Памятка для родителей по развитию связной речи детей
консультация (старшая группа)
В памятке предлагаются игры на развитие различных речевых навыков
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 692.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Пожалуйста, развивайте связную речь Вашему ребенку. В повседневной жизни, при общении с ребенком, обращайте внимание на близких ребенку людей, их имена; на самого ребенка, части его тела; предметы быта, игрушки; на предметы, окружающие ребенка дома, во дворе, в саду, парке.
Взрослый должен произносить слова так, чтобы ребенок и слышал слово и видел, как его произносят, т. е. видел движение губ взрослого.
Выбирая в магазине книгу для своего ребенка, обратите внимание на иллюстрации. Они должны быть яркие, четкие, красочные. Это привлекает внимание, у ребенка возникает интерес и желание узнать, а что – же там написано?
Обязательно читайте ребенку! Желательно ежедневно.
Это научит ребенка слушать, быть усидчивым.
- Разберите новые, непонятные для него слова.
- Попросите пересказать понравившийся эпизод.
- Задавайте вопросы по содержанию текста, выслушивайте полные, а не односложные ответы.
- Рассмотрите вместе иллюстрации в книге и попросите рассказать, что на них изображено.
- Можно попросить нарисовать, что понравилось ребенку.
- Вовлекайте его в беседы.
- Поощряйте его попытки высказывать свою точку зрения, согласие или несогласие.
- Помогайте связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие рассказы и сказки.
- Не торопитесь все рассказывать сами. Дайте ребенку возможность самому рассказать. Не торопите его.
- Придумывайте свои концовки к сказкам
- Если ребенок торопиться высказать свои мысли или говорит тихо, напоминайте ему: говорить надо внятно, четко и не спеша.
- Не забывайте похвалить вашего малыша за любые, даже самые незначительные успехи, ваше доброе слово поможет ему справиться с любыми трудностями.
Помните - речь не передается по наследству. Ребенок перенимает опыт речевого развития от окружающих! Речь не является врожденной способностью человека, она формируется постепенно, вместе с развитием ребенка, под влиянием речи взрослого и в огромной степени зависит от достаточной речевой практики.
Учитывая большую загруженность родителей ежедневными домашними делами и накопленную к концу дня усталость, предлагаю игры на развитие различных речевых навыков:
Игра «Угадай, что у меня в сумке».
Ребенок должен задавать вопросы, чтобы угадать, что у вас в сумке. Съедобное или нет? Это фрукт? Это овощ? Это белое? Красное? Это твердое? Это круглое? Большое? Вкусное? Т.е. вопросы задаются по величине, по форме, по вкусу, по цвету предмета (можно назвать по материалу, из которого изготовлен какой-либо предмет).
Игра «Так бывает или нет?»
Дети должны заметить верное и неверное, потом сказать «Так бывает» или «Так не бывает» — доказать, что бывает и что не бывает. Например: «Летом, когда солнце ярко светило, мы с ребятами вышли на прогулку. Сделали из снега горку и стали кататься». Ребенок должен отметить: «Так не бывает. Летом снега нет». Другой вариант: «Наступила зима. Выпало много снега. Ребята оделись и вышли играть в снежки». Ответ ребенка «Так бывает. Зимой можно играть в снежки».
Игра «Угадай, что это».
Выбираете любой предмет, начинаете описывать этот предмет. Ребенок должен догадаться, о каком предмете вы говорите. «Оно несъедобное, интересное, бывает с картинками и без картинок». Оно небольшое, твердое, делается из бумаги. Имеет автора». «Другой предмет – съедобный, желтый, овальный, кислый…»
Игра «Скажи наоборот».
Если я скажу широкая, вы скажете – узкая. Если скажу жадный, вы скажите щедрый; грустный – веселый; доверчивый – подозрительный; бодрый – сонный; грубый – вежливый; пасмурный – ясный; сладкий – горький; здоровый – больной; небрежный – аккуратный; гладкий – шершавый.
Игра «Угощаю».
Давай вспомним вкусные слова и угостим друг друга. Ребенок называет «вкусное слово» и кладет вам в ладошку, затем Вы ему и «так до тех пор, пока все не съедите». Можно поиграть в «сладкие», «соленые», «горькие», «кислые» слова.
Игра «Добавлялки».
Подбирать подходящие слова. Например: я знаю точно адрес наш, и свой подъезд, и свой… (этаж)
Важно поморю плывет трехэтажный… (теплоход)
Мама вяжет длинный шарф, потому что сын… (жираф)
Игра «Узнай по описанию»
Узнавать предметы по описанию («Зелёная, кудрявая, белоствольная. Что это?» - берёза).
Очень полезно отгадывать загадки. И причем не просто отгадывать, но еще и уметь обосновывать отгадки вопросом: «Как ты догадался?».
И, конечно, не забывайте про мелкую моторику.
Руки и пальцы также помогают говорить. Пусть как можно больше вырезают, штрихуют, раскрашивают, пришивают пуговицы, плетут косы, распутывают нитки, собирают мозаику, пазлы, лепят.
Ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание и связная речь.
Именно в дошкольном детстве происходит активное усвоение разговорного языка, становление и развитие всех сторон речи - фонетической, лексической, грамматической.
Упущенные возможности этого развития в последующем не восполняются, поэтому необходимо своевременное речевое воспитание, включающее в себя развитие интереса, чуткости и любви к родному слову, стремления к точному его употреблению.
Играя со своими детьми, вы можете многого добиться. Так что, все в ваших руках.
Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение д/с №6 «Антошка» г. Павлово
Памятка
для родителей
по развитию связной речи детей
Составитель: Суханова С.В.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Памятка для родителей "Развитие связной речи"
"Развитие связной речи дошкольника"...

Памятка для родителей "Развитие связной речи детей дома" для детей старшего дошкольного возраста.
В данной памятке написано в какие игры можно поиграть с детьми дома по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста. Очень важно, проводя развивающие занятия с детьми 5...
Памятка для родителей "Развитие связной речи"
Памятка для родителей "Развитие связной речи"...
Памятка для родителей "Развитие связной речи в норме"
Памятка для родителей "Развитие связной речи в норме"...

памятка для родителей "Развитие связной речи дошкольника 5-6 лет"
Развитие связной речи дошкольника 5-6 летСвязная речь - смысловое развёрнутое высказывание, обеспечивающее общение и взаимопонимание людей. (А. М. Бородич)Значение связной речи бесценно. Прежде всего,...

Памятка для педагогов: «Развитие связной речи у дошкольников»
Памятка для педагогов: «Развитие связной речи у дошкольников»...





