Консультация для родителей "Учим предлоги, играя"
консультация (старшая группа)

Консультация для родителей «Учим предлоги, играя»

           Чтобы речь ребёнка была грамматически правильной, нужно помочь ему освоить предлоги. В речи ребёнка предлоги появляются позже других частей речи. Предлоги появляются позже всех знаменательных частей речи. По мере развития ребенка в его речи появляется все больше предлогов.

          По А. Н. Гвоздеву, отмечается следующая последовательность усвоения предлогов в онтогенезе: В, НА, ПОД, НАД, ИЗ, ОКОЛО, ЗА, У, С, ИЗ, ПЕРЕД, МЕЖДУ, ПО, К, ДО и др. При нормальном развитии в речи 6-летнего ребенка 21 предлог.  У ребёнка с О.Н.Р. наблюдается та же последовательность в усвоении речи, что и у нормально развивающихся сверстников, но в более растянутые сроки.

         Нарушение предложно-падежных конструкций проявляется в виде следующих ошибок:

• пропуск или замена предлогов;

• замена одной предложно-падежной конструкции другой;

• неправильное употребление падежного окончания существительного;

• неправильное употребление, как предлога, так и падежного окончания.

         Поэтому необходима целенаправленная, систематическая работа по преодолению этих ошибок у детей, как со стороны педагогов, так и со стороны родителей. Прежде всего, важно помочь ребёнку усвоить смысловое значение каждого предлога (так называемого «маленького слова»), так как только при этом условии он сможет правильно употребить их в своей речи.

         Предлоги делятся на группы:
1. Предлоги: в, на, под, за, около – по местонахождению предметов или объектов в пространстве.
2. Предлоги: по, от, вокруг, к, в, из – направление действия предметов или объектов.
3. Предлоги: по, между с, перед, перед, за – взаимное расположение предметов относительно друг друга.
4. Предлог: у – наличие какого-либо свойства у предмета или объекта.
5. Предлоги: для, о, об – направление действия на предмет или объект.
6. Сложные предлоги: из — за, из — под.   

        Необходимо постепенно объяснять ребёнку, что обозначают предлоги:

НА – это значит на поверхности чего-то (на столе)

В – это означает внутри чего-то (в столе)

ПОД – внизу под чем-то (под столом)

НАД – вверху над чем-то, как бы в воздухе (над столом)

ОКОЛО – рядом с чем-то (со столом)

ЗА – как бы спрятано позади чего-то (позади стола)

ПЕРЕД – впереди чего-то (впереди стола)

 

Значение каждого предлога объясняется отдельно, причём объяснение обязательно сопровождается наглядным и неоднократным показом на конкретных предметах. Например, объяснив ребёнку значение предлога НА, взрослый говорит: «Вот смотри, я кладу книгу НА стол, а теперь кладу её НА шкаф (совершает соответствующие действия).

После объяснения ребёнку имеющихся в схеме условных обозначений её можно использовать в упражнениях. Взрослый показывает ребёнку картинку и называет, что на них изображено, а ребёнок должен показать ту схему, которая соответствует значению употреблённого взрослым предлога.

Примеры «оречевления» картинок:

•Чайка летит над водой.

•Белка сидит в дупле.

•Птица сидит на ветке.

•Мяч лежит под деревом.

Постепенно в упражнения необходимо включать разные предлоги. Например, ребёнку предлагается ответить на вопрос о том, с чем можно пить чай.

Помогут картинки, которые «оречевляются» следующим образом:

•Чай можно пить с конфетами

•С сахаром

•С лимоном

•С вареньем

 

           Значительную помощь при обучении детей грамотному использованию предлогов в устной, а в последующем и в письменной речи, Вам окажут игры:

 

   Игра «Где лежит игрушка?» - эта игра учит ребенка понимать значение предлогов - НА, В, ПОД, ОКОЛО.

Берем коробку с крышкой, ставим ее на стол, а рядом кладем мелкие предметы или игрушки. Начинаем раскладывать игрушки в разные места: одну – в коробку, другую – под коробку, следующие – на коробку и около коробки.

