Психология адаптации
консультация (младшая группа)

Шевцова Ольга Алексеевна

консультация для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл адаптация18.5 КБ

Предварительный просмотр:

Психология адаптации.

Малыш вряд ли с восторгом воспримет идею остаться без мамы даже на короткий срок. Что делать, если ребёнок плачет при расставании? Говорите, когда вернетесь четко и понятно: «После прогулки и обеда». Прощайтесь быстро: долгие прощания усугубляют тревогу. Создайте ритуал: обнялись, поцеловались, помахали рукой — ушли. Это даёт чувство предсказуемости.

Процесс адаптации представляет собой комплексное приспособление детского организма к изменившимся условиям жизни. Это не просто привыкание к новому помещению и воспитателям, а перестройка всех систем организма ребенка, включая психологическую и физическую сферы.

Дошкольное образовательное учреждение оказывается для малыша совершенно незнакомым пространством. В нем все — от запахов до звуков — отличается от привычного домашнего окружения. Важно понимать, что даже самые спокойные и уравновешенные дети испытывают определенный стресс в первые дни посещения детского сада.

Процесс адаптации ребенка в детском саду чаще всего начинается не с первых дней, а через неделю после начала посещения.

Сколько длится адаптация?

В среднем, от 2 недель до 3 месяцев. Всё индивидуально. Выделяют три типа:

Лёгкая: 2-3 недели. Ребёнок быстро привыкает.

Средняя: 1-2 месяца. Возможны частые болезни и колебания настроения.

Тяжёлая: До 6 месяцев. Сопровождается сильным стрессом, частыми болезнями. Может потребоваться помощь психолога.

Сроки адаптации индивидуальны. Если одному ребенку достаточно нескольких дней, то другой и через несколько месяцев может проситься домой. Главное — учитывать это и действовать без напора, не ругать ребенка. Возможно, стоит подождать еще один год.

Как должен проходить первый день? Коротко. Оптимально — на 1-2 часа, лучше только на прогулку с группой.

Нужно ли оставаться в саду первые дни? Нет. Ваше присутствие мешает ребёнку включиться в процесс и наладить контакт с воспитателем. Лучше спокойно уйти.

Как реагировать на фразу «Не хочу в садик»? Проявите эмпатию: «Я понимаю, тебе хочется остаться дома. Иногда и мне не хочется на работу». Напомните о приятном: «А помнишь, как тебе нравится та горка на площадке?/как вы лепили из пластилина?». Сохраняйте уверенность: ваша уверенность, что это необходимо и нормально, передаётся ребёнку.

Почему ребёнок начал часто болеть в саду?

В новом коллективе ребёнок встречается с незнакомыми вирусами. Это естественный процесс. Однако стоит показать ребенка педиатру.

Классическая схема вхождения:

Неделя 1: Приводим ребенка на 1.5-2 часа, лучше всего на прогулку. На прогулке проще всего наладить контакт с воспитателем и детьми в неформальной обстановке.

Неделя 2: Оставляем до обеда. Ребенок завтракает и играет вместе со всеми, а после прогулки или непосредственно перед сном вы его забираете.

Неделя 3-4: Пробуем остаться на дневной сон. Если ребенок сопротивляется, не настаивайте. Отложите этот шаг на неделю.

Неделя 4-5: Забираете ребенка после полдника.

Важно! Эта схема условна. Смотрите по состоянию ребенка. Кто-то через неделю уже готов остаться на целый день, а кому-то и месяца мало, чтобы спокойно остаться до обеда.

Сигналы успешной адаптации:

  • Ребенок идет в сад без истерики (возможны небольшие капризы, это норма).
  • Он рассказывает (или показывает), что было в саду.
  • Спокойно прощается с вами утром и радуется вечером.
  • У него нормальный аппетит и сон.
  • Он не «забывает» приобретенные навыки (не начинает снова писать в штаны, например).

Адаптация родителей к саду: ваше спокойствие — залог успеха ребенка

Этот пункт не менее важен! Адаптация к детскому саду для родителей — это тоже стресс. Тревога, чувство вины, ревность («его теперь воспитывает чужая тетя») — знакомые чувства?

Как помочь себе:

  • Осознайте свою тревогу. Вы переживаете за ребенка — это нормально. Но ваша паника заразительна. Если вы с утра на нервах, ребенок гарантированно будет плакать.

  • Доверяйте воспитателям. Это профессионалы. Они видели сотни детей и знают, как найти подход. Наладьте с ними контакт, задавайте вопросы.

  • Займите себя. Часто самый тяжелый момент — это когда мама, сидя дома без ребенка, только и думает о том, как он там. Найдите себе занятие: работа, хобби, спорт, наконец, просто отдохните. Осознайте, что у вас появилось время на себя.

  • Общайтесь с другими родителями, делитесь переживаниями. Вы увидите, что вы не одиноки.

Заключение: Мы — команда

Адаптация ребенка к детскому саду — это марафон. Здесь не бывает волшебных таблеток и универсальных решений для всех. Есть ваше терпение, любовь и понимание. Вы, ребенок и воспитатель — одна команда. Доверяйте друг другу, общайтесь, верьте в силы своего малыша.

Помните, что детский сад — это важный и интересный этап в жизни. Он учит ребенка жить в социуме, отстаивать свои границы, дружить, договариваться и быть самостоятельным. И ваша грамотная поддержка поможет ему пройти этот путь с минимальными потерями и максимальной пользой. У вас все получится!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Советы психолога «Адаптация к школе»

Школьники любого возраста обязательно проходят период адаптации к школе. Причем этот период длится достаточно долго: у первоклашек - 1,5 месяца, у пятиклассников - месяц, учащиеся остальных классов пр...

Советы психолога. Адаптация в детском саду.

Советы психолога. Адаптация в детском саду....

Советы психолога: «АДАПТАЦИЯ К ДЕТСКОМУ САДУ»

Адаптация - это приспособление или привыкание организма к новой обстановке. Для  ребенка детский садик, несомненно, является еще неизвестным пространством, с новым окружением и...

Консультация педагога-психолога: «Адаптация ребенка к дошкольному учреждению»

Не зря периоду адаптации ребенка в детском саду уделено особое внимание. Как правило, весь сентябрь и почти весь октябрь считаются самыми сложными месяцами в условиях дошкольного учреждения. Причем сл...

Рекомендации педагога – психолога «Адаптация ребёнка к детскому саду»

Рекомендации педагога – психолога  «Адаптация ребёнка к детскому саду»...