материалы детско-родительского клуба "Доверие"
консультация

Юлия Константиновна Ковальчук

В разделе представлены консультации, мастер-классы, тренинги для родителей

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Чувства родителей. Как сохранить ресурсное состояние»

         

          Ресурсное состояние – это самоощущение, при котором человек чувствует себя в состоянии решать текущие задачи и при этом не страдать от нехватки сил, физических или душевных.

           Степень ресурсного состояния можно отследить на физическом уровне, так как его основные составляющие — это здоровье, бодрость, а психологический компонент включает в себя адекватную самооценку, уверенность в себе и своих силах, общий положительный эмоциональный фон, мотивацию на достижения и способность к активной жизненной позиции. Если не обращать внимания на истощение любой из указанных сфер, наступает эмоциональное выгорание. Обычно это выражение используется для описания состояния специалистов, которые испытывают профессиональное нервно-психическое и психологическое истощение, но также потеря ресурса часто происходит, если человек не в состоянии справиться с длительным стрессом. Самым распространенным поводом является пребывание женщины в декрете (материнское выгорание), вследствие чего может случиться послеродовая депрессия.

Материнское выгорание и сложности поддержания ресурсного состояния

         Примерно у 15% женщин наступает послеродовая депрессия, которая характеризуется нарушением эмоциональной сферы, социальной позиции и отношения к ребенку. Такое состояние женщины связано с гормональной перестройкой. Депрессивные проявления появляются в первые недели после родов и требуют квалифицированной помощи.

         В более поздний период после родов эмоциональное выгорание, которое игнорировалось длительное время, также может привести к депрессии, которая лечится долго и сложно, поэтому очень важно заметить первые признаки материнского выгорания и не усугубить ситуацию. Для этого важно поддерживать в матери ресурсное состояние.

Сложности в его поддержании обусловлены следующими факторами:

  • Депривация сна (недосып) – как правило, до полутора лет дети плохо спят ночью по разным причинам (колики, голод, страх, что нет мамы рядом). Даже если женщине и удается спать всю ночь, она, как правило, все равно тревожится, все ли в порядке с ребенком.
  • Большое количество бытовых дел с низкой эффективностью. С вводом прикорма ребенку всегда нужна свежая еда, он неаккуратно кушает, часто пачкается дома и на лице. За этим всем следит мама. Приходится постоянно готовить, убираться, стирать и так изо дня в день. Жизнь матери превращается в «день сурка» — бесконечную череду дней, похожих друг на друга.
  • Отсутствие личного пространства и времени на себя. Женщина практически все время привязана к ребенку и удовлетворению его потребностей.
  • Постоянное напряжение от криков ребенка – невозможно каждую секунду быть рядом с ним и делать то, что он хочет. Следовательно, как бы старательно мама не ухаживала за своим ребенком, время от времени он все равно будет плакать. Психически здоровый человек не может на это не реагировать.
  • Гормональные всплески, перестройка организма, изменение фигуры – все это непосредственно влияет на самовосприятие. Как подростки вынуждены привыкать к своим быстро выросшим и изменившимся телам, так и женщина после родов заново знакомится со своим организмом. Изменилась грудь, на животе и ногах у многих появились растяжки, от эпизиотомии или операции кесарева сечения видны шрамы, многие знакомятся с таким заболеванием, как геморрой, волосы стали выпадать, а ногти – ломаться, а под глазами от недосыпа и усталости виднеются круги и мешки. Все это мало кого из молодых мам оставит равнодушным.
  • Отсутствие сексуальных отношений в первые недели после родов и снижение частоты половых актов у большинства в первый год жизни ребенка. Все это тоже негативно влияет на самооценку женщины и ее внутреннее опустошение.
  • Социальное давление и стереотипы, пропагандирующие, что материнство — это прекрасно, а мать должна постоянно улыбаться и наслаждаться общением с младенцем. В итоге женщина пытается соответствовать выдуманным идеалам и тратит последние капли внутреннего ресурса, хотя, как бы она ни старалась, все равно не сможет всем угодить. Психотерапевт Винникотт, изучая данное явление, ввел такое понятие, как «достаточно хорошая мать» – это мать, которая в состоянии удовлетворять базовые потребности ребенка. По мере роста младенца и приобретении им автономности мать все меньше удовлетворяет потребности ребенка, который уже и сам в состоянии их удовлетворять. По мнению Винникотта, если мама достаточно хорошая, но не идеальная, это почва для внутреннего роста и развития ребенка как личности.
  • Дополнительные трудности заключаются еще и в том, что окружающие молодую мать близкие люди также практически истощены. Мужчины могут удариться в работу и переживать свою адаптацию в роли отца, бабушки и дедушки могут погрузиться в тревогу или гиперопеку. В итоге молодой матери практически не на кого опереться, чтобы восстановиться.

Рекомендации, как сохранить ресурсное состояние

       Начинать маме восстановление своего ресурсного состояния следует с расстановки приоритетов – выделить первостепенные и второстепенные задачи, а также понять, что из того, что она делает, является необязательным и энергозатратным. Последние действия следует постепенно убирать из своего списка задач.

Ниже представлен алгоритм, который помогает матери выходить из состояния выгорания и восстанавливать собственные ресурсы в декрете:

  1. Наладить режим сна. Качество и количество сна непосредственно влияют на нервную систему, а хронический недосып провоцирует раздражительность, депрессию, плаксивость и повышенную агрессивность.
  2. Организовать полноценное питание с многообразием микроэлементов и витаминов, которые регулируют внутренние обменные процессы организма. Женщина должна сбалансированно питаться, чтобы в ее рационе были белок, жиры, сложные углеводы, клетчатка и т.п. Это гораздо полезней, чем многочисленные перекусы.
  3. Перестать заниматься делами с низкой эффективностью, например, без конца собирать разбросанные игрушки, которые через несколько минут будут снова разбросаны. Также можно меньше времени уделять уборке и больше – отдыху. Во-первых, с ребенком идеальной чистоты не добиться, всегда какие-то вещи будут лежать не на своих местах, а, во-вторых, идеально выглаженные пеленки и ежедневно вымытый пол не позволяют молодой матери чувствовать себя полной сил и энергии, а наоборот ее забирают. Лучше в это время отдохнуть или заняться любимым хобби.
  4. Физическая активность помогает не только преодолеть стресс, выработать гормоны удовольствия, но также восстановить фигуру после родов. Молодой маме необходимо много физических сил, поэтому регулярные физические нагрузки позволят находиться в форме (есть направления йоги и фитнеса с детьми). В хорошую погоду рекомендуется как можно больше времени проводить на улице с ребенком. От этого и ему, и маме будет только лучше.

Чтобы поддержать психологический ресурс, необходимо максимально оставаться собой и сохранять ощущения присутствия себя в этом мире. В первую очередь важно избавиться от стереотипов, что если мама что-то делает для себя, это преступление. Наоборот – она должна уделять время себе, чтобы делиться положительными эмоциями со своим же ребенком и окружающими.

Отлично помогают следующие рекомендации:

  • Соблюдение собственных ритуалов и маленьких радостей, которые можно вписать в новый ритм жизни. Это может быть чашка любимого чая (в кафе или дома), уход за своим лицом и телом, ванная с маслами и свечами после отбоя.
  • Чтение журнала или книги, пока ребенок спит. Вовсе не обязательно стремиться читать «правильные» книги, то есть про детей. Если вам интересны Достоевский или Донцова – это ваше право, которым нужно пользоваться.
  • Живое общение с другими взрослыми людьми. Не забывайте, что социальные сети не смогут его заменить, так как при общении прежде всего важен обмен эмоциями. Поэтому по возможности старайтесь встречаться с подругами, гулять с другими семьями с детьми, ходить на «свидания» с мужем. Эти несколько часов, проведенные в кругу реальных людей, очень хорошо повлияют на восстановление ресурсного состояния.
  • Свободное время только для себя. Несмотря на то, что его станет меньше, необходимо заботиться о наличии таких промежутков в каждом дне. Как вариант, муж или бабушка могут посидеть с ребенком, пока мама принимает душ или ходит в одиночестве по магазинам.
  • Поддержание хобби и работы – дает выход собственным творческим способностям и позволяет разместить те эмоции, которые могут негативно сказаться на ребенке. Часто злость может возникать из-за потери идентичности, невостребованности как профессионала и финансовой зависимости от мужа, а небольшая подработка или фриланс помогают ее избежать.
  • Снижение уровня контроля и тревожности. Вместе со своим ребенком можно окунуться в детство, поиграть, побегать, попрыгать и подурачиться – это снимает эмоциональное напряжение и помогает почувствовать себя живой.

