"Психологические особенности детей 2-3 лет"
консультация
Материал полезен для родительского собрания, консультирования.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 19.34 КБ |
Предварительный просмотр:
«Психологические особенности детей 2–3 лет»
Ребёнок переступает 2-х – летний возраст, имея на вооружении две важнейшие функции: самостоятельную ходьбу и речь.
Способность передвигаться значительно расширяет рамки окружающего мира и тем самым создаёт возможность для интенсивного накопления индивидуального жизненного опыта. Овладение словом позволяет познавать мир на основе общечеловеческой культуры.
Одним из главных следствий перехода на новый этап жизнедеятельности является выделение собственного существа из окружающего мира. Формируется чувство «Я», самоощущение, но не самооценка. Малыш считает себя своего рода властелином мира, где всё совершается для его удовольствия. Поэтому всё, что вызывает неудовольствие, воспринимается как страшная несправедливость и порождает бурную реакцию протеста. Его желания многочисленны, но неопределённы, сильны, но переменчивы. Главное – это приятное самоощущение состояния: «Я хочу!». Здесь и кроется источник разнообразных капризов, противоречивых требований.
На третьем году жизни дети становятся самостоятельнее.
Для детей характерна импульсивность. Дети легко заражаются эмоциональным состоянием сверстников. Однако в этом возрасте начинает складываться и произвольность поведения.
У детей к 3 годам появляются чувство гордости и стыда, начинают формироваться элементы сознания, связанные с идентификацией с именем и полом
Ребенок эмоционален, чувствителен к похвале или порицанию взрослого. В этот период происходит переход от манипулятивной игры к ролевой. Сюжетно-ролевая игра предполагает наличие партнеров. Взрослый привлекает ребёнка в первую очередь как партнр по интересной совместной деятельности. Сверстник пока мало пригоден для исполнения этой роли, поскольку ещё не вполне владеет речью, с ним трудно согласовать намерения и построить план совместной деятельности. Ребенок учится общаться со сверстниками.
Для детей 2-3 лет характерна игра рядом, т. е. дети играют в одиночку. Вместе с тем, они охотно участвуют в совместных шалостях, беготне. К 3 годам объединяются в небольшие группки по 2 - 3 человека.
2-3 летний ребенок владеет элементарными гигиеническими навыками самообслуживания (моет руки с мылом после прогулки, игр, туалета; аккуратно пользуется туалетом; при приеме пищи пользуется ложкой, салфеткой; учится пользоваться носовым платком, расческой).
В раннем возрасте происходит дальнейшее развитие познавательной сферы ребёнка. Раннее детство - период бурного речевого развития. Интенсивно развиваются активный и пассивный словари. К двум годам дети понимают почти все слова, которые произносят взрослые, называя предметы своего окружающего мира. К двум годам количество слов у детей достигает - до 200-300, а к трём - до 1500 слов.
Внимание. В 2-3 года внимание непроизвольное и крайне неустойчиво:. Интересную, новую картинку он будет рассматривать в среднем 8 секунд. Даже самой увлекательной игрой ребенок будет заниматься 6 - 10 минут. А многие дети не могут сосредоточиться даже на 5 минут – в этом возрасте это естественно.
Мышление у детей 2-3 лет - наглядно действенное. Дети этого возраста интеллектуально развиваются при условии наглядности предметной деятельности. Во взаимодействии с взрослыми дети усваивают способы действий с разнообразными предметами.
В раннем возрасте значительно совершенствуется память. Но она носит непроизвольный, пассивный характер: ребенок не ставит перед собой цели что-то запомнить. Запоминание происходит легко и естественно, хорошо запоминается то, что было непосредственно связано с его деятельностью, было интересно и эмоционально окрашено. Запоминание происходит в ходе детских видов деятельности – игра, рисование, слушание сказок, стихов.
В раннем возрасте продолжает развиваться восприятие: цвет, форма, вкус, величина. Восприятие носит предметный характер, т. е. свойства предмета не отделяются у ребенка от предмета. Он видит их слитно с предметом (трава зеленая, лимон кислый и желтый). В 3 года ребенок должен знать 6 основных цветов, знает названия круга, квадрата и треугольника. Ребенок уже достаточно хорошо воспринимает пространство квартиры, группы.
Моторика рук. Детям, особенно в начале третьего года жизни, легче даются движения всей рукой (прокатить мяч, машину, поскольку крупная мускулатура в своём развитии опережает мелкую. Одним из показателей и условий хорошего физического и нервно-психического развития ребёнка является развитие его руки, кисти, ручных умений или, как принято называть, мелкой моторики. По умелости детской руки судят об особенностях развития центральной нервной системы и мозга. (Разбор и собирание пирамидки, игра с сортёрами, матрешкой). Нейрофизиологи и психологи отмечают взаимосвязь мозга и руки, сенсомоторное (двигательное и сенсорное) развитие составляет фундамент умственного развития. Умственные способности ребёнка начинают формироваться очень рано и не сами собой, а по мере расширения его деятельности. И когда мы думаем о развитии ребёнка, это равно сколько у него движений. Чем больше в жизни ребенка движений, тем лучше развит его головной мозг. Поэтому посмотрите, у вашего ребенка достаточно движений, он умеет бегать, прыгать, ползать, пролезать, залезать. Здесь самая лучшая игра – это полоса препятствий. Стройте каждый раз вместе с ребенком новую полосу препятствий (вскарапкивание на стул, подлезает под палку, ползет по туннелю, можно задействовать разные массажные коврики (дорожку из разных на ощупь текстур). Играйте в мяч, катайте, сбивайте кегли, играйте с мелкими предметами. Чем больше движений, тем лучше. Необходимо развивать мелкую моторику:
