« Экспериментирование с детьми в домашних условиях».
консультация (подготовительная группа)
Экспериментирование как средство развития познавательной активности детей с примерами опытов для домашнего экспериментирования.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 19.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей:
« Экспериментирование с детьми в домашних условиях».
Воспитатель:
Губина А.В.
Санкт – Петербург
2025
Детское экспериментирование – это один из ведущих видов деятельности дошкольника. Очевидно, что нет более пытливого исследователя, чем ребёнок. Маленький человек охвачен жаждой познания и освоения огромного нового мира. Но среди родителей часто распространена ошибка – ограничения на пути детского познания. Вы отвечаете на все вопросы юного почемучки? С готовностью показываете предметы, притягивающие любопытны взор и рассказываете о них? Регулярно бываете с ребёнком в кукольном театре, музее, цирке? Это не праздные вопросы, от которых легко отшутиться: «много будет знать, скоро состариться». К сожалению, «мамины промахи» дадут о себе знать очень скоро – в первых же классах школы, когда ваш ребёнок окажется пассивным существом, равнодушно относящимся к любым нововведениям. Исследовательская деятельность детей может стать одними из условий развития детской любознательности, а в конечном итоге познавательных интересов ребёнка. В детском саду уделяется много внимания детскому экспериментированию. Организуется исследовательская деятельность детей, создаются специальные проблемные ситуации, проводится непосредственно-образовательная деятельность. В группах созданы условия для развития детской познавательной деятельности во всех центрах активности и уголках имеются материалы для экспериментирования: бумага разных видов, ткань, специальные приборы (весы, часы и др.), неструктурированные материалы (песок, вода), карты, схемы и т.п.
Несложные опыты и эксперименты можно организовать и дома. Для этого не требуется больших усилий, только желание, немного фантазии и конечно, некоторые научные знания.
Любое место в квартире может стать местом для эксперимента. Например, ванная комната, Во время мытья ребёнок может узнать много интересного о свойствах воды, мыла, о растворимости веществ.
Например:
Что быстрее растворится:
- морская соль
- пена для ванны
- хвойный экстракт
- кусочки мыла и т.п.
Кухня – это место, где ребёнок мешает родителям, особенно маме, когда она готовит еду. Если у вас двое или трое детей, можно устроить соревнования между юными физиками. Поставьте на стол несколько одинаковых ёмкостей, низкую миску с водой и поролоновые губки разного размера и цвета. В миску налейте воды примерно на 1,5 см. Пусть дети положат губки в воду и угадают, какая из них наберёт в себя больше воды. Отожмите воду в приготовленные баночки. У кого больше? Почему? Можно ли набрать в губку столь воды, сколь хочешь? А если предоставить губке полную свободу? Пусть дети сами ответят на эти вопросы. Важно только, чтобы вопросы ребёнка не оставались без ответа. Если вы не знаете (точного научного) ответа, необходимо обратится к справочной литературе.
Эксперимент можно провести во время любой деятельности. Например, ребёнок рисует. У него кончилась зелёная краска. Предложите ему попробовать сделать эту краску самому. Посмотрите, как он будет действовать, что будет делать. Не вмешивайтесь и не подсказывайте. Догадается ли он, что надо смешать синюю и желтую краску? Если у него ничего не получиться, подскажите, что надо смешать две краски. Путём проб и ошибок ребёнок найдёт верное решение.
Экспериментирование – это, наряду с игрой – ведущая деятельность дошкольника.
Цель экспериментирования – вести детей вверх ступень за ступенью в познании окружающего мира. Ребёнок научиться определять наилучший способ решения встающих перед ним задач и находить ответы на возникающие вопросы. Для этого необходимо соблюдать некоторые правила:
1.Установите цель эксперимента (для чего мы проводим опыт)
2.Подберите материалы (список всего необходимого для проведения опыта)
3.Обсудите процесс (поэтапные инструкции по проведению эксперимента)
4.Подведите итоги (точное описание ожидаемого результата)
5.Объясните почему? Доступными для ребёнка словами.
При проведении эксперимента главное – безопасность вас и вашего ребёнка.
Несколько несложных опытов для детей старшего дошкольного возраста.
Спрятанная картина.
Цель: узнать, как маскируются животные.
Материалы: светло-желтый мелок, белая бумага, красная прозрачная папка из пластика.
Процесс:
Желтым мелком нарисовать птичку на белой бумаге
Накрыть картинку красным прозрачным пластиком.
Итоги: Желтая птичка исчезла.
Почему? Красный цвет - не чистый, он содержит в себе желтый, который сливается с цветом картинки. Животные часто имеют окраску, сливающуюся с цветом окружающего пейзажа, что помогает им спрятаться от хищников.
