Консультация для родителей детей старшей группы «Развитие памяти у детей дошкольного возраста»
консультация (старшая группа)
Дошкольное детство – особый период в развитии личности. Дети задают множество вопросов, новая информация им крайне необходима: мозг тре-бует пищи. В этот период память на скорости развития опережает другие способности, ребенок рассматривает картинку и вспоминает, видит не-обычный предмет и начинает рассуждать, припоминая что-то из своего жизненного багажа. Легкость, с которой дети дошкольники запоминают стихи, считалки, загадки, сказки, мультфильмы, объясняется бурным раз-витием их природной памяти. Ребенок запоминает все яркое, необычное, красивое, привлекающее внимание.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 22.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект проведения консультации для родителей детей старшей группы
Тема: «Развитие памяти у детей дошкольного возраста»
Форма: групповая консультация
Цель: просвещение родителей детей старшего дошкольного возраста об особенностях развития памяти
Задачи:
1. Углубление знаний воспитателей о видах и свойствах памяти, а так же об особенностях ее развития у детей дошкольного возраста.
2. Ознакомление с методами и приемами развития памяти в различных ви-дах деятельности.
Методы и приемы: беседа, вопросы, напоминания
Технологии: сотрудничества
Ход:
В: Здравствуйте, уважаемые родители! Сегодня я хоту поговорить с вами о развитии памяти детей старшего дошкольного возраста.
Дошкольное детство – особый период в развитии личности. Дети задают множество вопросов, новая информация им крайне необходима: мозг тре-бует пищи. В этот период память на скорости развития опережает другие способности, ребенок рассматривает картинку и вспоминает, видит не-обычный предмет и начинает рассуждать, припоминая что-то из своего жизненного багажа. Легкость, с которой дети дошкольники запоминают стихи, считалки, загадки, сказки, мультфильмы, объясняется бурным раз-витием их природной памяти. Ребенок запоминает все яркое, необычное, красивое, привлекающее внимание.
Память – это психический процесс, при помощи которого человек воспринимает, обрабатывает, сохраняет и воспроизводит информацию. Если на каком-то из перечисленных участков происходит сбой или возни-кают неполадки, то у ребенка могут возникнуть трудности в обучении. За-нимаясь с ребенком дома, следует учитывать не только возрастные и фи-зиологические, но и индивидуальные особенности вашего ребенка.
В: Различают память произвольную и непроизвольную.
Произвольная память требует для запоминания сознательных усилий, концентрации, некоторого напряжения воли.
Непроизвольная память - когда запоминание происходит без каких-либо усилий. Обычно, если материал или информация интересна человеку, то он ее запоминает быстро и надолго. Поэтому, чтобы обучение способство-вало запоминанию информации, оно должно быть запоминающимся, яр-ким и интересным. Именно такие занятия любят дошкольники.
Желание ребенка запомнить, надо всячески поощрять, это залог успешного развития не только памяти, но и других познавательных спо-собностей: восприятия, внимания, мышления, представления и воображе-ния. Появление произвольной памяти способствует развитию культурной (опосредованной) памяти – наиболее продуктивной формы запоминания. Первые шаги этого пути обусловлены особенностями запоминаемого ма-териала: яркостью, доступностью, необычностью и т. д.
Наверняка вы замечали, что детская память своеобразна и пластич-на. Какие-то реплики героев мультфильмов, слова (часто неприличные, фразы из рекламы просто сами «липнут» к ребенку. Малыш не приклады-вает никаких усилий, чтобы запомнить какой-либо услышанный от стар-ших детей стишок или песенку. Он обратил внимание, и запомнилось как бы само. На самом деле, информация была интересна ребенку, она произ-вела на него впечатление, включилось непроизвольное запоминание, и ин-формация ушла в глубокие слои сознания. Используя механизмы непроиз-вольной памяти, можно и нужно максимально эффективно организо-вать развитие памяти детей дошкольного возраста. Например, если вы с ребенком рассматриваете картинки и рассказываете ему, что на них изоб-ражено, то ребенок принимает пассивное участие в обучении. Но если вы предложите малышу активно включиться в процесс восприятия, самому выбрать картинки на какую-то тему, классифицировать их, самому подо-брать слова и т. д., то ребенок запоминает такую информацию гораздо лучше.
Наиболее благоприятные условия для развития памяти детей до-школьного возраста создает игра. Именно в игре, как основном виде дея-тельности дошкольника, он учится оперировать своей памятью, когда за-поминание и воспроизведение являются обязательным условием выполне-ния взятой на себя роли. Например, если вы будете специально заучивать с малышом слова, которые использует покупатель в магазине для соверше-ния покупок, то никогда не сможете выучить такой большой объем, как ес-ли бы ребенок в игре исполнял роль покупателя.
Чтобы развивать память ребенка,следует как можно чаще задавать малы-шу вопросы о прочитанном, увиденном, услышанном. Например, после прочтения сказки можно спросить:
- как зовут героев?
- что происходило в сказке?
- кто что делал, что сказал, во что был одет?
- кто тебе понравился больше и почему?
Этими простыми вопросами вы не только возвращаете ребенка к прочи-танному, но и, опираясь на его память, учите малыша рассуждать, разви-ваете речевую активность и словарный запас.
Важным аспектом в развитии памяти дошкольников является то, что по-степенно память начинает способствовать формированию личности ребен-ка. Ребенок начинает запоминать себя и помнить себя. Он интересуется своим прошлым и часто просит взрослых: «Расскажите, какой я был маленький». Ребенку становится важна связь между прошлыми собы-тиями и настоящими. Таким образом, происходит совершенствование и развитие памяти детей дошкольного возраста и становление его внутрен-него мира.
Существуют различия в развитии процессов памяти у девочек и мальчиков, которое заключается в разном темпе развития правого и лево-го полушария. У девочек раньше и быстрее проявляются функции левого полушария, а у мальчиков - правого, которое отвечает за образную па-мять. Левое полушарие отвечает за словесно-логическую память.
В: Предлагаю вам игры, направленные на развитие памяти дошкольников
Развитие произвольной зрительной памяти
Игра «Запомни и нарисуй»
Ход игры: ребёнку предлагается посмотреть и запомнить, как матрешка украсила свой платок. Допускается обведение узора ручкой или каранда-шом. А затем ребёнку предлагается украсить свой платок тем же узором.
Игра «Рисование узора по памяти»
Ход игры: На листе нарисован узор. Предложить ребёнку в течение 1 ми-нуты посмотреть на этот узор. Затем узор убрать и попросить воспроизве-сти его по памяти. (Также развивается внимание и мелкая моторика)
Игра «Рассеянный Антошка» : родитель просит ребенка внимательно по-смотреть на картинку, а затем нарисовать ее по памяти. После ребенок рассказывает, что он нарисовал, что мальчик надел не так. Очень важно, чтобы ребенок сравнил свой рисунок с образцом и сделал вывод о том, все ли он хорошо запомнил.
Игра «Нарисуй по памяти картинки» : родитель демонстрирует не-сколько картинок, на каждой из которых комбинация из геометрических фигур (можно начать с 3 картинок, постепенно увеличивая их количество). Каждая картинка предъявляется на время от 5 до 10 сек, после предъявле-ния всех картинок мама (папа) просит ребёнка нарисовать все, что запом-нил. Данное задание можно изменить, воспользовавшись набором карто-чек, на каждой из которых различные последовательности геометрических фигур. Ребенок воспроизводит последовательность после предъявления карточки.
Расширение объема слуховой памяти
Упражнение «Каскад слов (цифр)»
Упражнение, аналогичное предыдущему, на материале цифр (можно ис-пользовать на формировании элементарных математических представле-ний). Можно варьировать сложность заданий за счет дополнительных ин-струкций типа: «Повтори цифры в обратном порядке».
Игра «Я положил в мешок»
Ход игры: взрослый, начиная игру, говорит: «Я положил в мешок ябло-ки», следующий повторяет сказанное и добавляет свое и т. д. до тех пор, пока воспроизведение всей цепочки станет недоступным для детей. Содер-жимое мешка можно менять в зависимости от темы занятия.
Игра «Гуляем по саду (лесу, огороду и т. п.)»
Цель игры: Развитие непроизвольной зрительной памяти.
Ход игры: продемонстрировать детям изображение сада (без установки на запоминание, затем попросить детей перечислить, какие деревья, кустар-ники, овощи им встретились. Затем можно показать карточки с изображе-нием различных растений и попросить выбрать только те, которые были названы. Убрать карточки и попросить детей перечислить растения в том порядке, в котором они были названы.
Активизация двигательной памяти ребенка
Игра «Кукловоды»
Вариант 1. Родитель (папа или мама -«кукловод» завязывает глаза ребен-ку и «водит» его, как куклу, по несложному маршруту, держа за плечи, в полном молчании: 4-5 шагов вперед, остановка, поворот направо, 2 шага назад, поворот налево, 5-6 шагов вперед и т. д. Затем ребенку развязыва-ют глаза и просят самостоятельно найти исходную точку маршрута и пройти его от начала до конца, вспоминая свои движения.
Вариант 2. Дети могут делать такие упражнения парами: один — «кукло-вод», другой — «кукла».
Вариант 3. Движения постепенно можно усложнять, увеличивая продол-жительность маршрута и включая ряд несложных физкультурных упраж-нений: наклонить «куклу», согнуть руки, заставить присесть, сделать пол-ный оборот через левое плечо и т. д.
В: Таким образом, ребенку надо помогать запоминать, его надо учить кон-тролировать правильность запоминания. Пожалуй, это является одним из главных условий успешной адаптации ребенка к школе, к учебной дея-тельности, к постоянным умственным нагрузкам. Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей детей старшего дошкольного возраста «Межличностные отношения детей дошкольного возраста в группе»
Общение и отношения с людьми является одной из основ человеческой жизни. Отношения с другими людьми зарождаются и развиваются в детском возрасте. От того, как сложатся отношения ребенка с первой в его...