Важно уметь не гнаться за идеалом, а уметь просить о помощи и делегировать задачи. При первых признаках усталости лучше попросить кого-то из близких посидеть с ребенком и уйти восстанавливать свои ресурсы. Это необходимо потому, что мама в выгорании или депрессии не может гармонично заботиться о ребенке. Если самостоятельно прийти в норму не получается, стоит обратиться за консультацией к психологу.



Предварительный просмотр:

Тренинг для родителей

Тема: "Наказание - польза или вред?"

Цель: осознание психотравмирующего влияния физического и эмоционального насилия на формирование личности ребёнка.

Оборудование: цветные карандаши, фломастеры, ручки, ножницы, прищепки, грецкие орехи, мешочек, коробок спичек, столик, доски магнитные.

Ход тренинга

Ведущий: Здравствуйте, уважаемые родители! Спасибо, что нашли время и пришли на тренинг, посвященный вопросам воспитания детей, общения с ними, оптимальным методам разрешения конфликтных ситуаций, которые нередко возникают из-за непослушания или плохого поведения ребенка.

Для того чтобы нам легче было общаться, предлагаю вам сделать визитную карточку, которая может быть любой по форме, цвету и украшенной по вашему художественному вкусу. Важно, чтобы на карточках было указано ваше имя, которым вы хотите, чтобы вас называли.

Подойдите, пожалуйста, к столам, возьмите листок бумаги, выберите карандаши, которые вам понадобятся, и оформите свой бейджик в свободной форме. На это задание вам даётся 5 мин. Прикрепите свои визитки на одежде и вернитесь на свои места.

(Участники тренинга выполняют задание.)

Ведущий: А сейчас будем знакомиться. Я по кругу буду передавать игрушку, у кого игрушка окажется в руках, тот отвечает на два вопроса: Как его зовут? Почему бейджик оформлен именно так? Здесь нужно попытаться объяснить, почему использованы такие цвета, форма, что это для вас значит.

(Участники тренинга выполняют задание.)

Ведущий: Ну, вот мы с вами и познакомились. Каждый из вас очень индивидуален. Это мы увидели даже из оформления ваших бейджиков, вы использовали разные цвета, по-разному украсили свои визитки. Показательно и то, что у каждого из вас не только разные цвет волос, глаз, но и свой неповторимый и индивидуальный жизненный опыт, которым, мы надеемся, вы поделитесь друг с другом.

Правила тренинга

Ведущий: Для того, чтобы нам было легче общаться, давайте создадим правила нашего общения, предлагаю следующие правила:

1. Не перебивать друг друга. Например, будет ли вам приятно общаться с человеком, который вас перебивает? Чтобы этого не происходило, говорить будет только тот, у кого в данный момент в руках вот эта игрушка.

2. Доверительный, доброжелательный стиль общения. Такое условие необходимо, чтобы состоялся доверительный диалог.

3. Искренность в общении. Говорим правду или молчим.

4. Общение по принципу "здесь и теперь", говорим от 1-го лица ("Я..."). Общаемся по поводу того, что переживаем мы, рассказываем о своих проблемах, а не о проблемах посторонних людей, которые сейчас на тренинге не присутствуют.

5. Помним, что поведение человека и его личность - это не одно и то же. Каждый из нас индивидуален, не следует критиковать личность другого. Можно оценивать только его высказывания и поступки.

6. Стараемся видеть сильные стороны выступающего.

-Игры и упражнения

1. Игра на сплочение "Спичка"

Ведущий: Теперь, соблюдая эти правила, мы предлагаем вам поиграть. Игра называется "Спичка". Встаньте плечом к плечу. Сейчас мы раздадим вам спички, которые можно держать только одним пальцем. Ваша задача: всем вместе дойти до финиша, не уронив спичку. Если упала хотя бы одна спичка, то вся команда возвращается к старту . Как именно держать спички — решать вам. Главное условие — держать их одним пальцем.

(Участники тренинга выполняют задание.)

Ведущий: Молодцы, садитесь на свои места. Ответьте на вопросы:

  • Легко ли было выполнить это упражнение?
  • Что мешало пройти до финиша?
  • Какие действия вы предприняли, чтобы удержать спичку?
  • Что каждый вынес для себя из этого упражнения? (Какой жизненный урок, мораль.)

2. Упражнение "Грецкий орех"

Ведущий: Сейчас мы перед вами из мешочка выложим грецкие орехи, и каждый возьмет себе по одному. Вам дается 1 мин, чтобы вы его рассмотрели, обратили внимание на его размер, форму, цвет, рисунок прожилок, дефекты, т. е. запомнили свой орех, чтобы затем его найти.

(В центре круга из мешочка высыпаются орехи по числу участников, родители их разбирают.)

Ведущий: Теперь я пройду по кругу и соберу в мешочек орехи. Перемешаю, высыплю обратно на пол. Найдите, пожалуйста, каждый свой орех.

(Участники тренинга выполняют задание.)

Ведущий: Ответьте, пожалуйста, на вопросы:

  • По какому принципу вы нашли свой орех? (Цвет, форма, размер, дефекты и т. д.)
  • Какой тактикой, стратегией вы пользовались, чтобы потом отыскать свой орех? (Запомнил признаки своего ореха или ждал, пока все разберут свои орехи, и т. д.)
  • На первый взгляд все орехи похожи, но если приглядеться — одинаковых нет, а все очень разные и индивидуальные. Так и люди, и в частности дети: очень разные, запоминающиеся, у каждого свои неповторимые "черточки". Нужно их только почувствовать и понять. Каждый из нас выбирает свою стратегию, тактику поведения (установки, принципы, стереотипы), которые он применяет во всех сферах своей жизни (семья, работа, отношения в обществе, воспитание детей), например:
  • Стратегия "лидера". Те из вас, кто проявили большую активность в поисках своего ореха, т. е. первыми приступили к выполнению задания, скорее всего смело, настойчиво идут по жизни, активно участвуют в воспитании своих детей.
  • Стратегия "пассивного поведения". К этому типу людей, скорее всего, относятся те, кто ждал, пока все разберут свои орехи и останется только его. Такие люди часто пассивны, не инициативны на работе, в воспитании детей.
  • Научно доказано, что дети копируют поведение, следовательно, и стратегию родителей. Другими словами, если вам больше свойственна стратегия "лидера", то и ваш ребенок, скорее всего, будет придерживаться ее.
  • Каким вы хотите видеть вашего ребенка?

Ведущий: А теперь выберите из предложенных карточек черты ребёнка каким вы хотите видеть вашего сына или дочь и почему? По очереди называйте желаемые качества .

  • послушный;
  • хорошо ест;
  • умеет сам одеваться;
  • не капризничает;
  • не дерется;
  • самостоятельно ест;
  • хорошо засыпает;
  • добрый;
  • общительный;
  • ласковый;
  • смелый;
  • умный;
  • умеет постоять за себя;
  • хорошо говорит;
  • любит рисовать;
  • любит лепить;
  • любит, когда ему читают;
  • здоровый;
  • умеет найти для себя занятие;
  • любознательный;
  • помогает взрослым и т. д.

