Что делать, если ребенок не говорит?
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
С появлением ребенка в любой семье наступает томительное ожидание: ждем, когда улыбнется, перевернется, сядет, поползет, когда же, наконец, сделает несколько шагов, скажет первое долгожданное слово, и вообще начнет болтать без умолку, проговаривая сразу абсолютно все звуки. Вот только современные дети не торопятся говорить, а все чаще предпочитают помалкивать...
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 25.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Что делать, если ребенок не говорит?
С появлением ребенка в любой семье наступает томительное ожидание: ждем, когда улыбнется, перевернется, сядет, поползет, когда же, наконец, сделает несколько шагов, скажет первое долгожданное слово, и вообще начнет болтать без умолку, проговаривая сразу абсолютно все звуки. Вот только современные дети не торопятся говорить, а все чаще предпочитают помалкивать...
Доброго дня, читатель! В этой статье несколько простых советов логопеда родителям молчунов. Что делать в первую очередь, если время пришло, а ребенок не говорит? Как помочь своему малышу? Ведь мы с вами прекрасно понимаем, что появление речи влияет на все стороны развития малыша. Речь - важнейший психический процесс, не менее важный чем память и внимание, она помогает ребенку не только общаться, но и узнавать много нового и интересного.
Задержка в развитии речи тормозит общее развитие ребенка, поэтому давайте разбираться, что же делать, если ребенок не говорит в два, в три, а то и в четыре года.
Нормы развития речи
100 лет назад, известный всем специалистам, так, или иначе относящимся к изучению и работе с речью лингвист А.Н. Гвоздев, наблюдая за своим сыном, составил таблицу развития речи ребенка. Правда начал свои наблюдения Александр Николаевич не сразу, а лишь тогда, когда сыну исполнился 1 год и 8 месяцев.
То есть такие важные моменты как начало детского лексикона - период понимания речи и начало “говорения” им были упущены. Позже, на основе его трудов, плюс учитывая новые (современные) данные, прошедшие со дня смерти Гвоздева (1959г.), известнейший логопед, кандидат педагогических наук Н.С. Жукова составила новую “Схему системного развития нормальной детской речи “ (схему легко можно отыскать в сети интернет).
При этом не стоит забывать, что каждый малыш индивидуален и конкретно развитие ЕГО речи не может в полной мере соответствовать срокам и показателям, это все-таки норма условная. Успокаивать же себя тем, что ваш малыш индивидуум и только поэтому молчит, тоже не вариант.
Причины задержки речевого развития ребенка
Задержка, или полное отсутствие речи у ребенка, может быть обусловлено большим количеством причин. Стоит маме припомнить обстоятельства вынашивания малыша, сами роды, или же первые годы жизни, чтобы понять, что может являться источником никому не нужной проблемы. Другое дело, что эти воспоминания не помогут ребенку заговорить и нужно срочно искать выход.
Что же еще может влиять на то, что ребенок молчит, или говорит мало и неохотно?
Двуязычие в семье
Билингвизм (двуязычие) до сих пор изучается и вызывает споры ученых по всему миру. Все же мнение специалистов, которые считают, что билингвизм является фактором риска возникновения нарушений речи превалирует. Представьте себе ребенка, который постоянно слышит вокруг себя разную речь! Ему сложно, он в замешательстве: как все-таки назвать этот предмет, а как тот? Сложная ситуация дает ему право начать говорить с некоторым отставанием от нормы.
Логопедам приходится много работать с детьми билингвами и исправлять специфические речевые ошибки, касающихся неверного выбора окончаний у различных частей речи при склонении по падежам, употреблении предлогов и прочее. Этот сложный для ребенка путь зачастую накладывает свой отпечаток как на психическое, так и на речевое развитие малыша.
Но отчаиваться не стоит, так бывает далеко не всегда. Если же ребенок в двуязычной семье в свои 1,5-2 года совсем не говорит, то здесь конечно же скрывается другая проблема, которую нужно срочно выявлять и решать.
