консультация "Математическое развитие детей в семье"
консультация (подготовительная группа)

Цикунова Лариса Сергеевна

консультация для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл matematicheskoe_razvitie_detey_v_seme.docx21.15 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Математическое развитие детей в семье»

Уважаемые родители!

Предлагаем Вам увлекательные игры и упражнения, которые вы можете использовать

в домашней обстановке.

1. Для закрепления у ребёнка количественного счёта полезно считать вместе с ним всё: ступеньки на лестнице, героев в книжке; машины, деревья и др. Можно включить соревновательный момент, например, Вы считаете встретившиеся чёрные машины, а ребёнок – белые; выигрывает тот, кто насчитал больше предметов.

2.  Для расширения представлений   ребёнка о геометрических фигурах чаще обращайте внимание детей на форму различных предметов в окружающем мире, предлагайте ему найти, например, предметы прямоугольной, округлой или квадратной формы. 

3. Для расширения представлений ребёнка о величине чаще рассматривайте вместе с ним деревья, дома и другие предметы, сравнивайте их по размеру: по высоте, толщине, ширине.

4. Для закрепления знаний детей о последовательности дней недели, месяцев года поиграйте с ним в игру с мячом «Лови – бросай - дни недели (месяцы года) называй», где игроки, по очереди передавая мяч, называют дни недели (месяцы года). Взрослый может начать игру с любого дня: «Я начну, ты продолжай, дни недели (месяцы) называй! Среда…».

5. Учите ребёнка ориентироваться в пространстве.

 Очень важно научить ребёнка определять словом положение предмета по отношению к себе, другому лицу (впереди, сзади, между, посередине, справа, слева, внизу, вверху).

Для обучения ребёнка ориентировке на листе можно провести графический диктант. Для этого упражнения нужен тетрадный лист в  клетку  и  карандаш. Поставьте на листе бумаги точку, чтобы ребёнок знал, откуда начинать работу. Перед началом упражнения ребёнок должен показать, где у него правая и где левая рука.

6. Чтобы ребёнок быстрее запомнил цифры, чаще предлагайте ему игры типа «Какой цифры нет?». Правила игры: выложите из карточек с цифрами числовой ряд от 1 до 10; (со второй половины года от 10 до 20).

Так, в непосредственной обстановке, Вы можете приобщить ребёнка ко многим математическим понятиям, способствовать их лучшему усвоению, поддерживая и развивая интерес к математике.

Желаем Вам успехов в воспитании Ваших детей!

Предлагаю Вам несколько игр:

1. Для количественного счёта:

А) «Сосчитай правильно» Цель: упражнять в счёте предметов по осязанию. Материал: карточки с нашитыми на них в ряд пуговицами от 2 до 10. Ход игры: Дети становятся в ряд, руки держат за спиной. Ведущий раздает всем по одной карточке. По сигналу дети передают друг другу слева направо карточки. По сигналу «Стоп!» - перестают передавать карточки. Затем ведущий называет числа «2 и 3», а дети, в руках которых карточка с таким же числом пуговиц показывают ее. Правила игры. Считать пуговицы можно только за спиной. Если ребёнок ошибся, он выходит из игры, его место занимает другой ребёнок. Игра продолжается.

Б) «Скажи последующее (предыдущее) число»

Ход игры:

Взрослый бросает мяч и называет какое-нибудь число. Поймав мяч, ребенок говорит следующее (предыдущее) по порядку число.

В) «Сосчитай и построй»

 

Материал: 

у взрослого на белой бумаге нарисованы рисунки: цветы, домики, геометрические фигуры и т.д.

Ход игры:

Взрослый предлагает ребенку внимательно посмотреть на рисунок, посчитать, сколько требуется палочек, чтобы его «нарисовать». Затем рисунок убирают, а ребенок с помощью палочек воспроизводит его самостоятельно.