Маятник из обычной свечи.
Нет ничего лучше для желающих увлечь сына или дочь физикой, чем показывать ребенку эксперименты, объясняющие азы этой науки. Таким является свечной маятник, который легко создать в домашних условиях.
Что понадобится:
два бокала, свеча с длиной в 15 сантиметров и диаметром в 2 сантиметра, металлическая спица для вязания и зажигалка.
Что делаем:
Нижний конец свечи аккуратно очищаем от парафина;
Примерно в середине свечку протыкаем металлической спицей;
Выставляем два бокала рядом, а потом кладем поверх них спицу, на которую нанизана свеча;
Поджигаем свечу с обоих концов.
Сколько времени занимает эксперимент: 5 минут
Движущаяся вода.
Этот занимательный и зрелищный эксперимент с водой поможет ребенку понять, как происходит смешение цветов. А еще он показывает, как вода может двигаться незаметно для человеческого глаза.
Что понадобится:
набор акварельных красок, маленькие стеклянные стаканчики по количеству цветов, вода, обыкновенные влажные салфетки.
Что делаем:
Сворачиваем салфетки в полоски одинакового размера;
Выставляем стаканы по кругу и наполняем водой примерно на 75%;
В каждый второй стакан капаем краску и смотрим, чтобы жидкость полностью изменила оттенок;
Соединяем стаканы салфетками и смотрим, как постепенно вода поднимается, а в чистых стаканах формируются цвета.
Сколько времени занимает эксперимент: 35 минут
Давление воздуха: видим своими глазами.
Когда ты ребенок, вообразить атмосферу и ее эффект особенно сложно. Но этот эксперимент показывает, что мир физики гораздо сложнее, ведь именно благодаря ему ребенок может увидеть действие атмосферного давления.
Что понадобится:
вода, прозрачный стакан, ненужный лист плотной бумаги.
Что делаем:
Сначала показываем ребенку, что вода капает, если ее немного вылить из стакана, а бумага падает;
Наливаем в стакан заготовленную воду;
Прикрываем его бумагой и, придерживая, быстро переворачиваем вверх дном;
Убираем ладонь и видим, что вода не выливается, потому что на нее и на бумагу действует давление.
Сколько времени занимает эксперимент: 5 минут
Познавательный опыт для детей с соленой водой
Многие дети из личного опыта знают, что плавать в соленой воде проще, чем в пресной. Следующий простой эксперимент, который может проводить даже дошкольник, только подтвердит утверждение.
Что понадобится:
два сырых куриных яйца, поваренная соль, два стакана и вода.
Что делаем:
Надо налить в стаканы воду, в один из них высыпается соль, все тщательно размешивается;
В каждый стакан погружается яйцо;
Наблюдаем, как в чистой воде яйцо тонет, а в соленой всплывает на поверхность.
Сколько времени занимает эксперимент: 5 минут
Мыльные пузыри
Цель:
Сделать раствор для мыльных пузырей. Материалы: жидкость для мытья посуды, чашка, соломинка.
Процесс:
Наполовину наполните чашку жидким мылом.
Доверху налейте чашку водой и размешайте.
Окуните соломинку в мыльный раствор.
Осторожно подуйте в соломинку.
Итоги: У вас должны получиться мыльные пузыри.
Почему? Молекулы мыла и воды соединяются, образуя структуру, напоминающую гармошку. Это позволяет мыльному раствору растягиваться в тонкий слой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Аппликация с детьми домашних условиях»
Как это все использовать и что можно сделать? Да очень многое! Дайте волю своей фантазии, и у вас появится огромное множество идей для аппликаций.Вот один из примеров: пластиковые крышки - станут коле...
Консультация для родителей "Экспериментирование с детьми в домашних условиях"
Необходимо направить энергию детей в нужное русло....

Консультация для родителей дошкольников. Экспериментирование с детьми в домашних условиях.
Консультация для родителей дошкольников. Экспериментирование с детьми в домашних условиях.Любой ребёнок в восторге от экспериментов. Почему? Да потому что тут проявляется максимум творческой эне...
Экспериментирование с детьми в домашних условиях
Любой ребёнок в восторге от экспериментов. Почему? Да потому что тут проявляется максимум творческой энергии. Придумал гипотезу, воплотил, получил результат. На самом деле, всё, чем занимаются дети бо...

Экспериментирование с детьми в домашних условиях
Материал будет интересен родителям, педагогам ДОУ....

Консультация для родителей «Аппликация с детьми домашних условиях».
Аппликация — вырезание и наклеивание (нашивание) фигурок, узоров или целых картин из кусочков бумаги, ткани, кожи, растительных и прочих материалов на материал-основу (фон). ...

Консультация для родителей «Аппликация с детьми домашних условиях»
Аппликация — вырезание и наклеивание (нашивание) фигурок, узоров или целых картин из кусочков бумаги, ткани, кожи, растительных и прочих материалов на материал-основу (фон). Как правило, материа...
