«Как поддержать развитие ребенка с РАС: стратегии взаимодействия и сотрудничества дома»
консультация
Каждый ребенок уникален и особенный, и именно вы, как самые близкие люди, являетесь главными экспертами по своему малышу. Наша общая задача — создать условия, в которых он будет чувствовать себя безопасно, понято и сможет максимально раскрыть свой потенциал. Эта консультация предлагает вам несколько ключевых стратегий, которые мы успешно используем в саду и которые можно эффективно применять дома для налаживания сотрудничества и гармоничного взаимодействия.
Создаем понятный и предсказуемый мир.
Дети часто тревожатся из-за неопределенности. Наша задача — сделать мир предсказуемым.
Режим и ритуалы: старайтесь соблюдать четкий распорядок дня (подъем, прием пищи, игры, прогулка, сон). Постоянство успокаивает. Создавайте «ритуалы» — последовательность простых действий перед сном (например, теплая ванна, чтение книги, колыбельная) или после возвращения из сада.
Визуальное расписание: это ваш главный помощник! Используйте картинки, фотографии или даже реальные предметы, чтобы показать ребенку, что будет происходить в течение дня или в ближайшее время (например, «тарелка -> стул -> туалет -> улица»). Подходя к расписанию и убирая или переворачивая карточку с завершенным делом, вы помогаете ребенку легче переключаться между занятиями и снижаете тревогу.
Правило «Сначала — потом»: Эта простая фраза, подкрепленная визуально (показать картинку с не очень любимым делом, а за ней — картинку с приятным), помогает ребенку понять логику происходящего и принять необходимость какого-то занятия. «Сначала соберем игрушки, потом посмотрим мультик». Важно всегда выполнять обещание.
Говорим на одном языке: эффективная коммуникация.
Короткие и четкие инструкции: Используйте простые фразы из 1-3 слов. Вместо: «Сашенька, давай сейчас же прекратим разбрасывать кубики и быстро соберем их в коробку, потому что скоро будем кушать» скажите: «Саша, положи кубик» (и жестом или рукой ребенка покажите, что нужно сделать).
Визуальная поддержка: показывайте, что вы имеете в виду. Используйте жесты, картинки, указывайте на предметы. Это гораздо эффективнее длинных устных объяснений.
Давайте выбор: это дает ребенку ощущение контроля и снижает сопротивление. «Ты будешь яблоко или банан?», «Надень синие или зеленые носки?». Даже иллюзия выбора значительно улучшает сотрудничество.
Формируем желательное поведение через поощрение.
Ловите момент, когда ребенок ведет себя правильно! Чаще всего мы реагируем на негативное поведение, а хорошее остается незамеченным. Увидели, что ребенок спокойно играет, посмотрел на вас, попытался что-то сказать — сразу же похвалите («Как здорово ты играешь!», «Молодец!»), обнимите, дайте маленькое поощрение (то, что он действительно любит: кусочек печенья, любимую игрушку на минуту, кружение). Поощрение должно быть моментальным и искренним. Ребенок должен четко связать свое действие с приятным последствием.
Определите, что является мотиватором (настоящим мотиватором) для вашего ребенка. Это может быть не еда, а, например, щекотка, мыльные пузыри, прыжки на диване или просмотренного (определенного) видео.
Как реагировать на трудное поведение?
Трудное поведение (истерики, крик, агрессия) — это частая форма коммуникации. Ребенок может говорить вам: «Я не понимаю», «Я устал», «Мне страшно», «У меня не получается», «Прекрати это!».
Сохраняйте спокойствие. Ваше уравновешенное состояние — главный якорь для ребенка.
Попытайтесь увидеть причину, а не просто бороться со следствием. Проанализируйте, после чего началась истерика. Может, вы прервали его ритуал? Перешли к новому делу без предупреждения? Окружающая среда стала слишком шумной?
В момент накала страстей бесполезно что-то объяснять. Задача — обеспечить безопасность и помочь ребенку успокоиться. Иногда помогает молчаливое присутствие, иногда — твердые объятия (если ребенок это позволяет), иногда — предоставление ему пространства.
После того, как ребенок успокоился, можно попробовать проанализировать ситуацию с помощью карточек эмоций или социальной истории, но не в форме нравоучения, а в форме обсуждения: «Ты расстроился, когда мама забрала планшет. Мы договаривались: сначала уберем игрушки, потом можно будет планшет».
Мы — команда!
Самое важное — это наше с вами партнерство.
Делитесь с нами, воспитателями, тем, что работает дома. Какие у ребенка мотиваторы? Что его успокаивает? Какие сложные ситуации возникают?
Спрашивайте нас, какие стратегии эффективны в саду. Мы будем рады поделиться своими наблюдениями и находками.
Старайтесь использовать единые подходы дома и в саду. Это создает для ребенка целостную, надежную и понятную среду, что повышает эффективность всех наших усилий.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 17.98 КБ |
Предварительный просмотр:
«Как поддержать развитие ребенка с РАС:
стратегии взаимодействия и сотрудничества дома»
Каждый ребенок уникален и особенный, и именно вы, как самые близкие люди, являетесь главными экспертами по своему малышу. Наша общая задача — создать условия, в которых он будет чувствовать себя безопасно, понято и сможет максимально раскрыть свой потенциал. Эта консультация предлагает вам несколько ключевых стратегий, которые мы успешно используем в саду и которые можно эффективно применять дома для налаживания сотрудничества и гармоничного взаимодействия.
Создаем понятный и предсказуемый мир.
Дети часто тревожатся из-за неопределенности. Наша задача — сделать мир предсказуемым.
Режим и ритуалы: старайтесь соблюдать четкий распорядок дня (подъем, прием пищи, игры, прогулка, сон). Постоянство успокаивает. Создавайте «ритуалы» — последовательность простых действий перед сном (например, теплая ванна, чтение книги, колыбельная) или после возвращения из сада.
Визуальное расписание: это ваш главный помощник! Используйте картинки, фотографии или даже реальные предметы, чтобы показать ребенку, что будет происходить в течение дня или в ближайшее время (например, «тарелка -> стул -> туалет -> улица»). Подходя к расписанию и убирая или переворачивая карточку с завершенным делом, вы помогаете ребенку легче переключаться между занятиями и снижаете тревогу.
Правило «Сначала — потом»: Эта простая фраза, подкрепленная визуально (показать картинку с не очень любимым делом, а за ней — картинку с приятным), помогает ребенку понять логику происходящего и принять необходимость какого-то занятия. «Сначала соберем игрушки, потом посмотрим мультик». Важно всегда выполнять обещание.
Говорим на одном языке: эффективная коммуникация.
Короткие и четкие инструкции: Используйте простые фразы из 1-3 слов. Вместо: «Сашенька, давай сейчас же прекратим разбрасывать кубики и быстро соберем их в коробку, потому что скоро будем кушать» скажите: «Саша, положи кубик» (и жестом или рукой ребенка покажите, что нужно сделать).
Визуальная поддержка: показывайте, что вы имеете в виду. Используйте жесты, картинки, указывайте на предметы. Это гораздо эффективнее длинных устных объяснений.
Давайте выбор: это дает ребенку ощущение контроля и снижает сопротивление. «Ты будешь яблоко или банан?», «Надень синие или зеленые носки?». Даже иллюзия выбора значительно улучшает сотрудничество.
Формируем желательное поведение через поощрение.
Ловите момент, когда ребенок ведет себя правильно! Чаще всего мы реагируем на негативное поведение, а хорошее остается незамеченным. Увидели, что ребенок спокойно играет, посмотрел на вас, попытался что-то сказать — сразу же похвалите («Как здорово ты играешь!», «Молодец!»), обнимите, дайте маленькое поощрение (то, что он действительно любит: кусочек печенья, любимую игрушку на минуту, кружение). Поощрение должно быть моментальным и искренним. Ребенок должен четко связать свое действие с приятным последствием.
Определите, что является мотиватором (настоящим мотиватором) для вашего ребенка. Это может быть не еда, а, например, щекотка, мыльные пузыри, прыжки на диване или просмотренного (определенного) видео.
Как реагировать на трудное поведение?
Трудное поведение (истерики, крик, агрессия) — это частая форма коммуникации. Ребенок может говорить вам: «Я не понимаю», «Я устал», «Мне страшно», «У меня не получается», «Прекрати это!».
Сохраняйте спокойствие. Ваше уравновешенное состояние — главный якорь для ребенка.
Попытайтесь увидеть причину, а не просто бороться со следствием. Проанализируйте, после чего началась истерика. Может, вы прервали его ритуал? Перешли к новому делу без предупреждения? Окружающая среда стала слишком шумной?
В момент накала страстей бесполезно что-то объяснять. Задача — обеспечить безопасность и помочь ребенку успокоиться. Иногда помогает молчаливое присутствие, иногда — твердые объятия (если ребенок это позволяет), иногда — предоставление ему пространства.
После того, как ребенок успокоился, можно попробовать проанализировать ситуацию с помощью карточек эмоций или социальной истории, но не в форме нравоучения, а в форме обсуждения: «Ты расстроился, когда мама забрала планшет. Мы договаривались: сначала уберем игрушки, потом можно будет планшет».
Мы — команда!
Самое важное — это наше с вами партнерство.
Делитесь с нами, воспитателями, тем, что работает дома. Какие у ребенка мотиваторы? Что его успокаивает? Какие сложные ситуации возникают?
Спрашивайте нас, какие стратегии эффективны в саду. Мы будем рады поделиться своими наблюдениями и находками.
Старайтесь использовать единые подходы дома и в саду. Это создает для ребенка целостную, надежную и понятную среду, что повышает эффективность всех наших усилий.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА-ДОШКОЛЬНИКА В СИСТЕМЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОУ И СОЦИУМА
СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА-ДОШКОЛЬНИКА В СИСТЕМЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОУ И СОЦИУМАСоциализация — понятие, широко использующееся в современной психолого-педагогической науке, содержание которого далеко не...