Г) «Сделай поровну»

Ход игры:

Взрослый раскладывает на столе палочки. Вверху больше на одну, чем внизу. Запасные палочки находятся в стаканчике. Ребенку предлагают сделать так, чтобы палочек в обоих рядах стало поровну, и объяснить полученный результат.

2. Для расширения представлений ребёнка о геометрических фигурах.

А) «Что бывает такой формы?»

Цель: учить различать фигуры, развивать мышление.

Яблоко: какое? — Круглое. Окно: какое? — Квадратное.

Что бывает круглым? Квадратным? Овальным? И т.д.

Б) «Назови одним словом»

Цель: Развитие умения называть геометрические фигуры одного вида обобщающим словом.

Материал: Геометрические фигуры одного вида (большие и маленькие квадраты; разноцветные треугольники и т.д.).

Содержание игры: Перед ребенком выкладываются 4 карточки с изображением геометрических фигур одного вида. Ребенок должен назвать фигуры одним словом.

В) «Подбери по величине»

Цель: Развитие умения классифицировать геометрические фигуры по          одному признаку (размер).

Материал: Геометрические фигуры (квадраты, прямоугольники, круги и т.д.) двух размеров - большие и маленькие.

Содержание игры: Педагог кладет на стол два круга. Около большого круга дети кладут большие фигуры. Около маленького круга - маленькие.

3. Для расширения представлений ребёнка о величине.

А) "Лото"

Цель: освоение умений выделять различные формы.

Материал: карточки с изображением геометрических фигур.

Содержание: Ребенку дают карточки, на которых в ряд изображены 6 геометрических фигур разного цвета и формы. Карточки отличаются расположением геометрических фигур, сочетанием их по цвету. Ребёнку по одной предъявляются соответствующие геометрические фигуры. Ребёнок, на карточке которого имеется предъявленная фигура, берёт её и накладывает на свою карточку так, чтобы фигура совпала с нарисованной. Ребёнок говорит, в каком порядке расположены фигуры.

Б) «Домики»

Цель: учить ребенка пользоваться меркой для определения высоты.

Оборудование: 5 наборов: в каждом наборе 5 домиков высотой 5, 10, 15, 20, 25 см.

Содержание: Я вам раздам мерки, и вы будете подбирать домики нужной высоты. Кто найдет такой домик, подойдет ко мне и покажет, как измерял свой домик. Мерить надо, поставив мерку рядом с домиком, чтобы низ и верх у них совпадал, если у вас совпало, значит, вы нашли нужный домик (показывает прием измерения)

В) «Посадим ели»

Цель: Совершенствовать навыки определения величины предметов на глаз.

Материалы: счётные палочки, ватман, рисованный домик и ели.

Ход: Родитель показывает ребенку изображение дома и «сажает» возле него ель. Затем предлагает ребенку подобрать ели такой же высоты (из предложенных на подносе) для озеленения двора.

Г) «Решаем задачи бабушки Загадушки»

Цель: Продолжать знакомить с монетами достоинством 1,2,5,10 рублей, их набором и разменом.

Материалы: монеты достоинством 1,2,5,10 рублей

Ход: Родитель предлагает ребёнку решить задачу бабушки Загадушки: «У меня было 10 рублей. На базаре я купила бублик за два рубля. Сколько денег у меня должно остаться после покупки?»

4.  Для закрепления знаний детей о последовательности дней недели, месяцев года.

А) «Угадай, где стоит»
Цель: учить овладевать пространственными представлениями.
Содержание. Перед ребенком — несколько предметов, расположенных по углам воображаемого квадрата и в середине его. Родитель предлагает ребенку отгадать, какой предмет стоит сзади зайца и перед куклой или справа от лисы, перед куклой и т. д.

Б) «Что ты сейчас делаешь?»

Цель: активизация словаря детей за счёт слов-названий частей суток.

Ход игры: Педагог называет отрезок времени и перечисляет соответствующие ему виды деятельности детей: «Сейчас утро. Мы сделали гимнастику, умылись и теперь будем завтракать». Или: «Мы уже позавтракали, позанимались. Сейчас уже день. Скоро будем обедать». Ребенка спрашивают, например: «Сейчас утро. Что ты делаешь утром? Когда ты встаешь?» И т. п.

