Семинар – практикум для родителей (законных представителей) «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста с ОВЗ в домашних условиях»
материал (младшая группа)
Теоретические знания о значении развития мелкой моторики рук в общем и речевом развитии ребёнка и предоставить практические рекомендации по использованию игр и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики рук.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 28.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребёнка – детский сад № 53 «Топтыжка»
города Рубцовска Алтайского края
658204, г. Рубцовск, ул. Алтайская, 33
телефон: 7-59-65, 7-59-66,
Семинар – практикум для родителей
(законных представителей)
«Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста с ОВЗ в домашних условиях»
Подготовила:
Псарикова Марина Сергеевна,
воспитатель первой квалификационной категории
город Рубцовск,2025
Цель: Пробудить интерес родителей (законных представителей) к педагогическому процессу в ДОУ; дать родителям теоретические знания о значении развития мелкой моторики рук в общем и речевом развитии ребёнка и предоставить практические рекомендации по использованию игр и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики рук.
Задачи:
- показать различные игры, приемы, виды упражнений для развития мелкой моторики;
- формировать у родителей(законных представителей) элементарные представления о роли мелкой моторики в психофизическом развитии ребенка.
Оборудование: На столах (стоят буквой «П») вниманию родителей (законных представителей) представлены игры и пособия, используемые для развития мелкой моторики рук у детей: подносы с манкой, красная и белая фасоль, макароны разных фракций с отверстиями, стаканчики одноразовые, тарелочки одноразовые, шнурки для нанизывания макарон, прищепки с шаблонами, «сухой бассейн» с фасолью и мелкими игрушками.
игры-шнуровки, пазлы, вкладыши, игры на застегивание и расстегивание, конструкторы мелкие, мозаики, дидактические кубы, кубики разные, матрёшки, пирамидки, мелкие предметы для выкладывания узоров на плоскости стола (пуговицы, бусины, пробки, цветные палочки, геометрические фигуры, цветные шнурки), различные виды бус (для нанизывания), материал для массажа (массажные мячи, шишки сосновые, прищепки, шестигранные карандаши), ёмкости с горохом, пробками (игры в «прятки»). Кукла, материал для нанизывания бус.
Ход семинара - практикума:
Воспитатель: Здравствуйте. Хочу сразу поблагодарить всех присутствующих за то, что нашли время собраться вместе.
Сегодня наша встреча будет необычная, она таиться в отгадке. Послушайте загадку и попробуйте её отгадать
Пять сыночков у руки,
Добрые все мальчики.
Дружбой славятся они,
И зовут их... ПАЛЬЧИКИ
Воспитатель: Уважаемые родители! Сегодня мы поговорим с вами о развитии мелкой моторики у детей.
У большинства современных детей с отмечается общее моторное отставание в развитии тонких движений пальцев. Мышцы пальцев рук слабые, они не могут точно воспроизвести заданную позу, не могут ее удержать. Не говоря уже о том, что большинство детей с ОВЗ затрудняются в овладении таких навыков, как застегивание и расстегивание пуговиц, молний и т. п.
Как выяснилось из бесед с родителями (законными представителями) многие слышали о том, что мелкая моторика напрямую связана с развитием речи, а как ее развивать они не знают. Многие родители не знают, какие виды игрушек и пособий представляют ценность в плане развития мелкой моторики рук малышей. Во многих семьях вместо пособий по шнуровке, по закручиванию и откручиванию крышек были большие мягкие игрушки, пластмассовые машины, куклы. Эти игрушки способствуют игровой деятельности, воображению, познавательному развитию, но не стимулируют развитие мелкой моторики.
Хотя, при определенных условиях и эти игрушки можно использовать для развития мелкой моторики рук. Отмечалось достаточное внимание родителей (законных представителей) к приобретению развивающих игр, но родители не знают, как использовать эти игры в развивающих целях. Также уделяется мало внимания совместным играм с малышами. И большинство родителей не считают полезными такие занятия детей, как перебирание и пересыпание круп, манипуляции с мелкими предметами. Проанализировав все это, целесообразно проведения семинара-практикума на данную тему.
Что же такое мелкая моторика?
Физиологи под этим выражением подразумевают движение мелких мышц кистей рук. Дело в том, что в головном мозге человека центры, которые отвечают за речь и движения пальцев расположены очень близко. Стимулируя мелкую моторику, мы активируем зоны, отвечающие за речь. И, кроме того, в дальнейшем эти навыки ребенку потребуются для использования движений, чтобы рисовать, писать, одеваться и т. д.
Известный исследователь детской речи М.М.Кольцова отмечала, что кисть руки надо рассматривать как орган речи. Если развитие движений пальцев руки соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы.
Если ребенок с ОВЗ до трех лет по каким-то причинам не усвоил речь и начал обучаться с трехлетнего возраста, то на самом деле окажется, что трехлетнему ребенку гораздо труднее обучаться речи, чем полугодовалому.
Начинать работу по развитию мелкой мускулатуры рук нужно с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики (пальчиковая гимнастика), воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т. д.
Для развития мелкой моторики рук можно использовать разные игры и упражнения. С некоторыми из них мы сегодня и познакомимся.
Воспитатель: Известно, что в последние 5-10 лет уровень речевого развития детей заметно снизился. Как вы думаете, с чем это связано? ……..
Ответы родителей (законных представителей)……
Это можно объяснить несколькими причинами:
- взрослые меньше говорят с детьми, потому что многие из них заняты и на работе, и дома.
- дети и сами меньше говорят, потому что больше смотрят и слушают (теле-аудио-видео...).
- дети редко делают что-то своими руками, потому что современные игрушки и вещи устроены максимально удобно, но не эффективно для развития моторики (одежда и обувь с липучками вместо шнурков и пуговиц, книжки и пособия с наклейками вместо картинок для вырезания и т.д.)
Ведь как бывает. Ребенок не говорит. Ребенок говорит плохо. В каждой семье по-разному относятся к этому явлению. Одних тревожит уже то, что малыш к году говорит лишь 2-3 слова. Другие спокойны, несмотря на то, что трехлетний ребенок не может составить простейшую фразу, владеет лишь небольшим количеством обиходных слов. Такие родители считают, что со временем их ребенок догонит сверстников, заговорит сам. И очень ошибаются.