Выполняя действия, сопровождаем их соответствующими словами: «Вот кубик. Я кладу кубик в коробку. Где теперь кубик? В коробке. А это карточка. Я кладу карточку под коробку. Где теперь карточка? Под коробкой». И т. д.

После показа действий с предметами и комментирования предлагаем малышу выполнить просьбу: «Положи линейку под коробку. Положи машинку на коробку». И т. д.

Игра «Куда села бабочка?» - игра направлена на закрепление навыка правильного употребления предлога - НА.

Держим в руке игрушечную бабочку или ее изображение и перемещаем еѐ на различные предметы, спрашивая у ребенка: «Куда села бабочка?». Например, на стул, на подоконник, на стену, на штору, на тумбочку и т. д.

Котёнок и собака

Выбирается водящий. Это взрослый или старший ребенок (5 лет и более). Он играет роль собачки. Все участники игры одну ладонь складывают в кулачок. Это домик для котенка. Неважно, какая рука будет изображать домик – правая или левая.

Показываем указательный палец другой руки. Это котенок. Котенок маленький, он любит прыгать.

Вот он прыгнул на домик (указательный пальчик ставим на кулачок).

Под домик (указательный пальчик поставить под домик).

Бегает около домика (указательный пальчик около кулачка).

Вдруг прибежала собака и залаяла «Гав-гав-гав». Котенок – прыг и в домик! (указательный пальчик нужно быстро спрятать в кулачок, пока собачка за него не ухватилась).

Собачка – ведущий старается поймать котенка или котят, если играют несколько человек. Если ведущий поймал пальчик-котенка, то они меняются ролями в следующей игре.

В дальнейшем команды водящего в игре звучат так: на домик, под домик, около домика, в домик. На команду «в домик» надо быстро спрятать свой пальчик.

Игра с мячом - эта игра направлена на закрепление навыка правильного употребления предлога - С.

Бросаем мяч малышу и спрашиваем: «С чем пьют чай?» Ребенок отвечает и бросает мяч обратно:

«С сахаром».

«С чем делают блинчики?» (С творогом).

«С кем ты дружишь?» (С Сашей).

«С кем ты ходил на прогулку?» (С братом). И т.д.

Игра «Прятки»

Прячем игрушки в разных местах, чтобы ребенок не видел этого. Предлагаем ему угадать, куда мы положили игрушку, задавая вопросы-подсказки, в которых есть предлог: «Может я спрятала в шкаф?», «Может я спртала под стол?» и т.д.

Затем прячет ребенок и уже взрослый задает вопросы, содержащий предлог. Например, «Ты спрятала мяч за штору?», «Ты закатила мяч под кровать?» и т.д.

 

Игра «Что мы делали, не скажем…»

Взрослый изображает какое-то действие с задуманным предлогом, ребёнок составляет предложение по демонстрируемым действиям. Например: Мама вышла за дверь. Папа положил газету на стол. Бабушка налила чай в чашку и т.д.

Игра «Сделай, не ошибись»

Взрослый предлагает ребёнку выполнить задание и ответить на вопросы. Используются предлоги, обозначающие пространственные отношения (выше, ниже, слева, справа, между, перед, сзади и др.)

Поставь книгу на полку. Куда поставил книгу? Где она стоит? Положи мяч справа от куклы. Куда ты положил мяч? Где она лежит?

Игра «Скажи наоборот»

(закрепление дифференциации предлогов, обозначающих направление движения: В – ИЗ, НА – С, К – ОТ).

Взрослый называет предложение и предлагает ребёнку сказать наоборот.

Мальчик положил мяч в коробку. – Мальчик достал мяч из коробки.

Девочка налила воду в кувшин. - …

Мама положила яблоки на стол. - ...

Машина подъехала к магазину. - …

«Найди ошибку»
Предложите ребенку найти, какие ошибки допустил Незнайка. Придумывая
предложения с ошибками. Дополняйте эти сложные для ребенка случаи
употребления предлогов просто веселыми и легкими примерами, чтобы ребенку
нравилось играть в эту речевую игру и чтобы посмеяться вместе с ним. Например,
Мы пошли до магазина (мы пошли в магазин)
- Я сорвал яблоко над дерева. (я сорвал яблоко с дерева)
- Птенчики выпали от гнезда. (птенчики выпали из гнезда)

- Я возьму игрушку у шкафа. (я возьму игрушку из шкафа)
- Кошка прыгнула от стула. (кошка прыгнула со стула) и т. д.

