Консультация для родителей "Значение и роль декоративно-прикладного искусства в жизни ребенка".
консультация
Консультация для родителей дошкольников "Значение и роль декоративно-прикладного искусства в жизни ребенка".
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 16.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей "Значение и роль декоративно-прикладного искусства в жизни ребенка".
«Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа. Но, кроме того, только народное воспитание является живым органом в историческом процессе народного развития … Народ без народности – тело без души, которому остается только подвергнуться закону разложения и уничтожиться в других телах, сохранивших свою самобытность». К.Д. Ушинский.
В первые годы ребенка начинают развиваться те черты характера, чувства, которые незримо связывают ребенка со своей страной, с ее историей, с ее традициями. Детям такого возраста еще не доступны понятие Родина, страна, традиции, поэтому главная задача родителей заложить и подготовить в детях почву, чтобы ребенок вырос в семье, в которой создана атмосфера, которая насыщена живыми образами, яркими красками той страны, в которой мы живем.
Во все времена главной задачей старшего поколения была передача подрастающему поколению добрых традиций своего народа, сохранение и укрепление духовного опыта, предыдущих поколений.
На смену народным играм, забавам, пришел век компьютерных технологий, со своими непонятными героями в мультфильмах и фильмах.
Наша задача во чтобы, то не стало воспитать гражданина и патриота достойного нашей великой страны, у которой очень большая история.
Поэтому любое занятие, встреча с игрушкой, творческое дело, беседа – подчинены единственной цели: развивать личность ребёнка посредством игры, сказки, музыки, фантазии и творчества.
Воспитание и развитие ребенка, в том числе и творческое, невозможно без участия родителей. У каждого без исключения ребенка есть свои способности и таланты, у каждого есть свои задатки, которые надо увидеть вовремя, постараться их развить. Задача семьи состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребенка, а задача педагога - развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы.
Декоративно-прикладное искусство — одно из важных средств художественного воспитания детей дошкольного возраста.
Народное декоративно-прикладное искусство – одно из средств эстетического воспитания, в результате которого у детей формируется эстетический вкус, формируется интерес к прекрасному в окружающей их жизни, и окружающему миру в целом. Помогает формировать художественный вкус, учит детей видеть и понимать прекрасное в окружающей нас жизни и в искусстве. Характер народного искусства, его эмоциональность, красочность, неповторимость помогает ребенку расти и развиваться, как творческая личность, развивает умственную активность, эстетический вкус, ребенок замечает и радуется чему-то прекрасному и красивому, ребенок развивается всесторонне.
Ребенок узнает, что были и есть в наше время такие умельцы и мастера, которые одарены богатой фантазией, даром, создавать своими руками необыкновенную красоту, радующую глаз.
Большую роль в ознакомлении с народными образцами играют экскурсии в музеи, на выставки произведений декоративно-прикладного творчества.
Сегодня изделия, выполненные народными мастерами из различных материалов, служат непременной частью повседневной жизни человека. Они вошли в быт как необходимые предметы, выполняющие определенные утилитарные функции. Это напольные ковры и керамическая посуда, тканые покрывала и вышитые скатерти, деревянная игрушка и украшения женской одежды, живопись, картины и т.д.
Их продуманная форма и пропорции, рисунок орнамента и цвет самого материала характеризуют эстетику данных вещей, их художественное содержание, превращают утилитарный предмет в произведение искусства. Все такие изделия относятся к области декоративно-прикладного искусства, в сфере которого находят органичное единство духовное и материальное начало творчества. Мир этой области обширен.
Многие художественные предметы выпускают предприятия, оснащенные передовой техникой, что позволяет делать вещи большими тиражами. Но в них наблюдается механический повтор исходного образца. Такой тип производства именуется художественной промышленностью. К ней примыкают, но заметно отличаются характером продукции народные художественные промыслы, в которых облик предмета, формирование его художественных особенностей зависят от ручного творческого труда мастера-художника, что и определяет конечный результат. Поэтому так велико значение мастера в народном искусстве. От того, как владеет он своим ремеслом, как использует свои знания и практическое умение, зависит художественный уровень создаваемой им вещи.