Давайте подробнее остановимся на таком качестве, как послушание. Для чего оно нужно? Какие могут быть варианты ответа? Вы по очереди называете возможные причины, по которым вы хотели бы воспитать это качество в своем ребенке, а я буду записывать их на доске:

  • чтобы ребенок не мешал взрослому заниматься своими делами;
  • учился учитывать интересы других людей;
  • приучался к порядку, дисциплине;
  • предотвращать возможные негативные последствия непослушания для личной безопасности ребенка;
  • иметь возможность его чему-то научить;
  • чтобы он умел соблюдать режим;
  • не конфликтовал со сверстниками;
  • был управляемым и пр. (раздаются карточки, родители перечисляют выбранные причины, добавляют свои).

При воспитании тех или иных качеств, следует понять, с какой целью вы их воспитываете в своих детях? С целью ввести ребенка в социум, развить какие-то положительные личностные качества или же с целью удобства и выгоды для себя?

Например, какие из перечисленных причин подразумевают удобство взрослого? За каждой из формулировок: "чтобы он не мешал взрослому" и "чтобы учился учитывать интересы других людей" скрываются разные ценности. Очевидно, что аргумент "послушание нужно, чтобы ребенок не мешал взрослому" не подразумевает ценности развития ребенка и будет отнесен к формулировкам, определяющим ценности "удобства" взрослого; а второй аргумент — к формулировкам, в которых содержатся ценности развития ребенка.

Анализ методов воспитания (обсуждение, что можно отнести к удобству,

а что к ценности развития личности ребёнка).

Ведущий:

А как вы обычно добиваетесь послушания в разных ситуациях? Передавайте игрушку по кругу и называйте ваши собственные, а также возможные способы наказания (все способы записываются на доске):

  • шлепают;
  • ставят в угол;
  • пугают;
  • лишают развлечений, сладкого, подарков;
  • используют окрики;
  • читают нотации;
  • стараются объяснить, уговорить;
  • переключают внимание;
  • обижаются;
  • используют игровые приемы и т. д.

Давайте попробуем по ролям проиграть ситуацию, касающуюся наказания. Есть желающие? Ситуация такая: вы идете по улице с ребенком, и он захотел, чтобы вы что-то ему купили. Вы не можете этого сделать. Причины могут быть разные: нет денег, это что-то из еды, а скоро обед и т. д. Малышу это не нравится, и он начинает капризничать все сильнее и сильнее, проще говоря, не слушается. Как вы поступите в такой ситуации?

(В зависимости от выбранного типа наказания предлагается проанализировать метод с точки зрения его значения для развития личности ребенка.)

Негативные формы наказания

Ведущий: Кто-нибудь помнит себя в детстве, когда вы еще не ходили в школу? Расскажите, пожалуйста, самое яркое (в плохом смысле, т. е. обидное, грустное) наказание того времени. За что вас наказали? Как это сделали? И какие чувства вы при этом испытывали? (Унижение; обида; страх; вина; ощущение, что не любят, отвергают; горе; ответная агрессия; растерянность и пр.)

Такие методы, как физические наказания, окрики, лишение общения, попытки напугать ребенка, унижают его достоинство, лишают доверия к взрослому, заставляют почувствовать себя нелюбимым, ущербным и в конечном итоге могут стать источником невротических реакций. В результате таких воздействий взрослый, преследуя благую цель — развить положительное качество у ребенка, на самом деле может нанести вред его личностному развитию и психическому здоровью.

Положительные выходы из ситуации?

Ведущий: Верным выходом из сложившейся ситуации может быть использование в общении с ребенком таких методов, как:

  • стараться объяснить, уговорить;
  • переключить внимание;
  • использовать игровые приемы;
  • не обращать внимание на капризы ребенка, отойти в сторону, чтобы он видел, что его поведение на вас не оказывает влияния.

Эти методы эффективны и положительны по своим последствиям, т. к. ребенок:

  • не испытывает унижения, обиды, страха, не теряет контакта с взрослым;
  • получает положительные образцы действий;
  • проявляет собственную инициативу;
  • сохраняет положительное самоощущение и пр.

(Если при проигрывании ситуации родители изначально использовали метод с негативными формами наказания, то применяется сценарий с положительными выходами из ситуации. Если родители изначально предложили положительный вариант, то просто проводится беседа.)

  • Модели личностного развития ребенка

(Ведущий рассказывает родителям о том, как те или иные воспитательные стратегии обусловливают различные модели личностного развития ребенка.)

Ведущий:

Думаю, вы все знаете, что фундамент личности закладывается в раннем возрасте и во многом определяет ее особенности в последующие годы жизни.

Реализация принципов авторитарной педагогики способствует накоплению у ребенка негативного опыта контактов с взрослым, формирует недоверие к миру, низкий уровень инициативности, любознательности, неуверенность в себе, тормозит развитие творческих способностей, проявлений детской непосредственности, жизнерадостности, часто провоцирует появление робости, конфликтности, агрессивности.

Напротив, следование принципам личностно-ориентированной педагогики способствует накоплению у ребенка позитивного опыта общения со взрослым, дает ему возможность развить инициативность, активность, познавательные способности, уверенность в себе, доброжелательное отношение к окружающим.

Детское непослушание и нарушение запретов часто имеют важное психологическое содержание. В раннем возрасте дети используют непослушание для определения границ дозволенного, для привлечения внимания взрослого к себе в тех случаях, когда его не хватает.

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ

Например, маленький ребенок подходит к маме, держа в одной руке соску, а в другой — ботинок. Уже зная, что ему не разрешается брать ботинок в рот, малыш подносит его ко рту и лукаво смотрит в глаза взрослому. Услышав "не надо", он улыбается и берет в рот соску. Так может продолжаться несколько раз и с различными предметами.

В подобных случаях взрослый должен понимать, что ребенок не дразнит его, а выясняет границы дозволенного и недозволенного. Наказания здесь неуместны. Лучше отвлечь внимание ребенка и предложить ему совместную игру.

Часто проблема непослушания возникает из-за недооценки родителями и воспитателями присущего детям стремления к познанию окружающего предметного мира. Ребенок раннего возраста пытается все попробовать на вкус, залезть в шкаф, засунуть палец в розетку, схватить горячую кастрюлю, ножницы и пр. Многие родители вместо того, чтобы убрать неподходящие предметы из зоны досягаемости детей и заполнить ее игрушками и безопасными предметами, прибегают к ограничениям, запретам. Тем самым они тормозят развитие у ребенка познавательной активности и провоцируют его на конфликты.

Наша цель: ребёнок должен осознать последствия неправильного поведения (жалеет о проступке, ищет способ загладить вину, исправить).

Наказание не работает, оно только отвлекает! (картина мести)

Наказывая ребёнка, мы на самом деле лишаем его очень важного внутреннего процесса, мы лишаем его возможности осознать своё плохое поведение .

Что родители могут сделать в замен? (обсуждение)

Мышечная релаксация (обучение методам саморегуляции)

Ведущий: Сегодня мы выполним некоторые упражнения на расслабление. Они помогут вам научиться расслабляться, когда вы чувствуете скованность, и избавиться от многих неприятных ощущений в теле. Эти упражнения довольно короткие и простые — вы можете выполнять их незаметно для окружающих. Но есть некоторые правила, которые вы должны соблюдать, чтобы они принесли пользу:

  • Вы должны делать именно то, что я вам говорю, даже если это кажется вам неправильным.
  • Вы должны делать это очень старательно, прикладывая все силы.
  • Вы должны прислушиваться к ощущениям своего тела. Обращайте внимание на то, как чувствуют себя ваши мышцы, когда они напряжены и расслабленны.

Упражнение "Лимон" (руки)

Ведущий: Закройте глаза. Представьте, что в вашей левой руке находится целый лимон. Как можно сильнее сожмите его. Постарайтесь выдавить из него весь сок. Прочувствуйте, как напряглись ваши рука и ладонь, когда вы сжимаете лимон. Обратите внимание на свои ощущения, когда рука расслаблена. Теперь возьмите другой лимон и сожмите его. Постарайтесь сжать его еще сильнее, чем первый. Прекрасно. Вы прилагаете все силы. Теперь выроните этот лимон, расслабьтесь. Не правда ли, насколько лучше чувствуют себя ваши рука и ладонь, когда они расслаблены? И снова возьмите лимон левой рукой и постарайтесь выжать из него весь сок до последней капли! Прекрасно. Теперь расслабьте руку, пусть он выпадет.