Что изменилось? (предлоги в, на, под, около)

Поставьте пять игрушек на стол. Например, мишку посадите на игрушечную машину, зайку – в кабину машины, куклу и лису – около машины, лягушку — под машину.

Предложите ребенку запомнить, кто где находится. Затем попросите малыша отвернуться и закрыть глаза (можно завязать повязку на глаза). Поменяйте две игрушки местами. Развяжите глаза и предложите малышу догадаться, что изменилось. «Мишка сидел на машине, а теперь сидит под машиной». А лягушка сидела под машиной, а теперь запрыгнула на машину». Похвалите ребенка: «Как ты быстро догадался! Ну раз догадался – теперь твоя очередь мне загадку загадывать.

Теперь уже Вы закрываете глаза, ребенок меняет игрушки местами. А Вы отгадываете, что изменилось.

 Выполняя задания с предлогами произносить их нужно отдельно от идущего за ними слова, выделяя при помощи интонации и силы голоса.  Также необходимо следить за тем, чтобы и ребенок произносил предлоги раздельно.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей «Учим предлоги, играя»

           Чтобы речь ребёнка была грамматически правильной, нужно помочь ему освоить предлоги. В речи ребёнка предлоги появляются позже других частей речи. Предлоги появляются позже всех знаменательных частей речи. По мере развития ребенка в его речи появляется все больше предлогов.

          По А. Н. Гвоздеву, отмечается следующая последовательность усвоения предлогов в онтогенезе: В, НА, ПОД, НАД, ИЗ, ОКОЛО, ЗА, У, С, ИЗ, ПЕРЕД, МЕЖДУ, ПО, К, ДО и др. При нормальном развитии в речи 6-летнего ребенка 21 предлог.  У ребёнка с О.Н.Р. наблюдается та же последовательность в усвоении речи, что и у нормально развивающихся сверстников, но в более растянутые сроки.

         Нарушение предложно-падежных конструкций проявляется в виде следующих ошибок:

• пропуск или замена предлогов;

• замена одной предложно-падежной конструкции другой;

• неправильное употребление падежного окончания существительного;

• неправильное употребление, как предлога, так и падежного окончания.

         Поэтому необходима целенаправленная, систематическая работа по преодолению этих ошибок у детей, как со стороны педагогов, так и со стороны родителей. Прежде всего, важно помочь ребёнку усвоить смысловое значение каждого предлога (так называемого «маленького слова»), так как только при этом условии он сможет правильно употребить их в своей речи.

         Предлоги делятся на группы:
1. Предлоги: в, на, под, за, около – по местонахождению предметов или объектов в пространстве.
2. Предлоги: по, от, вокруг, к, в, из – направление действия предметов или объектов.
3. Предлоги: по, между с, перед, перед, за – взаимное расположение предметов относительно друг друга.
4. Предлог: у – наличие какого-либо свойства у предмета или объекта.
5. Предлоги: для, о, об – направление действия на предмет или объект.
6. Сложные предлоги: из — за, из — под.   

        Необходимо постепенно объяснять ребёнку, что обозначают предлоги:

НА – это значит на поверхности чего-то (на столе)

В – это означает внутри чего-то (в столе)

ПОД – внизу под чем-то (под столом)

НАД – вверху над чем-то, как бы в воздухе (над столом)

ОКОЛО – рядом с чем-то (со столом)

ЗА – как бы спрятано позади чего-то (позади стола)

ПЕРЕД – впереди чего-то (впереди стола)

Значение каждого предлога объясняется отдельно, причём объяснение обязательно сопровождается наглядным и неоднократным показом на конкретных предметах. Например, объяснив ребёнку значение предлога НА, взрослый говорит: «Вот смотри, я кладу книгу НА стол, а теперь кладу её НА шкаф (совершает соответствующие действия).