Постигая социальный мир, ребенок с готовностью«впитывает» поведение взрослых. Подражательность, легкая внушаемость и самовнушаемость – основные характерные особенности нервно-психической организации детей в этот период, поэтому он легко всему верит и следует наглядному примеру. Новые впечатления в этом возрасте оставляют яркий эмоциональный след и влияют на поведение во взрослой жизни. Эмоциональные переживания детства именно в этом возрасте оказывают ключевое влияние на восприятие жизни и формирование морально-этических норм.
Этот период в жизни ребенка требует разнообразных игрушек, необходимы:
– настольно-печатные игры, мозаика, игры-головоломки, сборные игрушки, конструкторы; –кубики, мозаики, вкладыши и другое оборудованием для развития мелкой и крупной моторики.
– принадлежности для сюжетно-ролевых игр (домашняя утварь, транспортные средства, медицинское и другое оборудование, прилавки и кассы);
Главный вопрос - А как играть? Представьте себя маленьким ребёнком. На самом деле внутри нас живет наш внутренний малыш ребёнок, так позвольте ему в этот момент вырваться. Возьмите кубик, и попробуйте покатать. Не получается, удивитесь, кубик не катается, а мячик – покатился, как здорово…
Взяли матрешку, открыли, удивились, закрыли, снова открыли, как здорово, собрали куколку, дальше открываем. Играйте с песком, крупой, укладывайте лялю спать, ругайте лялю за шалость. Пусть малыш видит ваши эмоции, увлечение его игрушками, а не вашими (пылесос и кастрюльки не помогут ему заговорить), но самое главное приучайте ребёнка играть одному, постепенно, это очень важно, научить ребенка заниматься самим с собой. А как, подскажет ваша интуиция, когда вы откроете в себе внутреннего ребенка и начнете с ним играть. Чем больше вы играете с ребенком, тем быстрее он начнет играть один.
В возрасте 2-3 лет формируются основы будущей личности, закладывается «фундамент» физического, умственного, нравственного развития ребенка. Немного о кризисных явлениях раннего возраста.
К 3 годам начинается четкое осознание ребёнком: кто он и какой он. Этот возраст характеризуется как «трудный». Это период «кризиса 3 лет». Кризис 3 лет – граница между ранним и дошкольным возрастом – один из наиболее трудных моментов в жизни ребенка. Ребенок, отделяясь от взрослых, пытается установить с ними новые, более глубокие отношения. Новая позиция «Я – САМ», возрастание его самостоятельности и активности, требуют от близких взрослых своевременной перестройки. Если же новые отношения с ребенком не складываются, его инициатива не поощряется, самостоятельность постоянно ограничивается, у ребенка возникают собственно КРИЗИСНЫЕ ЯВЛЕНИЯ, проявляющиеся в отношениях со взрослыми и сверстниками.
Зона ближайшего развития ребенка состоит в обретении "могу" : он должен научиться соотносить свое "хочу" с "должен" и "нельзя" и на этой основе определить свое "могу". Кризис затягивается, если взрослый стоит на позиции "хочу" (вседозволенность) или "нельзя" (запреты). Следует предоставить ребенку сферу деятельности, где бы он мог проявлять самостоятельность. Эта сфера деятельности – игра. Игра с ее особыми правилами и нормами, которые отражают социальные связи, служит для ребенка тем безопасным островом, где он может развивать и апробировать свою независимость, самостоятельность.
Если взрослый поощряет разумную самостоятельность, позитивно оценивает личность ребенка, сглаживает трудности взаимоотношений, тогда ребенок благополучно перейдет на следующую ступеньку развития личности. При успешном преодолении кризиса, ребенок начинает осознавать себя как личность. Он отделяет себя от взрослого и как бы снова открывает мир людей, свое место в этом мире.
Постигая социальный мир, ребенок с готовностью «впитывает» поведение взрослых. Подражательность, легкая внушаемость и самовнушаемость – основные характерные особенности нервно-психической организации детей в этот период, поэтому он легко всему верит и следует наглядному примеру. Родители ДОЛЖНЫ быть оставаться примером для детей. Если родители несут позитивную информацию, если у ребенка на душе хорошо, нет страха, обиды, тревоги, то любую информацию (личностную и интеллектуальную) можно заложить в ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тренинг для родителей детей раннего возраста.Тема: «Психологические особенности детей раннего возраста»
Тренинг для родителей детей раннего возраста. Тема: «Психологические особенности детей раннего возраста»...

Тренинг для родителей детей раннего возраста «Психологические особенности детей раннего возраста»
Тренинг для родителей детей раннего возраста.Тема: «Психологические особенности детей раннего возраста»...

Семинар - практикум для педагогов «Психологические особенности детей дошкольного возраста. Современные дети. Какие они
Представлен материал для проведения семинара-практикума с педагогами...

«Психологические особенности детей старшего дошкольного возраста и их решающее значение для подготовки детей к обучению в школе».
Как показывает опыт и многочисленные исследования, полноценного развития детей можно достичь только в том случае, когда наиболее полно учитываются имеющиеся у них особенности развития и в соответствии...

Консультация для родителей детей младшего дошкольного возраста "Психологические особенности детей 4 лет"
Консультация для родителей детей младшего дошкольного возраста "Психологические особенности детей 4 лет"...

Психологическая методика по исследованию психологических особенностей детей дошкольного возраста
Важнейшим периодом развития человека в отношении формирования его морфофункционального статуса можно признать «дошкольный» период, завершающийся поступлением в школьное образовательное учр...
