать, концентрировать внимание и воображение.

   И, поэтому, в дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания и подготовки к письму. От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.

     

9.В ходе изучения темы самообразования была проанализирована методическая литература:

  • Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики. Издательство: СПб.: КОРОНА-ВекГод: 2007
  • ТКАЧЕНКО Т.А. РАЗВИВАЕМ МЕЛКУЮ МОТОРИКУ. - М.: ЭКСМО, 2007.
  • Османова Г.А НОВЫЕ ИГРЫ С ПАЛЬЧИКАМИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ:КАРО :2008
  • Османова Г.А.: Превращение ладошки. Играем и развиваем мелкую моторику
  • Елена Косинова: Уроки логопеда. Игры для развития речиЭксмо, 2011 г.
  • Строгонова И.А. «Дошкольное образование, развитие мелкой моторики руки ребёнка»
  • Ермакова И. А. Развиваем мелкую моторику у малышей. – СПб: Изд. дом «Литера», 2006.
  • Крупенчук О. И. Пальчиковые игры. – СПб: Изд. дом «Литера», 2007.
  • Пименова Е. П. Пальчиковые игры. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.
  • Изучение передового педагогического опыта 
  • Интернет-ресурсы.

10. Предполагаемый результат:

1. Организация познавательной активности в рамках правильно  организованной предметно-пространственной среды  будет осуществляется через:

а) формирование и организацию коллекций, создание экспозиций;

б) совместную исследовательскую и творческую деятельность, чувственного восприятия;

2. Благодаря эффективным формам и методам правильно  организованная предметно-пространственная среда  станет местом познания, общения и совместного творчества педагогов, детей и родителей.

3. Системная работа по данному направлению позволит:

- развить память, внимание, умение наблюдать, классифицировать, обобщать;

- развить познавательно-исследовательские   способности детей;

- развить избирательную направленность детей, их внимания, мыслей, помыслов на объекты и явления окружающего мира;

- развить активное эмоционально-познавательное отношение детей к миру;

- раскрыть интересы и увлечения детей.

11. Форма самообразования: индивидуальная.

12.Перспективы развития самообразования -  

Я определила перспективу на будущее:

 - продолжать использовать полученные знания  для развития сенсорных способностей детей;
  - активизировать сенсорную и творческую активность детей, опираясь на их познавательные  интересы.

-подготовить  консультацию для  родителей.

13. Форма отчёта по проделанной работе: сообщение на педсовете; презентация по теме.              

Этапы работы по самообразованию

Содержание работы

Форма работы

Сроки

Информационно – ознакомительный

1. Изучение литературы по проблеме и имеющегося опыта

  • Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики. Издательство: СПб.: КОРОНА-ВекГод: 2007
  • ТКАЧЕНКО Т.А. РАЗВИВАЕМ МЕЛКУЮ МОТОРИКУ. - М.: ЭКСМО, 2007.
  • Османова Г.А НОВЫЕ ИГРЫ С ПАЛЬЧИКАМИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ:КАРО :2008
  • Османова Г.А.: Превращение ладошки. Играем и развиваем мелкую моторику
  • Елена Косинова: Уроки логопеда. Игры для развития речиЭксмо, 2011 г.
  • Строгонова И.А. «Дошкольное образование, развитие мелкой моторики руки ребёнка»
  • Ермакова И. А. Развиваем мелкую моторику у малышей. – СПб: Изд. дом «Литера», 2006.
  • Крупенчук О. И. Пальчиковые игры. – СПб: Изд. дом «Литера», 2007.
  • Пименова Е. П. Пальчиковые игры. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.
  • Изучение передового педагогического опыта 
  • Интернет-ресурсы.

сентябрь - октябрь

2021 г.

Практический

1. Определение цели и задач работы над темой.

Анализ уровня профессиональной компетентности

Изучение имеющейся литературы.

ноябрь 2021 г. –

март 2022 г.

2. Разработка системы мер, направленных на решение проблемы.

 Определение темы для  организации предметно-развивающей среды

Составление перспективного планирования работы.

Взаимодействие с дошкольниками

Чтение художественной литературы: потешки, заклички, пальчиковые игры.

Дидактические игры.

Самостоятельная деятельность.

Взаимодействие с родителями

Консультация для родителей  

Обогащение предметно-развивающей среды.

Оформление наглядной информации.

1. Использование опыта самим педагогом в процессе дальнейшей работы.

Чтение стихов, загадок, прослушивание песен и стихов.

Участие родителей в изготовлении игр и пособий для сенсорного развития детей. 

2.Распространение опыта среди коллег.

Обмен опытом участников проекта.

Консультация для воспитателей

Сообщение на педсовете, презентация.

3.Проектирование результатов.

Обогащение предметно-развивающей среды

Оформление наглядной информации.

Сбор, изготовлении игр и пособий для сенсорного развития детей. 

Обобщающий

Оформление результатов работы по теме,

представление материалов

апрель 2022 г.

Создание презентации «Сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактические игры».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема по самообразованию: на 2015 -2016 учебный год: «Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста через дидактические игры»

Предлагаю, вашему вниманию план работы по самообразованию для детей раннего возраста....

Тема по самообразованию: на 2015 -2016 учебный год: «Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста через дидактические игры»

Предлагаю, вашему вниманию план работы по самообразованию для детей раннего возраста....

Семинар "Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста через дидактические игры"

Сенсорный, чувственный опыт служит источником познания мира. В раннем детстве ребенок особенно чувствителен к сенсорным воздействиям.Развитие органов чувств у детей 2-3 лет идет очень интенс...

Отчет по самообразованию Тема: «Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста через дидактические игры»

Планпо самообразованиюТема:«Сенсорное развитие детей первой младшей группы через дидактические игры»на 2018-2019 учебный год Разработала:Шишкина Ирина Сергеевна Цель: повыше...

«Формирование сенсорных способностей детей раннего возраста через дидактические игры"

Сенсорные эталоныСенсорное воспитание предполагает формирование общей сенсорной способности, понимаемой как способность к наиболее элементарной форме опосредования – использованию сенсорных этал...

«Формирование сенсорных способностей детей раннего возраста через дидактические игры"

Сенсорные эталоныСенсорное воспитание предполагает формирование общей сенсорной способности, понимаемой как способность к наиболее элементарной форме опосредования – использованию сенсорных этал...