Чаще всего задержка развития речи тяжело сказывается на общем развитии ребенка с ОВЗ, не позволяет ему полноценно общаться и играть с ровесниками, затрудняет познание окружающего мира, отягощает эмоционально - психическое состояние ребенка. Однако если вовремя помочь ребенку, постоянно использовать все способы развития, активизации речи, эти серьезные проблемы можно успешно решить.
Развитие мелкой моторики руки в моей практике ведется по двум направлениям: пальчиковая гимнастика (пальчиковые игры со стихотворным сопровождением без предметов) и игры и упражнения с применением различных предметов.
Люди давно заметили, что движения рук и пальцев, сопровождаемые короткими стихами, благотворно действуют на развитие детей. Поэтому в устной речи любого народа можно встретить короткие стихотворения, которые сопровождаются движениями пальцев, например, известные всем
«Сорока–Ворона», «Ладушки, ладушки…».
Что же происходит, когда ребенок занимается пальчиковой гимнастикой?
1. Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга в конечном итоге, стимулирует развитие речи.
2. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка.
3. Малыш учится концентрировать свое внимание и правильно его распределять.
4. Если ребенок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь станет более четкой, ритмичной, яркой, и усилится контроль за выполняемыми движениями.
5. Развивается память ребенка, т. к. он учится запоминать определенные положения рук и последовательность движений.
6. У малыша развивается воображение и фантазия.
7. В результате регулярных упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.
С какого возраста можно начинать выполнять эти упражнения?
Упражнения можно выполнять с трехмесячного возраста. Но и в более позднем возрасте занятия будут очень полезны и эффективны.
Практическая часть:
Воспитатель: Хочу показать вам несколько пальчиковых игр и упражнений. Поиграем вместе, на минутку побудем детьми.
Знаете ли вы какие-нибудь пальчиковые игры, и как часто вы играете в них с ребенком дома?
Ответы родителей (законных представителей)……
Предложить показать игры вместе:
«Ранняя весна»
Стало солнце пригревать
(Рисуем в воздухе указательным пальцем круг)
И набухли почки
(соединить кулачки)
Скоро выйдут из земли
(поднимаем руки)
Первые цветочки.
(Раскрываем пальцы в стороны)
«Семья»
Этот пальчик - дедушка,
Этот пальчик - бабушка,
Этот пальчик - папочка,
Этот пальчик – я
Вместе дружная семья.
«Капуста»
Мы капусту рубим-рубим (поочередно ударяем ребрами ладоней о поверхность стола)
Мы капусту солим-солим (солим небольшими щепотками левой и правой руки)
Мы морковку трем-трем (потираем ладошкой)
Мы капусту жмем- жмем (сжимаем- разжимаем левую и правую руки в кулачки.
Воспитатель: Обратите внимание на предметы, которые направлены на развитие мелкой моторики (пирамидки, вкладыши, шнуровки, пазлы, мозаики, конструкторы и тд.), но мы хотим сегодня вас познакомить с играми из подручных материалов .
- Предложить родителям (законным представителям) придумать игру с макаронами.
-Предложить родителям придумать игру с фасолью.
- Предложить родителям придумать игру с крупами.
Игры с предметами домашнего обихода.
В какие же игры можно поиграть с ребенком дома? Достоинством приведенных ниже игр на развитие мелкой моторики у детей является то, что для их проведения не требуются какие-то специальные игрушки, пособия и т. п. В играх используются подручные материалы, которые есть в любом доме: прищепки, пуговки, бусинки, крупа и т. д.
Несколько идей, как занять ребенка на кухне:
• Массаж рук (орехи, бигуди, шишки) Ребенок катает грецкий орех между ладонями и приговаривает: «Я катаю мой орех, Чтобы стал круглее всех».
• Тестопластика - это лепка из соленого теста. Из теста можно создавать фигурки животных или цветы, всё что угодно. Но главное – это тренировка мелкой моторики кистей рук при лепке поделок.
• Рисование на муке - насыпьте на мелкое блюдо или поднос муку. Пусть ребенок рисует пальчиком по муке, оставляя различные фигуры. Покажите малышу, как рисовать простейшие фигуры: квадратики, ромбики, кружочки, буквы.
• Бусы из макарон. Развивающая игра «Делаем бусы». Потребуются макароны с крупным просветом и длинный шнурок. Задача для ребенка: нанизать макароны на шнурок.
• Веселые прищепки. Бельевой прищепкой (проверьте на своих руках, чтобы она была не слишком тугой) поочередно «кусаем» ногтевые фаланги (от указательного к мизинцу и обратно).
• Цветные резинки. Для этого упражнения можно использовать резинку для волос диаметром 4-5 сантиметров. Все пальцы вставляются в резинку. Задача состоит в том, чтобы движениями пальцев передвинуть резинку. Выполняется сначала одной потом другой рукой.
•Бумажная пластика – это изготовление игрушек из мятой бумаги. Предлагаемая техника изготовления игрушек проста, не требует больших материальных затрат. Игрушки из мятой бумаги прекрасное упражнение для развития мелкой моторики рук.
Если возникают затруднения, воспитатель помогает родителям.
Воспитатель: Вы наверное устали сидя на стульчиках, предлагаю выйти на ковёр и сделать разминку:
«Наши ножки.»
По ровненькой дорожке
Шагают наши ножки.
Шагают наши ножки,
Совсем не устают.
(Дети идут друг за другом, выставляют
ножки, делают «пружинку»)
Вот деточки попляшут
И ручками помашут,
(Делают руками «фонарики»)
Покружатся на месте,
Присядут, отдохнут.
(Кружатся, приседают)
Воспитатель предлагает посмотреть на образцы пособий с прищепками, раздаёт материал (картон, фломастеры, прищепки, ножницы), объясняет процесс изготовления.
Заключительная часть. Рефлексия
Воспитатель: А теперь позвольте спросить: Что нового узнали на собрании?
Ответы родителей (законных представителей)……
Воспитатель: Какие выводы вы для себя сделали?
Ответы родителей (законных представителей)……
Воспитатель: Если у вас дополнительные вопросы по теме?
Ответы родителей (законных представителей)……
Воспитатель: Дорогие родители! Большое спасибо, что вы приняли активное участие в нашем мероприятии. Надеюсь, что вы узнали много нового, интересного и обязательно примените полученные знания в семье с детьми!
Литература:
- Белая А.Е. «Пальчиковые игры для развития мелкой моторики»
- Большакова С.Е. Формирование мелкой моторики рук.
- Данилова Е. «Пальчиковые игры»
- Ермакова И.А."Развиваем мелкую моторику у малышей";
- Любина Г. Рука развивает мозг. Журнал «Ребенок в детском саду», №6, 2003г., № 1, 2004 г.
- Мелкая моторика в психофизическом развитии детей. Журнал «Дошкольное воспитание» №1, 2005 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СЕМИНАР – ПРАКТИКУМ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПО ТЕМЕ» РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА»
Работая с детьми раннего возраста, я наблюдала за детьми и выявила такую закономерность: у большинства детей отмечается общее моторное отставание и отставание в развитии тонких движений пальцев....