После объяснения ребёнку имеющихся в схеме условных обозначений её можно использовать в упражнениях. Взрослый показывает ребёнку картинку и называет, что на них изображено, а ребёнок должен показать ту схему, которая соответствует значению употреблённого взрослым предлога.

Примеры «оречевления» картинок:

•Чайка летит над водой.

•Белка сидит в дупле.

•Птица сидит на ветке.

•Мяч лежит под деревом.

Постепенно в упражнения необходимо включать разные предлоги. Например, ребёнку предлагается ответить на вопрос о том, с чем можно пить чай.

Помогут картинки, которые «оречевляются» следующим образом:

•Чай можно пить с конфетами

•С сахаром

•С лимоном

•С вареньем

           Значительную помощь при обучении детей грамотному использованию предлогов в устной, а в последующем и в письменной речи, Вам окажут игры:

   Игра «Где лежит игрушка?» - эта игра учит ребенка понимать значение предлогов - НА, В, ПОД, ОКОЛО.

Берем коробку с крышкой, ставим ее на стол, а рядом кладем мелкие предметы или игрушки. Начинаем раскладывать игрушки в разные места: одну – в коробку, другую – под коробку, следующие – на коробку и около коробки.

Выполняя действия, сопровождаем их соответствующими словами: «Вот кубик. Я кладу кубик в коробку. Где теперь кубик? В коробке. А это карточка. Я кладу карточку под коробку. Где теперь карточка? Под коробкой». И т. д.

После показа действий с предметами и комментирования предлагаем малышу выполнить просьбу: «Положи линейку под коробку. Положи машинку на коробку». И т. д.

Игра «Куда села бабочка?» - игра направлена на закрепление навыка правильного употребления предлога - НА.

Держим в руке игрушечную бабочку или ее изображение и перемещаем еѐ на различные предметы, спрашивая у ребенка: «Куда села бабочка?». Например, на стул, на подоконник, на стену, на штору, на тумбочку и т. д.

Котёнок и собака

Выбирается водящий. Это взрослый или старший ребенок (5 лет и более). Он играет роль собачки. Все участники игры одну ладонь складывают в кулачок. Это домик для котенка. Неважно, какая рука будет изображать домик – правая или левая.

Показываем указательный палец другой руки. Это котенок. Котенок маленький, он любит прыгать.

Вот он прыгнул на домик (указательный пальчик ставим на кулачок).

Под домик (указательный пальчик поставить под домик).

Бегает около домика (указательный пальчик около кулачка).

Вдруг прибежала собака и залаяла «Гав-гав-гав». Котенок – прыг и в домик! (указательный пальчик нужно быстро спрятать в кулачок, пока собачка за него не ухватилась).

Собачка – ведущий старается поймать котенка или котят, если играют несколько человек. Если ведущий поймал пальчик-котенка, то они меняются ролями в следующей игре.

В дальнейшем команды водящего в игре звучат так: на домик, под домик, около домика, в домик. На команду «в домик» надо быстро спрятать свой пальчик.

Игра с мячом - эта игра направлена на закрепление навыка правильного употребления предлога - С.

Бросаем мяч малышу и спрашиваем: «С чем пьют чай?» Ребенок отвечает и бросает мяч обратно:

«С сахаром».

«С чем делают блинчики?» (С творогом).

«С кем ты дружишь?» (С Сашей).

«С кем ты ходил на прогулку?» (С братом). И т.д.

Игра «Прятки»

Прячем игрушки в разных местах, чтобы ребенок не видел этого. Предлагаем ему угадать, куда мы положили игрушку, задавая вопросы-подсказки, в которых есть предлог: «Может я спрятала в шкаф?», «Может я спртала под стол?» и т.д.

Затем прячет ребенок и уже взрослый задает вопросы, содержащий предлог. Например, «Ты спрятала мяч за штору?», «Ты закатила мяч под кровать?» и т.д.

 

Игра «Что мы делали, не скажем…»

Взрослый изображает какое-то действие с задуманным предлогом, ребёнок составляет предложение по демонстрируемым действиям. Например: Мама вышла за дверь. Папа положил газету на стол. Бабушка налила чай в чашку и т.д.