Как поддержать личностное развитие ребенка
Ребенок раннего возраста обычно оценивает себя так, как его оценивают взрослые. Следовательно, именно взрослый в это время формирует самооценку ребенка. Таким образом, самостоятельность формируется за...

#Сидим дома «Комплекс упражнений для развития межполушарных взаимодействий для интеллектуального развития ребенка»
Межполушарное взаимодействие — особый механизм объединения Левого Полушария и Правого Полушария в единую интегративную, целостно работающую систему, формирующийся под влиянием как генетических, ...

#Сидим дома «Комплекс упражнений для развития межполушарных взаимодействий для интеллектуального развития ребенка»
Развитие межполушарного взаимодействия является основой интеллектуального развития ребенка.Для совместной работы обоих полушарий требуется их функциональная связь. Формируется она в период младенчеств...

Консультация для родителей «Если в группе ребенок с ОВЗ. Взаимодействие и сотрудничество с семьей ребенка с ОВЗ»
Консультация для родителей «Если в группе ребенок с ОВЗ. Взаимодействие и сотрудничество с семьей ребенка с ОВЗ»...

Как поддержать развитие речи ребенка с РАС дома?
Речевое развитие ребенка РАС процесс сложный и многоступенчатый. Чтобы говорить, детям нужно уметь чувствовать и воспринимать мир вокруг себя. В этом им могут помочь не только педагоги, но и близкие л...