Оставайтесь расслабленными. Пусть все тело станет слабым и безвольным, почувствуйте, как каждый мускул "распускается". Через несколько минут я попрошу вас открыть глаза. Эти упражнения можно повторять дома вместе с детьми. Медленно потянитесь, откройте глаза.

Рефлексия

Ведущий: А теперь давайте подведем итоги нашей сегодняшней встречи. Выполним так называемую рефлексию, т. е. отслеживание своих чувств и эмоций по поводу тренинга. Прошу каждого, передавая мячик, высказаться о том:

  • что он узнал сегодня;
  • было ли для него это полезно;
  • какие чувства он испытывает в данный момент и испытывал в момент самого тренинга;
  • что он хотел бы еще узнать.

Раздаются буклета на тему: «Наказание или поощрение»

Анализ анкетирования (анкеты раздаются заранее)

Анкета для родителей

Уважаемые родители!

Просим Вас заполнить анкету, посвященную теме наказаний. Возможно, вы не раз стояли перед проблемой – наказывать или не наказывать своего ребенка. Как вы выходили из этой ситуации? Анкета анонимна. Надеемся, что ваши искренние ответы помогут вам разобраться в системе отношений, которую вы строите со своим ребенком.

Наказания происходят потому, что__________________________________

Мне приходится наказывать ребенка, когда___________________________

Какие наказания применяли по отношению к вам родители в детстве

(нужное подчеркните):

пощечина, ремень, шлепок, щипали, царапали, били кулаком, лишали еды, сажали в темное место, ставили в угол, ставили на колени на крупу, не разговаривали, лишали удовольствий, другие__________________________

Какие наказания вы считаете возможным применять по отношению к ребенку? _______________________________________________________

Какие наказания вы реально применяете по отношению к своему ребенку? _________________________________________________________________

Кто, с вашей точки зрения, был наиболее агрессивен в семье ваших родителей? __________________________________________________________________

В вашей семье?___________________________________________________

Можете ли вы в публичном месте ударить своего ребенка?______________

Повысить на него голос?___________________________________________

За что, в какой ситуации вы можете ударить ребенка? __________________

Что раздражает вас в вашем ребенке?_________________________________

В жене (муже)?____________________________________________________

В себе самом?___________________________________________________

Пол родителя, заполнившего анкету__________________________________

Большое спасибо!

 

Мой стиль воспитания ребенка в семье

Дается время, все изучают тест и делают вывод о своем стиле воспитания.

1.Ваш ребенок сидит за столом и не хочет есть. Ваши действия:

А)Буду уговаривать покушать, чтоб он был большой и сильный со сказками, прибаутками;

Б) Разрешите выйти из-за стола;

В) Не выпустите из-за стола до тех пор, пока все не съест.

2. Ваш ребенок, вернувшись с прогулки, расплакался, обнаружив, что потерял во дворе свою старую любимую игрушку – плюшевого медведя. Вы:

А) Идете во двор и ищете игрушку ребенка;

Б) Погрустите вместе с ребенком о его утрате;

В) Успокоите ребенка словами: «не стоит расстраиваться из-за пустяков».

3. Ваш ребенок смотрит телевизор вместо того, чтобы выполнять полученное им в детском саду задание. Вы:

А) Без слов выключите телевизор;

Б) Спросите, что необходимо ребенку, чтобы начать делать задание;

В) Пристыдите ребенка за несобранность.

4. Ваш ребенок оставил все игрушки на полу, не пожелав их убрать. Вы:

А) Уберете часть игрушек в недоступное место: «пусть поскучает без них»;

Б) предложите свою помощь в уборке или ободрите ребенка словами, типа: «я вижу, что тебе скучно делать это одному…», «я не сомневаюсь, что твои игрушки не слушаются тебя…»;

В) Накажите ребенка лишением игрушек.

5. Вы пришли за ребенком в детский сад, ожидая, что он быстро оденется и Вы успеете зайти на почту, в аптеку. Но он под разными предлогами отвлекается от сборов домой, «тянет» время. Вы:

А) отчитываете ребенка, показывая свое недовольство его поведением;

Б) Говорите ребенку, что, когда он так себя ведет, вы чувствуете раздражение и досаду, воспринимая это равнодушие с его стороны к вашим заботам, сообщаете ему, чего вы ждете от него;

В) Пытаетесь сами побыстрей одеть ребенка, отвлекая как-то от шалостей, не забывая при этом постыдить, чтобы пробуждалась совесть.

Подсчитайте, каких ответов больше – А, Б, В. Под каждой буквой прочтите резюме.

«А» - тип авторитарного стиля воспитания, мало доверия к ребенку и учета его потребностей.

«Б» - стиль воспитания, при котором признается право ребенка на личный опыт и ошибки, акцент – научить его отвечать за себя и свои поступки.

«В» - стиль воспитания без особых попыток понять ребенка, основные методы – порицание и наказание.

Благодарим вас за сотрудничество!

Памятка для родителей.

«Когда вы выбираете наказание,

успейте взвесить его вред и пользу для ребенка»

  1. Наказание не должно вредить здоровью – ни физическому, ни психическому. Более того, наказание должно быть полезным. Наказать – это, скорее, лишить ребенка хорошего, чем делать ему плохое.
  2. Если есть сомнение, наказывать или нет, не наказывайте, даже если уже поняли про себя, что обычно слишком мягки, доверчивы и нерешительны. Никакой «профилактики», никаких наказаний «на всякий случай»!
  3. За один раз – одно. Даже если проступков совершено сразу необозримое множество, наказание – только одно, за все сразу, а не поодиночке за каждый проступок. «Салат» из наказаний – блюдо не для детской души.
  4. Срок давности: лучше не наказывать, чем наказывать запоздало, например, за проступки, обнаруженные спустя неделю, месяц, а то и год – это чревато риском задержки психического развития.
  5. Наказан – прощен. Инцидент исчерпан. Страница перевернута как ни в чем не бывало. О старых грехах ни слова. Не мешайте начинать жизнь сначала!
  6. Без унижения. Что бы ни было, какой бы ни была вина ребенка, наказание не должно восприниматься ребенком как торжество нашей силы над его слабостью, как унижение его чувства собственного достоинства. Если ребенок считает, что с ним обошлись несправедливо, наказание воздействует на него только со знаком «минус», оно больно ранит его чувство самооценки!
  7. Ребенок не должен бояться наказания. Не наказания он должен бояться, не гнева нашего, а нашего огорчения.
  8. Роли «карающего» и «милующего» не должны жестко закрепляться за членами семьи, так как это может приводить к тому, что «милующий» начинает само утверждаться за счет «карающего», что вносит смятение в восприятие ребенком семейной иерархии.
  9. Наказание - не за счет лишения любви. Что бы ни случилось, не лишайте ребенка необходимой заботы и похвалы. Наказание не должно посеять сомнение в родительской любви, а наоборот, усилить переживания ребенка, его любовь к родителям и ощущение того, как сильно его любят.



Предварительный просмотр:

Лекторий для родителей "Принятие и одобрение ребенка"

 Цель: способствовать сплочению родительского коллектива, формированию доверительных отношений между родителями и педагогами; формирование у родителей адекватной позиции по отношению к ребенку в системе «мы и наш ребенок»; расширение информационного поля родителей в области психолого-педагогических знаний.

Задачи:

  • Создать условия для понимания родителями своей роли в воспитании и обучении ребенка, осознания значимости предлагаемой квалифицированной помощи.
  • Помочь родителям оценить стиль своего взаимодействия с ребенком и изменить его, если необходимо.
  • Отрабатывать навыки конструктивного взаимодействия с ребенком.
  • Вырабатывать более адекватные представления о детских возможностях и потребностях.
  • Формировать у родителей мотивацию самовоспитания и саморазвития.