Постепенно слова утро, день, вечер, ночь наполняются конкретным содержанием, приобретают эмоциональную окраску. Дети начинают ими пользоваться в своей речи.

В) «Назови пропущенное слово»

Цель: Учить ориентироваться во времени, знать, что происходит в определённый отрезок  времени.

Ход игры: Дети образуют полукруг. Воспитатель бросает кому-нибудь из детей мяч, задаёт вопрос:

- Мы завтракаем, ужинаем …., а обедаем…

- Сегодня у нас было рисование, а вчера…

- Сегодня у нас математика, а завтра….

Эту игру можно провести и на свежем воздухе.

Г) «Назови день недели».

Цель: умение последовательно определять и называть дни недели. Воспитатель спрашивает у детей: «Какой день сегодня? В этот же день ушли в поход школьники и вернутся через два дня на третий. В какой день недели вернутся из похода школьники?»

5. Для обучения ребенка ориентировке на листе бумаги.

А) Ознакомление с листом бумаги.

-Что это? (Лист бумаги)
-Какой он формы? (Прямоугольной)
-Эта сторона находится наверху и называется – верхняя.
-Эта сторона находится внизу и называется – нижняя.
-Эта сторона находится справа и называется – правая.
-Эта сторона находится слева и называется – левая.
-Этот угол находится наверху слева и называется – верхний левый.
-Этот угол находится наверху справа и называется – верхний правый и т.д.

Б) «Бабочки летят» 

Цель: развитие умения различать верх и низ листа.

Выполняется так же, как и первое упражнение. Опираясь на показ взрослого и его словесные указания, а затем лишь по его словесным инструкциям дети перемещают бабочку по листу бумаги, комментируя свои движения: «вверх – вниз», «снизу, вверх».

В) «Полёт в космосе»

По листу бумаги темного цвета (космос) дети перемещают кружок (космический корабль) в соответствии с указанным направлением (маршрутом космического корабля): из середины (центра) в левый верхний угол, затем в правый нижний и т. д.

Далее можно проводить

Г) «Геометрический  диктант».

-Нарисуй квадрат в середине листа.

-Справа от него нарисуй треугольник.

-Нарисуй круг ниже треугольника.

-Слева от треугольника поставь точку. И т.д.

Еще один вариант усложнения работы с данными играми – это последующее «чтение» получившихся узоров. Ребенку необходимо рассказать, где какие фигуры он разместил или каким образом нарисовал получившийся узор.

Д ) «Назови соседей».  Для этого используется лист бумаги, на котором хаотично расположены изображения различных предметов.

Вариант 1: взрослый просит найти изображение какого-то предмета и определить:

- Что изображено справа от него?
- Что нарисовано под ним?
- Что находится вверху справа от заданного предмета? и т.п.

Вариант 2: взрослый просит назвать или показать предмет(ы), который(е) находятся:

- в правом верхнем углу,
- вдоль нижней стороны листа,
- в центре листа…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности музыкального развития детей в семье

Консультация для родителей о музыкальном развитии детей в семье. Роль семьи в  формировании и развитии детей в певческой, музыкально-ритмической деятельности и игре на музыкальных инструментах. С...

Доклад на родительском собрании: «Познавательное развитие детей в семье»

Познание - то сложное образование, в котором можно выделить как минимум два компонента, неразрывно взаимосвязанных между собой.Первый компонент включает в себя информацию, состоящую из отдельных сведе...

Родительское собрание "Художественно-творческое развитие детей в семье"

Цель: помочь родителям осознать важность развития творческих способностей ребенка в семье....

Непосредственно-образовательная деятельность по социально-личностному развитию детей «Моя семья».

Цель: Обобщать и закрепить знания детей о семье, формировать правильное  представление о семье.Задачи: Образовательная область « Социально-коммуникативное развитие».1....