Игра «Сделай, не ошибись»

Взрослый предлагает ребёнку выполнить задание и ответить на вопросы. Используются предлоги, обозначающие пространственные отношения (выше, ниже, слева, справа, между, перед, сзади и др.)

Поставь книгу на полку. Куда поставил книгу? Где она стоит? Положи мяч справа от куклы. Куда ты положил мяч? Где она лежит?

Игра «Скажи наоборот»

(закрепление дифференциации предлогов, обозначающих направление движения: В – ИЗ, НА – С, К – ОТ).

Взрослый называет предложение и предлагает ребёнку сказать наоборот.

Мальчик положил мяч в коробку. – Мальчик достал мяч из коробки.

Девочка налила воду в кувшин. - …

Мама положила яблоки на стол. - ...

Машина подъехала к магазину. - …

«Найди ошибку»
Предложите ребенку найти, какие ошибки допустил Незнайка. Придумывая
предложения с ошибками. Дополняйте эти сложные для ребенка случаи
употребления предлогов просто веселыми и легкими примерами, чтобы ребенку
нравилось играть в эту речевую игру и чтобы посмеяться вместе с ним. Например,
Мы пошли до магазина (мы пошли в магазин)
- Я сорвал яблоко над дерева. (я сорвал яблоко с дерева)
- Птенчики выпали от гнезда. (птенчики выпали из гнезда)

- Я возьму игрушку у шкафа. (я возьму игрушку из шкафа)
- Кошка прыгнула от стула. (кошка прыгнула со стула) и т. д.

Что изменилось? (предлоги в, на, под, около)

Поставьте пять игрушек на стол. Например, мишку посадите на игрушечную машину, зайку – в кабину машины, куклу и лису – около машины, лягушку — под машину.

Предложите ребенку запомнить, кто где находится. Затем попросите малыша отвернуться и закрыть глаза (можно завязать повязку на глаза). Поменяйте две игрушки местами. Развяжите глаза и предложите малышу догадаться, что изменилось. «Мишка сидел на машине, а теперь сидит под машиной». А лягушка сидела под машиной, а теперь запрыгнула на машину». Похвалите ребенка: «Как ты быстро догадался! Ну раз догадался – теперь твоя очередь мне загадку загадывать.

Теперь уже Вы закрываете глаза, ребенок меняет игрушки местами. А Вы отгадываете, что изменилось.

 Выполняя задания с предлогами произносить их нужно отдельно от идущего за ними слова, выделяя при помощи интонации и силы голоса.  Также необходимо следить за тем, чтобы и ребенок произносил предлоги раздельно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Учим предлоги, играя"

     Чтобы речь ребѐнка была грамматически правильной, нужно помочь ему освоить предлоги.  Эта консультация поможет вам  в этом....

Консультация для родителей Учим предлоги, играя

Чтобы речь ребѐнка была грамматически правильной, нужно помочь ему освоить предлоги. В речи ребѐнка предлоги появляются позже других частей речи. На первых порах дети употребляют предлоги неправ...

Консультация для родителей "Учим предлоги, играя!"

Чтобы речь ребёнка была грамматически правильной, нужно помочь ему освоить предлоги. В речи ребёнка предлоги появляются позже других частей речи. На первых п...

Консультация для родителей "Учим предлоги, играя"

Учим предлоги, играяЧтобы речь ребѐнка была грамматически правильной, нужно помочь ему освоить предлоги. В речи ребѐнка предлоги появляются позже других частей речи. На первых порах дети употребляют п...

Консультация для родителей "Учим предлоги, играя"

Чтобы речь ребёнка была грамматически правильной, нужно помочь ему освоить предлоги. В речи ребёнка предлоги появляются позже других частей речи. Поскольку игровая деятельность является ведущей для де...

Консультация "Учим предлоги, играя"

laquo;Учим предлоги, играя» Чтобы речь ребёнка была грамматически правильной, нужно помочь ему освоить предлоги. В речи ребёнка предлоги появляются позже других частей речи. На первых порах дет...

Консультация "Учим предлоги играя"

В речи ребёнка предлоги появляются позже других частей речи. В первое время дети либо пропускают предлоги, либо употребляют их правильно. Чтобы речь ребёнка была грамматически правильной, нужно помога...