Мастер-класс для родителей на тему «РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА В ДОМАШНИХ УСЛОВИЯХ».
Цель: Познакомить родителей с играми, приемами, упражнениями, направленными на развитие мелкой моторики для использования в домашних условиях....

Семинар – практикум для родителей первой группы раннего возраста на тему: «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста в домашних условиях»
Семинар – практикум для родителей первой группы раннего возраста на тему: «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста в домашних условиях»...

Мастер-класс для родителей на тему: «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста в домашних условиях»
Познакомить родителей с играми, приемами, упражнениями, направленными на развитие мелкой моторики для использования в домашних условиях....

Родительское собрание «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста в домашних условиях»
Цель: Познакомить родителей с играми, приемами, упражнениями, направленными на развитие мелкой моторики для использования в домашних условиях.Задачи: показать различные игры, приемы, виды у...

Мастер-класс для родителей на тему: «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста в домашних условиях»
Мастер-класс для родителей на тему: «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста в домашних условиях» Подготовила и провела: воспитатель Снаткина Татьяна Евгеньевна. Цель: Познак...

Семинар – практикум для родителей Первой младшей группы на тему: «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста в домашних условиях»
Семинар – практикум для родителейПервой младшей группы на тему:«Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста в домашних условиях»...