Проблемы со слухом
Слух ребенка всегда проверяется практически сразу после рождения и если патология есть, она будет выявлена. Но ведь бывает и так, что в роддоме обследование показало норму, а позже - 3-4 месяца спустя, ребенок получает осложнение после перенесенной болезни, которое отразилось на качестве слуха.
Формирование активного словаря всех малышей возможно только при нормальном восприятии речи. Если же он не слышит, или слышит поверхностно, то у него обязательно начнет формироваться отставание в речевом развитии, причем полное ее отсутствие в этом случае также вполне возможно.
Не пренебрегайте обследованием у отоларинголога, даже если не наблюдаете видимых этому причин.
Нет необходимости общения
Бывает и так, к сожалению. Исполняя все просьбы ребенка лишь по взмаху его руки вы рискуете получить нежелание ребенка общаться словесно. Излишняя опека вредит точно также, как и полное пренебрежение по отношению к своему ребенку. Про таких еще говорят - растет никому не нужный, как трава в огороде.
Педзапущенность
Для полноценного развития малыша требуется не только его кормление и замена мокрых штанишек. С ним нужно общаться, ребенок должен слышать обращенную к нему речь, накапливая сначала пассивный, а затем и активный словарь. Отсутствие постоянного общения приведет лишь к отсутствию, или позднему началу формирования речи.
Индивидуальный темп общения
Каждый ребенок индивидуален, второго такого точно нет. Поэтому ориентироваться на братьев, или сестер, сравнивая появление первых слов, или же первых шагов не стоит. У каждого свой темп развития. Задача взрослого, зная об этом, не слишком увлечься, апеллируя фразой “он у меня индивидуальность”, а все же, выждав некоторое время, начать принимать меры. Специалисты считают, что допустимо лишь небольшое отставание от нормы.
Интеллектуальная недостаточность
Если у ребенка выявлена умственная отсталость, то речь в любом случае не будет развиваться согласно норме. Даже если появляются отдельные слова, при этом даже могут не наблюдаться искажения, или замены звуков (слова чисто произносятся), то развернутой фразовой осознанной (со смыслом) речь все равно не будет.
Происходит это потому, что недостаточно развиты головной мозг и центральная нервная система ребенка. Признаки умственной отсталости всегда будут проявляться не только в речи, но и в эмоциональной и интеллектуальной сферах.
План действий для родителей молчуна
Стоит ли бить тревогу, не дождавшись от малыша в возрасте полутора лет первых слов? Панику, конечно, разводить не стоит, для начала просто придерживайтесь правила трех Н.
- Не зацикливайтесь на проблеме;
- Не сравнивайте своего ребенка с другими детьми;
- Не пускайте проблему на “самотек”.
Медицинское обследование
Начните с похода к педиатру, озвучьте свои переживания. Кстати, наблюдать за собственным ребенком следует с первых месяцев и обращать внимание на следующие моменты:
- реагирует ли ваш малыш в 3-4 месяца на звуки;
- улыбается ли в возрасте 6-ти месяцев, выражает ли восторг и радость;
- реагирует ли на мимику и звуки точно также - аналогично;
- отзывается ли на свое имя;
- произносит ли к 1,5 годам отдельные слова и составляет ли фразу из 2-х слов ближе к двум годам.
Если хоть что-то не так, грамотный специалист сразу же отправит на обследование к более узким специалистам - детскому неврологу, отоларингологу, возможно к остеопату.
Если невролог посчитает нужным, то даст направление на ЭЭГ и/или МРТ мозга,
Что дает электроэнцефалография (ЭЭГ)? Это стандартная и абсолютно безопасная процедура, которая позволит врачу оценить работу мозга, степень выраженности неврологических нарушений при отставании в речевом и моторном развитии.
Магнитно-резонансная томография (МРТ) позволяет выявить патологические участки мозга ребенка.
