Консультация для родителей «От звука к фразе. Как общаться с ребенком, чтобы поддержать речь?»
консультация (младшая группа)

Тарантова Светлана Викторовна

Консультация для родителей «От звука к фразе. Как общаться с ребенком, чтобы поддержать речь?»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей «От звука к фразе. Как общаться с ребенком, чтобы поддержать речь?»

Уважаемые родители!

Часто мы ждем от ребенка сложных фраз и чистого звукопроизношения, забывая, что речь — это сложная система, которая строится постепенно, как пирамида: от простого к сложному. Сегодня мы поговорим о простых, но очень эффективных стратегиях общения, которые вы можете использовать ежедневно. Эти приемы создают ту самую питательную среду, в которой речь ребенка расцветает.

Принцип 1: «Присоединяйся и комментируй»

Вместо того чтобы задавать много вопросов («Что это? Что ты делаешь?»), которые могут вызывать у ребенка стресс, старайтесь просто комментировать то, что происходит с ним и вокруг него. Станьте «голосом за кадром», который описывает действия и чувства.

· Как это работает? Вы видите, что ребенок строит башню из кубиков.

  · Вместо: «Что ты строишь? Сколько кубиков? Какого цвета?»

  · Попробуйте: «Ух ты, какая высокая башня у тебя получается! Синий кубик на красном. Еще выше! Ой, упала... Бах! Ну ничего, сейчас снова построим».

· В чем польза? Ребенок слышит грамотную, плавную речь, обогащенную прилагательными, глаголами и наречиями. Он не чувствует давления, чтобы немедленно дать ответ, и усваивает новые слова и конструкции естественно.

Принцип 2: «Расширяй и дополняй»

Это золотое правило! Вы не исправляете ребенка, а просто грамотно повторяете его мысль, добавляя 1-2 слова.

· Как это работает? Ребенок показывает на машину: «Би-бип!»

  · Вместо: «Не «би-бип», а «машина». Скажи «машина».

  · Попробуйте: «Да, это большая синяя машина! Она гудит «би-бип!».

· Ребенок говорит: «Сока!»

  · Вместо: «Скажи: «Дай сок, пожалуйста».

  · Попробуйте: «Ты хочешь яблочный сок? Сейчас налью тебе сок».

· В чем польза? Ребенок не слышит критики в свой адрес, его не поправляют и не перебивают. При этом он слышит правильный, полный вариант того, что хотел сказать, и в следующий раз, возможно, использует больше слов.

Принцип 3: «Давай выбор и немного подожди»

Предоставление выбора — мощный стимул для коммуникации. А пауза после вашего вопроса дает ребенку время обработать информацию и сформулировать ответ.

· Как это работает?

  · Вместо: «Что ты будешь пить?»

  · Попробуйте: «Ты будешь молоко или сок?» (и покажите оба варианта).

  · Обязательно сделайте паузу. Посчитайте про себя до 10. Дайте ребенку время сообразить и ответить (жестом, словом или фразой).

· В чем польза? Вопрос с выбором проще для ответа, чем открытый. Пауза учит терпению и дает ребенку понять, что его ответ ждут и он важен.

Принцип 4: «Будь на уровне»

Во время игры или разговора опуститесь на уровень глаз ребенка (сядьте на корточки, на пол). Это простое действие имеет огромное психологическое значение.

· Как это работает? Вы не «нависаете» над ним, а находитесь с ним в одном пространстве.

· В чем польза? Это создает ощущение безопасности, доверия и контакта «на равных». Ребенку легче сфокусироваться на вашем лице, увидеть артикуляцию, и он чувствует, что вы полностью включены в общение с ним.

Принцип 5: «Читайте, но правильно!»

Не просто читайте текст, а обсуждайте картинки, придумывайте свои истории, задавайте простые вопросы по ходу дела.

· Как это работает? Откройте книжку с картинками.

  · Вместо: Быстро прочитать весь текст.

  · Попробуйте: «Ой, смотри, кто это прячется за деревом? А как ты думаешь, почему зайчик грустный? Ой, а что это у него там? Посчитаем, сколько у него грибов в корзинке?»

· В чем польза? Такое «активное» чтение развивает словарь, воображение, умение строить предположения и вести диалог гораздо лучше, чем пассивное прослушивание.

Запомните: Ваша цель — не дрессировка, а вовлеченное, эмоционально насыщенное общение. Вы — не строгий экзаменатор, а самый главный и интересный собеседник. Когда ребенку есть ради чего говорить (чтобы поделиться с вами эмоцией, получить что-то желаемое, вместе посмеяться), его речевая мотивация взлетает до небес!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

консультация для родителей " Автоматизация звуков, взаимосвязь в работе: логопед-ребенок- родители".

В данной консультации показана важность и необходимость тесного сотрудничества специалиста - логопеда и родителей  на этапе автоматизации  поставленных звуков у ребенка. Даны рекомендации и ...

Консультация для родителей на тему : "Умеете ли вы общаться с вашим ребенком".

Представляю вашему внимания консультацию для родителей на тему : "Умеете ли вы общаться с вашим ребенком". В данной консультации описаны правила и приемы общения родителей с детьми. Консульт...

Как общаться с ребенком, чтобы он заговорил?

Общение бывает как вербальное, т.е. с использованием речи, так и невербальное, например, с помощью прикосновений. Мы опишем разные типы коммуникации, способствующие развитию речевой активности и поним...

Консультация для родителей на тему «Умеете ли вы общаться с вашим ребенком?»

Консультация для родителейна тему «Умеете ли вы общаться с вашим ребенком?»...

Консультация для родителей по ЗОЖ «Какие добавить витамины в питание ребенка осенью» Как готовить овощи, чтобы сохранить витамины

Консультация для родителей по ЗОЖ «Какие добавить витамины в питание ребенка осенью»Как готовить овощи, чтобы сохранить витамины...