Роль ведущего. Создать в группе атмосферу сотрудничества и взаимного доверия. Во время занятия поощрять естественность, гибкость в поведении, изобретательность самовыражения. Следить за соблюдением правил принятых в группе.

                                                 Ход

1.        Приветствие

Это лекция для тех, кто любит детей, любит их не издалека, не любуется ими, как живой занимательной игрушкой, а любит деятельной любовью.

В детском саду вашим детям и вам вместе с ними предстоит прожить еще несколько лет. Станут ли эти годы для вашего ребенка, а значит и для вас счастливыми, интересными, запоминающимися – это, во многом, зависит от вас, от вашего участия в жизни группы и детского сада, от вашего взаимодействия не только с воспитателем, но и с другими родителями группы. Во время первой нашей встречи хочется, чтобы состоялось знакомство, которое позже, надеюсь, перерастет в теплые дружеские отношения.

 Мы надеемся, что наша лекция будет не только полезной, но и интересной, где родители могут узнать много нового о самих себе, где мы попытаемся разобраться в проблемах наших детей .

2.        Сегодня мы собрались за круглым столом, для того, чтобы поразмышлять на тему: «Безусловное принятие и одобрение ребенка». Для начала, дорогие родители, мы узнаем с вами, какое настроение царит в нашей аудитории. Сейчас предлагаем вам описать свое настроение, с которым вы пришли на встречу, используя термины прогноза погоды. Например,  если настроение хорошее: «солнечное, безоблачное,  дует ветерок, т. д. »,  если грустное,  неважное, то: «пасмурно, скоро грянет гром, налетит ураган, и т. д. »

Начали… (подводим итоги настроения)

Каждый день, воспитывая своих детей, мы дарим им частичку своего тепла, частичку своего доброго сердца. Давайте зажжем сердечко, которое станет эмблемой, символом нашего мероприятия. Прежде всего давайте познакомимся. Предлагаю всем представиться таким образом: назвать свое имя и слово – эпитет, которое начинается с той же буквы, например, Вера – верная и также скажем друг другу что-то приятное, комплимент, доброе слово (как здорово, что все мы здесь сегодня собрались).

     Родители зажигают свечу и передают друг другу.

3.        Релаксация.

            На фоне легкой музыки звучат слова:

            « А сейчас мы приглашаем Вас в путешествие.

            Представьте себе сейчас галактику вселенной…

            Мы видим там потоки звезд, их водопадов неимоверное сияние…  И вдруг как брызги искр, взметнувшись фейерверком, слились они в светящуюся, серебрившуюся точку… Сейчас мы с Вами сами стали очевидцами того, как зажигаются на небе звезды…

•        Когда на небе загорается звезда, то на земле рождается ребенок. Малыш сравним лишь с утренней звездой, холодный блеск которой согревает солнце… Это чудо сделало Вас мамой и папой,… берегите его… и совершенствуйтесь сами, идя рядом с ним… Дайте руку ему, свою крепкую руку.

•        Его нежные пальчики вложите в ладонь и ведите по жизни, ее лабиринтам, словно гид, который осилил этот путь.

•        Ведь только, Вы… - родители… являетесь одновременно сразу и тучами и солнцем для детей… И лишь только Вам подвластно устранять все «ветряные мельницы» взаимоотношений, с которыми сражается ребенок, чтоб утвердить себя в своей семье… Полюбите  своего  ребенка… каким б он не был, долгожданным или нет…  ведь раз он появился…, раз он есть,… Ваш долг в том, чтобы ребенок стал счастливым».

            Спасибо Вам за наше путешествие!

     4.Введение.

Раннее детство – период интенсивного развития. Опыт, приобретенный ребенком в это время, во многом определяет его будущую взрослую жизнь. Конечно, родители, лучше, чем кто–либо, знают и любят своего ребенка. Но, приходит время, когда ему недостаточно общения только с близкими людьми: нужны новые друзья, новые впечатления, родителям надо выходить на работу и зарабатывать деньги. … И в один из дней приводят в детский сад, оставляют одного среди незнакомых взрослых, в незнакомой обстановке – это является стрессом для ребенка.

     - Как примут ребенка в детском коллективе? Какие отношения сложатся у него с воспитателем?  

      Не будет ли малыш часто болеть? Насколько быстро он привыкнет, адаптируется в новой среде?

      Привычные родительские тревоги и волнения. Такие же проблемы выступают и перед воспитателем, принимающим в свою группу новичков.

5.Упражнения «Орехи»

Всем участникам предлагается выбрать из корзинки по 1 грецкому ореху, внимательно рассмотреть его и положить обратно. Ведущий перемешивает орехи и предлагает участникам отыскать именно свой орех.

Ведущий: «Несмотря на то, что на 1 взгляд все орехи одинаковы, у каждого есть свои неповторимые особенности – так и каждый ребенок неповторим…»

Работа с салфетками. (Родители выполняют инструкцию психолога, оборвать углы салфетки.)Каждый из родителей выполнял одну и туже инструкцию, но у всех получилась разная салфетка. Так и ребёнок -каждый уникален и чтобы каждому малышу было комфортно, уютно в дошкольном учреждении, необходим комплексный подход к решению проблемы адаптации.

6.Упражнение «Качества взрослого, необходимые ему при взаимодействии с детьми раннего возраста».

Цель. Дать возможность поразмышлять над проблемами, волнующими родителей, обращающихся за консультацией к психологу.

Содержание. Упражнение проводится в подгруппе. В течении нескольких минут родители пытаются выделить 2-3 качества, необходимых для успешного взаимодействия с ребенком. Эти качества необходимо представить в виде психологической скульптуры – без слов, а только с помощью невербальных средств общения. Остальные отгадывают, какое качество отражено в скульптуре. Затем проводится обсуждение в кругу. Высказывают свое мнение по поводу выбранных качеств.

7. Мини-лекция.

Нередко можно услышать от родителей такое обращение к сыну или дочке: «Если ты будешь хорошим мальчиком (девочкой), то я буду тебя любить». Или: «Не жди от меня хорошего, пока ты не перестанешь…(драться, лениться, губить), не начнешь…(хорошо учиться, помогать по дому, слушаться)».

Приглядимся: в этих фразах ребенку прямо сообщают, что его принимают условно, что его любят (или будут любить), «только если…». Условное, оценочное отношение к человеку вообще характерно для нашей культуры. Такое отношение внедряется и в сознание детей.

Причина широко бытующего оценочного отношения к детям кроется в твердой вере, что награды и наказания – главные воспитательные средства. Похвалишь ребенка – и он укрепится в добре, накажешь – и зло отступит. Но вот беда: они не всегда безотказны, эти средства. Кто не знает и такую закономерность: чем больше ребенка ругают, тем хуже он становится. Почему же так происходит? А потому, что воспитание ребенка – это вовсе не дрессура. Родители существуют не для того, чтобы вырабатывать у детей условные рефлексы.                                                                                        Психологами доказано, что потребность в любви, в принадлежности, то есть нужности другому, одна из фундаментальных человеческих потребностей. Ее удовлетворение – необходимое условие нормального развития ребенка. Эта потребность удовлетворяется, когда вы сообщаете ребенку, что он вам дорог, нужен, важен, что он просто хороший. Такие сообщения содержатся в приветливых взглядах, ласковых прикосновениях, прямых словах: «Как хорошо, что ты у нас родился», «Я рада тебя видеть», «Ты мне нравишься», «Я люблю, когда ты дома», «Мне хорошо, когда мы вместе…»

Известный семейный терапевт Вирджиния Сатир рекомендовала обнимать ребенка несколько раз в день, говоря, что четыре объятия совершенно необходимы каждому просто для выживания, а для хорошего самочувствия нужно не менее восьми объятий в день! И, между прочим, не только ребенку, но и взрослому.

