«Детское экспериментирование - как средство всестороннего развития старших дошкольников»
консультация (старшая группа)

Беляева Наталья Георгиевна

Современные дети живут и развиваются в эпоху информатизации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески. Ребёнок – дошкольник активно стремиться узнать об окружающем его мире как можно больше. Помочь ему в этом, направить и развить его познавательный интерес и активность – одна из задач «Программы воспитания и обучения в детском саду».

Для того, чтобы педагогический процесс был эффективным, в работе с детьми необходимо уделять большое внимание проведению наблюдений и экспериментов с объектами живой и неживой природы. В процессе экспериментирования ребенку необходимо ответить не только на вопрос как я это делаю, но и на вопросы почему я это делаю именно так, а не иначе, зачем я это делаю, что хочу узнать, что получить в результате. 

Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что оно дает детям реальное представление о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения, классификации, обобщения.

Нельзя не отметить положительного влияния экспериментов на эмоциональную сферу ребенка. На развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков и укрепление здоровья за счет повышения общего уровня двигательной активности. Полученные на занятиях результаты дошкольники многократно пытаются повторить самостоятельно в свободное время, используя освоенные ими приёмы и материал занятий, выставленный в уголке экспериментирования. Опыты сопровождаются у детей проговариванием и выдвижением множества гипотез – догадок, попытками предугадать ожидаемые результаты. Это сказывается на развитии речи, умении выстраивать сложные предложения, делать выводы. Многократное повторение опытов, что свойственно многим детям, вырабатывает у них определённый алгоритм действий, чёткость выполнения, аккуратность в работе (иначе эксперимент может не получиться). 
За использование этого метода обучения выступали такие классики педагогики, как Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, Ж.Ж.Руссо, К.Д. Ушинский и многие другие.
В настоящее время мы педагоги, являемся свидетелями того, как экспериментирование  прочно занимает свое место в дошкольном образовании. Главное достоинство экспериментальной деятельности заключается в том, что она дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта,  о его взаимоотношениях с окружающей средой и другими объектами.

В процессе экспериментальной деятельности  идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности, стимулировать развитие речи.

Нельзя не отметить положительного влияния экспериментов на:  

- эмоциональную сферу ребенка,

- на развитие творческих способностей,

- на формирование трудовых навыков.

Экспериментирование же проходит практически через все виды деятельности.

На зарядке ребенок экспериментирует со своим телом, выполняя упражнения.

На занятиях, например, на рисовании, знакомится со свойствами материалов (растворяемость красок и т.д.)

На приемах пищи задействуются вкусовые рецепторы, ребенок познает вкус приготовленных блюд.

Кроме этого существует еще и такой вид деятельности в детском саду, как работа в экспериментальном уголке.

Но нельзя чрезмерно увлекаться фиксированием результатов, требовать, чтобы ребенок всегда совершал только правильные действия, имел только правильную точку зрения. Следовательно, необходимо применять адекватные способы вовлечения детей в работу (например, дробление одной процедуры на несколько мелких действий, поручаемых разным детям).

Для организации эспериментальной  деятельности необходимы определенные условия:

- Составить тематический  план работы с детьми по экспериментальной деятельности.

- Организовать предметно - развивающую среду.

- Составить  картотеку  проведения опытов и экспериментов.

- Разработать  проекты совместно с родителями

- Разработать  методические пособия(книги, лепбуки и т.д.)

- Подобрать  дидактический материал.

Экспериментировать с детьми можно и в свободное время - в утреннее или вечернее время, между занятиями, на прогулках - со всей группой или в индивидуальной форме. В ходе экспериментальной деятельности  большое внимание в виде похвалы уделять закомплексованным, неуверенным в себе, детям, чей интерес к исследовательской  деятельности несколько снижен. Таким образом, активизировать их дальнейшее участие в совместной работе и постепенно развивать чувство самоутверждения. В результате такой совместной работы  дети становятся более смелыми, постепенно раскрывают свои естественные таланты: умение слушать, говорить, просто общаться.

При планировании эксперимента использовать  следующую последовательность действий работы с детьми:

- Создание проблемной ситуации.

- Целеполагание.

- Выдвижение гипотез.

- Проверка предположения.

- Если предположение подтвердилось: формулирование выводов (как получилось)

- Если предположение не подтвердилось: возникновение новой гипотезы, реализация ее в действии, подтверждение новой гипотезы, формулировка вывода (как получилось) формулирование выводов (как получилось).

Использовать  следующие способы фиксации результатов исследования:

1. Зарисовка опытов  в виде рисунков схем;

2. Составление рассказов (оформление лепбука);

3. Изготовление аппликаций  в виде коллажа.

В процессе  работы с детьми  по экспериментальной деятельности, обязательно будет видна динамика их развития:

- У детей появится интерес к экспериментированию.

- Ребята самостоятельно смогут подбирать материалы и  оборудование для экспериментов, усваивать элементарные правила проведения опытов.

- При проведении экспериментов у детей  расширяется кругозор, появляются свои предпочтения к обследуемым предметам.

- Желание проводить опыты самостоятельно, вне организованной образовательной деятельности.

- Дети могут объединяться в группы, пытаться самостоятельно планировать работу, использовать схемы и алгоритмы.  Воспитателю необходимо наблюдать за  деятельностью детей и в нужный момент оказывать  им посильную помощь.

- Материала усваивается детьми более прочно, ведь ребенок слышит, видит и делает сам.

- Повышается образовательная компетентность родителей в  исследовательской работе  с дошкольниками.

Чтобы повысить педагогическую грамотность родителей необходимо постоянно обновлять наглядную информацию по проведению исследовательской деятельности с детьми. Предлагать консультации по исследовательской деятельности дошкольников. Для поддержания интереса у детей к экспериментированию  рекомендовать родителям проводить  дома  эксперименты. А так же привлекать родителей к оформлению уголка экспериментирования в группе.

Наши дети взрослеют очень быстро, но самостоятельно и плодотворно жить они смогут, если мы сегодня поможем развиваться их способностям и талантам. Таким образом, хочется отметить, что в своей работе с детьми – дошкольниками мы руководствуемся мудрым советом: «Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги». 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Детское экспериментирование как средство всестороннего развития ребенка»

Из этой презентации вы узнаете. что такое эксперимент, какие виды экспериментов существуют, познакомитесь с формами и приемами экспериментирования, узнаете о достоинствах применения детского экспериме...

Мастер-класс «Детское экспериментирование как средство всестороннего развития детей».

Цель мастер-класса: распространение собственного педагогического опыта по организации экспериментальной деятельности в ДОО....

«Мультстудия , как средство всестороннего развития старших дошкольников»

Для детей в дошкольном возрасте большую роль играют мультфильмы. Через них они получают различные знания, учатся новому, отвечают себе на вопрос «что такое хорошо и что такое плохо?». С по...

«Детское экспериментирование как средство всестороннего развития дошкольников».

Мы рассмотрели все образовательные области кроме физического развития. Неужели экспериментирование может быть связано с ним?Двигательная деятельность – одна из наиболее любимых для детей дошколь...

Индивидуальный образовательный маршрут педагога «Геокэшинг – туристическая игра, как средство всестороннего развития старшего дошкольника» НА 2024 – 2025 УЧЕБНЫЙ ГОД.

Повышение своего профессионального мастерства и компетентности; создание копилки методического материала по теме самообразования для обучения педагогов ДОУ; создание условий для всестороннего развития...

Художественная литература как средство всестороннего развития старших дошкольников

Художественная литература как средство всестороннего развития старших дошкольников...