Консультация для родителей детей младшей группы «Развитие речи детей раннего дошкольного возраста через общение и игру»
Консультация для родителей детей младшей группы «Развитие речи детей раннего дошкольного возраста через общение и игру»Игнатова Любовь «Именно в игре ребенок свободно владеет ре...

Консультация для родителей детей младшей группы «Развитие речи детей раннего дошкольного возраста через общение и игру»
Консультация для родителей детей младшей группы «Развитие речи детей раннего дошкольного возраста через общение и игру»...

Консультация для родителей детей старшей группы "Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста"
Это возраст активного развития физических и познавательных способностей ребенка, общения со сверстниками. Игра остается основным способом познания окружающего мира, хотя меняются ее формы и содержание...
Консультация для родителей детей старшего дошкольного возраста «Межличностные отношения детей дошкольного возраста в группе». Игры дома и в детском саду по пожарной безопасности.
Тема зарождения и становления межличностных отношений чрезвычайно актуальна. игры - соревнования по пожарной безопасности....

Консультация для родителей детей младшей группы «Развитие речи детей раннего дошкольного возраста через общение и игру»
laquo;Именно в игре ребенок свободно владеет речью,говорит то, что думает, а не то, что надо.Не поучать и обучать, а играть с ним,фантазировать, сочинять, придумывать— вот, что необходимо ...