Но народный мастер не одинок в своем декоративно-прикладном искусстве. Производством художественных изделий занимаются целые коллективы. Поэтому невольно возникает творческое соревнование, через которое проявляется коллективный характер творчества, выражающийся и в оценках работы, и в проверке приемов обработки материала, и в выборе темы или сюжета оформления вещи. По существу, коллективный опыт всегда формировал и методику преемственности мастерства от старшего поколения к молодому, от отца к сыну. В итоге такого развития художественных промыслов отшлифовывалась форма изделий, сохранялись красивые и содержательные мотивы орнамента, сложилась специфическая традиция как система мировоззрения народных мастеров и как ремесленная основа творчества. Следует подчеркнуть, что коллективный опыт никогда не заслонял творческий потенциал отдельного мастера. Каждый, так или иначе, проявлял свой характер в работе. Складывалось диалектическое единство коллективного и индивидуального начала, дававшего новые импульсы развитию искусства.
Все эти особенности, характеризующие народное декоративно-прикладное искусство, проявлялись в ходе его исторического развития. Идущее из глубины веков творческое освоение материала, совершенствование функции каждого предмета вели к наделению вещи дополнительной значимостью. Например, замочек в форме льва должен был усиливать, по мнению мастера, охранительную функцию этого бытового предмета. Орнамент в виде обруча, опоясывающий корпус токарного поставка, зрительно укреплял форму. Искусство, о котором идет речь, изначально формировалось в народной среде как изготовление необходимых в быту предметов. Их делал каждый человек для себя, не будучи еще профессиональным кузнецом или гончаром. Ремесленную работу он выполнял параллельно со своими основными занятиями (скотоводством, землепашеством, охотой), т.е. в условиях натурального хозяйства.
Путь от домашней промышленности, связанной с переработкой сырья в своем хозяйстве (крестьянской семье), до сложения художественных промыслов был долгим. Но появление заказов, возможность обмена продуктами своего труда постепенно вели людей к специализации в изготовлении тех или иных предметов быта. Формирование централизованного русского государства, развитие рынка создали условия продажи бытовых изделий. На рубеже XVII-XVIII вв. в России начинают складываться направления по производству продукции на рынок. Ремесленное дело становится основным занятием целых деревень и районов. В городах организуются ремесленные цехи.
Народное декоративно-прикладное искусство не везде и не одновременно переходило к функционированию в виде художественных промыслов. Они возникали лишь там, где были соответствующие экономические условия (устойчивый спрос, достаточное количество местного сырья и т.п.). Наиболее активно развитие промыслов во всех регионах России пошло во второй половине XIX века. Изменение быта горожан, которые стали основными потребителями предметов народного искусства, развитие промышленного производства - сильного конкурента в изготовлении дешевых художественных изделий - заставили народных мастеров прекратить создание некоторых видов продукции. Но народное искусство не уходило из быта, не исчезало из сферы культуры.
Таким образом, народное искусство в детском саду способствует всестороннему воспитанию личности ребенка, развитию его творческих способностей и заложенного потенциала; активно воздействует на духовное развитие дошкольника, на формирование патриотических чувств.
Самым высоким видом искусства, самым талантливым, самым гениальным является народное искусство, то есть то, что запечатлено народом, сохранено, что народ пронес через столетия». М.И. Калинин
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Значение и роль декоративно-прикладного искусства в жизни дошкольника".
В первые годы ребенка начинают развиваться те черты характера, чувства, которые незримо связывают ребенка со своей страной, с ее историей, с ее традициями. Детям такого возрас...

Консультация для родителей "Значение и роль декоративно-прикладного искусства в жизни дошкольника"
quot;Значение и роль декоративно-прикладного искусства в жизни дошкольника"...
Консультация для родителей детского сада "Значение и роль декоративно-прикладного искусства в жизни дошкольника".
Данный материал предназначен для информирования родителей по теме: декоративно-прикладного искусство.Данная разработка может использоваться в своей работе воспитателями, педагогами дополнительного обр...

Консультация на тему "Роль декоративно-прикладного искусства в жизни дошкольника".
Роль декоративно-прикладного искусства в жизни дошкольника...

Консультация для родителей "Значение и роль декоративно-прикладного искусства в жизни дошкольника"
Донести до родителей важность приобщения детей к прекрасному...

Консультация для родителей: "Значение и роль декоративно-прикладного искусства в жизни дошкольника".
Консультация для родителей: "Значение и роль декоративно-прикладного искусства в жизни дошкольника"....

Консультация для педагогов Тема: «Роль декоративно-прикладного искусства в жизни ребёнка дошкольного возраста»
Декоративно-приклатное творчество направлено на раскрытие творческого потенциала детей через приобретение в процессе освоения программ художественно-исполнительских и теоретических знаний, умений и на...