Конечно ребенку подобные знаки безусловного принятия особенно нужны, как пища растущему организму. Они его питают эмоционально, помогая психологически развиваться. Если же он не получает таких знаков, то появляются эмоциональные проблемы, отклонения в поведении, а то и нервно-психические заболевание.

Подвести участников к выводу:

Можно выражать свое недовольство отдельными действиями ребенка, но не ребенком в целом.

Можно осуждать действия ребенка, но не его чувства, какими бы нежелательными или «непозволительными» они не были. Раз они у него возникли, значит, для этого есть основания.

Недовольство действиями ребенка не должно быть систематическим, иначе оно перерастет в непринятие его.

8. Упражнение «Каким образом можно выразить свое безусловное принятие?»

Делать это можно разными способами:

Приветливыми взглядами.

Ласковыми прикосновениями.

Прямыми словами:

Я рада тебя видеть.

Ты мне нравишься.

Я люблю, когда мы вместе.

Мне хорошо, когда мы вместе.

Как хорошо, что ты у меня есть.

Обнимать ребенка несколько раз в день (4 объятия совершенно необходимы каждому просто для выживания, а для хорошего самочувствия необходимо не менее 8 объятий и это не только ребенку, но и взрослому).

Вывод. Эти знаки безусловного принятия питают ребенка эмоционально, помогая психологически развиваться. Не желательно скрывать, а тем более копить негативные чувства. Их надо выражать, но выражать особым образом. Можно выражать свое недовольство отдельными действиями ребенка, но не ребенком в целом. Недовольство действиями ребенка не должно быть систематическим, иначе оно перерастает в неприятие его.

9. «Семейный опыт воспитания ». Важнейшим условием успешного воспитания ребёнка является создание взрослыми жизнерадостной обстановки вокруг него. В состоянии радости дети охотно берутся за любое дело, у них возникает чувство уверенности в себе, своих силах. Если мы хотим, чтобы наш ребенок был добрым, мы должны исключить из общения недобрые разговоры о людях, животных в присутствии детей. Детское ухо слышит и впитывает буквально все.

Я думаю, что в каждой семье есть свой опыт воспитания доброты. Давайте поделимся им (воспитатель берет зажженную свечу и начинает разговор).

Каждое утро я целую своего ребенка, улыбаюсь и говорю «доброе утро, мой любимый! »(Так свеча проходит целый круг.)

10. Упражнение «Неоконченные предложения» (обратная связь).

Я поняла ...

Мне понравилось ...

Я почувствовала ...

Я бы хотела ...

Меня раздражало ...

Что понравилось (солнышко) и не понравилось (тучка). Раздача памяток.

11. Домашние задание.

Посмотрите, насколько вам удается принимать вашего ребенка. Для этого, в течение дня (а лучше двух – трех дней), постарайтесь подсчитать сколько раз вы обратились к нему с эмоционально положительными высказываниями (радостным приветствием, одобрением, поддержкой), и сколько – с отрицательными (упреком, замечанием, критикой). Если количество отрицательных обращений равно или перевешивает число положительных, то с общением у вас не все благополучно.

Закройте на минутку глаза и представьте себе, что вы встречаете своего лучшего друга (или подругу). Как вы показываете, что рады ему, что он вам дорог и близок? А теперь представьте, что это ваш собственный ребенок, вот он приходит домой из ДОУ, и вы показываете, что рады его видеть. Представила? Теперь вам легче будет сделать это на самом деле, до всяких других слов и вопросов. Хорошо, если вы продолжите эту встречу в том же духе в течение еще нескольких минут. Не бойтесь «испортить» его, ребенка, в течение этих минут, это совершенно немыслимо.

Обнимайте вашего ребенка не менее четырех раз в день.

Выполняя два предыдущих задания, обратите внимание на реакции ребенка, да и на свои собственные чувства тоже.

Написать список заповедей, обычаев, правил, запретов, взглядов своей семьи.

12.Закончить нашу беседу «Воспитание добром» хотелось бы словами великого педагога 20 века Ш. Амонашвили:

Ты маленький ребенок, я большой.

Вот моя, представьте, педагогика,

Тебе со мной, а мне с тобою хорошо.

У педагогики моей простая логика!

Пусть вашим детям будет с вами и снами хорошо, пусть они учатся у нас добру, человечности, и растут хорошими и чуткими людьми!

 



Предварительный просмотр:

Акция «СЕМЕЙНЫЕ ЦЕННОСТИ И ТРАДИЦИИ СЕМЬИ»

  1. Упражнение «Передай сердечко и скажи словечко».

Я согласна с этим высказыванием, что семья, счастливый брак –это самая настоящая ценность, которая дана в этой жизни человеку.

Передавая это символическое сердечко, скажите по одному слову или словосочетанию: что для вас означает- СЕМЬЯ?

СЕМЬЯ-это…

Воспитание ребёнка начинается с отношений, которые царят в семье между родителями. Главная школа воспитания детей — это взаимоотношения мужа и жены, отца и матери. Любовь и поддержка особенно нужны детям, так как дают им чувство уверенности, защищенности. Всё это  необходимо для их гармоничного развития.

Ведущими факторами в формировании личности ребенка являются нравственная атмосфера жизни семьи, ее уклад, стиль, то есть некая система ценностей и социальные установки семьи.

В настоящее время в нашей стране в силу многих причин ослабевают родственные связи, уходит в прошлое традиционное семейное воспитание. Именно семья является хранителем традиций, обеспечивает преемственность поколений, сохраняет и развивает лучшие качества людей.

  • Упражнение «Дерево семейных ценностей» (2 мольберта с деревьями).

Психолог: ну а сейчас, я предлагаю выполнить  упражнение «Дерево семейных ценностей и традиций». 

Для этого вам надо распределится на 2 группы (цветочки и смайлики).

Каждая группа распределяет семейные ценности по такому принципу: 

  • в корневую систему дерева определите самые важные ценности семьи, от которых не откажутся ни при каких условиях;
  •  ствол дерева будет состоять из важных ценностей, но при некоторых случаях семья может прожить и без них;
  •  в крону дерева – желаемые, но не обязательные ценности. 

(Раздают листочки уже с ценностями, клей, мольберт с деревом) 

– Ну, вот мы распределили семейные ценности, молодцы.

-Каждая группа защищает своё ДЕРЕВО С СЕМЕЙНЫМИ ТРАДИЦИЯМИ И ЦЕННОСТЯМИ.

  • Игра «Кому клубочек попадёт, тот сказку назовёт».

Психолог: с давних пор о доме, о семье всегда говорили с улыбкой и любовью. Русский народ высоко ценил семейные ценности. Это отражено в сказках, народных песнях, пословицах и поговорках. 

Давайте вспомним известные русские народные сказки о семье и семейном быте (играет музыка, музыка останавливается кому клубочек попадет, тот сказку назовет и перечислит семейные традиции):

  1. Сказка «Снегурочка» (слушаться родителей, любить их, уважать);
  2. Сказка «Маша и медведь» (о том, что задача детей в семье уважать своих родителей); 
  3. Сказка «Теремок» (семья должна быть дружной, трудолюбивой, доброй, гостеприимной, заботливой);
  4. Сказка «Зимовье зверей» (сказка о том, что настоящая семья должна быть дружной, трудолюбивой, доброй); 
  5.  Сказка «Два брата» (взаимоотношении братьев);
  6. Сказка «Чудесная рубашка» (сказка о взаимоотношении братьев); 
  7. Сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» (жертвуют ради сохранения родных и близких, не могут быть полностью счастливы, если один из семьи не счастлив);
  8. Сказка «Гуси лебеди» (ценность родственных уз, волшебство верности, взаимоотношения родных братьев и сестер);
  9. Сказка «Репка» (сказка, имеющая глубокий философский смысл: все персонажи не могут быть полноценны друг без друга- дед мудрый представитель семьи, баба – хранительница очага, внучка – продолжение семейства, Жучка-охрана дома, кошка-уют и добро в доме);
  10. Сказка «Царевна лягушка» (сказка, несущая в себе смысл, что семья это одна из основных ценностей человеческой жизни, пример семейного уклада, женились по благословению отца, поэтому и были счастливы, были добры и милосердны к окружающим, нравственные представления о жизни). 
  • Упражнение «Собери пословицу».