Обе процедуры хоть и направлены на изучение работы мозговых структур, но дают совершенно разные результаты. Дополняя друг друга, они помогают специалистам представить полную клиническую картину.
Кто еще может помочь? Обратись, в случае задержки речевого развития ребенка к остеопату. Он определит проблемные области, проведет сеансы работы с мышцами шейного отдела, с черепом, языком, облегчив тем самым неврологическое напряжение, наступившее скорее всего при сдавливании во время родов.
Посетить нейропсихолога в возрасте от 4 лет будет полезно, если есть следующие проблемы:
- У ребенка уже имеется заключение ОНР (общее недоразвитие речи), ЗПР (задержка психического развития), или ЗПРР (задержка психо-речевого развития), аутистические расстройства. СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности).
- Если у ребенка была черепно-мозговая травма при родах, или падении.
- Если малыш перенес тяжелую вирусную инфекцию.
- Если он чрезмерно активен, или же наоборот - заторможен.
- Если вы замечаете, что память ребенка слабая, он с трудом запоминает короткие стихи, забывает куда положил игрушку и прочие подобные вещи.
- Если он так и не научился самостоятельно застегиваться, ему трудно собирать мозаику, лепить и рисовать.
- Если испытывает трудности при усвоении чтении и письма.
- Если вы и ваш логопед замечаете, что занятия не дают ожидаемых результатов.
- Если ребенку вообще трудно сосредоточиться, он быстро теряет ко всему интерес.
Наука нейропсихология изучает связь мозга с психическими процессами. Нейропсихолог, обследовав ребенка, сделает свое заключение, и подберет методы и индивидуальную программу коррекции развития тех, или иных процессов.
Обратившись вовремя к специалисту, у вас и вашего ребенка есть отличный шанс воздействовать на причину речевых нарушений, а не работать с последствиями.
Педагогическое обследование
Комплексное - медицинское и педагогическое обследование это самый важный шаг на пути оказания помощи своему ребенку! Поэтому, конечно же, далее записаться к логопеду, к дефектологу, которые обязательно учтут все заключения врачей, проанализируют глубину причины речевого недоразвития и подберут необходимую коррекционную методику, которая поможет справиться с недоразвитием, или отсутствием речи.
Развитие речи ребенка в домашних условиях
Обследование и выявление причин дело не быстрое. Не стоит ждать, когда же все прояснится и специалист начнет работу с речью вашего малыша. Играйте с ребенком дома в различные игры, способствующие развитию речи, читайте, рассматривайте и называйте картинки, пойте песенки, другими словами - развивайте, как только сможете.
Я всегда говорю родителям своих подопечных: 50% успехов ребенка - это логопед, а 50% - это родители! Так что не думайте, если начали занятия со специалистом, что будете сидеть сложа руки.
Ниже перечислю направления, которые необходимы для запуска и развития речи:
- Развитие речевого выдоха. Дыхательные упражнения будут способствовать формированию плавного и длительного выдоха, а в дальнейшем поможет в работе со звуками и слогами, поможет ребенку спокойно говорить, не скандируя и не глотая слова. Учите делать вдох носиком и выдыхать ртом, не надувая щек. Дуйте в трубочку, опущенную в стакан с водой, дуйте на “султанчики”, на перышки, или пенопластовые шарики, плавающие вокруг малыша в ванной.
- Развитие артикуляционного аппарата. Попробуйте показать ребенку разные, доступные ему по возрасту движения язычком - высунуть как можно дальше, покусывать кончик, тянуть его к носику, или к подбородку, лакать (как котенок), облизывать губки, или чупа-чупс. Учите вытягивать губки “хоботком” и тут же тянуть к ушкам “как лягушка”, делать “окошко”, показывая зубки. Надувайте щечки и хлопайте по ним кулачками.
- Развитие пальчиковой моторики. Развивайте мышцы пальчиков рук малыша с помощью старых-добрых “Сороки-вороны”, “Ладушек”, “Идет коза рогатая” и др. Делайте простой легкий массаж ладошкам. Все это невероятно полезно не только потому, что моторные центры в коре головного мозга находятся поблизости с речевыми, и, соответственно, их развитие будет способствовать развитию речи в дальнейшем, но и потому, что близкий контакт и часто общение с близкими также помогает общему развитию ребенка.
- Развитие слухового восприятия. Учите ребенка слушать разные звуки. Для чего это надо? Неразвитое слуховое восприятие напрямую влияет на развитие речи. Как ребенок должен повторять, или различать звуки, если он их как-то неправильно слышит и воспринимает? Начните с неречевых звуков: послушайте вместе в тишине как тикают часы, плещется вода (или переливается из стакана в стакан), как шуршат под ногами сухие листья, или скрипит снег, постучите друг о друга ложками, или просто в бубен, позвоните в колокольчик. Учите не только слушать, но и отличать один звук от другого. Спрячьтесь за ширмой, захватив с собой предметы для воспроизведения звуков и попросите угадать что звучит. Далее работайте уже на различение речевых звуков. Этапы работы по развитию фонематического слуха у детей подробно описаны здесь.
- Музыкальные игры. В свободном доступе в сети интернет можно найти различные логопедические распевки для неговорящих детей. Скачайте, к примеру, песенки-звукоподражания, такие, как “Гуси-гуси”, “У бабушки Натальи было 7 гусят” и др. Музыкальные разминки Е. Железновой также будут невероятно полезны.
Основные выводы
Самое главное для взрослых, окружающих молчуна, не отчаиваться и не опускать рук. Пробуйте все возможное и доступное конкретно вам. Вышеописанные этапы несомненно требуют средств, а для жителей отдаленных сел и поселков еще и отсутствие специалистов становится проблемой.
Но я точно знаю, убедилась за многие годы работы, что для за заботливых родителей не существует преград. Выход есть всегда, из любой ситуации. Главное любить своего ребенка и сделать все возможное для его счастливого будущего.
С вами была Татьяна Крылова (Боева). Всем желаю удачи и отличного настроения!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей. Что делать, если ребенок ворует?
Статья имеет консультативный характер и предназначена для родителей детей дошкольного возраста. В ней рассматриваются причины детского воровства, его возрастные аспекты, а также даны рекомен...

Что делать, если ребенок не желает делиться своими игрушками
Ребенок от года до двух лет может еще не понимать и не помнить правил поведения в группе детей, поэтому взрослые, прежде всего должны научить его, как следует общаться, взаимодействовать с...

ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ РЕБЕНОК НЕ ЖЕЛАЕТ ДЕЛИТЬСЯ СВОИМИ ИГРУШКАМИ С ДРУГИМИ ДЕТЬМИ?
Ребенок от года до полутора лет может еще не понимать и не помнить правил поведения в группе детей. Поэтому взрослые прежде всего должны научить его, как лучше общаться, взаимодействовать с окружающим...

Консультация для родителей на тему: «Речь ребенка третьего года жизни. Что делать если ребенок не говорит?»
Слово является первичным инструментом нашего мышления, и чтобы совершать сложные умственные действия, детям необходима развернутая фразовая речь. Для некоторых детей оказывается достаточно о...

Ребенок-манипулятор. Что делать, если ребенок манипулирует родителями?
Что такое манипуляции, как распознать, как прекратить...

А ваш ребенок в безопасности? Что делать, если ребенок пропал? Правила безопасности для ребенка.
Консультация для родителей в форме памятки о действиях, направленных на сохранение безопасности ребенка, о приучении ребенка к выполнению определенных правил, помогающих сохранить безопасность. ...

Памятка родителям «Что делать и чего не делать, если ребенок сосет предметы или грызет ногти»
Памятка для педагогов и родителей«Что делать и чего не делать, если ребенок сосет предметы или грызет ногти» Сосание предметов Что нужно делать?Чего делать нельзя? 1. Наполн...