Психолог: известно, что пословицы и поговорки наполнены многолетним опытом людей. 

Пословицы – это кладезь норм и правил, выполнение которых помогает, человеку всегда чувствовать себя сильным, нужным и любимым. Пословицы о семье подчеркивают, что нужно ладить, прощать, ценить друг друга. 

– А сейчас я предлагаю вам найти чем заканчиваются пословицы по смыслу:

  • Любовь да совет — так и горя нет. 
  • Семья сильна, когда над ней крыша одна.  
  • Вся семья вместе, так и душа на месте. 
  • В родной семье и каша гуще. 
  • Моя семья – моё богатство!
  • В том-то и сила, чтобы жена мужа любила.
  •  Согласную семью горе не берёт.
  • Семья в куче – не страшна и туча.
  • В семье любовь да совет, так и нужды нет.
  • В семье не без урода.
  • На что и клад, коли в семье лад.
  • Родной голос- в темноте узнаешь.
  • Рефлексия

Психолог: хочу завершить наш педсовет 30-секундной речью  Брайана Дайсона — бывшего директора компании Coca-Cola:

Представьте себе, что жизнь — это игра, построенная на жонглировании пятью шариками. Эти шарики — Работа, Семья, Здоровье, Друзья и Душа, и вам необходимо, чтобы все они постоянно находились в воздухе.

 Вскоре вы поймёте, что шарик Работа сделан из резины — если вы его невзначай уроните, он подпрыгнет и вернётся обратно.

 Но остальные четыре шарика — Семья, Здоровье, Друзья и Душа — стеклянные. И если вы уроните один из них, он будет непоправимо испорчен, надколот, поцарапан, серьёзно поврежден или даже полностью разбит. Он никогда не будет таким, как раньше. Вы должны осознавать это и стараться, чтобы этого не случилось:

  1. Работайте максимально эффективно в рабочее время и уходите домой вовремя.
  2. Посвящайте необходимое время своей семье, друзьям и полноценному отдыху.

Ценность ценна только если её ценят.

  •  «Не знаю как вам, а мне…»

  Психолог: предлагаю вам поделиться своими впечатлениями о прошедшей встрече, закончив фразу «Не знаю как вам, а мне…» (педагоги могут говорить о своем эмоциональном состоянии, о знаниях, которые получили либо освежили в памяти). 

 

Приложение 1.

СЕМЕЙНЫЕ ЦЕННОСТИ

  • Доверие и уважение.
  • Хранить верность друг другу.
  • Каждый имеет право иметь свою точку зрения.
  • Реагировать только на конструктивную критику.
  • Стремиться к безусловной любви (с полным принятием каждого члена семьи)
  • Быть благодарными друг другу, жизни, и Богу
  • Уметь выслушивать собеседника не перебивая
  • Если чувствуешь себя виноватым перед близким, попроси прощения
  • На всех мужчин, кроме мужа, смотреть как на отцов или сыновей. И аналогично мужчина смотрит на всех остальных женщин как на матерей, дочерей или сестер.
  • В семье нет слова «развод». Женщина считает мужа самым лучшим и единственным в жизни, мужчина так же относится к жене.
  • Любовь.
  • Ответственность.
  • Общение.
  • Забота.
  • Поддержка.
  • Уважение старших
  • Умение прощать.
  • Честность.
  • Почитать семейные традиции, обычаи.
  • Взаимопонимание друг друга
  • Трудолюбие в семе
  • Щедрость.
  • Нравственные устои

 

Приложение2.

СЕМЕЙНЫЕ ТРАДИЦИИ

  • Совместная уборка в квартире по выходным
  • Составление родословной или родовая книга и фото рода (в такой книге можно писать напутствия, обращения к своим потомкам, благодарность предками, говорить о достижениях каждого)
  • Поминовение умерших
  • Забота о природе, о матушке Земле (субботники, волонтерские проекты)
  • Читать перед сном всей семьей мудрые книги, притчи, истории выдающихся людей, или священные писания. Обсуждать что откликнулось.
  • Совместный досуг, игра в настольные игры
  • Вместе посещать храм и молиться за близких. Молитва перед едой
  • На одни день поменяться местами родителям и детям и дать младшим право сегодня «быть у руля» (день самоуправления)
  • Приглашать гостей, готовить пир, угощать
  • Обучение какому-либо мастерству, рукоделию, которое передается из поколения в поколение
  • Семейный чат, в котором состоят много членов семьи из разных городов. Не забывают поздравлять друг друга с праздниками, и обмениваются новостями, оказывают поддержку
  • На новый год писать письма благодарности или планы на следующий год
  • Раз в год посещение дорогих сердцу мест, значимых для семьи.
  • Совместный поход в кинотеатр

 

 

Приложение3. 

 

  • В РОДНОЙ СЕМЬЕ И КАША ГУЩЕ. 

 

  • МОЯ СЕМЬЯ – МОЁ БОГАТСТВО!

 

  • В ТОМ-ТО И СИЛА, ЧТОБЫ ЖЕНА МУЖА ЛЮБИЛА.

 

  • СОГЛАСНУЮ СЕМЬЮ ГОРЕ НЕ БЕРЁТ.

 

  • СЕМЬЯ В КУЧЕ – НЕ СТРАШНА И ТУЧА.

 

  • В СЕМЬЕ ЛЮБОВЬ ДА СОВЕТ, ТАК И НУЖДЫ НЕТ.

 

  • В СЕМЬЕ НЕ БЕЗ УРОДА.

 

  • НА ЧТО И КЛАД, КОЛИ В СЕМЬЕ ЛАД.

 

  • ЛЮБОВЬ ДА СОВЕТ — ТАК И ГОРЯ НЕТ. 

 

  • СЕМЬЯ СИЛЬНА, КОГДА НАД НЕЙ КРЫША ОДНА.  

 

  • ВСЯ СЕМЬЯ ВМЕСТЕ, ТАК И ДУША НА МЕСТЕ. 

 

  • РОДНОЙ ГОЛОС- В ТЕМНОТЕ УЗНАЕШЬ.

 

Приложение4.

 

СЕМЕЙНЫЕ ЦЕННОСТИ В РУССКИХ НАРОДНЫХ СКАЗКАХ:

 

СКАЗКА «СНЕГУРОЧКА» -слушаться родителей, любить их, уважать;

 

СКАЗКА «МАША И МЕДВЕДЬ» –о том, что задача детей в семье уважать своих родителей, а задача родителей вырастить крепкого и  здорового ребёнка, наставить на путь истинный; 

 

СКАЗКА «ТЕРЕМОК» – семья должна быть дружной, трудолюбивой, доброй, гостеприимной, заботливой;

СКАЗКА «ЗИМОВЬЕ ЗВЕРЕЙ» – сказка о том, что настоящая семья должна быть дружной, трудолюбивой, доброй, чтобы все в ней друг друга уважали, понимали, ценили, дорожили, заботились, любили; 

 

СКАЗКА «ДВА БРАТА» –взаимоотношение братьев;

 

СКАЗКА «ЧУДЕСНАЯ РУБАШКА»– сказка о взаимоотношении братьев; 

СКАЗКА «СЕСТРИЦА АЛЕНУШКА И БРАТЕЦ ИВАНУШКА»– жертвуют ради сохранения родных и близких, не могут быть полностью счастливы, если один из семьи не счастлив;

 

СКАЗКА «ГУСИ ЛЕБЕДИ»– ценность родственных уз, волшебство верности, взаимоотношения родных братьев и сестер;

СКАЗКА «РЕПКА»–сказка, имеющая глубокий философский смысл: все персонажи не могут быть полноценны друг без друга- дед мудрый представитель семьи, баба – хранительница очага, внучка – продолжение семейства, Жучка-охрана дома, кошка-уют и добро в доме;

СКАЗКА «ЦАРЕВНА ЛЯГУШКА»– сказка, несущая в себе смысл, что семья это одна из основных ценностей человеческой жизни, пример семейного уклада, женились по благословению отца, поэтому и были счастливы, были добры и милосердны к окружающим, нравственные представления о жизни. 


 

СЕМЕЙНЫЕ ТРАДИЦИИ

  • Совместная уборка в квартире по выходным
  • Составление родословной или родовая книга и фото рода (в такой книге можно писать напутствия, обращения к своим потомкам, благодарность предками, говорить о достижениях каждого)
  • Поминовение умерших
  • Забота о природе, о матушке Земле (субботники, волонтерские проекты)
  • Читать перед сном всей семьей мудрые книги, притчи, истории выдающихся людей, или священные писания. Обсуждать что откликнулось.
  • Совместный досуг, игра в настольные игры
  • Вместе посещать храм и молиться за близких. Молитва перед едой
  • На одни день поменяться местами родителям и детям и дать младшим право сегодня «быть у руля» (день самоуправления)
  • Приглашать гостей, готовить пир, угощать
  • Обучение какому-либо мастерству, рукоделию, которое передается из поколения в поколение
  • Семейный чат, в котором состоят много членов семьи из разных городов. Не забывают поздравлять друг друга с праздниками, и обмениваются новостями, оказывают поддержку
  • На новый год писать письма благодарности или планы на следующий год
  • Раз в год посещение дорогих сердцу мест, значимых для семьи.
  • Совместный поход в кинотеатр

 

 



Предварительный просмотр:

Круглый стол для родителей «Календарь семейной погоды»

Что нужно ребенку для того, чтобы нормально развиваться и чувствовать себя счастливым?

Ответ довольно прост – счастливая семья, в которой царит атмосфера гармонии, любви и заботы о ближнем. К сожалению, далеко не всем семьям сегодняшнего мира можно приписать подобное определение: недостаток в финансовом отношении, усталость, вечная спешка и суета попросту убивают домашний уют и взаимопонимание, а дети, как известно, существа чрезвычайно чувствительные к таким вещам.

Всегда стоит помнить о том, что ребенок, как губка, впитывает в себя все, что видит, поэтому то, как родители ведут себя в семье, становится основополагающим принципом поведения ребенка в социуме. Очень важно, чтобы ребенок в этом отношении видел только искренность, любовь и поддержку. В любой ситуации, в любом настроении должна быть проделана колоссальная работа над тем, чтобы глазам ребенка не открылись семейные дрязги, конфликты и выяснение отношений. Только гармония и только любовь – для формирования личности ребенка - это чрезвычайно важно. Дети в счастливой семье всегда вырастают в сильные личности.

Семья крепка ладом.

В семье согласно, так идет дело прекрасно.

Для согласия в семье одними семейными традициями не обойтись. Очень важно, чтобы ребенок понял, что у всех в семье есть обязанности, которые необходимо выполнять. Обязанности могут быть разными, например: аккуратно складывает и убирает свою одежду, убирает игрушки, поливает комнатные растения, помогает взрослым накрывать на стол, убирать со стола, помогает взрослым убирать в квартире: вытирает пыль, подметает и другое.

Можно определить круг обязанностей для своего ребенка, и обязательно поощрять их выполнение! Очень важно, чтобы ребенок всегда чувствовал себя нужным, так что не забывайте напоминать ему об этом. Не важно, как – словесно или действием. Главное – чтобы ребенок чувствовал всем существом эту необходимость и заботу. Не стоит забывать о необходимости для ребенка возможности коммуникации. Это должно быть сочетание общения со сверстниками, да и просто другими детьми с общением внутри самой семьи. Слушайте очень внимательно, что говорит ваш ребенок, расспрашивайте его о важных для него вещах и, даже если свободного времени крайне мало, все равно постарайтесь отыскать минуту для того, чтобы выслушать и понять своего малыша.

Говорите ему, что любите. Как можно чаще. Так часто, как это вообще возможно. Только так ребенок будет чувствовать себя по-настоящему счастливым.

А самое главное – каждая минута жизни вашего ребенка должна быть наполнена волшебством и чудом, которое навсегда останется в душе вашего малыша, согревая приятными эмоциями в детстве и теплыми воспоминаниями во взрослой, самостоятельной жизни.

Праздники и даты, посвященные семье и семейным ценностям

 

Главный праздник, конечно же, День семьи, любви и верности – 8 июля.

 

Январь

19 января - День супруга

21 января - Всемирный день объятий

22 января – День дедушки

 

Февраль

17 февраля - День спонтанного проявления доброты

23 февраля - День защитника Отечества

 

Март

3 марта - День Бабушек (первое воскресенье марта)

8 марта - Международный женский день

20 марта - Международный день счастья

25 марта - День добрых дел

 

Апрель

10 апреля - День братьев и сестер

25 апреля - День дочери

 

Май

12 мая – Международный день матери (второе воскресенье мая)

15 мая - Международный день семьи

 

Июнь

1 июня - Всемирный день родителей

16 июня – День отца (третье воскресенье июня)

27 июня - День молодежи России

 

Июль

8 июля - День семьи, любви и верности

26 июля - День дяди и тети

 

Август

12 августа - Международный день молодежи

28 августа - День второй половинки

 

Сентябрь

8 сентября - День посиделок на кухне

11 сентября - Праздник ласкового обращения

11 сентября - Всемирный день папы

12 сентября - День семейного общения

20 сентября - День устраивания спонтанных чаепитий

 

Октябрь

1 октября – Международный день пожилых людей

8 октября - День солнечных улыбок

14 октября - День домашнего кино

17 октября - День посиделок при свечах

27 октября - Международный день тёщи (четвертое воскресенье октября)

28 октября - День бабушек и дедушек в России

 

Ноябрь

5 ноября - День рассматривания старых фотографий

2 ноября - Всемирный день мужчин (первая суббота ноября)

13 ноября - Всемирный день доброты

19 ноября - Международный мужской день

22 ноября - День сыновей

24 ноября - День матери в России (последнее воскресенье ноября)

 

Декабрь

22 декабря — Всероссийский праздник благодарности родителям «Спасибо за жизнь»

 

Также не стоит забывать о традиционных праздниках, которые принято встречать в кругу семьи: Новый год - 31 декабря, Рождество - 7 января православное и 25 декабря у католиков, Старый Новый год – 14 января, Масленица – с 11 по 17 марта, Пасха – 5 мая.  

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование методов коучинга при проведении родительского собрания на тему «Детская тревожность в системе детско-родительских отношений».

На примере родительского собрания «Детская тревожность в системе детско-родительских отношений», хочу поделиться опытом использования методов коучинга в работе с родителями....

Детско-родительские отношения. Понятие и типы детско-родительских отношений.

Под родительским отношением понимается «система, или совокупность, родительского, эмоционального отношения к ребенку, восприятие ребенка родителем и способов поведения с ним». В литературе описана дос...

Методические материалы по созданию единого адаптационного пространства с помощью работы адаптационного детско-родительского клуба "Поиграй-ка"

Наша программа предназначена для систематизации знаний педагогических работников о способах решения проблем адаптации детей 2-3 лет к условиям детского сада.Основой программы является  создание...

Методические материалы "Организация детско-родительского клуба на базе дошкольного образовательного учреждения".

Организация и функционирование такого структурного объединения педагогов, детей и их родителей (законных представителей) как детско-родительский клуб раскрывает сегодня качественно новые возможности, ...

Детско- родительский проект «Творческое конструирование из бросового и других оригинальных материалов и не нужных вещей» с детьми дошкольного возраста от 4- 5 лет.

Под детским конструированием понимается деятельность, в которой дети создают из различных материалов (бумаги, картона, специальных строительных наборов и конструкторов, других материалов) разнообразны...

Материалы детско-родительского клуба "Хочу всё знать!"

Материалы детско-родительского клуба "Хочу всё знать!"...